По данным Gartner, к 2025 году 80% взаимодействий B2B-продаж между поставщиками и покупателями будут происходить в цифровом формате. Как определить, что торговой компании нужен B2B-портал? 

Портал для оптовых клиентов или B2B-портал самообслуживания — торговая онлайн-площадка, которая предоставляет оптовым покупателям (а также дилерам, дистрибьюторам) доступ к функциям и сервисам, связанным с заказом. На портале покупатели не только делают заказы в любое удобное время, но и управляют заказом, получают доступ к финансовой информации, каталогу, рекламациям и не только.

Зачем торговой компании B2B-портал

Порталы самообслуживания предоставляют владельцам бизнеса преимущества, которые могут повысить конкурентоспособность компании и лояльность клиентов.

B2b-порталы, в отличие от менеджеров, работают 24/7, а потому клиент может обратиться в любое время. Есть клиенты, которые предпочитают взаимодействовать с системой, а не с менеджером. 

Еще важный момент: со временем система совершенствуется, адаптируется под нужды реальных пользователей, живые менеджеры востребованы все меньше, а система становится все более универсальной.

Рассмотрю и другие преимущества порталов:

  1. Снижение операционных затрат. Автоматизация процессов и сокращение необходимости в ручной обработке заказов, электронный каталог, доступ к аналитическим данным и отчетам в реальном времени  — это влияет на снижение использования бумажного документооборота и на уменьшение затрат на персонал, так как, чтобы обслуживать клиентов через портал, может потребоваться меньшее количество сотрудников.

Оптовые покупатели, в отличие от розничных, используют гораздо больше сведений для оформления заказа. 

Например, потому для компании Cordiant решили собрать в одном месте информацию о продукции и контрагентах:

Пример личного кабинета партнера
Пример личного кабинета партнера

На главной странице личного кабинета находится техническая и финансовая информация, доступная пользователю в соответствии с его правами: сведения о юридических лицах и договорах, лимит коммерческого кредитования, сумма просроченной дебиторской задолженности и т.д.

Преимущество в том, что пользователь-юрлицо получает сразу много информации в одном месте. Также в личном кабинете могут быть специальные калькуляторы под задачи бизнеса, планы платежей или другие сервисы.

  1. Увеличение объема продаж и улучшение обслуживания клиентов. На портале самообслуживания клиенты самостоятельно совершают заказы, отслеживают статусы заказов, получают счета и управляют учетными записями. Если людям нравится работать с вашим порталом, они будут возвращаться и делать повторные заказы. Это приводит к увеличению объема продаж и сокращению оттока клиентов.

  2. Уменьшение ошибок. Автоматизация процесса заказа и обработки данных снижает нагрузку на менеджеров, и тем самым, уменьшает риск ошибок, связанных с человеческим фактором. Поскольку данные обновляются в реальном времени, информации о наличии товаров, ценах и статусах заказов всегда актуальна.

Например, в проекте Kama Tyres мы разработали кабинет для администраторов магазина, который позволил им работать с отгрузками, управлять возвратами и редактировать заказы:

Список заказов
Список заказов
  1. Оптимизация управления бизнесом. Портал может интегрироваться с ERP, CRM и другими системами, улучшая управление логистикой и финансами.

  2. Новые возможности для маркетинга и персонализации. Использование портала для продвижения новых продуктов и акций, возможность предлагать индивидуальные скидки и акции на основе поведения и истории заказов клиентов помогает прогнозировать спрос и укрепить отношения с клиентами.

  3. Больше конкурентных преимуществ. Внедрение современного портала подчеркивает стремление к инновациям, помогает улучшить клиентский опыт и повысить лояльность клиентов.

Внедрение оптового портала самообслуживания может стать стратегическим шагом, который улучшит операционные процессы, увеличит доходы и укрепит позиции компании на рынке.

Как понять, что торговой компании нужен оптовый портал

Обычно заказчики приходят к нам с такими задачами: нужно разгрузить менеджеров, нужно минимизировать прямое общение клиента и менеджера (все люди уже привыкли к маркетплейсам и uber-like сервисам, хотят сами все делать), нужно автоматизировать связи между какими-то сервисами. 

Да, иногда заказчики упоминают конкурентов, то есть вопрос отраслевых стандартов и престижа тоже имеет значение. Еще может требоваться мобильное приложение (можно сделать так, чтобы для приложения и для сайта использовался один бэкенд).

Определить наверняка необходимость внедрения B2B-портала для компании помогут ключевые показатели и ситуации. Признаки того, что вашей компании нужен B2B-портал:

  1. Растет объем заказов и клиентская база

Если менеджеры работают с большим поток заказов вручную, почему бы не автоматизировать этот процесс через портал, упростить покупателям взаимодействие с продукцией и ускорить обработку заказов менеджерами? Портал позволяет не только работать с текущей базой клиентов, но и помогает привлекать новых клиентов из регионов, которые смогут с легкостью находить и заказывать необходимые товары.

