Если ты влюблен в программирование, перетащить своего ребенка «на эту сторону» тоже однажды захочется. Годовасику про JSON рассказывать, конечно, рано (хотя за колыбельную прокатит), а вот с детьми 4+ уже можно прикоснуться к основам. Помогут в этом специальные игры для детей — 6 из них собрали в этом посте. Некоторые подойдут для дошкольников, другие — для детей постарше.
Создатели пишут, что при помощи таких игр можно прокачать алгоритмическое мышление, последовательности, циклы, ветвление и другие суперсилы программиста. Так что забирайте пост в закладки и по традиции рассказывайте в комментах, во что играют ваши дети и как результат.
Игры для пятилеток
Сначала — игры, предназначенные для детей 4–5 лет. Конечно, это не значит, что в них не могут играть ребята постарше. Но нижняя планка именно такая.
Scratch Junior
Открывает подборку приложение Scratch Junior в мультяшном стиле. Игра бесплатная! Есть версии для iOS и Android, еще приложение доступно в интернет-магазинах Amazon и Chrome.
В Scratch Junior дети могут создавать сложные интерактивные истории, оживлять персонажей, программировать их реакцию на определенные события. В наборе есть и движения — от просто ходьбы до танцев. Задавать все это можно при помощи отдельных логических блоков, каждый из них отвечает за определенные возможности.
Продвигаясь в игре, ребенок начинает понимать, что такое алгоритмы, циклы, анимация. У него развивается способность мыслить логически, а это всегда пригодится в будущем, даже если пристрастить его к программированию так и не выйдет.
Box Island
Сюжет Box Island прост: игрок отправляется в путешествие по острову и собирает разбросанные звезды. Как и в предыдущей игре, дети учатся создавать последовательности действий, задавать алгоритмы и понимать циклы.
В игре сразу 100 уровней. Если ребенку она понравится, скучно ему не будет: юный геймер получит возможность покорять новые горизонты.
А вот и основы программирования, с которыми знакомятся дети через эту игру:
алгоритмическое мышление;
распознавание закономерностей;
последовательности;
циклы;
ветвление;
отладка.
Lightbot
Игра доступна на смартфонах и планшетах. Ребенок должен зажигать лампочки, чтобы управлять маленьким роботом и прокладывать ему путь.
Основной инструмент — алгоритм поведения робота, который прописывает ребенок. Как уверяют разработчики, игра позволяет получить навыки в таких сферах, как планирование, тестирование, отладка, процедуры и циклы.
Чтобы завершить игру, нужно пройти 20 разных заданий — уровней. Это бесплатный вариант. Если ребенку понравится, разработчики предлагают еще 50 левелов, но уже за деньги.
Игры для детей среднего и старшего возраста
Теперь расскажем об играх для ребят постарше. Тут меньше мультяшности, но больше реального программирования.
ScratchJR
Не игра, а целая среда для детей. Продвинутая версия ScratchJR — здесь и графика трехмерная, и программирование гораздо более серьезное. Дети могут создавать мультфильмы, анимации и настоящие игры. Причем в Scratch можно обучиться не только кодингу, но и основам дизайна.
Эта версия игры представляет собой нечто среднее между объектно ориентированным и функциональным программированием. Если ребенок освоит Scratch, понять любой современный язык программирования ему будет гораздо проще.
CodeMonkey
Яркая и простая игра. Геймплей разделен на отдельные уровни, и они не очень сложные. Но по ходу игры этапы становятся разнообразнее, а выполнить новые задания помогают знания из предыдущего уровня.
Игра постепенно объясняет детям базовые концепты программирования, показывает на практике, что такое объект, цикл, переменная, массив, условные операторы IF, THEN, ELSE. К тому же дети начинают понимать, как разложить комплексную задачу на составные части, отслеживать ошибки и планировать следующие шаги.
Codingame
Игровая платформа Codingame включает небольшие игры и головоломки, которые можно решить при помощи кода. Дети встречают около 25 популярных языков программирования, включая Java, C#, Python, JavaScript, Lua, Go. Информации много, но благодаря игровой форме ребенку не скучно.
В Codingame есть обучающие материалы, курсы и руководства, которые стимулируют геймеров освоить новые концепции и языки программирования. Можно даже посоревноваться друг с другом в скилах — есть рейтинг, который показывает успехи разных игроков. Сложность заданий постепенно меняется: с этапа «для новичков» до «для опытных разработчиков».
На сегодня все. Если можете порекомендовать такие же игры для детей, пишите о них в комментариях. Обязательно посмотрим и раздадим всем знакомым родителям!
