В конце февраля команда К2Тех посетила крупнейшую в мире выставку-конференцию по связи MWC Barcelona 2024. Хочу поделиться нашими впечатлениями и далеко идущими мыслями. Заместят ли китайцы весь импорт, что мешает взлететь авиамаршрутке и кто управлял умными выставочными робо-собаками на самом деле - читайте под катом.
Экспансия китайских вендоров
Первое, на что мы обратили внимание - обилие китайских брендов. Китайцы были в каждом из 9 павильонов. Их стенды занимали больше места, чем другие страны. А Huawei вообще разместился в отдельном павильоне, где занял почти всю площадь.
Помимо крупных известных вендоров мы увидели массу небольших, о которых раньше не слышали. Я думаю, для этого есть две причины. Во-первых, многие вендоры раньше работали исключительно на китайском рынке. Возможно, внутренний рынок стал для них тесен, и теперь они выходят на глобальный. Во-вторых, часть этих компаний появились буквально только что. Китайцы создают OEM-версии своих продуктов специально под экспорт и на лету открывают компании для их представительства на глобальном рынке. Из-за того, что небольшим вендорам сложно всё это провернуть в одиночку, под одним зонтичным экспортным брендом иногда продвигается OEM-продукция сразу нескольких компаний. Так что на китайском рынке есть любопытная ниша компаний-дистрибуторов, специализирующихся на выводе клиентов на глобальный рынок.
Китайские вендоры, которые приехали на конференцию, хотят выходить на мировые рынки. Они производят практически любое оборудование, но ещё не научились предоставлять консалтинговые услуги. Эту нишу на конференции закрывали европейцы и американцы.
Искусственный интеллект как красивая обёртка
Хотя тема ИИ не особо нова, он фигурировал практически на всех стендах. Если верить описаниям компаний, то практически любой продукт на выставке был либо сделан с помощью ИИ, либо работает с его помощью.
Однако несмотря на ажиотаж вокруг ИИ, на выставке мы не увидели ни одного кейса его применения, который бы поразил нас новизной. 3D-очки и дополненная реальность — всё это уже было. Велосипед с ИИ, который общается с облаком и что-то рекомендует — ну такое. Похожее ощущение лет 6-7 назад было от 5G: о нём все говорили, но было непонятно, как его будут практически применять. И это при том, что за последние 2 года произошел такой масштабный прорыв в технологиях больших языковых моделей (LLM). Мы ожидали увидеть на выставке что-то качественно новое.
Единственное яркое следствие этого ажиотажа вокруг ИИ — присутствие на конференции карт NVIDIA почти в любом сервере. Кажется, у NVIDIA даже не было отдельных стендов — они были везде и все про них и так знали.
Любопытный тренд — регуляторы во всём мире движутся в сторону отказа от глобализации доступа к обучающим данным. Каждая страна, союз стран будет накапливать знания отдельно, обучать модели у себя внутри. Регуляторы будут вводить правила, ограничивающие и контролирующие обучение «чужих» ML-моделей на «своих» данных.
В России с внедрением новых мировых практик использования ИИ сложно. Для этого нужны видеокарты, а главный их производитель, NVIDIA, в Россию не поставляет. Имеющееся оборудование будет производить расчёты медленнее, а чтобы объединять вычислительные мощности в гриды, опять-таки нужен специализированный софт, который сейчас на Россию не лицензируется. Решение этой проблемы ещё предстоит найти, и развитие ИИ в России, видимо, будет идти своим независимым путём.
5G созрел для применения
В отличие от ИИ, технология 5G дошла до фазы активного внедрения, на рынке появляется всё больше способов её применения.
Если вы любите цифры, то вот:
5G доступна в более чем 100 странах мира.
К 2030 году объём мобильного трафика вырастет в 4 раза.
К 2030 году доля 5G среди мобильных соединений вырастет с 20 до 56%, а доля 4G упадёт с 60 до 35%.
