Управление командами непростое занятие, требующее от руководителя концентрации, ответственности, целеустремленности, решительности и постоянного повышения квалификации, изучения методик управления и построения коммуникации с подчиненными. Обучение является важной частью любой работы, а тем более управленческой.

Как говорится: «Чтобы стоять на месте, нужно бежать, а вот чтобы двигаться вперёд, нужно бежать в два раза быстрее». 

Чтобы не оставаться на месте, я регулярно стараюсь читать литературу посвященную управлению командами и проектами, для изучения опыта состоявшихся управленцев и имплементации их практик в свою работу. Также иногда я пишу рецензии на особо понравившиеся мне книги. 

В этот раз хочу поделиться с вами книгой «Лидерами не рождаются. 12 правил эффективного руководства», Джоко Виллинк. 

Автор книги рассказывает о своём опыте становления в качестве руководителя. Это интересный путь от рядового до командира подразделения в армии, и в дальнейшем, до руководителя в частной компании, а также консультанта в области управления.

Джоко выделяет ряд качеств, которыми должен обладать хороший руководитель. А также формулирует правила, которые помогают сделать управление более эффективным. 

Я тезисно зафиксировал рекомендации автора, которые помогут улучшить качество управления. Некоторые рекомендации довольно прозаичны,  но тем не менее, далеко не все руководители их придерживаются: 

  1. «Проявляйте инициативу» — если командования нет или оно некачественное — необходимо проявлять инициативу, предлагать более эффективные решения.

  2. «Умейте отстраняться» — необходимо смотреть на ситуацию со стороны перед принятием сложных решений.

  3. Придерживайтесь принципа «Экстремальной ответственности» — в неудачах команды всегда виноват руководитель. Подчиненные допускают ошибки из-за недостаточной информированности или компетентности. Руководитель должен уметь доносить информацию и решать вопросы связанные с компетентностью сотрудников.

  4. Придерживайтесь принципа «Превентивной ответственности» — руководитель должен предусмотреть все риски наперед, подготовить дополнительные планы действий на случай ЧП, в противном случае ответственность за провал должен нести руководитель. 

  5. Хороший руководитель не боится «тяжелой работы руками» вместе со своими подчиненными.

  6. Если руководитель «командует на передовой» важно чтобы его «команды» не мешали работе.

  7. «Не реагируйте слишком остро» — бурные реакции всегда плохо, в экстремальных ситуациях, перед тем как принять решение, сначала необходимо уравновесить себя и здраво оценить ситуацию, а после что-либо говорить людям или предпринимать действия.

  8. «Все люди одинаковые и разные одновременно» — во всех командах присутствуют люди определенных архитипов, что делает их похожими, при этом у всех членов команды разные мотивы. Для успешного управления командой следует учитывать особенности каждого её участника.

  9. «Понимайте что важно, а что нет» — эффективный лидер умеет понимать какие изменения оперативной обстановки действительно важны для исхода дела, а какие даже не стоят внимания. Когда подчиненные решают незначительные задачи самостоятельно — это позволяет руководителю сосредоточиться на более важных стратегических задачах. 

  10. «Работа каждого сотрудника самая важная» — необходимо, чтобы руководитель понимал важность и ценил работу каждого сотрудника. Благодаря работе каждого члена команды и удается достигать стратегических целей.

  11. «Работайте с гордыней и эго» —когда гордость становится высокомерием, эго раздувается, профессиональный рост останавливается и все летит по нисходящей. 

  12. Не бывает плохих команд, бывают плохие руководители.

  13. Не полагайтесь на надежду, а планируйте. Но надежда на успех всегда должна быть в сердцах и умах членов команды, без надежды воля не может выжить.

  14. Ультиматумы не являются оптимальными инструментами лидерства. Ультиматумы нельзя отменять, они ставят всех в неудобное положение.

  15. Похвалы должно быть в меру. Большое количество похвалы раздувает эго людей, делает их менее внимательными и способствует ухудшению результата работ. 

  16. Отражайте и смягчайте негативные эмоции подчиненных. В конфликтных ситуациях старайтесь выступать в роли их союзника. 

