Продолжение статьи по работе с расширенным экраном компьютера "Profi" опубликованной в 2003 году 16 номере в газете "Абзац". Информация значительно переработана и дополнена, в том числе примерами программирования.
Статья была опубликована в 2019 году в 25 номере журнала по ZX Spectrum'у "ЗаRulem Печатное Слово".
Статья написана в соавторстве с Вадимом Чертковым.
В 2003 году в №16 номере газеты «Абзац» вышла моя статья «Расширенный экран «Profi», что это такое и как с ним работать». С тех прошло уже 16 лет… За это время я (TAE) успел уйти со Спектрума и вернуться. Старая информация была переосмыслена, получена новая. Сейчас же хочу попробовать представить некий итог этого процесса, так сказать подвести черту, перед тем как двигаться дальше. И мне кажется, начать следует с самого начала.
Компьютер «Profi» представляет собой развитие компьютера ZX Spectrum 128. Разработчики «Profi» стремились минимальными изменениями и средствами расширить возможности Спектрума, что наложило отпечаток на принимаемые решения, в том числе на реализацию расширенного экрана. Максимальный эффект от всех изменений можно получить в операционной системе CP/M, так как именно в ней разработчики видели основное направление развития своего детища. Но и в режиме «стандартного Спектрума» все дополнения доступны без особых проблем. Я же буду описывать материал, и приводить примеры применительно именно к ОС CP/M.
Для того, что бы было возможным запустить ОС CP/M или ей подобную, необходимо иметь ОЗУ в нижней части адресного пространства (с адреса 0000h до адреса XX00h, далее в принципе может идти и ПЗУ, но возможен вариант, когда ПЗУ при работе системы отключается и все 64К представляет собой ОЗУ). Поэтому разработчики «Profi» добавили возможность отключения ПЗУ в адресах 0000h..3FFFh, на его место включается страница 0. Что позволяет запускать систему CP/M или использовать для программ больший объём памяти в режиме спектрума. Часть памяти занимают части ОС CP/M. Общая карта памяти представлена на рисунке 1.
Где:
BIOS - Базовая система ввода/вывода. BDOS работает с внешними устройствами вызывая функции BIOS;
BDOS - базовые функции дисковой операционной системы.
Область транзитных программ - именно сюда интерпретатор команд загружает прикладные программы для исполнения;
Базовая страница памяти - включает в себя несколько сегментов кодов и данных, обеспечивающих точку входа в BDOS, точку входа в BIOS и содержащих некоторые системные параметры.
Расширенный экран «Profi» имеет размер 512*240 пикселей и занимает 30Кб (15Кб информация о пикселях и 15Кб цвета). Цвет задаётся для каждого байта пикселей, то есть каждые 8 точек могут иметь два цвета (Ink и Paper). Что в восемь раз увеличивает вертикальную «цветность», относительно стандартного экрана Спектрума. Но информация о цвете теперь занимает значительно больше места.
За всё время существовали версии компьютера «Profi» с черно-белым экраном (цвет не реализован), цветные в двух вариантах: 8 цветов с 2 двумя градациями яркости и 16 цветные машины, а так же с расширенной палитрой 16 из 256 цветов. Работа с экраном у цветных машин и с расширенной палитрой идентична. О самой палитре рассказу чуть ниже, а сейчас остановимся на базовых принципах организации работы.
Как и в ZX Spectrum 128 у компьютера «Profi», два равнозначных расширенных экрана с возможностью единовременного отображения только одного из них. Экраны занимают по две страницы (таблица 1), одна страница хранит пиксели, другая байты атрибутов.
Структуры хранения графики и цвета идентичны, обе части представляют собой копии друг друга, только хранят информацию о разных составляющих изображения.
Можно выделить две схемы работы с расширенным экраном:
В один момент времени доступна или страница пикселей или страница атрибутов. Сначала подключаем одну страницу, делаем запись, потом подключаем другую страницу и так же делаем запись.
Для 1-го экрана (только для него) доступен способ, когда страница пикселей (06h) может быть подключена с адреса #8000, а страница с атрибутами (3Ah) в окне проецирования (с 4000h или с C000h). Таким образом, получается одновременный доступ ко всему экрану.
Из-за возможности получить одновременный доступ к графике и цвету 1-ого экрана он используется по умолчанию в ОС CP/M. Так сказать, он является основным, а 0-ой экран дополнительным.
Небольшое отступление. Конструктивно в компьютере «Profi» имеется всего одно окно проецирования страниц, но само окно может размещаться в 2х местах, таким образом, получаем две модели размещения страниц:
Окно с адреса #C000 - режим адресации ZX-Spectrum 128
Окно с адреса #4000 - режим адресации CP/M.
Более подробно о работе с расширенной памятью рассмотрим далее.
Экранная область расширенного видеорежима (512x240) устроена подобно экранной области стандартного видеорежима ZX-Spectrum. Т.е. состоит из области пикселей и области атрибутов, но имеется два отличия:
Первое - байт атрибутов задаёт цвет области из 8-и пикселей, а не 64-х как в ZX-Spectrum. Каждый байт пикселей имеет свой собственный байт атрибутов, это так называемый аппаратный мультиколор.
Второе - область пикселей и соответствующая ей область атрибутов располагаются в памяти не линейно, а разделяется на 2 полуэкрана по 32 столбца в каждом. Каждый полуэкран имеет структуру экранной области ZX-Spectrum, за исключением того, что он состоит не из трёх третей, а из четырёх четвертей, но последняя четверть неполная и состоит из 48 линий (6 строк по 8 линий).
Полуэкраны выводятся с чередованием, т.е. один полуэкран это нечетные столбцы, а второй - чётные.
При отображении пиксельной строки сначала выводится байт из одного полуэкрана, потом из второго, затем следующий байт из первого. Если условно разделить страницу пикселей на 2 равные части, то первая часть хранит нечётные столбы, а вторая - чётные.
Точно таким же образом устроена и область атрибутов. Адрес в экранной области можно представить вот такой схемой:
Если в такую экранную область выводить текстовую информацию с размером символа 8x8 точек (8 линий по байту), то разрешение экрана составит 64x30 символа.
Что бы было понятнее, приведу карту расширенного экрана по знакоместам (таблица 2). При открытии графики с адреса #8000 строение экрана она выглядит так:
Дальше столбцы продолжают чередоваться. Пиксельная карта расширенного экрана имеет такой вид (таблица 3).
