Привет, Хабр! Мне давно хотелось пополнить коллекцию электрогитарой с датчиками P-90, а теперь эта мечта осуществилась. Причём инструмент собран из конструктора и оформлен своими руками, а это — двойное удовольствие, несмотря на «помощь» со стороны кота, последствия которой задокументированы и опубликованы ниже.

Хотите знать, в чём состоит прелесть датчиков P-90 и формы корпуса, повторяющей Fender Jazzmaster? Тогда я обо всём расскажу!

▍ Есть чему поучиться


Первой настоящей электрогитаре, которую начала выпускать компания Gibson Mandolin-Guitar Mfg. Co. Ltd. из города Каламазу, штат Мичиган, был присвоен номер модели ES-150. Считается, что это была первая коммерчески успешная электрогитара в мире.



В отличие от некоторых своих преемников, уже тогда, в далёком 1936 году, сотрудники Gibson умели создавать и продвигать конкурентоспособный продукт. Прежде всего, с технической и эстетической стороны каждая мелочь была продумана и отточена до совершенства, составляя настоящий шедевр, гармоничный и практичный.



Корпус джазовой гитары Grand auditorium с выпуклой верхней декой — некогда инновационное изобретение Оруэлла Гибсона — на тот момент уже стал золотым стандартом.

В грифе присутствовал регулируемый анкерный стержень — тоже снискавшая признание разработка компании Gibson, позволяющая уверенно играть на стальных струнах могучего джазового калибра при тонком грифе и малом расстоянии от струн до ладов. Без этого электрогитара не стала бы инструментом виртуозов.



▍ Опередившие время


Были предусмотрены ручки потенциометров громкости и тембра для быстрой непосредственной регулировки во время игры без необходимости подходить, поворачиваться и наклоняться к усилителю. И располагались они в тех же самых местах, что и на большинстве современных гитар.

Кабель для подключения к усилителю догадались снабдить штекером типа «джек», пришедшим в музыкальный мир с консолей операторов телефонных станций. Этот очень надёжный и прочный разъём, подключаемый и отключаемый за мгновение, с тех пор полюбился музыкантам и звукоинженерам заслуженно и навсегда. Более того, уже тогда, в 1936 году, штекер сделали угловым!

Для удобства игры стоя с гитарой на ремне на гриф были нанесены боковые точки, маркирующие лады. И это были не капли краски, а инкрустация, вклеенная в отверстия.

А для удобства маркетингового позиционирования число в названии означало цену в долларах. Впоследствии так будет делать компания ESP со своими бюджетными линейками LTD.

Причём это была осмысленная цена. 155 долларов стоил комплект из гитары, шнура и лампового усилителя. Ведь электрогитара без усилителя — это не электрогитара, а без шнура её к усилителю не подключить.

▍ Движущая сила


Однако создание технически и эстетически совершенного продукта, воплощающего гармонию традиций и инноваций и обладающего эргономикой и исполнительскими возможностями на радость профессионалам — это ещё только полдела. Продукт необходимо продвинуть.

Двигателем продвижения первых электрогитар Gibson стал эндорсмент, и с ключевым эндорсером компании очень повезло. Ведь им оказался не кто-нибудь, а сам Чарльз Генри Крисчен.



Сегодня из числа исполнителей, заложивших основы искусства игры на электрогитаре, мы с вами вспоминаем, прежде всего, Би Би Кинга, Джими Хендрикса и Эдди Ван Халена.


Но их великим предшественником был Чарли Крисчен. Именно его творчество впервые показало миру соло на электрогитаре в контексте инструментального ансамбля и проложило дорогу звёздным гитаристам настоящего и будущего.

▍ Ахиллесова пята


Однако для игры в джазовом контексте необходим тембр звучания, который будет вписываться в этот контекст.

Классические одинарные звукосниматели — «синглы» — хороши для слайд-гитары и просто идеальны для цельнокорпусного стратокастера или телекастера, но они появятся только через полтора десятилетия, и только после того, как джазовые и блюзовые гитаристы войдут во вкус электрогитары и поймут, в каком направлении ей стоит развиваться.