  17. На подчиненных можно повышать голос только в двух случаях — когда вас не слышно из-за шума, когда нужен более высокий уровень громкости, а не эмоции. Например, можно повысить голос в очень шумном помещении или для придания акцента сказанным словам. В остальных случаях повышение голоса воспринимается как потеря контроля. 

  18. Если сотрудники вас перебивают и хотят высказаться — дайте им слово, пусть они говорят. 

  19. Говорите по делу и больше слушайте. Впитывайте всю информацию, что транслируют вам коллеги. Краткость повышает ценность слов руководителя.

  20. Извинения и признание ошибок не слабость, а признак силы руководителя, умения здраво мыслить. 

  21. Будьте примером для подчиненных. Люди сознательно и бессознательно копируют поведение своих руководителей. Если руководитель подаёт плохой пример — это скажется на состоянии команды.

В книге автор формирует 12 правил эффективного руководства, которые звучат следующим образом:

  1. Будьте смиренными. Быть на руководящем посту - это честь.

  2. Не ведите себя так, будто вы все знаете. Вы не знаете. А ваша команда знает. Задавайте умные вопросы.

  3. Слушайте. Просите советов, интересуйтесь чужим мнением.

  4. Относитесь к людям с уважением. Независимо от ранга каждый человек - личность. Он играет важную роль в коллективе. Относитесь к нему подобающим образом. Позаботьтесь о своих людях, и они позаботятся о вас.

  5. Возьмите на себя ответственность за неудачи и ошибки.

  6. Признавайте успех нижестоящих и вышестоящих сотрудников.

  7. Усердно работайте. Как руководитель, вы должны работать упорнее, чем кто-либо другой в команде. Нет работы ниже вашего достоинства.

  8. Будьте честны. Делайте, что говорите. Говорите, что делаете. Не врите своим сотрудникам.

  9. Держите баланс. Крайние меры и противоречивые мнения обычно до добра не доводят.

  10. Будьте решительны. Когда придет время принимать решение, сделайте это.

  11. Выстраивайте отношения. Это ваша главная цель как лидера. Команда - это группа людей, которые поддерживают отношения и доверяют друг другу. В противном случае это просто несвязанная, непоследовательная группа людей.

  12. Наконец, выполняйте свою работу. Цель руководителя - управлять командой при исполнении задачи. Если вы не выполните задание, то потерпите неудачу как лидер.

Также Джоко рассказывает что делать, чтобы вас выбрали руководителем, о синдроме самозванца и самоуверенности, неуверенности руководителей, попытках скрыть некомпетентность и последствиях таких действий, скромности, полезных навыках для руководителя и многом другом.

Одна из важнейших идей книги — прежде всего важен успех команды, а не реализация амбиций руководителя. Когда руководитель стремится развивать команду, достигать целей вместе с командой — у него все получается, как у руководителя и как у человека. А что самое важное — выигрывают его люди. Это и есть истинное лидерство. 

Выражаю солидарность с утверждениями и рекомендациями изложенными в этой потрясной книге. Категорически рекомендую её всем, кто руководит людьми или хочет развиваться как управленец.

Больше полезных материалов на темы дизайна и правления командами в моём Телеграм канале. Также больше книжек по управлению в моей подборке на Литресе.

Комментарии (21)


  1. voronovnr
    10.06.2024 18:41
    +2

    Полностью согласен с мыслями автора. За свой, пускай и не очень большой, опыт работы в разных командах я видел много людей, которые вели себя не самым лучшим образом по отношению к подчинённым. Это влияло как на работу сотрудников, так и на нерабочее отношения.

    Не так давно мне самому пришлось стать руководители небольшой группы в одном маленьком проекте. Я всячески помогал своим "сокомандникам", приходил на работу раньше всех, уходил позже всех. Я пытался сделат все, чтобы каждый из них выполнил свою часть работы в срок. Но не у всех это вышло. Не смотря на то, что прошло уже почти полгода, я все ещё чувствую себя виноватым в том, что не сумел доработать какие-то моменты со всеми.Можно списать всю ситуацию на мою неопытность, как лидера, но все равно не приятное чувство.

