Всем привет! Меня зовут Светлана Уварова, я работаю в МТС Диджитал архитектором. Сегодня я расскажу о Зле, которое может сокрушить целые ИТ-команды. Стоит только одному человеку поддаться ему, как оно перекидывается на его коллег. Поставленные цели не достигаются, новая функциональность не поступает на прод, а проект потихоньку умирает. Имя этому злу — Демотивация. Если не заметить ее начало, поддаться соблазну и опустить руки, то она постепенно ломает командную работу и приводит к выгоранию. В этой статье я расскажу, как отследить наступающую Демотивацию и чем ей противостоять.
Первый всадник демотивации — отсутствие в команде общего понимания целей и задач
Он приходит, когда цель поставлена не четко, ее формулировка позволяет вольности в трактовке и нет образа результата. В этом случае каждый участник стремится к индивидуальной цели, которую он сам себе вообразил.
В команде увеличивается число «целей», они не совпадают друг с другом. Все бегут в разные стороны и, как «лебедь, рак и щука», результата никогда не достигнут. Участники в определенный момент осознают, что не понимают общую цель, работают в пустую и, скорее всего, не получат заявленных результатов. Закономерным итогом такой ситуации становится разочарование в работе.
Признаками нечетко поставленной цели являются:
возникающие заявления, что работа пойдет в стол;
мелькающие фразы типа «а я-то думал, что…»;
повторяющиеся вопросы по границам и срокам;
отсутствие образа итогового результата и однозначных признаков его достижения.
Не буду здесь рассказывать, как правильно ставить цели, — на эту тему есть много хорошей литературы. Тем более, что совсем избавиться от иллюзий не получится. Часто максимальное сближение разных представлений дают:
встречи, где у команды выравнивается понимание цели;
наглядные иллюстрации и схемы, аналогии и примеры из жизни. Практика показывает, что все участники воспринимают их более-менее одинаково. Я всегда рисую картинки и часто так выявляю у коллег разные цели;
сбор открытых вопросов и ответов на них. Чем их больше, тем точнее и лучше будут понимать общую цель участники, а значит они смогут избежать пустой работы и разочарования по этому поводу.
Второй всадник — отсутствие в команде взаимного уважения и признания чужих компетенций
Эта причина проявляется при отсутствии общего понимания целей. В результате у одной задачи возникают совершенно разные варианты решений. Если в команде нет уважения и признания компетенций коллег они проявляются в постоянных сомнениях в чужих умениях и решениях.
Особенно высок риск, если пришел новенький или если кто-то не соответствует стереотипному образу. Любые идеи и решения вызывают недоверие в команде. Каждый начинает делать не свою работу и проверять правильность предложенного чужого решения, как следствие — самостоятельно выполнять чужие задачи.
Неприятности нарастают потихоньку, обычно выражаются в «почему бы тебе не сделать по-другому» и связаны с потерей времени на объяснение предлагаемых решений, причин выбора и профита от них. Приходится показывать, что было рассмотрено несколько вариантов и итоговый имеет ряд аргументов в его пользу. Требуется каждый раз доказывать, что нужно делать так, а не иначе.
Из-за всех этих бесконечных объяснений время уходит. Демотивирующие дискуссии заменяют работу по проектированию, а сроки предательски сжимаются. В итоге задачи выполняются наспех, «на отвали» или не укладываются в дедлайны. Команда начинает жаловаться на большое количество согласований внутри.
Часто в такой ситуации у человека возникает вопрос, а нужен ли вообще он на этом месте. Не уйти ли ему в другую команду, где действительно требуются его компетенции. Периодически возникает чувство ненужности и бесполезности проделанной работы, оно мягко призывает ее… Демотивацию.
Что делать?
Главное оружие — понимание мотивов других участников. Нужно принять желание коллег убедиться в вашей компетентности. Скорее всего, они все свои советы и требования выдают, чтобы достичь общей цели. Правда, в том виде, в котором они ее понимают.
Тимлиду нужно объяснить команде, что выполнение чужой работы крадет их рабочее время. Неконструктивные споры не решают задачи. От них у всех участников остается неприятный осадок, а задачи стоят на месте.
В этой ситуации отлично помогает вопрос «Кто будет нести ответственность и чинить аварию?». Как правило, никто не хочет подставляться за другого человека, и неконструктивные альтернативные предложения вместе с демотивирующими дискуссиями исчезают.
Если после вопроса кто-то остался при своем мнении, то с этими мнениями стоит поработать. Как, зачем и почему, расскажу дальше.
Третий всадник — плюрализм мнений
Эта причина пересекается с предыдущей, когда участники команды пытаются придумать решения за других и продвигают свои варианты. Но здесь речь идет о столкновении зон ответственности. Коллеги выполняют свою работу, проектируют и оценивают разные варианты и также заинтересованы в результате.
Учитывая, что одна и та же задача в большинстве случаев имеет несколько решений, мнения участников могут расходиться. Есть те, кто будет стоять на своем, даже не пытаясь услышать коллег. Если при всем этом авторы альтернативных решений
«громко кричат и топают ногами»;
соглашаются и берут в бэклог, но откладывают реализацию;
требуют действовать по их описанию;
заявляют повсюду «у нас ничего не получилось, потому что они»,
то неподготовленному человеку выжить и не демотивироваться практически невозможно. В таком множестве разных мнений и требований, выставленных профессионалами, очень легко потеряться и опустить руки. А если поддаться, то результата можно не увидеть никогда. Особенно сильно демотивирует, если была проделана объемная работа: подготовлены артефакты, описаны решения. А в итоге ничего не попадает в разработку и не начинает жить, просто потому, что не понято, не согласовано и т. д.
