Если ты влюблен в программирование, перетащить своего ребенка «на эту сторону» тоже однажды захочется. Годовасику про JSON рассказывать, конечно, рано (хотя за колыбельную прокатит), а вот с детьми 4+ уже можно прикоснуться к основам. Помогут в этом специальные игры для детей — 6 из них собрали в этом посте. Некоторые подойдут для дошкольников, другие — для детей постарше.

Создатели пишут, что при помощи таких игр можно прокачать алгоритмическое мышление, последовательности, циклы, ветвление и другие суперсилы программиста. Так что забирайте пост в закладки и по традиции рассказывайте в комментах, во что играют ваши дети и как результат.

Игры для пятилеток

Сначала — игры, предназначенные для детей 4–5 лет. Конечно, это не значит, что в них не могут играть ребята постарше. Но нижняя планка именно такая.

Scratch Junior

Открывает подборку приложение Scratch Junior в мультяшном стиле. Игра бесплатная! Есть версии для iOS и Android, еще приложение доступно в интернет-магазинах Amazon и Chrome.

В Scratch Junior дети могут создавать сложные интерактивные истории, оживлять персонажей, программировать их реакцию на определенные события. В наборе есть и движения — от просто ходьбы до танцев. Задавать все это можно при помощи отдельных логических блоков, каждый из них отвечает за определенные возможности.

Продвигаясь в игре, ребенок начинает понимать, что такое алгоритмы, циклы, анимация. У него развивается способность мыслить логически, а это всегда пригодится в будущем, даже если пристрастить его к программированию так и не выйдет.

Box Island

Сюжет Box Island прост: игрок отправляется в путешествие по острову и собирает разбросанные звезды. Как и в предыдущей игре, дети учатся создавать последовательности действий, задавать алгоритмы и понимать циклы.

В игре сразу 100 уровней. Если ребенку она понравится, скучно ему не будет: юный геймер получит возможность покорять новые горизонты. 

А вот и основы программирования, с которыми знакомятся дети через эту игру:

  • алгоритмическое мышление;

  • распознавание закономерностей;

  • последовательности;

  • циклы;

  • ветвление;

  • отладка.

Lightbot

Игра доступна на смартфонах и планшетах. Ребенок должен зажигать лампочки, чтобы управлять маленьким роботом и прокладывать ему путь.

Основной инструмент — алгоритм поведения робота, который прописывает ребенок. Как уверяют разработчики, игра позволяет получить навыки в таких сферах, как планирование, тестирование, отладка, процедуры и циклы.

Чтобы завершить игру, нужно пройти 20 разных заданий — уровней. Это бесплатный вариант. Если ребенку понравится, разработчики предлагают еще 50 левелов, но уже за деньги.

Игры для детей среднего и старшего возраста

Теперь расскажем об играх для ребят постарше. Тут меньше мультяшности, но больше реального программирования.

ScratchJR

Не игра, а целая среда для детей. Продвинутая версия ScratchJR — здесь и графика трехмерная, и программирование гораздо более серьезное. Дети могут создавать мультфильмы, анимации и настоящие игры. Причем в Scratch можно обучиться не только кодингу, но и основам дизайна.

Эта версия игры представляет собой нечто среднее между объектно ориентированным и функциональным программированием. Если ребенок освоит Scratch, понять любой современный язык программирования ему будет гораздо проще.

CodeMonkey

Яркая и простая игра. Геймплей разделен на отдельные уровни, и они не очень сложные. Но по ходу игры этапы становятся разнообразнее, а выполнить новые задания помогают знания из предыдущего уровня.

Игра постепенно объясняет детям базовые концепты программирования, показывает на практике, что такое объект, цикл, переменная, массив, условные операторы IF, THEN, ELSE. К тому же дети начинают понимать, как разложить комплексную задачу на составные части, отслеживать ошибки и планировать следующие шаги.

Codingame

Игровая платформа Codingame включает небольшие игры и головоломки, которые можно решить при помощи кода. Дети встречают около 25 популярных языков программирования, включая Java, C#, Python, JavaScript, Lua, Go. Информации много, но благодаря игровой форме ребенку не скучно.

В Codingame есть обучающие материалы, курсы и руководства, которые стимулируют геймеров освоить новые концепции и языки программирования. Можно даже посоревноваться друг с другом в скилах — есть рейтинг, который показывает успехи разных игроков. Сложность заданий постепенно меняется: с этапа «для новичков» до «для опытных разработчиков».

На сегодня все. Если можете порекомендовать такие же игры для детей, пишите о них в комментариях. Обязательно посмотрим и раздадим всем знакомым родителям!

Комментарии (13)


  1. jpegqs
    18.07.2024 08:18
    +4

    Где Human Resource Machine, 7 Billion Humans, Colobot? Что за список такой, самой классики нет.


    1. Darya_Frolova Автор
      18.07.2024 08:18

      А история не закончена — еще будут!)