Как видите, структура расширенного экрана не очень сложная, проблемы возникают только при горизонтальном переходе, здесь уже командой INC E не обойтись (здесь и далее считаем, что адрес на экране находиться в регистровой паре DE). Как же осуществить необходимый переход? Для решения этой проблемы посмотрим на начальные адреса двух половинок экрана в двоичной форме:
Первое знакоместо #A000 = 10100000 00000000
Второе знакоместо #8000 = 10000000 00000000
Третье знакоместо #A001 = 10100000 00000001
Видно, что для перехода из первого знакоместа во второе достаточно выключить 5-тый бит в старшем регистре. Для перехода в третье знакоместо потребуется не только включить 5-тый бит, но и выполнить команду INC E. Так как включение бита вернет нас только в другую половинку расширенного экрана, причем на первое знакоместо. Тут как раз вступает в игру чередование половинок, что и позволяет совершить переход на третье знакоместо. Для примера приведу процедуру расчета адреса знакоместа справа от текущего.
На входе в нее в регистровой паре DE находится адрес текущего знакоместа, на выходе в DE адрес знакоместа справа.
Для уменьшения временных издержек лучше использовать вариант в виде макроса, там нет лишних переходов, и не сохраняются регистры AF. Самым же оптимальным решением будет обработка двух смежных знакомест (на двух полуэкранах) в одной итерации цикла. Тогда для перехода на второе знакоместо будет достаточно написать «RES 5,D», а переходить в третье знакоместо так «SET 5,D; INC E».
Процедура расчёта адреса в экранной области, координаты заданы в регистровой паре DE. Регистр D содержит координату X (0..63), Регистр E содержит координату Y (0.239).
Calc_ADDR:
xor a
srl d ;младш.бит X выдвинули в C
ccf ;инвертировали
rra ;в 7-й бит А
scf ;потом 1
rra ;завинули
scf
rra ;получили 10X????? (экран с C000)
xor e
and 11100111B
xor e
push af
ld a,e
rrca
rrca
rrca
xor d
and 11100000B
xor d
ld e,a
pop af
ld d,a
ret
Непосредственно с графикой мы закончили, переходим к цвету и совместной работе с графикой и цветом.
Как сказано выше, цвет открывается с адреса #4000 и его строение идентично строению графики. То есть все, то, что было сказано на счет графики справедливо и для цвета, только поправкой на смещение адреса.
Если используется 1-й экран с одновременным доступом к графике и цвету, то для пересчета адреса между ними используем такую конструкцию «ld a, 11000000B; xor d, ld d,a».
Если работаем с графикой и цветом последовательно в одном окне, то для перехода между графикой и цветом ни каких расчетов проводить не нужно, просто переключаем странички памяти.
Мы не будем разбирать версии компьютера «Profi» с 8 цветные и двумя градациями яркости. Во-первых, он ни чем не отличаться стандартного экрана ZX Spectrum’а (кроме разрешения), а во-вторых, сильно сомневаюсь, что в настоящее время ещё остались подобные живые машины.
В 16 цветных версиях компьютера «Profi» разработчики отказались от бита мерцания, превратив его во второй бит яркости. Теперь paper и ink имеют свои раздельные биты яркости и можно с полной уверенностью говорить, что «Profi» может отображать 16 цветов (реально 15, так как черный не имеет яркости).
Можно представить, что 16 цветов кодируются четырьмя битами. Младшие части (3 бита) которых находятся там же где и соответствующие биты в атрибуте у ZX-Spectrum, А старшие (ещё один бит) в 6-м и 7-м битах (рис.2). Цифра в квадратике указывает на номер бита в коде цвета, если мы его представляем в виде 4-х битового значения. Буква i – ink, p-paper, Y- интенсивность (яркость). Т.е. цвет (ink или paper) можно мысленно представить в виде 4-х битового значения xxxx (igrb), но надо помнить, что в байте атрибутов оно хранится не так!
А вот теперь переходим к разбору такой интересной вещи как палитра 16 из 256 цветов.
ZX-Spectrum имеет слишком малое количество разных цветов для отображения графики. По сути их всего 8, бит яркости изменяет лишь яркость цвета, но не его цветность, с точки зрения цвета – он не меняется. Цвет изменится только, если изменится соотношение составляющих его компонентов (красный, зеленый и синий). Их процентное отношение. На Спектруме получается, что компонента или есть (бит равен 1 или 100%) или её совсем нет (0%).
Как увеличить кол-во отображаемых цветов, не переделывая экранную область? На первый взгляд кажется - никак, но это неверно. Простейший выход – применение палитры.
Название взято из области изобразительного искусства. Художник рисует картину красками, краски он смешивает в палитре, используя несколько исходных красок с разными цветами, смешивая их в нужной пропорции - получает нужный цвет, но в палитре количество ячеек не безгранично. Художник наполняет их по своему усмотрению и потом, пользуясь ими, рисует картину. Другую картину он может рисовать с другими наборами цветов. В общем, мысль ясна.
Итак. Мы имеем на экране одновременно столько же _разных_ цветов, как и раньше (16), но сам цвет при выводе на монитор более тонко задается. Если ранее (без палитры) мы имели по сути всего 8 комбинаций с уровнем яркости, то сейчас компоненты зеленой и красной компоненты задаются 3-я битами, что дает уже 8 уровней (у Спектрума 2 уровня или есть или нет – один бит), для синей компоненты есть 2 бита, т.е. 4 уровня. В сумме это дает 256 разных комбинаций. Т.е. у «Profi» имеется палитра 16 из 256 цветов. Но в один момент времени можно использовать на экране только 16 цветов, т.к. атрибут имеет 8 бит, 4 из которых задают цвет пикселей установленных в 1, и 4 установленных в 0.
Т.е. то, что ранее называлось цветом (от 0 до 15) теперь является просто индексом, т.е. указателем на реальный цвет. Таким образом, байт атрибутов, вообще говоря, выглядит так (т.е. представляется нам сейчас):
Где, P указывает на поле PAPER, I указывает на поле INK. Цифра рядом с буквой указывает на номер разряда в двоичном значении индекса (индекса «цвета»).
Палитра хранится в статическом ОЗУ которое представляет собой 16 слов по 8 бит, т.е. 16 байт.
Т.е. при отображении видео-области на мониторе берутся значения байта пикселей и байта атрибутов, затем происходит отображение пикселей на мониторе последовательно, начиная со старшего бита к младшему. Если бит равен 1, то берется 4-х битное значение INK из байта атрибута, если он равен 0, то 4-х битное значение PAPER из того же байта атрибута. Это значение является числом от 0 до 15, которое задает адрес в статическом ОЗУ где лежит реальное значение цвета. Видеоконтроллер берет указанное значение реального цвета и именно его и подает на монитор для отображения. Ещё более другими словами, сейчас цвет кодируется при выводе на монитор не 4-я битами, а 8-ю. В памяти, в экранной области, он по-прежнему задается байтом атрибутов. Мы по прежнему будем называть биты в байте атрибута битами яркости, битом красного, синего и зеленого цвета, но вообще, конечно это уже не так, это просто биты. В режиме Спектрума они имеют указанные значения (т.е. программы Спектрума полагают, что задав значение атрибута 01110000 мы получим черный ink и жёлтый paper).
