Привет! Я Рома. Год назад я стал разработчиком в Альфе — помогли несколько курсов и 5 лет преподавания. Я не кандидат наук и даже не закончил вуз. Так получилось, что я вёл информатику, веб и даже алгоритмы для разработчиков банка.

В статье расскажу, почему я так прикипел к образованию. После курсов iOS меня стали расспрашивать о входе в ИТ. Я считаю себя самым обычным человеком, но решил поделиться — учиться на чужом опыте приятнее, чем набивать свои шишки.

Как я остался без диплома, но начал преподавать  

Немного контекста для истории. Я живу в Подольске, это ближайшее Подмосковье. После школы выбрал радиоэлектронику в техническом вузе МИРЭА, но в последний момент переключился на информатику. Так 6 лет назад я оказался на бюджете в «Информационных системах».

Я начинал без больших стартовых преимуществ. У родителей было несколько кредитов, и с 14 лет я подрабатывал. На 2 курсе понял, что выкладываться ради стипендии невыгодно, и начал искать работу. 

Кто-то из моих одногруппников в то время уже выходил на стажировку в ИТ. Я не знал, в какую компанию хочу (сейчас понимаю, что нужно идти хоть куда ради опыта), да и что я мог показать в резюме — зачёт по С++?

Подбирая вакансии, я вдохновился своим репетитором по физике. Она 40 лет в профессии, но всё равно не растеряла энтузиазм. Я и сам люблю поговорить, покопаться в сложных вещах, поэтому пошёл преподавать. В школу я не мог устроиться без диплома, поэтому выбрал допобразование. Мой первый работодатель в основном предлагал курсы 1С. Я не полез в это дело, взял детские модули и Excel для взрослых.

Мои ученики. Скучных фото со мной тоже много, но я добавил своё любимое. Лица детей закрыл по этическим соображениям
Мои ученики. Скучных фото со мной тоже много, но я добавил своё любимое. Лица детей закрыл по этическим соображениям

Я выглядел старше своих 18 лет, и костюм добавлял солидности, но возраста всё равно стеснялся. Были и плюсы: я понимал, что беспокоит учеников, потому что сам недавно был на их месте. Детская программа (Pascal, Java) вполне покрывала два первых курса вуза. Тогда я вник в программирование даже лучше, чем в универе, с каждым годом углубляясь в основы. Дальше меня спросили: «Знаешь веб, сможешь вести?» (а я не знал). У курса был скелет, и я решился. 

Потом к чистому программированию я подключил робототехнику и частные занятия — уговорили вести информатику в школе подготовки к ЕГЭ. Там я подтянул алгоритмы и прокачался в Computer Science. 

Прошло ещё немного времени, и вот, я уже работаю в 4 местах. Я был единственным репетитором по информатике в Подольске, за меня бились конкуренты. Чтобы выйти на нормальный заработок, я откликался на все предложения. Нагрузка посильная: каждая школа — это 3 часа, максимум 1 день в неделю. К тому же мне нравилась работа. Дети — благодарная отзывчивая публика, они приходят, чтобы учиться, в то время как взрослые — чтобы их научили. 

Так начался мой путь в ИТ, который привёл с университетской скамьи к взрослой работе. На 4 курсе я отчислился, хотя многие ученики, которых я готовил к экзаменам, хотели поступить именно в мой вуз. Я не придумал тему для диплома и решил вернуться, когда смогу написать о чём-то серьёзном, ведь в течение 5 лет можно восстановиться.

ИТ-курсы и путь до настоящего разработчика

Мне стукнуло 23. Каждый год были мысли, что пора идти в разработку за реальным опытом. Я твёрдо решил вкатываться в ИТ и стать ещё более крутым преподом. По финансам всё было плюс-минус нормально, но хотелось большего.