Таким образом множество альтернативных мнений, описывающих идеальное решение, может демотивировать и способно задавить хорошую и работающую идею.
Важно понимать, что выбор есть всегда. Можно в обнимку с демотивацией расстраиваться и обижаться на коллег, награждая их нелестными эпитетами. Или использовать альтернативные взгляды на задачу для создания общего решения и достижения цели.
Множество идей по поводу одной и той же задачи может из раздражающего и демотивирующего фактора превратиться в основу для навыка видеть картину целиком. Научитесь слышать и складывать в пазл альтернативные мнения, и это станет вашей сильной стороной, а коллеги превратятся в верных соратников и друзей.
Классический пример равнозначности мнений — это проекции цилиндра:
Те, кто смотрят на него сверху или снизу, видят круг. Сбоку — прямоугольник. Если взглянуть под углом, можно увидеть овал и фигуру, состоящую из двух параллельных прямых сторон и двух дуг. Причем их форма меняется в зависимости от того, с какой точки смотреть. Чтобы увидеть цилиндр целиком, нужно объединить все картинки.
И вам, и вашим коллегам будет тяжело в одиночку придумать решение конкретной сложной задачи. Результат будет точнее и проще, если учитывать чужое мнение и действовать сообща.
Четвертый всадник — неудачный проект
Любой провал — всего лишь этап в жизни, из которого можно извлечь ценный опыт.
В моей практике был случай, когда я участвовала в разработке системы, которую в итоге признали невостребованной и не использовали. Подходы к решению задачи оценивались как неудачные. Мне казалось, что я занимаюсь не архитектурой приложений, а ерундой. Хотелось найти новое место, где я буду совершенствоваться в профессии.
Через некоторое время полученные знания об архитектурном ландшафте пригодились для решения новых задач. Потом я узнала, что мои алгоритмы были отзеркалены и использованы в других проектах. Очевидный провал дал мне большой объем знаний об архитектуре компании, а некоторые наработки остались живы и до сих пор востребованы.
Да, может случиться, что все ваши усилия пошли насмарку и итоговый результат разочаровывает, а не дарит радость. Где-то с кем-то согласились, где-то о чем-то не договорились… и итог вас никак не устраивает. Против этого зла тоже есть оружие.
Вспомните, что хорошая система в первую очередь удовлетворяет требованиям заказчика. Если они выполнены, то вы сделали свою работу нормально. Более того, если ваша система несовершенна, то у вас есть возможности для ее развития.
Если же проект свернули, особенно перед самым завершением, то при вас остались знания о неудачных путях решения, по которым вы уже не пойдете в своих следующих проектах. Это сэкономит ваше время на новых и более успешных задачах.
Выбор есть всегда
Против каждого всадника действует свое оружие. Распознав и остановив надвигающуюся демотивацию, вы спасете свою работу от забвения, а себя от объятий демотивации. Вместо того чтобы сдаться и сидеть в унынии:
поработайте с целью и задачами так, чтобы все в команде понимали их максимально точно и одинаково;
расскажите коллегам об уважении, разделении зон ответственности и необходимости делать свою работу, а не чужую;
научитесь слышать альтернативные мнения и складывать их в общую объемную картину;
найдите в неудачных проектах ценный опыт и переиспользуйте его.
Если же вы все-таки попали в объятия демотивации, то попробуйте отвлечься — следующие проекты будут намного интереснее. Положительные эмоции дают спорт, участие в конференциях, обучении и т. д.
Жизнь состоит не только из одной работы. Возможно, у вас есть собака, которая мечтает освоить несколько новых трюков, и вы откроете для себя аджилити. Может быть, вы давно мечтали танцевать или заняться бегом, туризмом или просто гулять в парке.
Мне в разное время помогли:
деревянные механические конструкторы;
выращивание растений (жаль, уже поставить некуда);
живопись (все стены в картинах);
проверка домашки у детей (очень укрепляет нервы).
В МТС Диджитал для сотрудников есть много программ, которые позволяют заниматься чем-то интересным вне работы. При необходимости можно записаться на еженедельные дыхательные практики, йогу или пройти курс массажа.
Какой бы сильной ни была демотивация и как бы ни хотелось опустить руки, помните, что нет минусов без плюсов. Всегда есть занятие для души, которое позволит вам восстановиться и снова получать удовлетворение от работы. Следующую вашу задачу вы обязательно решите качественнее, чем предыдущую. Жизнь прекрасна!
Комментарии (4)
dv0ich
15.08.2024 10:27+4Хорошая картина. На смартфоне сослепу показалось, что это всплытие подводной лодки крестоносцев XD
VasiliyLiGHT
15.08.2024 10:27+6Четыре всадника демотивации
Когда я работал в КЦ МТС (контактный центр), у нас, судя по всему, было двое других всадников демотивации (хотя руководство утверждало, что таки мотивации) - ублюдский KPI и таблица депремирования.
И вот такого у нас почему-то не было:
При необходимости можно записаться на еженедельные дыхательные практики, йогу или пройти курс массажа.
Была только опция "дверь там, а за забором очередь"
Sertakov83
15.08.2024 10:27+11Не нашёл ничего про кривую организацию, отвратительный менеджмент, кривые КПИ, создаваемую сверху токсичную среду обмана и лжи и так далее
Это в МТС мотивирует, видимо
Batalmv
Что-то у вас планировалось про демотивацию, а вышло про демотивацию в результате, скажем так, не самого адекватного поведения сотрудников