Условно байт состоит из 3-х частей, которые соотв. Цветам Green – зелёный, Red – красный и Blue –синий. Так как синяя компонента представлена всего 2-я битами, то считается, что у нее есть младший бит, но он равен всегда 0. Т.е. если мы задаем значение синей компоненты в 11 (т.е. десятичное 3), то для получения белого цвета зелёная и красная компоненты должны быть заданы в значение 110 (десятичное 6). И байт палитры соответствующий белому цвету будет выглядеть как 11011011.
Значения в ячейках палитры (для краткости просто палитра) по умолчанию, соответствуют ситуации отображения цвета как в предыдущих моделях компьютера без палитры. Это так называемы цвета по умолчанию или стандартные цвета. Палитра ZX-Spectrum имеет вид:
Конечно, в любую ячейку палитры мы можем поместить любое значение байта, перемешать существующие цвета, инвертировать их и т.д.
По сути номера цвета в этой таблице (и вообще в Спектруме) заданы виртуально, это всего лишь комбинации битов. Единственное, что привязывает эти комбинации битов к номерам лишь то, что адресные входы статического ОЗУ палитры подключены так
Задав значение «цвета» в атрибуте равное 0 (цветом мы тут называем комбинацию битов в полях INK или PAPER и прибавив к ним соответствующий бит «яркости»), мы указываем на ячейку 0 палитры, указав значение 110 (6) на ячейку с адресом (номером) 6. А значение с установленными битами яркости и компонент G, R и B указывает на ячейку 15 палитры.
А вообще, при отображении экрана ZX-Spectrum на монитор мы можем раскрасить в группе из 8-и точек любые из них 2-я разными цветами из палитры 8 цветов. (Получается ведь так). Установленные биты байта имеют один цвет (INK), а неустановленные другой (PAPER).
Для программирования палитры используется подпрограммам «SetPal», которая имеет три точки входа:
SetPal – установка переделанной палитры. На входе в регистровой паре HL – должен находиться адрес устанавливаемой палитры, или 0 для установки стандартной для Спектрума палитры.
SetPal.StPal - установка стандартной палитры. Будет установлена стандартная палитра.
SetPal.9 - установка переданной палитры. Вход для продвинутых пользователей. Все предварительные настройки выполнятся в главной программе до вызова подпрограммы.
SetPal:
;Программирование палитры.
;* Точка входа SetPal - установка переданной палитры.
; На входе: hl - адрес новой палитры или 0 для установки стандартной [0].
;* Точка входа SetPal.StPal - установка стандартной палитры.
;* Точка входа SetPal.9 - установка переданной палитры. Все настройки выполнятся до вызова.
; На входе: hl - адрес новой палитры.
;
;Портит: af, hl, de, bc
ld a, h ; if hl=0
or l ;
jr nz, SetPal.P1 ; then
SetPal.StPal: ld hl, Palette.Std ; else <!> Точка входа
SetPal.P1: ei
halt ; В прерывании портятся HL&AF, т.к. стэк стоит на ПЗУ
SetPal.9: di ; <!> Точка входа
ld c, 7Eh
ld d, 16
SetPal.P2: ld a, (hl) ; физический цвет
cpl ; инверсия
ld b, a ; данные в рег. палитры
dec d
ld a, d
out (0FEh), a
out (c), d ; данные из B заносятся в рег.палитры
inc hl
jr nz, SetPal.P2
ret
;----------------------------------------------------------------------
Palette.Std:
DB 0 ; BLACK
DB 00000010B
DB 00010000B
DB 00010010B
DB 10000000B
DB 10000010B
DB 10010000B
DB 10010010B ; WHITE
DB 0 ; gray
DB 00000011B
DB 00011000B
DB 00011011B
DB 11000000B
DB 11000011B
DB 11011000B
DB 11011011B ; WHITE (BRIGHT 1)
К сожалению, не существуют аппаратного метода получения установленной палитры, поэтому следует сохранять копию палитры при установке, что бы к ней можно было вернуться. В ОС PQ-DOS имеются встроенный механизм, берущий на себя всю заботу по организации работы с палитрой, в том числе по сохранении текущей палитры и возврату её по запросу. Поэтому если вы работает в этой ОС, крайне желательно использовать её встроенный инструментарий. Если же вы работает в обычных «старых» версиях ОС CP/M, то следует считать, что по умолчанию установлена стандартная палитра, и не забывать восстанавливать её при выходе из своих программ.
Для включения нужной страницы в окне проецирования настоятельно рекомендуем использовать функцию SECMRS подсистемы Concurrent BIOS, которая сохраняет последние отправленные значения CMRS в системной переменной. CBIOS использует эту переменную при обработке прерываний и по выходу из всех обработчиков восстанавливает CMRS именно по этой переменной. Т.е. если мы не будем пользоваться стандартной функцией, то получим проблемы с подключением страниц. При вызове SETCMRS регистр D содержит значение для CMR0 (7FFD), регистр E значение для CMR1 (DFFD). Никаких манипуляций с битами не происходит, значения сохраняются в памяти и отправляются в указанные регистры. Подробнее о функциях CBIOS можно узнать из его описания, которое имеется на системном диске.
Если у кого остались вопросы он всегда может обратиться по одному из следующих адресов.
FidoNet: Tarasow Aleksey 2:5053/57
E-mail: tae1980(очень злая собака)yandex.ru
А на форуме, в группе ВК и Телеграмме есть много интересного, а все новое будет выкладываться, в том числе и там.
Приложение 1. Адресация памяти
ОЗУ Профи, как и многих других Спектрум совместимых машин, состоит из страниц по 16К. Максимально адресуется 64 страницы. Адресное пространство состоит из 4х сегментов, но только в один из них можно включать произвольные страницы – это окно проецирования. Окно имеет два положения в адресном пространстве, формируя таки образом две модели памяти ZX-Spectrum и Profi.
Управление памятью осуществляется двумя внешними регистрами - CMR0 и CMR1 (Control Memory Register).
Регистр CMR0 представляет собой системный регистр Spectrum-128 подключенный к порту 7FFDH и работающий только на запись. Его формат приведен на рисунке 6.