Я выбрал iOS и не смотрел другие специальности. Хотел разрабатывать под мобилку, но Android отпугивал большим парком устройств и XML-вёрсткой (однажды я писал приложение для чужой выпускной работы и знал об этой специфике). Вторая причина — барьеры входа. В стажёры iOS сложно выбиться без MacBook. Я понял, что простенького Air хватит, чтобы писать код, взял подержанный ноут, и вот, конкурентное преимущество в кармане. Забегая вперёд, скажу, что первый iPhone я приобрёл меньше года назад, уже в Альфе.

Я купил себе курс на одной популярной платформе. Основы, на которые закладывается полгода, прошёл за пару месяцев и просил быстрее открыть мне следующие модули — выручало знание фундамента.

Затем пошли более серьёзные вещи, их я проходил подольше. Накопив знания, стал искать практику. Смотрел любые стажировки и вышел на бесплатные курсы Alfa Campus. Конкурс был высокий, но меня позвали на собеседование. Интервью прошло чилово, наставник увидел, что я отвечаю на технические вопросы и умею учиться. Так я оказался на курсах.

Как я учил iOS в группе и задавал много вопросов

Я понимал, что нас в группе 20 человек, в штат пригласят не всех, надо выделяться. Каждый урок я придумывал хоть какой-то вопрос, чтобы моё лицо запомнил преподаватель. По первости никто не желал включаться в блок вопросов и ответов, и я «разгонял» аудиторию. Как учитель я понимал, что наши наставники точно хотят, чтобы их о чём-то спросили. 

За мной потянулись другие студенты, они не желали отставать в гонке за оффер. От этого стало только интереснее. Как-то мы DDOS-или препода вопросами, и лекция продлилась три часа вместо запланированных полутора, но мы многое тогда познали. Иногда мне предлагали углубляться в тему за пределами урока на пару с другим студентом. У него была огромная база знаний по Swift, которая удивляла даже наставников.

Я слушал лекции дважды в неделю, делал домашки, в том числе необязательные, со звёздочкой. С дженериками и архитектурой YARCH я раньше не работал и жадно впитывал знания. В итоговом проекте писал модуль приложения на фреймворках Альфы, здесь помог инструментарий с курсов, созвоны с группой (я собрал чат энтузиастов в Discord) и комментарии в пул-реквестах.

До конца курса дошли человек 18 из 20, это хороший показатель для учебной группы. Я попал в пятёрку лучших, но приглашение в штат получил не сразу. Я написал руководителю iOS-факультета и попросил детальный фидбэк, чего мне не хватило: может, я достал всех вопросами? Я хотел понять, что мне исправить, чтобы оказаться среди тех, кого точно позовут на работу.

Мне ответили, что всё было отлично, но кто-то больше приглянулся лидам iOS (лучше подошёл профиль для проекта), а для меня попробуют что-то найти. Я ждал месяц, кинул пару апдейтов и в апреле прошлого года всё-таки попал в Альфу в команду главного экрана, куда меня рекомендовал руководитель факультета.

Чем я занят сейчас на продукте

В банке одна из моих задач — создавать GPT-промты. Проект предлагали разработчикам поопытнее, но загорелся именно я. Теперь готовлю фичи ИИ для iOS. Сейчас обучаем модель, которая будет генерировать тесты. Это не так просто, бьёмся второй квартал. 

Я не бросил преподавание, для души по субботам оставил программирование в подольской гимназии (летом занятий нет вообще). В прошлом году вёл iOS-факультатив в Высшей школе экономики, где за 7 занятий мы написали маленькую приложеньку со студентами. 

Моя лекция по алгоритмам в iOS-команде Альфы
Моя лекция по алгоритмам в iOS-команде Альфы

Мои коллеги в Альфе захотели подтянуть алгоритмы, и я вызвался вести внутренние митапы iOS Talks. Теперь в команде меня знает ещё больше ребят. Недавно выступил на конференции Найти ИТ (заодно выбрался в Питер): рассказал, как перестать себя сравнивать с окружающими и заниматься карьерой без лишних эмоций. Планирую написать об этом в следующей статье.