Комментарии (13)
Seydzi
18.07.2024 08:18+1factorio? )
crawlingroof
18.07.2024 08:18+10что вам дети плохого сделали? )
vladimirfrost882
18.07.2024 08:18+2Можно еще таким чудом тогда одарить как Shenzhen I/O для особенно неугодивших. Хотя тут, подозреваю, что возможно настоящие языки реально не сложнее будут.
Lazhu
18.07.2024 08:18+1С юных лет приучать перекладывать джейсоны. Seriously?
Darya_Frolova Автор
18.07.2024 08:18+5Муж предлагал сразу C++, но я пожалела ребенка)))
Lazhu
18.07.2024 08:18+2Почитайте с ним лучше. Классический английский как раз в этом возрасте отлично заходит
adeshere
18.07.2024 08:18+4А игры обязательно должны быть на гаджетах?
Примерно месяц назад тут в комментариях обсуждался вопрос про обучение детей программированию: с какого языка и с какого возраста лучше начать. Писали про школьный возраст и даже про шестилеток. А я предложил рассмотреть крайний случай. Поскольку буквально накануне чтения этой статьи не только разработал свой собственный языке программирования "для самых маленьких", но и обучил ему свою дочку. Фактически доказав тем самым, что базовые навыки программирования ребенок может освоить намного раньше.
К сожалению, автор позже снял свою публикацию, а комментарии при этом становятся недоступными. А меня терзает надежда, что этот подход к обучению будущих программистов может кого-то навести на полезные размышления. Поэтому, несмотря на риск показаться навязчивым, выложу здесь
описание этого языка еще раз
Я исходил из того, что "мой самый первый язык" должен быть минималистичным, а операторы должны быть предельно близки к "железу". И, разумеется, никакой компиляции, а тем более оптимизаций! Только интерпретатор, только хардкор, чтобы обучаемый сразу видел, что скрывается "под капотом" у каждой команды.
Честно скажу про технические ограничения
Несмотря на то, что будущая среда исполнения подразумевалась заранее, меня сразу поставил в тупик вопрос о технических характеристиках процессора, на котором все будет работать. Включая такую "базу", как объем памяти и длина машинного слова. Было бы страшно обидно на заключительном этапе разработки обнаружить, что все задумки летят у чертям, так как "савраска" просто "не тянет". Поэтому я решил не связываться с традиционными наработками, у которых требования к "железу" начинаются с 8-битных слов и многих килобайт памяти, и ужаться до минимума
В общем, язык называется "Папсик", и сейчас там всего семь команд, что позволяет его реализовать на 3-битной архитектуре. Сами команды такие:
1) На шею
2) Направо
3) Налево
4) Вперед (она начинает "ньютоновское" равномерное движение вплоть до встречи с препятствием или отмены)
5) Стой
6) ОпустиИ, конечно, синтаксический сахар (куда ж без него) - это команда
7) К маме
Причем, в процессе исполнения последней команды интерпретатор автоматически декомпозирует ее на операторы (1)-(6), а специальный динамик озвучивает их по ходу их исполнения. По моим наблюдениям, это очень способствует быстрому освоению языка.
Несмотря на минималистичность и простоту, язык позволяет строить достаточно сложные маршруты в трехкомнатном лабиринте, изрядно заставленном всякой мебелью. Уточню еще, что на полное освоение Папсика у нас ушла пара недель не слишком интенсивных занятий. А сложнее всего дочке давалась команда "Стой", особенно когда в длинном коридоре надо остановиться точно напротив двери, чтобы туда повернуть Впрочем, вопросы синхронизации разных процессов - это одна из сложнейших тем в любом языке...
Ну и добавлю еще, что дочке сейчас 2.5 года, и свой первый язык программирования она уже освоила если не в совершенстве, то на уровне профессионального пользователя. С одной стороны, это вроде неплохо.. с другой, как мне совершенно справедливо указали в комментах к первой статье, злоупотребление командой "на шею" может спровоцировать жесткую профдеформацию
на всю оставшуюся карьеру...
Жаль, сейчас я уже не могу найти тот коммент и отблагодарить его автора плюсом. Но его следующий работодатель точно должен накинуть ему +10% к зарплате за умение обнаруживать скрытые баги в самом безобидном, на первый взгляд, коде ;-)
jpegqs
Где Human Resource Machine, 7 Billion Humans, Colobot? Что за список такой, самой классики нет.
Darya_Frolova Автор
А история не закончена — еще будут!)
Ravebinovich
Туда же Opus Magnum и другие игры от Zachtronics (да, где-то не особо детский уровень, но всё же).