Визгливый, «верхастый» тембр архаичного сингла на пустотелой, по сути акустической гитаре вписывался далеко не во все музыкальные контексты. Чтобы смягчить звучание, инженеры Gibson поместили звукосниматель ближе к грифу и снабдили инструмент ручкой тона — простейшим пассивным фильтром нижних частот из конденсатора и переменного резистора, подключенным параллельно звукоснимателю.

Впоследствии Лео Фендер пойдёт ещё дальше, предусмотрев на своих «броадкастерах» «джазовое» положение переключателя, при котором параллельно звукоснимателю подключается конденсатор. Но, к сожалению, большинство джазменов так и не оценили плоскую «доску» с привинченным грифом, оставшись верными респектабельно выглядящим джазовым «банкам».

Проблема в том, что регулятор тона чрезмерно ослаблял сигнал, вырезая из него не только высокие частоты, определяющие «презенс» — ощущение присутствия гитары в миксе, но и средние, составляющие «тело» гитарного звучания. В результате аккомпанирующие аккорды и отдельные ноты соло звучали не так выразительно и красиво, как хотелось бы.

▍ Рождение легенд


Положение спасли эксперименты с различной формой и конструкцией звукоснимателей. Более широкая катушка и нижнее расположение магнита добавили искомых средних частот и сделали тембр более «жирным», что оказалось хорошо и для чистого звучания, и для лёгкого перегруза.



Так в 1952 году, за пять лет до рождения хамбакера, появились культовые звукосниматели P-90. А в 1958 году Лео Фендер представил на NAMM convention свою первую гитару с «офсетным» корпусом — Jazzmaster.

▍ Новое семейство инструментов


Слово «офсетный» применительно к корпусу электрогитары означает, что его верхняя часть как бы сдвинута относительно нижней. Это помогает расположить точку крепления ремня ближе к двенадцатому ладу и создаёт противовес, чтобы гриф не проявлял тенденцию «клевать» вниз.

Оригинальные звукосниматели Fender Jazzmaster визуально похожи на P-90, однако имеют стержневые магниты под каждой струной и ещё более широкую и плоскую обмотку, чем у P-90.

Несмотря на название, джазмены не оценили новинку от Лео Фендера. Зато Джазмастер и последующие офсетные модели — Мьюзикмастер, Дуо-соник, Мустанг, Ягуар — полюбили исполнители сёрф-рока, а затем и гранжа, включая великого Курта Кобейна.



Сегодня классические офсетные гитары являются неотъемлемым атрибутом инди-рока, а всевозможные вариации на их тему с разными комплектами звукоснимателей годятся для любых музыкальных стилей, от кантри до экстремального металла.



Традиционно офсетной гитаре свойственно обладать менее толстым корпусом, чем у стратокастера и тем более лес-пола. Aria Pro II Jet TL c последнего фото является скорее исключением из правил. Толщина её корпуса составляет 44 миллиметра, но при этом он обладает значительными эргономическими вырезами.

Толщина корпуса моего нового джазмастера — 39 миллиметров, и у него также есть вырез «под пузо» и скос под правую руку. Несмотря на внушительные размеры инструмента, его масса составляет скромные 2 килограмма 900 граммов. Это всего лишь на 150 граммов тяжелее Squier Bullet Mustang HH, что позволяет отнести данный экземпляр к классу очень лёгких электрогитар.

▍ Гриф


Гриф у гитары кленовый, с компрессионным анкером, прямоугольной инкрустацией из перлоида на амарантовой накладке и пластиковой окантовкой.

В отличие от предыдущего собранного мной набора Харлей-Бентон, этот гриф от той же фирмы оказался просто идеальным: накладка не пересохшая, а подтачивать кончики ладов не пришлось от слова совсем.

Зато пришлось выпиливать желаемую форму пера грифа. Отсутствие в распоряжении электролобзика и лобзика вообще — не помеха. Выручит шуруповёрт со спиральными (то есть, обычными) свёрлами.



Следует наметить желаемый контур очертаний пера грифа, насверлить маленьких отверстий на некотором расстоянии от этого контура, а затем расширить эти отверстия так, чтобы их абрисы пересеклись. Тогда лишняя древесина отвалится, и в ход вступают рашпиль, напильник и шлифовальные шкурки (губки) разной степени зернистости.

