Эксперты иногда могут довольно точно предсказать результат парламентских выборов в Великобритании, или курс доллара через пару месяцев. Но как спрогнозировать то, что произойдет через 10, 20 или даже 30 лет?  

Предсказать окончательную картину будущего невозможно — это очевидно. Но широкими мазками набросать несколько сценариев развития событий позволяют форсайт-исследования (от англ. foresight — предвидение, предсказание).

Сегодня без них не обходится ни одна корпоративная стратегия, а все больше мировых держав опираются на данный метод в госуправлении. Рассказываем о том, что такое форсайт и как он работает.

Что такое форсайт

Начало понятию «форсайт» положил фантаст Герберт Уэллс. В начале ХХ века он предлагал создать должность «профессора предвидения», или «профессора предсказания» (professor of foresight). 

Но форсайт-исследования — это не предсказания в прямом смысле этого слова. Это практика, позволяющая заглянуть за рамки настоящего, чтобы предвидеть возможные сценарии будущего и подготовиться к ним. 

Горизонт планирования зависит от сферы: форсайт-методики позволяют выявлять треки и на краткосрочные (в данном случае — на 5-10 лет), и на долгосрочные периоды (25-30 лет). 

На основе форсайта сегодня создаются масштабные национальные и международные исследовательские программы с многомиллионными бюджетами, принимаются программные документы и стратегии развития. 

Как появился форсайт

Как и многие базовые инновации нашего времени, такие как процессоры или интернет, форсайт зародился в американском военном секторе. Еще в 1940-е годы ВВС США заказали учёному и инженеру венгерского происхождения Теодору фон Карману исследование технических достижений, которые могли бы представлять интерес для военных. Работа вышла под названием «Навстречу новым горизонтам» в 1947. 

За несколько лет до этого тоже ведомство поручило авиастроительной компании Douglas Aircraft создать научно-исследовательский проект, посвященный наземным аспектам международных конфликтов. В 1948 проект отделился от корпорации и стал независимой НКО RAND Corporation (признана нежелательной в России). 

Команда RAND Corporation (признана нежелательной в России) в 1966 году. Источник
Команда RAND Corporation (признана нежелательной в России) в 1966 году. Источник

Получив самостоятельность, команда RAND Corporation (признана нежелательной в России) стала фокусироваться не только на военных разработках, но также внесла основополагающий вклад в развитие форсайта. 

А в 1950-е годы форсайт как отдельная дисциплина получила развитие во Франции. Философ Гастон Берже впервые употребил термин «форсайт» в статье, опубликованной в журнале  La Revue des deux mondes в 1957 году. 

В 1970-е годы появляются первые форсайт-исследования, инициированные государствами, например, Японией. В конце XX века форсайтом начинает все активнее пользоваться крупный бизнес. Согласно исследованию Всемирного экономического форума, до 90% ведущих мировых корпораций включают форсайт в свои бизнес-стратегии. 

Почему форсайт — это не просто прогнозирование

В отличие от обычного прогнозирования, которое часто основывается на линейной экстраполяции текущих тенденций, форсайт предполагает более широкое и детальное изучение возможностей. 

Прогнозированием занимаются небольшие группы экспертов и фокусируются они на отдельных феноменах, которыми сложно управлять — будь то прогноз погоды или стоимости биткоина. В форсайте же часто задействовано большое количество людей, а предметом являются широкие отрасли вроде науки и техники. 

Форсайт не ставит целью детально что-либо предсказать, главная задача — обозначить вероятные пути развития. Основное допущение форсайта — вариативность будущего. Поэтому всегда в таких исследованиях рисуется не одно будущее, а несколько его сценариев. 

Почти всегда форсайт проводят те, кто формирует будущее. Поэтому задача форсайта — не только обозначить тренды и спрогнозировать развитие, но и указать на те меры, которые будут способствовать воплощению задуманного в реальность. 

Можно сказать, что форсайт вобрал в себя характеристики прогнозирования и стратегирования. К слову, в англоязычных источниках чаще идет речь не о просто «форсайте», а о стратегическом форсайте.

Еще одна ключевая особенность форсайта — взаимодействие экспертов и создание единой оценки ситуации. Они должны коммуницировать, и в идеале достичь консенсуса. Многие методы форсайта особенно акцентируют внимание на этом аспекте. 

Итак, форсайт дает инструментарий для выявления вероятных сценариев развития будущего в определенной сфере, помогает выбрать из них наиболее оптимальный и консенсусный и разрабатывает алгоритм действий по приближению этого конкретного сценария.

От патентного анализа до дорожных карт: как работают форсайт-исследования

Богатый арсенал методов и отсутствие строгих нормативных требований к их применению — одна из сильных сторон форсайта. Классический форсайт базируется на около 80 различных методиках, заимствованных из разных наук и дисциплин. Существует немало подходов к тому, как классифицировать эти методы. Они могут быть количественными или качественными, аналитическими или эвристическими. 