  1. Становится сложно управлять заказами

Если управление заказами, отслеживание статусов и поддержка клиентов занимают много времени и ресурсов, портал самообслуживания упростит эти задачи. Не придется обрабатывать заказы по электронной почте: хоть канал и привычен, но уже неэффективен. Заявки теряются и долго обрабатываются, к тому же сложно систематизировать информацию о работе с клиентами.

Портал делает взаимодействие с клиентами более прозрачным благодаря тому, что у клиентов и менеджеров портала есть доступ к информации, связанной с заказами: каталог, аналитические отчеты, данные о задолженностях и оплатах, рекламации и т.п.

Пример раздела рекламаций
Пример раздела рекламаций

Но стоит оставить возможность клиенту связаться с менеджером — написать в чат или позвонить, чтобы оперативно решить вопрос.

  1. Растет конкуренция

Конкуренты уже используют подобные порталы и получают выгоду. Стоит рассмотреть внедрение такого решения, чтобы не отставать, ведь электронная коммерция стала требованием настоящего времени. B2B-портал предоставляет возможности для увеличения масштабов бизнеса в эпоху цифровизации.

  1. Необходимо улучшать клиентский сервис

Если клиенты часто жалуются на неудобства оформления заказа, хотят получать доступ к информации по заказам, или если требуется улучшить общение с клиентами, портал самообслуживания поможет решить эти проблемы. 

Покупатель на портале за несколько кликов создает заказ, проверяет данные, находит ответы в разделе часто задаваемых вопросов, не дожидаясь ответа менеджера по почте и не тратя время на общение с менеджером по телефону. 

Например, так реализован подбор шин на портале Kama
Например, так реализован подбор шин на портале Kama
Покупатели сами могут выбрать способ доставки
Покупатели сами могут выбрать способ доставки

Все процессы становятся понятны как для клиента, так и для менеджера, и ни одна заявка не пропадет.

  1. Менеджеры перегружены

Если возникают проблемы с точностью и своевременностью выполнения заказов, скорее всего, происходит интенсивное использование ресурсов отдела продаж и менеджеры не справляются и не успевают обрабатывать заказы.

B2B-портал снимает с менеджеров рутинные задачи, такие как обработка заказов, проверка статусов и общение с клиентами, и позволяет сконцентрироваться на приоритетных задачах. Благодаря автоматизированным процессам снижается количество ошибок и увеличивается скорость обработки заказов.

  1. Нужно интегрироваться с другими системами

Если компании нужно интегрировать процессы заказов с системами, такими как ERP или CRM, B2B-портал может обеспечить необходимую интеграцию и синхронизацию данных.

Один из ключевых триггеров для создания портала — более-менее высокая периодичность взаимодействий, периодические закупки / заказы товаров или услуг. Если клиент регулярно сотрудничает с дистрибьютором, тогда имеет смысл заводить личный кабинет на b2b-портале. Это может быть взаимодействие не только по поводу товаров, но и услуг, например, корпоративное обучение.

Какому бизнесу стоит сделать оптовый торговый портал

Создание оптового торгового портала полезно для бизнеса, который работает с крупными объемами заказов. Это поставщики, поставляющие оборудование для различных отраслей, таких как строительство или машиностроение; поставщики промышленного оборудования или сельскохозяйственной техники; производители и дистрибьюторы медицинских товаров; дистрибьюторы ИТ-оборудования и многие другие. 

  1. Производственные компании. Фабрики и заводы, производящие товары в больших объемах и продающие их оптовым клиентам, дистрибьюторам или другим производителям. 

  2. Дистрибьюторы и оптовики, которые закупают продукцию у производителей и продают розничным магазинам или другим дистрибьюторам. 

  3. Оптовым клиентом может быть и сам магазин или организация. Например, шинные центры или таксопарки могут покупать для себя продукцию. Крупные предприятия покупают для себя шины напрямую у производителя. Также бизнес, который работает с мелким оптом, например, компания, торгующая профессиональными средствами для салонов красоты (шампуни, краски для волос и пр.). Покупатели — владельцы и мастера салонов красоты.

B2B-порталы становятся частью современного бизнеса в условиях рыночных трансформаций и конкуренции.

Если ваш бизнес попадает в одну из этих категорий и вы взаимодействуете с большим числом оптовых клиентов, создание оптового торгового портала может существенно улучшить процессы управления заказами, обслуживание клиентов и общую эффективность вашего бизнеса.

Комментарии (0)