Пятый бит этого регистра в режиме CP/M по мысли разработчиков должен включать на доступ регистры палитры, но в действительности регистры палитры доступны и без него.
В режиме Спектрума четвертый бит определяет страницу используемого ПЗУ, в режиме CP/M установка этого бита в 1 совместно с битом 5 CMR1 модифицирует доступ к портам. А именно при ROM14=0 периферия адресуется как в PROFI+ (V3.2), при ROM14=1 и CPM=0 модифицируется доступ к периферии в результате чего становится доступно еще около 30 портов.
Третий бит определяет какая страница экрана в данный момент отображается на мониторе.
Младшие три бита содержат номер текущей страницы (в режиме спектрума), в CP/M они определяют номер страницы в текущем банке памяти.
Регистр CMR1 представляет собой системный регистр Профи и он доступен по адресу DFFDH во всех режимах адресации периферии. Назначение разрядов приведено на рисунке 7.
Рисунок 8.Т.е. всю оперативную память (ОЗУ) можно представить восьмью банками по 8 страниц в каждой (всего страниц 64), как бы расширение памяти Спектрума. Нумерация начинается со страницы 0 до 7, далее используется следующий банк. Все ОЗУ удобно представлять в виде таблицы (см рис. 3) 8x8 ячеек, где каждая ячейка содержит номер страницы. Т.к. общее количество ячеек 64, а объем одной страницы 16К, то максимальный объем доступной памяти равен:
16384 x 64 = 1048576 байт = 1024 Кб = 1Мб.
Номера страниц можно записывать и в восьмеричной системе, первая цифра будет представлять собой номер строки, вторая - колонки.
Физически ОЗУ выполняется в виде 4-х линеек м/с КР565РУ7 или аналогичных. Странички памяти подключаются в окне проецирования. Младшие 3 бита номера страницы содержит рег. CMR0, а старшие 3 бита рег. CMR1. Некоторые страницы могут отсутствовать (если у Вас менее 1мб ОЗУ то это должно быть очевидно), а некоторые могут пересекаться. Например, при использовании м/с ОЗУ КР565РУ5 совместно с 565РУ7 страница 30=34=38=3C, а страница 31=35=39=3D и т.д., т.е. линейка на РУ5 содержит 4 страницы, а линейка РУ7 16.
Банк 0 представляет собой память Спектрума-128. В CP/M назначение страниц следующее:
Остальные страницы считаются свободными.
Карта адресации процессора выглядит следующим образом:
В режиме Спектрума:
В режиме Профи:
Т.е. сегмент 0 всегда содержит нулевую страницу, а сегмент 2, как правило содержит страницу 02 (но имеется возможность подключить страницу 06). Указанное разделение на режимы "Спектрума" и "Профи" осуществляется установкой или сбросом бита 3 CMR1.
Комментарии (52)
Kerman
18.08.2024 23:04+1У меня когда-то был профи с аж целым мегабайтом на борту. И для меня осталось без ответа два вопроса к экрану:
Зачем такую сложную адресацию сделали? Это же реально неудобно. Для рисования графики сделали систему адресации спектрума ещё сложнее, ещё неудобнее, а с другой стороны, поломали удобство рисования символов 8х8. Зачем?
Сделали аттрибут для линии 8х1 вместо 8х8. С одной стороны увеличили объём аттрибутов в восемь раз, сравняв с bitfield, а с другой так и не сделали индивидуальные цвета в пикселях. Ну почему? Всего вдвое увеличить объём видеопамяти и были бы полноценные картинки. Уж профик 512 (тем более мегабайт) мог бы себе позволить.
В итоге экран профика оказался такой "ни рыба ни мясо". Для демомейкинга слишком толстый и неповоротливый, для работы с текстом впрочем тоже. Для графики слишком сложный и геморройный из-за неоправданных цветовых аттрибутов. Три цвета в линии 8х1 не нарисуешь.
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04+1Полностью не согласен с утверждением "В итоге экран профика оказался такой "ни рыба ни мясо". " Примеры графики я привёл, если бы такие алгоритмы конверсии графики были реализованы в 90е, то у Profi вообще не было бы конкурентов.
1) Такая сложная адресация из-за того, что стремились сделать расширение экрана малыми средствами. Спрашивал у современных разработчиков железа (компьютер Карабас-ПРО) почему так. Они сказали, что любые изменения экрана "в лучшую сторону" повлекут использование от 8 до 16 микросхем, что сродни как минимум половине компьютера.
Следует учитывать,что первые модели Profi относятся к 1991-1993 годам. Ситуацию которая была в стране, думаю объяснять не надо. Нужен был простой, дешёвый полупрофессиональный компьютер для рядового покупателя, на который не надо голодая копить год и более. Да цвет и палитра появились позже, но они основывались на уже принятых технических решениях.
Пример, компьютер АТМ, то же клон спектрума, у него реализован режим CGA, с цветом на точку. Но стоил он значительно дороже и продавался только целиком (заводская сборка), тогда как Profi позиционировался, в том числе, как компьютер для самостоятельной сборки.
При должной сноровке особой разницы в работе с экраном спектрума и расширенным экраном Profi нет. Существуют библиотеки которые отрисовывают спрайты с приличной скоростью. Гораздо больше проблем доставляет отсутствие второго полноценного окна проецирование. Но опять же, его реализация 1, 2 микросхемами не обошлась бы.
У меня есть статьи в продолжение цикла про Расширенный экран Profi, где привожу практические примеры по работе с ним. Так вот в одной из них я показываю, что скорость обработки расширенного экрана и стандартного практически сравниваются при скоростях процессора 12 Мгц. А на Profi были реализованы турбо режимы 7, 12, 15, 21 Мгц. Которые продавались как дополнительный опции. Не стоит забывать, что Profi это клон спектрума, и отличаться от оригинала не только наличием расширенного экрана,
Profi - это продукт своего времени, сплошной компромисс между хотелками, железными реалиями и итоговой ценой.
2) Режим цвета 8х1 это по сути стандарт для многих платформ, не только спектрум совместимых. Он "прост" в реализации на уровне железа. И его можно реализовать малыми железными средствами в том для стандартного экрана спектрума. Так же этот режим можно реализовать программно, в последние несколько лет появилось несколько игр очень хорошего качества в которых программно реализован цвет 8х1 и 8х2. Есть несколько движков которые позволяют создавать игры в таких режимах.