Наглядный способ упорядочить методы форсайта — так называемый «ромб форсайта». Идея термина принадлежит ученому Рафаэлю Попперу. 

Ромб форсайта Р. Поппера. Источник
Ромб форсайта Р. Поппера. Источник

Он полагает, что каждый метод можно расположить на своеобразной системе координат относительно четырех параметров — креативности, экспертизы, взаимодействия и доказательности. 

Например, на полюсе креативности очень фантазийный и творческий метод wild cards — это попытки в свободном рассуждении предугадать «черные лебеди» — маловероятные события, которые изменят очень многое. А на противоположном — традиционные для экономических наук моделирование и обзор литературы, которые максимально полагаются на данные, а не креативный потенциал. Рассмотрим некоторые методы подробнее. 

Сценарное планирование

Сценарии — пожалуй, ключевой метод форсайта, а также самый популярный способ представления его результатов. Он предполагает создание нескольких «сценариев будущего» для изучения различных возможных вариантов развития событий. Каждый сценарий должен содержать убедительное описание будущего с обоснованными траекториями развития и ограниченным количеством исходов. 

Само понятие «сценарии» в прогнозировании было введено Германом Каном в ходе военно-стратегических исследований в той самой RAND Corporation, которая также разработала метод Дельфи. Первое применение этого метода «на гражданке» произошло в 1971 году, когда Пьер Век из тогда еще нидерландской Shell убедил руководство компании в надвигающихся сбоях на нефтяном рынке. 

В компании предугадали истощение нефтяных ресурсов в США и ухудшение отношений стран Запада со странами ОПЕК и заранее приняли антикризисные меры. В результате Shell была хорошо подготовлена к нефтяному кризису 1973 года, став одной из десяти крупнейших нефтегазовых компаний мира, в то время как другим пришлось спешно пересматривать свои планы.

При этом метод принято использовать совместно с другими — SWOT-анализом (оценки сильных и слабых сторон, возможностей и рисков), мозговыми штурмами, библиометрическим и патентным анализами. 

Хороший пример сценарного планирования на русском языке — Карта будущего до 2035 года, которую в 2023 году составили футурологи Андрей Михайлов, Андрей Безруков и Павел Лукша. Они рисуют четыре сценария развития событий. Обрисуем их в самых общих деталях:

  • Зеленый посткапитализм — мирное, справедливое и гармоничное будущее, в котором люди хорошо ладят друг с другом и планетой;

  • Новый левый национализм — сворачивание капитализма, национализация технологических гигантов;

  • Период полураспада —  распад основных международных отношений, систем, стандартов и договоренностей;

  • Островизация — появление суверенных геополитических блоков с собственными технологиями, стандартами и правилами. 

Будущее России ученые из правительственного АСИ, естественно, рисуют оптимистичным — пройдя через полураспад и островизацию, во второй половине 2020-х годов наша страна придет к счастливому зеленому будущему. 

Метод Дельфи

Форсайт как отдельная дисциплина начался с метода Дельфи. Это опрос экспертов в несколько этапов. Опрашиваемых много — до 2-3 тысяч человек. Эксперты отвечают на вопросы анкеты, но с каждым раундом диапазон ответов сужается. После каждого этапа происходит обмен фидбеком, какие-то тезисы отбрасываются, какие-то закрепляются, в некоторых случаях могут даже появляется новые.

Метод Дельфи делает ставку на обоснованность и устойчивость группового решения. Итоговый результат — единое решение от всех задействованных сторон. 

Впервые метод применила исследовательская организация RAND Corporation (признана нежелательной в России). 

В 1959 году по заказу ВМС США они провели анализ будущих технологических возможностей в военном секторе. А в 1971 японское правительство провело программу технологического форсайта на основе метода Дельфи. С тех пор подобные мероприятия регулярно проводятся с пятилетним промежутком. 

Патентный анализ

Это количественный метод, с помощью которого выделяются новые направления развития отдельных технологий и технических отраслей. 

Массив данных о патентных заявках сортируется на основе нескольких показателей: цитирование в последующих патентах, индексы текущего и технологического воздействия, технологическая сила компании, представляющей патент. 

Такой анализ полезен для определения технологических тенденций, однако фокус только на патентах значительно сужает его перспективу. Более того, информация о патентах доступна с задержкой, поэтому патентный анализ отражает не самую актуальную ситуацию. 

Бенчмаркинг

Другой количественный метод в коллекции форсайта — бенчмаркинг, или эталонный анализ. В его рамках сравнивается уровень развития отдельной технологии или целой сферы в разных странах или компаниях. 

