Недавно американский регулятор модифицировал стандарт широкополосного доступа. Теперь он ввел специальную маркировку для тарифных сеток операторов, чтобы повысить прозрачность услуг. В то же время отдельные муниципалитеты поддерживают местных провайдеров и формируют собственную интернет-инфраструктуру, привлекая общественное финансирование — обсуждаем главное.

Фотография: Nadine Marfurt / Unsplash.com
Фотография: Nadine Marfurt / Unsplash.com

К разговору о стандартах

В марте Федеральная комиссия по связи США (FCC) повысила стандарт широкополосной связи до 100 и 25 Мбит/с для загрузки и отдачи данных соответственно. До этого значения были зафиксированы на уровне 25 и 3 Мбит/с. Решению предшествовала продолжительная дискуссия. Сторонники увеличения стандарта отмечали, что новая норма подтолкнет провайдеров к развитию интернет-инфраструктуры за счет государственных субсидий на строительство сетей. При этом обновление стандарта будет носить формальный характер, так как услуги большинства провайдеров уже ему соответствуют. Только за прошедший год средняя скорость загрузки в США выросла с 200 до 250 Мбит/с.

Критики инициативы утверждают, что изменение стандарта не приведет к улучшению качества интернет-подключения в отдалённых регионах. В них часто недоступно оптоволокно, и пользователям приходится платить за более дорогую и медленную мобильную и спутниковую связь — или их аналоги. И провайдеры в первую очередь пойдут обновлять более развитые городские районы — для них это будет дешевле, выгоднее и быстрее. 

Противники реформы также заявили, что ужесточенные требования к провайдерам заставят тех повысить не только качество услуг, но и цены для клиентов. При этом многим большая скорость загрузки просто не нужна — ведь для их целей хватает и старых параметров в 25 и 3 Мбит/с.

В то же время некоторые специалисты отмечают, что FCC игнорирует популярность альтернатив оптоволокна, к числу которых относится, например, услуга фиксированного беспроводного доступа (FWA). Последняя используется в удалённых и труднодоступных районах с низкой плотностью населения. В рамках FWA операторы прокладывают оптику до ретрансляторов, с которых сеть «раздаётся» на клиентские роутеры без проводов. Новая норма не затронула этот вид связи, поэтому сложно говорить о развитии качества подключения в его контексте.

Взять ситуацию в свои руки

Из-за сложных отношений с крупными операторами связи, всё больше муниципалитетов выбирает путь развития «общественного» интернета. Небольшие операторы получают инвестиции от бизнеса и властей, а в работу включаются независимые компании, специализирующиеся на прокладке оптоволокна. 

Так, долгое время американский Кливленд испытывал проблемы с качеством подключения. Всему виной финансовое положение населения и дуополия на рынке интернет-услуг. Осенью прошлого года власти анонсировали строительство собственной оптоволоконной сети. Частная организация согласилась инвестировать $500 млн в строительство соответствующей инфраструктуры, чтобы затем сдавать её в аренду. Весной этого года компания заключила аналогичный контракт с властями города Акрон (но уже на $200 млн). Похожие инфраструктурные проекты развивают более чем в пятидесяти американских городах.

В уже упомянутом Кливленде также развивают сервис FWA, который совместно с властями запустила местная некоммерческая организация. В начале года инициатива получила дополнительное финансирование от штата. Этой весной фиксированный беспроводной доступ к интернету получили сразу 17 тыс. домохозяйств в городе — против нескольких тысяч осенью.

Сегодня инициативы штатов и городов поддерживает и правительство, выделяя им гранты в рамках программы BEAD. Таким образом в США пытаются уменьшить «цифровое неравенство», чтобы простимулировать дальнейшее экономическое развитие даже в самых отдалённых населённых пунктах. 

Фотография: Nadine Marfurt / Unsplash.com
Фотография: Nadine Marfurt / Unsplash.com

Сами пользователи отзываются об уже реализованных проектах в основном позитивно. Как рассказал один из резидентов Hacker News, несколько лет назад администрация его города проложила собственную оптоволоконную сеть. За счёт этого резко повысилось качество интернета: старая инфраструктура крупного оператора не справлялась с наплывом клиентов, а компания не спешила её обновлять. 

Лейблы для провайдеров и их клиентов

В США регулятор фиксирует большое количество обращений от пользователей, жалующихся на ценообразование крупных интернет-провайдеров. Фактическая стоимость услуг часто оказывается выше на 40%, по сравнению с рекламируемой — после включения дополнительных сборов. Чтобы повысить прозрачность интернет-услуг, в этом году FCC впервые обязала провайдеров размещать плакаты стандартизированного вида в точках продаж и на сайтах. Информационные баннеры должны содержать подробные условия подключения к сети с учётом возможных скрытых платежей и изменений цены со временем.

Инициативу с лейблами обсуждали с 2009 года, а к пониманию того, как они должны выглядеть эксперты пришли ещё в 2016-м. Что интересно, за основу дизайна маркировки взяли этикетки с пищевой ценностью, обычно представленные на продуктах. Но вместо содержания белков и углеводов, они включают информацию о скорости и стоимости доступа в интернет. В течение нескольких лет раскрывать информацию провайдерам предлагали добровольно, но теперь маркировку сделали обязательной.

Для контроля за соблюдением правил регулятор ввел ряд мер. Провайдеры должны вести архив всех лейблов — если тариф был изъят из продажи, баннер с информацией о нём должен будет храниться в течение двух лет. FCC также планирует принимать жалобы от пользователей и самостоятельно проводить аудиты и инспекции поставщиков услуг. В целом эксперты одобрили внедрение новых лейблов. Так, операторам будет сложнее продвигать невыгодные для клиентов тарифы, а единый стандарт простимулирует честную конкуренцию.

Что у других

Движение в сторону инициатив, связанных с развитием «общественных» сетей и провайдеров, проявляет себя не только в США. Например, в Канаде ещё с середины прошлого года местная комиссия по радиовещанию и телекоммуникациям CRTC обязала лидеров рынка предоставлять доступ к своим сетям конкурирующим с ними провайдерам. Решение распространили на две провинции, объяснив это падением уровня конкуренции на рынке. CRTC пообещала временно стандартизировать тарифы на аренду инфраструктуры, на время стабилизации рынка. Решение встретило крайне неоднозначную реакцию, и одна из компаний даже публично заявила о планах урезать финансирование инфраструктуры. Эффективность принятого подхода пока сложно оценить. Даже сторонники решения отмечают, что его приняли уже после того, как независимые операторы потеряли свою долю на рынке.

Планы по развитию широкополосного доступа в интернет ставят и в ЕС. Пока руководство союза надеется обеспечить скорость загрузки в 100 Мбит/с во всех домохозяйствах к 2025 году, а затем повысить её до 1 Гбит/с к 2030 году. Для этого предлагается стимулировать провайдеров активнее развивать инфраструктуру. В ЕС также обсуждают возможность заставить крупные онлайн-сервисы платить «справедливую долю» операторам — деньги пойдут на постройку новых и обслуживание старых оптоволоконных сетей.

Последняя идея находится на стадии обсуждения и сталкивается со серьёзным противодействием со стороны стриминговых сервисов и других представителей интернет-бизнеса. При этом руководство ЕС также рассматривает возможность облегчить «слияние» провайдеров, чтобы тем было легче привлекать инвестиции в инфраструктурные проекты — в том числе со стороны бигтеха.

О чем еще мы пишем:

Комментарии (0)