Для Profi так же разработали программный алгоритм позволяющий иметь палитру в 16 цветов для каждой пиксельной линии (512 точек). То есть одновременно на экране можно увидеть все 256 (RGB 332) цветов или 512 (RGB 333) цветов, для новой палитры разработанной для Карабас-Про. Для подобного на IBM PC требуется отдельная видео карта (пусть и встроенная) по сложности в несколько раз превосходящая весь компьютер Profi.vvbob
18.08.2024 23:04+1Profi - это продукт своего времени
Увы, скорее это очень опоздавший продукт. Писишки, пускай и устаревшие его и подобные ему усовершенствования Спектрума полностью уничтожили. Стандартный софт все эти навороты не использовал, а нестандартный попробуй еще найди, в то время как "писюк" можно было и апгрейдить самостоятельно и софт использующий эти апгрейды находился легко.
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04+2Давайте честно, про ""писюк" можно было и апгрейдить самостоятельно", это сказки из разряда "ПС хорошее долгосрочное вложение денег" (помните была такая реклама?). Да, можно заменить память, винт, но уже замена проца для 95% пользователи серьёзная преграда, без помощи профи не обойтись. На спектруме так же можно нарастить память (с 128кб до 4мб), увеличить винт (менял 40 мб, 120мб, 320мб) и даже поменять проц (менял z80A на z80H, что бы турбо режим был получше). Палитра на Профи появилась примерно в 95 году, цвет примерно в 93 г. Первый свой писюк я смог купить только в 2003 году, до этого Profi у меня был основной комп, в том числе на нём получил поинта. Писал на турбо паскале, программы по специальности для запуска их на ПС. Изучал Си, даже пытался устроиться программистом на нём, но тот проект не взлетел.
Писюк скорее добил спектрум, убило его всё таки кризис 97 года, денди и сега. Так как реально дешёвые бу машины ПС которые стоит брать появились во второй половине нулевых.
Палитра не стала драйвером для Profi, как я считаю, по вине самих разрабов. Они её добавили но по сути не поняли зачем и что с ней делать. На Profi есть несколько программ по выводу графики с ПС, но все они предоставляют довольно скромные возможности. Когда я писал конвектор картинок в формат экрана Profi, то разработал более 5 разных методик выборки цвета для 8х1. "Стандартные" для ПС методики не подходят от слова совсем. Реально стоит пользоваться только двумя из них. У меня ушло больше года на их поиск. Если бы разрабы понимали ценность цвета вообще и палитры в частности, всю эту работу нужно было проводить в 93-95 годах, а не в 2017. И тогда можно было бы продавать диски с тематическими картинками, как они поступали с музыкой для COVOX. Да и в играх был бы не такой трешь с графикой (посмотрите на игру "Мир смерти", я понимаю - ребята старались, но конверсия вырви глаз).
А вот то же картинки без палитры в стандартных цветах спектрума. Как говорится "почувствуйте разницу".
vvbob
18.08.2024 23:04Ну вот я свой первый ПС проапгрейдил так что от начальной конфы один корпус остался, все это просто перестановкой деталей, из инструментов только отвертку использовал. Спектрум апгрейдить без паяльника и офигенных навыков работы с электроникой вообще нереально. Спектрум был хорошей машинкой для своего времени, но будущего у него не было. Все эти его моды от энтузиастов это прикольно, интересно, но все это забавы особых ценителей извращений, вовсе не мейнстрим.
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04+3То что в перебрали свой комп с нуля, говорит только о вашей личной квалификации и всё. Я вот то же могу это сделать, но в моей семье больше ни кто не может. За то отец может построить дом с нуля, а я не могу так как руки не из того места растут. Можно на примере моего отца говорить, что "построить дом, не сложнее перебрать системный блок с нуля - любой может сделать"?
У меня на Profi память стояла в кроватках, первый дополнительные 256кб, просто воткнул, проц стоял на кроватке, вынул старый - воткнул новый, винт подключался через стандартный интерфейс IDE разведённый на плате. В настоящее время на многих моделях клонов спектрума есть интерфейс ZX BUS (1-3 разъёма), аналог ISA, через который можно подключить приличное число устройств. Ваше представление о спектруме весьма устарело. Как "ни странно" он продолжает развиваться. Посмотрите проект "Карабас-Про".
"Всё когда либо умирает" и вы сами "не вечны". И что теперь вы "ляжете и будете ждать смерти"? Лично я ни когда не говорил ни чего про "мейнстрим", занимаюсь тем что мне лично интересно и пишу об этом.
Целью размещения материала на Хабре является стремление к облегчению поиска информации тем кто будет её искать (а такие люди периодически появляются на горизонте). Так как не смотря на то что статьи были напечатаны в журналах (есть даже бумажные экземпляры) о существование таких журналов знают только внутри сообщества (и то как выяснилось не все).
vvbob
18.08.2024 23:04А я как-то вроде и не говорил что то чем вы занимаетесь - плохо. Вполне достойное увлечение. Я про то что писишки вполне предсказуемо эту гонку в те года выиграли.
Да, я может быть и не обычный пользователь, но для апгрейда Спектрума квалификация нужна повыше, чем для подтыкания готовых железяк в обычный комп, и результат апгрейда куда как весомее чем даже в те далекие времена со Спектрумом. И простому человеку, не разбирающемуся в теме уже тогда проще было найти специалиста, который ему "обычный" комп проапгрейдит, чем перепаяет память на Спектрум, или винт к нему прикрутит. Да и результат все равно будет поинтереснее для обычного пользователя - комп сильно мощнее, и софта на него навалом, который поддерживает и новое железо. А что делать со Спектрумом с "приваренным" к нему винтом? Те-же игрушки с кассет побыстрее запускать? С клешингом атрибутов, низким разрешением графики и простеньким геймплеем? Не игровой софт тоже не поражает воображение.
Даже если запустить там СР/М - ну чуть получше, конечно с софтом, но один черт - с массовым софтом даже под какой-либо древний Пенек 150 это и рядом все не стояло.
Вот и получилось, что это стало узкой нишей для увлеченных людей, в то время как обычный PC по своей производительности улетел в космос и стал доступным практически всем.
Еще раз хочу подчеркнуть - я вовсе не против того что люди делают странные вещи, вроде реанимации древней платформы, это прикольно, интересно, с удовольствием ознакомился с этой статьей и плюсики везде поставил. Просто практическая ценность всего этого стремиться к нулю, как и у большинства похожих хобби.
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04+2В настоящее время ничего приваривать уже не надо. Как писал выше, у вас устаревшие представления о спектруме. Да в настоящее время бесспорно ещё много старых машин, но у железа есть лимит прочности, и почти всё оно условно пригодно к работе. Что бы его запустить и в дальнейшем поддерживать работу нужно иметь хорошие знания и навыки в схемотехнике. Для большинства рядовых пользователей, лучшим и более дешовый выходом будут купить новый современный клон. Например, проект Карабас-Про имеет на борту: Fdd, Hdd, SD Card, Compact Flash, WiFi. Может запускать программы OS TR-dos прямо с карточки, нет необходимости записывать диски.