Перед произведением всех этих работ не помешает заклеить отверстие колодца гайки анкерного стержня малярным скотчем, чтобы туда не попадали опилки и стружка, и тем более, декупажный клей, в качестве которого можно использовать универсальный акриловый лак.

▍ Оформление


Лично у меня джазмастеры ассоциируются с осенью в старом городе, а также играми Мор (Утопия) и Тургор (Tension) от любимой студии Ice Pick Lodge. Поэтому для оформления деки гитары и пера грифа использованы две декупажные карты из рисовой бумаги Love2art 0023 «В городе осень».



Отверстия под колковые механизмы вырезаем острым перочинным ножиком после полимеризации всех слоёв лака, которым покрываем приклеенную декупажную карту после высыхания клея.

Применение акрилового лака на водной основе позволяет лакировать гриф и корпус гитары без его подвешивания. В процессе финальной полимеризации задней стороны корпуса на него запрыгнул кот.



Получился лёгкий релик, что лично меня ничуть не огорчило. Для меня электрогитара — это не музейный экспонат, а инструмент, пусть и музыкальный. В процессе живой творческой деятельности его поверхность неизбежно получает повреждения, взаимодействуя со средой обитания.



Этот корпус гораздо легче, чем у моей самодельной гитары в стиле Пола Рид Смита. При этом обе деки, как и у всех других конструкторов Harley-Benton, изготовлены из одной и той же древесины ренгас.

Неспроста справочники деловой древесины указывают для ренгаса весьма широкий диапазон плотностей. Структура древесины очень сильно зависит от условий произрастания дерева.



Материал деки «джазмастера» более рыхлый, чем у «PRS». Именно поэтому коготь кота не только поцарапал лак, но и оставил глубокую отметину в древесине. Тем не менее, шурупы и фурнитура держатся просто прекрасно.

▍ Сортируем шурупы


Кстати о комплектующих. Гитарные конструкторы от Thomann часто критикуют за то, что все шурупы лежат в одном пакетике, и новичкам бывает трудно понять, какие из них предназначены для той или иной цели. На фото компоненты отсортированы мной по разным пакетикам.



На самом деле, здесь нет ничего сложного. Самые толстые шурупы предназначены для крепления грифа. Длинные тонкие — для звукоснимателей.

Те шурупы, что несколько покороче, предназначены для держателей ремня, которые многие коллеги почему-то называют антабками. На самом деле, антабка — это скоба или кольцо для крепления ремня, а гитарные металлоизделия правильнее называть бобышками, втулками, пуговицами или грибками.

Два шурупа крепления струнодержателей различаются по длине. Более высокий следует устанавливать для третьей и четвёртой струны, ближе к накладке грифа.

И, наконец, короткие толстые шурупы предназначаются для крепления пикгарда к деке, а короткие тонкие — колковых механизмов к перу грифа.

Накладка грифа джазмастера не заходит на пикгард, поэтому удобнее всего сначала полностью установить все компоненты на корпус гитары, а затем прикрепить гриф, не забывая про металлическую пластину (некплейт) и пластиковую прокладку под ней.

Звукосниматели привинчиваем к деке через пружины после крепления пикгарда. Белая субстанция на шурупах — это парафин, которым производители щедро пропитали внутренности звукоснимателей для предотвращения микрофонного эффекта.



Сопротивление постоянному току между жёлтым и чёрным проводами некового звукоснимателя составило 9.23 килоома, а у бриджевого датчика — 9.66 кОм. Провода у последнего чёрный и красный. По данным признакам можно различить звукосниматели между собой. Потенциометры громкости и тона в наборе по 250 килоом.

Вот, собственно, и все особенности сборки джазмастера. С другими премудростями начинающего лютиера, общими для ремонта и сборки разных типов электрогитар, можно ознакомиться в статье про гитарный конструктор в стиле PRS.

▍ Слушаем и смотрим


Увлекательный процесс создания кастомного джазмастера под аккомпанемент его звучания представлен на видео.

Что интересно, «экшн» (action), то есть, высота струн над ладами, сразу после сборки оказалась просто прекрасной. Потребовалось только немного подстроить мензуру каждой струны, и получился инструмент с прекрасным звучанием и отличной играбельностью.