В прошлом году выступил на карьерном мероприятии «Найти ИТ» в Питере
В прошлом году выступил на карьерном мероприятии «Найти ИТ» в Питере

Для себя я решил дальше расти в тимлиды. Я умею объяснять, составлять программу развития, определять курс, к которому хотим прийти за ограниченное время. По возможности хочу оставить преподавание и брать более серьёзные темы.

Недавно я прошёл перфоманс-ревью — в Альфе практикуется где-то раз в полгода. Это срез по знаниям, насколько я хорош в технологиях и архитектуре проекта. Лиды подсказали, что мне нужно подтянуть дальше, а главное — на каких задачах. 

Как мне хватает запала обучаться и обучать

Иногда меня спрашивают, как я успеваю вести столько курсов, вкатываться в проекты и добирать собственные знания. Попробую ответить:

  1. Мне нравится профессия. Говорят, с детьми работать сложно, но я не веду занятия у малышей, которых сложно контролировать. Мои ученики приходят на курсы не из-под палки (как случается в школе) и не ждут чуда, как некоторые взрослые, которые оплатили курс.

  2. Преподавание помогает мне раскрыться. На курсах я прокачиваю софты и общение, могу что-то организовать, подойти познакомиться с коллегами. В остальное время я больше интроверт.

  3. Образование не золотая жила, но я живу по средствам. У меня нет затратных хобби. В свободное время читаю, могу вырваться на настолки или в бар. Немного инвестирую, но не рискую, вникаю в отчёты и мультипликаторы. Не покупаю брендовую одежду и редко меняю телефон. У меня нет машины. Не похоже на биографию Илона Маска, но я доволен. Недавно помог отцу закрыть последний кредит. 

  4. Я не супермен и позволяю себе слабости. У меня, как и у всех, бывают дни, когда я ленюсь и прокрастинирую. На 3 курсе я словил выгорание, кое-как учился и мало работал. Платный курс под конец я забросил, а в Alfa Campus не сразу подступился к итоговой работе из-за неясности с трудоустройством.

  5. Я коплю финансовую подушку. Для перехода в ИТ я максимально откладывал деньги с преподавания и 3 месяца вёл занятия по графику 7/0. Это не полный день, но на шашлыки с друзьями не съездить. Да, я экономил на аренде, но свои хотелки закрывал из своего кармана.

  6. Я расчищаю пространство, чтобы обучаться. На ИТ-курсах я сознательно ограничил работу до минимума (это примерно 20 тысяч рублей в месяц), на итоговом проекте не преподавал совсем. Я дал себе год, чтобы реализоваться в iOS, и рад, что всё получилось.

  7. Я фокусируюсь на главном. Сейчас у меня в приоритете карьера. Я отложил спорт и путешествия (пару раз был на море, а так — живу в дуплексе, вышел, вот и на природе), не старался завести семью. Отношения — это тоже работа над собой, эмоциями, поступками и много рефлексии.

  8. Мои результаты — это системный труд. Я ценю поддержку близких, полезные знакомства, но не забываю, что придётся развиваться всегда. Нельзя просто закончить курсы/вуз, расслабиться и ждать. 

Напоследок я задумался, какой совет я бы дал себе 18-летнему, кроме «покупай биткоины». 

В университете есть ребята, которые прокачивают знания, а есть галёрка. Я очень долго был на галёрке. Надо было сразу найти компанию, чтобы вместе делать домашки, в чём-то разбираться. В то же время нельзя лишать себя студенчества. Я жалею, что отдалился от ребят и студенческих активностей. Это интересный пласт жизни, не стоит сбегать от него в работу. 


Спасибо, что дочитали! Пишите в комментарии, что вам помогало на старте в ИТ.

Комментарии (1)


  1. varton86
    05.06.2024 03:24
    +1

    Блин, да вы трудяга! Уверен, у вас всё получится. Уже получается.