Сколько нужно айтишников, чтобы рассмешить зал? Нам хватило пятерых, чтобы убедиться: ничто не сплачивает команду лучше, чем корпоративный юмор.
Как пришла идея
По данным «Работа.ру», каждая третья российская компания подглядывает за сотрудниками в социальных сетях. Если сюда входит дружба и взаимная подписка между коллегами, то наш опыт оказался позитивным: именно в соцсетях руководители и эйчары разглядели потенциальных стендап-комиков из команды.
Копирайтер F5 Динара Зиннатова публиковала на личной странице отрывки своих стендап-выступлений, другие искрометно шутили в сторис и постах. Так пришло понимание: в компании есть люди с чувством юмора и человек, способный редактировать шутки.
Ирина Савельева, HR-менеджер Factory5:
«Идея пришла в ходе командного такого брейншторма. Нам очень хотелось сделать этот корпоратив не просто очередным веселым событием, а мероприятием именно про нас, отражающим внутреннюю жизнь компании. Так мы пришли к мысли сделать стендап с нашими ребятами, которые могут пошутить про рабочие кейсы, истории из командной рутины. Чтобы это было понятно только нам, и, соответственно, смешно тоже нам. То, что создаст некое единение, укрепит чувство команды».
Как привлекали комиков
Стендап-выступления на корпоративе должны были стать сюрпризом для всех, поэтому к потенциальным комикам заходили точечно — разослали предложения в личные сообщения Телеграм. Вот где можно было наблюдать развенчание мифа об интровертности айтишников! Идея оказалась настолько свежей, амбициозной и увлекательной, что почти все сразу согласились. Все-таки без умения бросать себе вызовы в IT никак.
Выбирать было не сложно: в коллективе всегда заметны люди, которые шутят, умеют добавить юмора в любую ситуацию. Именно к таким членам команды мы и пришли в личку с предложением написать стендап-монолог для выступления на корпоративе. Собрать команду оказалось в разы легче по сравнению с дальнейшей работой — подготовкой самих выступлений и организацией «читок».
Созвоны и разгоны
Как только состав был укомплектован, создали чат участников и назначили первый созвон. В команде собрались люди из разных городов, поэтому было решено раз в неделю собираться на разгоны шуток в зуме. Тот случай, когда без включенной камеры никак: чтобы оценить шутку, важно видеть и слышать не только текст, но и отыгрыш.
Помимо комиков на созвонах присутствовала HR-команда: шутки шутками, а экологичную атмосферу в коллективе никто не отменял. Важно было через юмор всем вместе «прожить» возможные боли и трудности в жизни и работе команды, никого при этом не обидев.
Ирина Савельева, HR-менеджер Factory5:
«Мы начали готовиться примерно за полтора месяца. Собирались каждую неделю с подготовленными материалами и просто читали друг другу, накидывали какие-то шутки в процессе, вспоминали смешные моменты, которые можно было как-то обыграть. От встречи к встрече все это обтачивалось, обрастало новым материалом.
Мы встречались каждую неделю, и тут надо отдать должное ребятам: все подошли к задаче ответственно. Даже если пропускали встречу, обязательно скидывали в письменном виде свои монологи, чтобы можно было прочитать, прокомментировать. Все были максимально заинтересованы и вовлечены: никого не требовалось как-то дополнительно мотивировать, уговаривать. Большую роль сыграло и то, что в команде был человек с опытом в стендапе: копирайтер Динара помогала редактировать тексты не только с точки зрения грамматики, но и с точки зрения юмора, а еще давала советы по устной подаче. Думаю, что для ребят это послужило некой опорой — осознание того, что в команде есть эксперт, на чей опыт можно положиться, и это не просто какая-то наша условная самодеятельность.
Главной трудностью было в самом начале определить круг тем, на которые ребята будут шутить, и распределить их так, чтобы не было пересечений, чтобы разные сферы были охвачены. Следующая сложность — набросать основной скелет. Когда мы со всем этим справились, уже начали нанизывать на эту основу новые шутки, воспоминания — так и собрали материал для каждого».
От теории к практике
Между созвонами копирайтер и практикующая комикесса Динара Зиннатова закидывала в чат теоретическую базу. Вот так выглядело одно из ее первых сообщений в чате комиков:
«Смотрите, в стендапе обычно ключевой акцент всегда на герое — какую бы тему он не взял, это должно быть прежде всего о нём. В стендапе публике интересна прежде всего личность. Если он будет говорить только о работе, получится не очень живо — это будет выглядеть скорее как выступление на конференции.
Опытные комики (например, резиденты казанского стендап-клуба, которые участвовали в открытых микрофонах на ТНТ, с кем мне доводилось общаться) рекомендуют новичкам учиться на самых первых выпусках Стендапа на ТНТ. Можно заметить, что эти комики начинали свой путь с шуток о себе: раскрывали факты из своей биографии, развенчивали стереотипы, включали самоиронию.