Для чего нужен винт. Моя коллекций картинок превышает 600 мб, коллекция MOD файлов ещё больше. Коллекция программ почти 200 мб. Скорость работы винта выше, а объём больше чем у дискетки, то есть получаем значительные преимущества. Кроме того OS PQ-dos использует fat16, то есть можно напрямую писать/читать данные с/на PC без конверсии.
На счёт доступности. Вы снова упорно путаете существующие условия сейчас и тогда. Как по зарплата и стоимости железа, так и производительности.
IBM PC ВСЕГДА!!!! был производительнее спектрума. Но и цена его была (именно "была") значительно выше. Если на Профи обычный человек должен в 90е был копить 2-5 месяцев, то на IBM PC уже 1-2 года, при это голодать. Да, у меня у друга отец ездил в командировки в Сибирь и был там начальником, ему первым из нас купили IBM PC ещё в 1996 году. Второй купил писюк в 1998 году, я в 2003. Да понятно, что по современным меркам спектрум и близки не подходит к писюку, но в начале 90-х это было не так, в конце 90х разница была, то жить можно было и на спектруме, на Профи тем более. Вы упорно все этапы нашей истории "мажете в один цвет" и смотрите на них с "морали текущего времени".
Сейчас спектрум да же не пытается конкурировать с IBM PC, ему это не нужно. Как вы сказали сами, у него есть своя ниша. Нам этого достаточно.
Ни чего в жизни не бывает "бесполезным", просто вы не умеет адаптировать опыт полученный в одном месте к реалиям другого места. Но это исключительно ваши "проблемы".
vvbob
18.08.2024 23:04Да я сам жил в те времена, у меня был Спектрум, и PC в ВУЗе активно использовал, поэтому ту ситуацию я очень хорошо представляю и помню.
Не хочется спорить, тем более ссориться, тем более что я к вашему хобби очень положительно отношусь, возможно и сам бы чем-то подобным развлекался, если бы было чуток свободного времени на это (сейчас дом строю и он все свободное время на себя оттягивает).
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04Тут нашёл картинку похожую на заставку из игры "Мир смерти" (см. выше) решил конвертнуть в стандартные цвета ZX и с палитрой. Вот что получилось.
vvbob
18.08.2024 23:04Что мне нравилось в те времена, да и сейчас - как разработчики и художники умудрялись на том очень слабом железе и с теми ограничениями, создавать крутой дизайн игр и всяких демок, картинки даже в наше время смотрятся неплохо.
Zara6502
18.08.2024 23:04+2Сделали аттрибут для линии 8х1
тут не вопрос сколько цветных точек в байте, а сколько цветных (разных) точек в строке. Имея например палитру в 16 цветов и скажем 32 байта на строку вы легко можете все 16 цветов разместить за раз. При рендере картинок это сильно повысит их качество, в играх же просто нужно учитывать эту особенность и такой страшный клешинг как в спеках уже вам не грозит. У Эйнара есть движок 8х2 и на нём есть та же игра Alter Ego, смотрится она просто отлично.
DimPal
18.08.2024 23:04+1Я понимаю почему 8х1. Для декодирования сканлайна для каждых 8 пикселей читается два байта (шина данных памяти 8 бит). При таком рскладе можно перейти на 4х-цветный режим (аналог CGA) без палитры, либо так как сделали на Profi. Но, я бы предложил ещё вариант: размер блока 4х1 и для пикселей и для атрибута, атрибут указывает на таблицу (палиру?) пар цетов. Получится до 32 одновременных цветов на экране блоками 4х1, но микросхем придётся добавить, выходную шину ОЗУ палитры ещё в два раза шире (собственно решение в статье тоже прибавило микросхем).
voldemar_d
18.08.2024 23:045-тый бит
В чем экономия по сравнению с "пятый"? В других местах же пишете "1-й", аналогично и "5-й" пишется.
salnicoff
18.08.2024 23:04А вариант сделать видеопамять не в адресном пространстве процессора не рассматривался? Доступ через порты ввода-вывода. Тогда можно хоть 1024×768 прикрутить... Или слишком медленно получалось?
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04Есть шина ZX BUS, аналог ISA. Туда можно хоть второй комп прилепить. Посмотрите на карточку General Sound. В теории можно создать видео карту для неё и она сразу пойдёт на значительном числе машин. Но как-то сложилось так, что на спектруме создают музыкальные карточки. В настоящее время их общее число перевалили, наверно, за десяток. А вот с видео как-то проблема.
Новые видео режимы добавлены на ZX Spectrum Next, но не думаю что они у нас приживутся, так как кроме как-там их ни где нет, а добавить невозможно.
В проекте Карабас-Про периодически возникает тема улучшения экрана, но далеко не заходит, так как сейчас места уже нет. Мне же больше нужна нормальная страничная работы (хотя бы второе окно проецирования). И считаю,что было бы более полезным дать возможность делать любую страницу экраном. Это даст куда больше полезных возможностей, чем просто новый экран
Zara6502
18.08.2024 23:04+1очень большое имхо, но спеку не хватает специализированного чипа для манипуляций с экраном, собственно поэтому я в 80-е выбрал ATARI а не ZX. У БК та же проблема, сейчас ее решили платой AZБК. А большая фрагментация Z80 машин не даёт возможности сделать какое-то единственное решение для всех, учитывая что полно народу зачем-то молятся на 48К машины.
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04Было несколько проектов, по добавлению видео чипа. Один из которых брал часть Денди и подключал его к спектрума. Фрагментарность парка машин можно обойти путем подключения по ZX BUS, по сути это несильно доработанный фирменный интерфейс и его можно организовать на всех клонах спектрума. Например, есть проект "Profi Extender" который "подтягивает" Profi любой версии до уровня самой последней, путем замены верхней платы с расширениями (Profi состоит из двух плат). Платы соединяются по сути через ZX BUS. Путем "перетыкания одной железки в ISA разъём" можно получить:
поддержка SD-Card по стандарту Z-Controller от KOE.
поддержка CF-Card по стандарту Profi HDD Controller
поддержка жесткой дешифрации порта DFFD c коррекцией при обращении к порту FDh короткой адресацией.
поддержка чтения порта 7FFD.- поддержка Pseudo_TR-DOS.
добавлена дешифрация ВГ93 по новым портам для платы периферии 3.2 по стандарту, начиная с платы периферии v4.01 и выше.