      1. Ravebinovich
        18.07.2024 08:18

        Туда же Opus Magnum и другие игры от Zachtronics (да, где-то не особо детский уровень, но всё же).


  1. Seydzi
    18.07.2024 08:18
    +1

    factorio? )


    1. crawlingroof
      18.07.2024 08:18
      +10

      что вам дети плохого сделали? )


      1. Technik12345
        18.07.2024 08:18
        +2

        А что не так? С пелёнок на завод)


      1. vladimirfrost882
        18.07.2024 08:18
        +2

        Можно еще таким чудом тогда одарить как Shenzhen I/O для особенно неугодивших. Хотя тут, подозреваю, что возможно настоящие языки реально не сложнее будут.


    1. Aizz
      18.07.2024 08:18
      +2

      Из этого делаются не программисты, а инженеры АСУ :)


  1. Lazhu
    18.07.2024 08:18
    +1

    С юных лет приучать перекладывать джейсоны. Seriously?


    1. Darya_Frolova Автор
      18.07.2024 08:18
      +5

      Муж предлагал сразу C++, но я пожалела ребенка)))


      1. Lazhu
        18.07.2024 08:18
        +2

        Почитайте с ним лучше. Классический английский как раз в этом возрасте отлично заходит


  1. adeshere
    18.07.2024 08:18
    +4

    А игры обязательно должны быть на гаджетах?

    Примерно месяц назад тут в комментариях обсуждался вопрос про обучение детей программированию: с какого языка и с какого возраста лучше начать. Писали про школьный возраст и даже про шестилеток. А я предложил рассмотреть крайний случай. Поскольку буквально накануне чтения этой статьи не только разработал свой собственный языке программирования "для самых маленьких", но и обучил ему свою дочку. Фактически доказав тем самым, что базовые навыки программирования ребенок может освоить намного раньше.

    К сожалению, автор позже снял свою публикацию, а комментарии при этом становятся недоступными. А меня терзает надежда, что этот подход к обучению будущих программистов может кого-то навести на полезные размышления. Поэтому, несмотря на риск показаться навязчивым, выложу здесь

    описание этого языка еще раз

    Я исходил из того, что "мой самый первый язык" должен быть минималистичным, а операторы должны быть предельно близки к "железу". И, разумеется, никакой компиляции, а тем более оптимизаций! Только интерпретатор, только хардкор, чтобы обучаемый сразу видел, что скрывается "под капотом" у каждой команды.

    Честно скажу про технические ограничения

    Несмотря на то, что будущая среда исполнения подразумевалась заранее, меня сразу поставил в тупик вопрос о технических характеристиках процессора, на котором все будет работать. Включая такую "базу", как объем памяти и длина машинного слова. Было бы страшно обидно на заключительном этапе разработки обнаружить, что все задумки летят у чертям, так как "савраска" просто "не тянет". Поэтому я решил не связываться с традиционными наработками, у которых требования к "железу" начинаются с 8-битных слов и многих килобайт памяти, и ужаться до минимума

    В общем, язык называется "Папсик", и сейчас там всего семь команд, что позволяет его реализовать на 3-битной архитектуре. Сами команды такие:

    1) На шею
    2) Направо
    3) Налево
    4) Вперед (она начинает "ньютоновское" равномерное движение вплоть до встречи с препятствием или отмены)
    5) Стой
    6) Опусти

    И, конечно, синтаксический сахар (куда ж без него) - это команда

    7) К маме

    Причем, в процессе исполнения последней команды интерпретатор автоматически декомпозирует ее на операторы (1)-(6), а специальный динамик озвучивает их по ходу их исполнения. По моим наблюдениям, это очень способствует быстрому освоению языка.

    Несмотря на минималистичность и простоту, язык позволяет строить достаточно сложные маршруты в трехкомнатном лабиринте, изрядно заставленном всякой мебелью. Уточню еще, что на полное освоение Папсика у нас ушла пара недель не слишком интенсивных занятий. А сложнее всего дочке давалась команда "Стой", особенно когда в длинном коридоре надо остановиться точно напротив двери, чтобы туда повернуть Впрочем, вопросы синхронизации разных процессов - это одна из сложнейших тем в любом языке...

    Ну и добавлю еще, что дочке сейчас 2.5 года, и свой первый язык программирования она уже освоила если не в совершенстве, то на уровне профессионального пользователя. С одной стороны, это вроде неплохо.. с другой, как мне совершенно справедливо указали в комментах к первой статье, злоупотребление командой "на шею" может спровоцировать жесткую профдеформацию

    на всю оставшуюся карьеру...

    Жаль, сейчас я уже не могу найти тот коммент и отблагодарить его автора плюсом. Но его следующий работодатель точно должен накинуть ему +10% к зарплате за умение обнаруживать скрытые баги в самом безобидном, на первый взгляд, коде ;-)


  1. fugasio
    18.07.2024 08:18
    +2

    А Colobot?