    Я тоже читал эту книгу и многие вещи применил в то время. Могу сказать так: результат команды - это есть среднее арифметическое между результатов всех членов команды. В конце концов я пришел к выводу, что лидером (капитаном) быть сложно, как минимум потому что тебе нужно умение разбираться в людях и их сильных - слабых сторонах, но как опыт - это интереснейшее, что только можно испытать. Сразу чувствуется, что ты узнал что-то новое и стал чуть лучше.


    1. Denis_Zelenykh Автор
      10.06.2024 18:41

      Спасибо, что поделились своими комментариями.)


  1. ManGegenMann
    10.06.2024 18:41
    +1

    Лидером рождаются. Это база.

    Ты либо рожден с такой психикой и темпераментом который толкает тебя искать власть и лезть на вершину, либо ты сидишь пердишь на дне пищевой цепи всем довольный.


    1. Denis_Zelenykh Автор
      10.06.2024 18:41
      +2

      Можно родиться с лидерскими качествами, но лидером так и не стать. Книга именно об этом.


      1. sdelaypausu
        10.06.2024 18:41
        +1

        Ну хорошо хоть, что пояснили. А то рожденные ползать подумают, что они смогут летать после прочтения этой книги.


        1. Denis_Zelenykh Автор
          10.06.2024 18:41

          Насколько я понял, вы рождены летать. Удачи вам и хорошего дня.))


    1. iRusher
      10.06.2024 18:41

      Лидером может стать каждый, но хорошим лидером, да ещё и чтобы тебя уважали, я считаю это нужно иметь набор определенных качеств, в том числе харизму, и родиться с определенным гормональным фоном прежде всего. Ты можешь быть хорошим профессионалом, но тебя никто не будет уважать, ты можешь быть справедливым и строгим, но тебя никто не будет любить, но тебя не будут слушать, так как ты не можешь грамотно донести работникам волю компании. В конце концов ты можешь быть хорошим для работников но плохим для собственников бизнеса, может и наоборот, что чаще бывает. Я с Краснодара, переехал в Москву, и у меня немного "горячий нрав" и присутствует амбициозность, за свою карьеру я встретил только одного лидера, которого я уважал, важно что я мог быть с ним не согласен, но он умел донести это таким образом, чтобы я принял его слова и отнёсся к ним с уважением. Многие люди с рождения не умеют общаться с людьми и вести себя в мужском коллективе, где важно понимать когда доброту примут за слабость, а когда за силу. Это конечно не только от гормонов зависит при рождении, но и определенный пережитый опыт во время становления личности как по мне. ИМХО никакие инструкции и курсы тут не помогут, это либо так либо нет.


      1. Denis_Zelenykh Автор
        10.06.2024 18:41

        Для того, чтобы было комфортно работать с разными людьми — нужно работать со своим эго, уметь понимать мотивацию других людей, держать баланс, уметь отражать и смягчать негативные эмоции как подчиненных, так и других руководителей.

        Соглашаться с мнением автора и моим мнением или не соглашаться — ваше право.

        Очевидно, вы сталкивались с проблемами в работе из-за вашего эго. Возможно, если вы прочтете эту книгу, работать станет проще. Спасибо за ваши комментарии.


    1. kinall
      10.06.2024 18:41
      +1

      А можно не искать власти и не лезть на вершину. Просто в какой-то момент обнаруживаешь, что окружающие люди почему-то тебя слушают, и идут за тобой, и делают то, что тебе надо. Хотя ты им не начальник ни разу, по должности может даже ниже. Или вообще дело происходит не в рабочей обстановке, а в дружеской компании.

      Ты вроде и не лез никуда, и всё тебя устраивало, сидел, простите, пердел. Но вот как-то незаметно к тебе начинают приходить разные люди и спрашивать, что им делать. А ты немного удивляешься - что же тут непонятного? Вот это же надо делать! - но отвечаешь, и объясняешь, и помогаешь договориться одним людям с другими людьми.

      Потом твой начальник уходит, и как-то само собой оказывается, что тебя уже все считают его преемником, осталось только расписаться в отделе кадров.

      Как-то так вот тоже бывает.


      1. Denis_Zelenykh Автор
        10.06.2024 18:41

        Да, вполне себе реальный кейс. Примерно так автор книги и стал лидером. Он проявлял инициативу, помогал сослуживцам , в конечном итоге его стали уважать как специалиста и он стал руководителем.