Автор пишет "PS: да, эту плату можно использовать не только с Профи, но и допустим с расширенным ленинградом до 1мб. без бетадиска. если наберем желающих на разные машинки, то прошивки появятся незамедлительно. пока проверяю всё на Профи."
То есть подключения этой платы по сути нивелирует фрагментацию парка машин. Малыми средствами, "без пайки", можно резко поднять функционал машины.
Как по вашему сколько появилось версий прошивок кроме как для Profi?..
Ноль.
В этом одна из проблем спектурмовского сообщества, "каждый кулик сидит в своём болоте". И вырвать его от туда невозможно. По этому я сосредоточил свои усилия на Profi и проекте Карабас-Про, как продолжении линейки Profi.
Zara6502
18.08.2024 23:04В этом одна из проблем спектурмовского сообщества
вот поэтому я за 30 лет и ни разу не пожалел что не полез в океан ZX, сейчас так или иначе пересекаюсь на разных площадках со спектрумистами, это кошмар какой-то, особенно секта 48К с иконой из Диззи.
tae1980 Автор
18.08.2024 23:04Лично я бы не назвал проблемой 48кб. Более итого 48/128кб является стандартом для спека, плохо или хорошо - но это так. В настоящее время есть студия "Zosya" которая пишет игры для продажи у буржуев. У них рынок спектрума и сейчас не плохо развит. Пишут они очень хорошие игры, но понятно, что могут использовать только то что есть в стандарте. Сейчас у студии 9 платных релизов и несколько без платных игр. Несколько раз занимала первые места на конкурсе ретро игр от Яндекс.
Сейчас проблема другая секта, это секта АТМ. Которые присвоили себе статус "продолжателей дела спектрам" и утверждают что они единственные легитимные наследники спектрума. А кто в с эти не согласен - тот враг. Критику не слышат и не приемлют. Все проекта помечают как "для спектрума" хотя ни где кроме как у них они работать не будут. Пытался раза три наладить диалог с ними, но такое ощущение что говоришь со стеной.
Wan-Derer
18.08.2024 23:04+1Мысли в то время были самые разные, в т.ч.: "А давайте возьмём какую-нить популярную и дешёвую ISA-видюху и прикрутим её к Профи...". Но все эти идеи разбивались о проблемы:
видюха стоит денег, много ли народу её купит?
надо покупать отдельный монитор, который к тому же существенно дороже "телевизора";
самое главное - кто будет писать софт, причём сразу под старый и новый экран.
В итоге, дальше мыслей дело не пошло, а разработчики железа сконцентрировались на более насущных вещах: программатор ПЗУ, контроллер ХТ-клавиатуры, ком-мышь, модем.
Zuy
А есть хоть скриншот посмотреть, как графика на этом расширенном экране выглядела? Врядли я где-то найду Профи, чтобы самому это попробовать.
tae1980 Автор
Вот примеры картинок под расширенный экран "Profi" с палитрой.
Много примеров можно найти в группе в ВК https://vk.com/profi1024
Или в группе в Телеграмме https://t.me/Profi1024
Zuy
А были какие-то игры поддерживающие такой видео режим или может какое прикладное ПО?
tae1980 Автор
Весь софт для CP/M использовал этот режим.
Есть ряд утилит, как для просмотра/конверсии картинок так и редактирования, настройка текущей палитры и прочее. Разумеется есть текстовые редакторы, множество языков программирования, электронные таблицы, базы данных, фидошный софт и т.п. Вот ряд скриншотов из игр
Lobey
Мне запомнилось, что CP/M на моём Profi показывал с бОльшим разрешением, чем нативное ZX. Но он был чёрно-белым. Я путаю?
tae1980 Автор
Версии Profi 3.2 и младше были черно-белыми, цвет к ним добавлялся опционально.
Zara6502
как-то я утомился листать, но так и не нашел, наверное подканалы нужно сделать, чтобы картинки отдельно складывать.
tae1980 Автор
В ВК найти проще, раздел картинок выделен сразу.
В Телеге так же есть раздел "фотографии", но там много иных файлов.
В Телеге в разделе "файлы" ищите файлы "ГодМесяцДень.pro" это образы дисков с картинками. Несколько раз в год я выкладываю такие образы дисков для просмотра на реальных машинах и в эмуляторах. В конце имени могут стоять "-16" для картинок в стандартных цветах спектрума; "-332" для палитр из 256 цветов; "-333" для палитры из 512 цветов.
Zara6502
я понимаю как это может звучать, но не все пользуются ВК, а телегой только месяц как пользуюсь и то из-за одного контакта за границей. Понимаю что это моя проблема, но вот так.
подскажите где именно это находится, зашел на канал, потыкал во все кнопки но ничего похожего не нашел.
а спустя минуту меня выкинуло из канала.
tae1980 Автор
"Файлы" это свойство самого телеграмма. Он позволяет выделить тематическую информацию по группе. И сообщений о новых подписчиков я в группе не видел.
Zara6502
Понял, спасибо за разъяснения.
Ну что мне вам сказать, только пожму плечами. Сейчас когда проверял группу "Файлы" точно так же через минуту меня выкинуло с канала. Наверное какая-то защита есть от спама, которая меня за спамера принимает.
tae1980 Автор
Есть так же Gopher сайт по адресу: go-profi.ru.Там много разного, в том числе картинки.
Но сервер пока работает с перебоями, но в течении 2-3 недель думаю налажу.
Zara6502
вспомнил 1995 год )
tae1980 Автор
Ну так вы зашли на затычку, до которой ни как руки не дойдут. Gopher это самостоятельный протокол текстовых сайтов. Адрес сайта: gopher://go-profi.ru
К сожалению его поддержку выпилили из пару лет назад из браузеров. Для доступа c IBM PC из OS Windows, можно использовать Gopher браузер “Gopher Browser For Windows 1.2” (https://disk.yandex.ru/d/xMIFWf6ZUJrFyQ) или “Simple Gopher Client” который доступен через магазин Microsoft Apps (https://apps.microsoft.com/detail/9P5J5GGQ2FG2?hl=en-..)
Zara6502
мне кажется я зашел туда куда вы меня и отправили, то что вы понадеялись что я в курсе как этим пользоваться - ну ошиблись.
а для чего такие сложности?
tae1980 Автор
Я же писал "Есть так же Gopher сайт по адресу: go-profi.ru." Напрямую указал, что это Gopher сайт.
"Сложности" для того что данный сайт доступен с реального ретро железа. Сейчас есть разделы для Profi и Scorpion. Но нативные браузеры есть и для спека 48кб, и на БК, так что если сообщество бкашников захочет можно создать раздел и для них.
Zara6502
И? Что мне это должно сказать?