Развитие 5G и беспроводной инфраструктуры вообще глубоко сопряжено с внедрением ИИ-решений и IoT. Мощный беспроводной канал позволяет дотащить ИИ из облака до конечных устройств. Причем по сравнению с LTE, устройства 5G потребляют гораздо меньше энергии (например, в технологии RedCap), что удешевляет беспроводные IoT-решения и их эксплуатацию. К 2030 году число мобильных соединений IoT вырастет с 3,5 млрд до 5,8 млрд. Рост возможностей по передаче мобильного трафика гармонично дополняется развитием технологий краевых вычислений.
На конференции был представлен летающий транспорт, от личного до авиамаршруток. Во время конференции вышла новость, что крупнейший оператор связи в США договорился с регулятором о бесшовном роуминге для передачи данных, разработанном специально под новый авиатранспорт. Вопреки всему, что мы знаем из кино «Назад в будущее», летающие машины будут полностью автоматизированными. А для этого нужен бесшовный 5G, который будет обслуживать IoT-оборудование и ИИ на борту.
Развитие мобильных сетей подкрепляется разработкой технологий для построения высокоскоростных, надёжных и энергоэффективных оптоволоконных сетей. На эту тему был доклад про новые оптические волокна DNANF (Double Nested Antiresonant Nodeless Fiber) , которые прокачивают оптику, делают гирокомпасы более точными и так далее, вплоть до космических кораблей, бороздящих просторы вселенной.
В текущей ситуации с появлением 5G в России сложно. Дело не только в доступности оборудования и даже не в разработке очень сложного софта. Частоты под 5G находятся в ведении государственных структур. Чтобы сделать их доступными для коммерческого использования, требуются большие изменения в регуляции. Однако для локальных рынков перепрыгивать технологии — нормально. Например, США пропустили внедрение LTE и с 3G перейдут сразу на 5G. Так что если в России не внедрят 5G, будем ждать следующего поколения беспроводной связи.
Сокращение энергозатратности всего
Все чаще на стендах встречается информация о пониженной энергозатратности оборудования в серверном, телеком-сегменте, АСУ ТП. Рынок идет в сторону снижения энергоемкости оборудования и целых ЦОДов.
К примеру, на стенде производителей Raspberry Pi, мы увидели Compute blade, одно-двухъюнитовые серверы, которые они теперь активно продвигают. Они менее энергозатратны, недороги и выделяют гораздо меньше тепла.
Транспорт как гаджеты
Бренды, которые мы привыкли видеть как производителей гаджетов, теперь выпускают автопилотируемые машины, электрокары, пассажирские квадрокоптеры и тому подобное. Средства передвижения — теперь тоже IT-продукты.
Конечно, это появилось не сейчас. Уже несколько лет назад Mercedes и Swatch сделали машину Smart, Маск сделал Tesla, а Apple собрались выпускать свой электромобиль без руля и педалей. Но именно на этой выставке к результатам этого тренда можно было прикоснуться руками.
Правда, про сроки запуска тех же пассажирских квадрокоптеров в массовое и производство и эксплуатацию пока загадывать сложно. На выставке можно было убедиться, что распространение автопилотируемого и летающего транспорта больше не упирается в технологии. И следующий «босс», которого надо пройти — это регулятор. К примеру, беспилотный транспорт ездит только по югу Москвы и не заезжает в остальную её часть именно из-за особенностей регуляции. Аналогичная ситуация во всём мире. Там, где можно летать вертолетам, пассажирским квадрокоптерам пока что нельзя. Пора браться за дело юристам.
Выводы
Резюмирую, что нам бросилось в глаза на выставке:
Фантастическая экспансия китайских вендоров.
На уровне индустрии связи ИИ — пока что тренд скорее маркетинговый. В области применения ИИ для связи ничего прорывного мы не увидели.
Мобильная связь поколения 5G — активно внедряемая технология, которая повлияет на все технологические индустрии.
На уровне оборудования выделяется тренд снижения энергозатрат и развитие нового поколения высокоскоростных оптических сетей.
Транспорт теперь производят компании, к которым мы привыкли как к производителям гаджетов.
И хотя нельзя рассчитывать, что все эти технологии мы увидим в России в ближайшее время в том виде, в каком они были представлены на выставке, мы не теряем оптимизма.
Ну и расскажите в комментариях, каких вы ожидаете изменений на рынке связи в ближайшие несколько лет.