Бенчмаркинг перекочевал в форсайт из бизнеса: с его помощью искали и внедряли успешные инновации конкурентов. Особенно популярен бенчмаркинг в развивающихся странах, поскольку он позволяет не только сравнить технологическое развитие, но и оценить, насколько будет эффективно внедрение на локальном уровне. 

Моделирование

Этот метод подразумевает создание математической модели, которая имитирует реальный процесс или систему. Мы уже писали на Хабре о докладе «Пределы роста», авторы которого попытались предсказать будущее человечества с помощью как раз такого моделирования. И в форсайте оно используется весьма активно.

Энергетический гигант Shell имеет более чем полувековую практику использования форсайта в ведении дел компании. Первопроходцы отрасли, они и сейчас вкладывают много ресурсов в форсайт, регулярно выпуская «сценарии» — прогнозы развития разных отраслей и стран. Проект так и называется — Shell Scenarios. 

Как энергетического гиганта Shell в первую очередь интересует развитие состояния экологии планеты и переход на альтернативные энергоносители. Поэтому в своих форсайтах компания использует модели мировой энергетики и глобальных поставок, которые сосредоточены на прогнозировании событий спроса и предложения на рынке энергоносителей. 

Последние опубликованные сценарии Archipelagos и Sky 2050 как раз фокусируются вокруг тем энергетической безопасности. К примеру, Sky 2050 — относительно позитивный климатический сценарий. Он предполагает, что к 2050 году удастся достичь нулевых выбросов в атмосферу, а ежегодное глобальное потепление ограничится 1,5°C. 

Дорожные карты

Дорожные карты как метод также существуют довольно давно. Его разработали в компании Motorola в 1987 году. В основе метода — комбинации шагов, будь то действия или нормативных актов, необходимых для достижения желаемого будущего в области развития. 

Например, дорожные карты применяли в Великобритании для анализа сферы транспорта (как бы иронично это ни звучало).Программа Foresight Vehicle была инициирована британским Департаментом промышленности и торговли в 1996 году, позже к проекту присоединилась торговая ассоциация Общество автопроизводителей и трейдеров. Главным методом были выбраны именно дорожные карты, а горизонт прогнозирования составлял 20 лет. 

Эксперты проанализировали главные технологические секторы транспортной сферы, а также ее связь с окружающей средой, безопасность на дорогах, доступность транспорта.

А совсем недавно стартовал совместный проект «РБК Тренды» и НИУ ВШЭ «Дорожная карта будущего». Уже готовы таймлайны до 2054 года в отраслях медицины и энергетики, на подходе — анализ будущего агропромышленного комплекса.

 

Фрагмент дорожной карты медицинской отрасли проекта «Дорожная карта будущего». Источник
Фрагмент дорожной карты медицинской отрасли проекта «Дорожная карта будущего». Источник

Сканирование горизонта и слабые сигналы

Еще один очень важный вспомогательный метод — сканирование горизонта. Этот метод форсайта направлен на выявление и сопоставление ранних признаков изменений, которые могут оказать значительное воздействие при их развитии. Сканирование горизонта фокусируется на трех направлениях: сбор информации о внешней среде, высоковероятные наблюдаемые изменения и «слабые сигналы». 

Слабый сигнал — трудноразличимый признак нового процесса, который еще не стал трендом или важным событием. В силу его незаметности такой сигнал трудно толковать и даже находить. Однако слабый сигнал может перерасти в сильный тренд или «черного лебедя»/ «дикую карту», поэтому работа с ним очень важна.

Схема появления новых процессов. Источник
Схема появления новых процессов. Источник

Финская исследовательница Элина Хилтунен в своей диссертации приводит шуточный пример определения слабых сигналов: «Если сюжет о будущем, затронутый в беседе за чашкой кофе, вызывает одну из перечисленных реакций, он может считаться слабым сигналом:

  • Ваши коллеги начинают смеяться;

  • Коллеги оппонируют: «Такого никогда не случится!»;

  • Люди заинтересовываются;

  • Ни один про это раньше не слышал;

  • Быстро становится понятно, что об этом не принято говорить (табу).

Розыгрыш регистрации 5 товарных знаков.

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?  

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (1)


  1. alecv
    01.07.2024 13:39

    Не так давано прошла новость: тов. Зорькин (между прочим глава КС РФ) запилил большое выступление на тему правосубъектности ИИ, трансгуманизма и т.д. (Но как всегда, никто не обратил внимания и не почитал). А между прочим, там очень интересно. Это тоже своего рода форсайт, но со знаком минус. Изложение страха и ужаса традиционного человека (и юриста) перед технологическим будущим. Но читать надо именно с точностью до наоборот. Многие вещи он прозревает правильно (на мой взгляд, конечно) но не хочет их.