Ну здорово, а я об этом откуда должен знать? Я вот впервые слышу что старые железки могут в интернет.
Ну можете эту информацию озвучить сообществу БКашников, я тут ничем не помогу.
Понимаете, у вас в голове есть набор какой-то информации по теме и вы отчего-то решили, что у всех остальных людей точно такой же набор информации. Ну, вы ошибаетесь.
Zara6502
залез в раздел с картинками, предлагает их скачивать, то есть чтобы посмотреть нужно скачивать и открывать каким-то просмотрщиком, нет превью в браузере, нет возможности скачать всё одним файлом.
tae1980 Автор
Ну нельзя же так. Не уже-то "всё" нужно разжёвывать. Так как сайт ориентирован в первую очередь на реальное ретро железо, разумеется на нём будут данные в форматах пригодных для чтения/просмотра в первую очередь на этом железе.
На сайте есть раздел "Программы/Программы для IBM PC/Total Commander" где можно найти плюгин для просмотра картинок в формате grf.
Так же если зайти в раздел "Игры" то почти все игры имеют скриншоты в формате png. Собственно это справедливо для всех программ, так как стараюсь выкладывать их со скриншотами.
Рекомендация найти в группе Телеграмм образы дисков *.pro, с праздничными картинками в силе. На каждом диске ~20 картинок. Просмотреть можно на реале или в эмуляторе. Ссылка на эмуляторы есть в следующей статье цикла "Практикум 1".
Zara6502
а я об этом как могу узнать? мы говорили про "посмотреть картинки", вы дали сайт, я посмотреть не могу, оказывается для этого нужна инструкция, которую вы не привели, еще и негодуете что мне всё надо разжевать. Вас удивляет что есть кто-то кто ничего не знает про Профи? Вы статью для кого пишете, только для тех кто в этом Профи шарит? Что мешает написать об этом в самом начале статьи? Хабы у вас указаны с Профи вообще не связанные, а значит и аудитория будет читать статью весьма разная.
Посмотрите мою статью про ATARI, я там весьма подробно расписал как можно посмотреть примеры, как запустить эмулятор, я его скрыл под спойлером, не всем это нужно, но я указал это так как вопросы могут появиться. В чем проблема сделать так же?
tae1980 Автор
Об этом написано на стартовой странице сайта...
А использование стандартов который современные браузера не поддерживают, вас не насторожило?
Разве там нет картинок? Или их невозможно просмотреть?
Вся информация есть на самом сайте, заметьте я не дал вам ни одной внешней ссылки. Кроме того ни кто не запрещает задавать утоняющие вопросы, вы же просто "бросились вперёд" без анализа информации.
Если бы я думал что все знают о Профи, я бы не публиковал здесь статьи. А если считал "что все знают всё", то вообще бы их не писал.
Мешает тематика статей. Они написаны для освящения конкретных тем, выход за пределы которых много кратно увеличит объём текста и сделает его не читаемым. Для озвученных вами тем запланированы самостоятельные статьи.
Не поверите, выбирал из предоставленного списка. Выбрал: Истрия IT, Ассемблер, Программирование. Где я ошибся? Хотел бы выбрать и другие, типа CP/M, Profi и т.п., но такой возможности нет.
Выше я ответил?
Zara6502
вы мне дали ссылку чтобы я посмотрел картинки, а не читал содержимое сайта, я нигде не писал что меня интересует Профи или какая-то информация о нём шире темы картинок. И какова вероятность что я занимаясь поисками картинок обязательно изучу и весь сайт? Вы приписываете другим людям какое-то своё поведение.
я регулярно пользуюсь FTP, который выпилен из браузеров и я не в курсе чтобы FTP использовался исключительно ретро. Что такое гофер я в душе не чаю.
Они в формате GRF, посмотреть я их не могу. То есть вы меня отправили на сайт чтобы посмотреть то что не смотрится. Что мешало пару строк написать в духе "Сайт такой-то, смотрится браузером таким-то, картинки скачиваются там-то, смотрятся тем-то"? вы же считаете что достаточно что-то буркнуть, а там люди сами пусть разбираются.
А почему вы решили что мне интересно изучать сайт вот просто так, сел такой и читая тонны чего-то, а вдруг там что-то есть?
Так я только и занят тем что задаю вопросы, а вы мне делаете одолжение в высокомерной манере иногда на них отвечая.
Если бы вы думали, то у нас не было бы затянувшейся беседы.
Совсем не мешает. Это нормальная практика отсылать читателя к какой-то вводной информации.
Вы не правы, во-первых есть тэг спойлера, который прекрасно прячет текст, во-вторых - можно написать вводную статью, а потом одной строкой делать на неё ссылку. Мне кажется всем, кому так или иначе интересна тема ретро будет вполне нормальным сначала дать статью об основных вещах вокруг системы, а потом уже писать статьи со ссылкой на неё.
Так я вам об этом и пишу, только вы порядок выхода статей выбрали неправильный.
Ну теперь Хабр уже виноват.
Не убедили. Я остался про своём мнении что вы слишком скупы на информацию и оставляете и читателей и собеседников с проблемами, которые они должны решать сами и поверьте, весьма редкий читатель захочет изучать новую систему прочитав пару статей. Ну а вы в свою очередь не сделаете ничего, чтобы побудило читателя повернуться к вам передом.
Поймите, вы же хотите людей заинтересовать, а не люди приобрели обязанность сами всё изучать. Сначала вы делаете шаг, потом читатели, и никак иначе. Если вам плевать, то откуда появится побуждение у других, как минимум как и в случае с АТМ сложется мнение о каком-то междусобойчике в стане Профи лезть в который мало кто захочет.
Zara6502
как уже написал выше, ваш канал меня выбрасывает.
tae1980 Автор
А вы пробовали подписаться на группу?
Zara6502
Нажал на JOIN, полез в группу в раздел Файлы. Через какое-то время выкинуло.
Zara6502
Всё, я пробился через вашу оборону, у вас там при входе НА АНГЛИЙСКОМ пишется запрос на ввод капчи, я её принял за чей-то пост с картинкой для Профи. Теперь буду знать что такая фигня есть в телеге.
tae1980 Автор
Ну вот и славно. Увидел нового человека в группе.
Zara6502
почему-то часть GRF в винде отображается с превью, хотя на ПК еще ничего не ставил для того чтобы работал просмотр
tae1980 Автор
Не готов ответить. Собственно grf - это не изобретение Profi, его формат откуда-то взяли. Это видно по заголовку, его потенциал значительно превосходит возможности Profi. Откуда его взяли к сожалению не известно. А было бы очень интересно узнать.