Регулировка анкера понадобилась только спустя месяц, и то незначительная. Края ладов за это время не вылезли. Трёхслойный пикгард прекрасно прилегает к деке без неровностей, а узлы крепления ремня не скрипят. Гитара хорошо держит строй и радует во всех отношениях.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (11)


  1. engine9
    04.07.2024 09:15
    +4

    Спасибо. Кто как и я прочитал текст голосом Глеба Олейника?

    И еще стало понятно назначение формы архаичного пикгарда


  1. SergeyEgorov
    04.07.2024 09:15
    +2

    Джазмастеры надо делать с тремолой и оригинальным темброблоком c rhythm/lead переключателями. Только тогда получится настоящий джазмастер. https://www.fender.com/articles/instruments/demystifying-the-jazzmaster-controls


    1. Lunathecat Автор
      04.07.2024 09:15
      +1

      Тогда нужно ставить и звукосниматели типа Jazzmaster, а не P-90.


  1. AKudinov
    04.07.2024 09:15
    +2

    Зато пришлось выпиливать желаемую форму пера грифа. Отсутствие в распоряжении электролобзика и лобзика вообще — не помеха.

    Да и лобзиком эту операцию лучше не делать: пилки при обработке толстого материала изгибаются, и край получается кривой.

    Сюда бы фрезер, хотя бы ручной.


    1. shiru8bit
      04.07.2024 09:15
      +2

      Я делал с помощью настольной ленточной шлифовальной машинки. И всё равно остался небольшой завал плоскости. Достаточно сложная операция для домашних условий.


  1. DimaFromMai
    04.07.2024 09:15
    +3

    Кота можно было и побольше, больше котов! Хорошая статья, но конечно ожидал увидеть, как кот хорошенько потоптался на гитаре, а там всего одна маленькая царапинка.

    Спойлер кота с гитарой
    "Hard rock Tom"
    "Hard rock Tom"


  1. Wesha
    04.07.2024 09:15
    +3

    Тема кота не раскрыта! /s


  1. Samodelkin333
    04.07.2024 09:15
    +3

    У меня серая фурия может за 2 минуты прогрызть бумажный пакет и портит коробки, так что Рыжик ещё ничего


  1. victor_1212
    04.07.2024 09:15
    +1

    спасибо за интересную статью, есть небольшое дополнение -

    Сегодня из числа исполнителей, заложивших основы искусства игры на электрогитаре, мы с вами вспоминаем, прежде всего, Би Би Кинга, Джими Хендрикса и Эдди Ван Халена.

    Chicago это родина electric blues в 1940-50х, за это время blues превратился из фольклора в mainstream, начиная с Muddy Waters, Howlin’ Wolf, BB King, Buddy Guy, Elvin Bishop и особенно Mike Bloomfield (No. 22 среди "100 Greatest Guitarists of All Time", Roll/St 2003), именно они подняли технику игры на электрогитаре, стало возможным появление таких супер исполнителей как Terry Kath (Chicago "25 or 6 to 4"), и Jimi Hendrix, Jimi Hendrix говоря о технике Terry Kath, типа считал что есть чему поучиться, это школа Chicago electric blues, которая оказала влияние на многих включая Eric Clapton и Jimmy Page, из более поздних Stevie Ray Vaughan, и наш современник Joe Bonamassa


    1. Lunathecat Автор
      04.07.2024 09:15

      Пожалуйста! И спасибо за дополнение!


      1. victor_1212
        04.07.2024 09:15
        +1

        это все достаточно интересно, именно в Chicago начиная с начала XX века шел основной поток людей из Mississippi Delta, т.е. родины blues, естественно они принесли свою музыку, в Chicago blues постепенно стали исполняться и белыми музыкантами, которым было у кого поучиться, это как раз поколение 50-60х, если сравнить технику игры на электрогитаре в 60х и даже в начале 70х, в Chicago это было заметно лучше, чем например на западном берегу, несмотря на обилие групп в Калифорнии, большинство из которых играли громко, но не особенно технично, Jimi Hendrix конечно исключение