Я предлагаю наши выступления тоже построить на этом: начать с шуток о себе, и потом, когда зритель уже понял, кто вы, шутить о компании/работе сквозь призму вашего опыта».
Перед первым созвоном Динара скинула будущим комикам такое домашнее задание:
«I. Посмотреть самые первые выпуски стендапа на ТНТ
II. После просмотра каждому написать такой список фактов о себе:
1. Кем и как давно вы работаете в Factory5
2. Какие забавные факты есть в вашей биографии/карьере?
3. Над какой вашей особенностью чаще всего шутят ваши друзья/родственники?
4. Как вам кажется, чем вы отличаетесь от других сотрудников в Factory5?
5. Что вас удивило в первый рабочий день в F5?
6. Какие забавные истории приключаются с вами на работе?
7. Какова ваша главная боль, связанная с работой?
8. Какие забавные факты о коллегах можете озвучить?».
О чем шутили
Изначально ребята пришли с забавными историями и наблюдениями о рабочих процессах. Так как в команде комиков собрались и технари, и гуманитарии, в ходе читок помогали сделать юмор друг друга более понятным, разбавляли технические шутки историями из жизни. Так, например, родилась такая шутка в монологе одного из разработчиков:
«У всех же есть знакомые, которые такие: “А мне вот кстати повышение икс два предложили”. Что за икс два? Я знаю только “Три икса" с Вином Дизелем, который был на видеокассете. Хотя почему был, я до сих пор смотрю видеокассеты — нормальные фильмы в России только на них и остались. И вообще, вместо Нетфликса в моей жизни теперь Битрикс».
Шутили не только о жизни и работе, но и корпоративных ценностях компании. Вот так звучала одна из шуток, прошедших «цензуру» эйчаров:
«Один из принципов нашей компании звучит так: каждый может задать вопрос каждому. Так вот, у меня вопрос ко всем — я что-то так устал, ребят, как дожить до конца года?».
Коснулся этой темы и руководитель проектов Руслан Сабреков:
«В работе в команде важно быть эмпатичным, помогать другим и сочувствовать друг другу — особенно тем, кто первый раз столкнулся с битриксом. Но я обычно ворчу, как старый devs».
Копирайтер Динара Зиннатова добавила в свой юмор национальной идентичности:
«Девушки, если ищете себе мужа-айтишника, не связывайтесь с айтишниками-татарами. Потому что тупо жить за их счет не получится. Скорее всего он вам скажет: “А че ты так мало зарабатываешь, айда я тебя тестированию обучу хотя бы”».
Руслан Сабреков, руководитель проектов:
«Решил участвовать в корпоративном стендапе, потому что накопилось множество непроработанных тревог. Ты их обсуждаешь с кем-то один на один, но этого недостаточно, чтобы "отпустило". Юмор — это часто защитная реакция на события. Думаю, в IT и в армии без юмора нельзя.
Выступать перед коллективом намного легче, чем перед незнакомыми людьми. У вас уже достаточно много общего контекста, и тебе не приходится долго готовить людей к шутке — они сразу понимают отсылки и намеки.
Для меня лучшие шутки получаются из аналогий. Например, рассказываешь кому-то историю с работы и либо сам подмечаешь смешное, либо твой собеседник обогащает твою своей аналогией — записываешь в заметки. Или наоборот: кто-то рассказывает о делах, а тебе на ум приходит абсурдное сравнение — тут тоже важно его сразу записать, иначе забудешь. Затем необходимо определить, о чем хочешь рассказать, потому что шутки — это инструмент, но без истории и посыла это сборник анекдотов. Мне нужно было выговориться, поэтому и история была просто о происходящем вокруг. Самым сложным было почистить формулировки, чтобы никого не обидеть.
Самые яркие эмоции получил в процессе подготовки, когда рассказываешь материал в узком кругу. Именно в этот момент понимаешь, что получается действительно смешно. А само выступление получилось более волнительным. У меня совсем небольшой опыт, поэтому не удалось расслабиться на сцене.
Юмором продолжаю заниматься ежедневно. Накопилось достаточно новых историй, остается только решить, когда и как их теперь можно рассказать».
Аншлаг
Все получилось так, как мы рассчитывали: стендап на корпоративе стал большим приятным сюрпризом для команды. Публика была максимально теплой: каждого комика встречали и провожали бурными аплодисментами, за каждой шуткой следовала яркая реакция зрителей.
Ирина Савельева, HR-менеджер Factory5:
«Я считаю, что это был супер классный опыт. Мы очень волновались, переживали, как все пройдет, как воспримет зал. И все прошло круто. Даже мне, прослушавшей все монологи по несколько раз, в тот день все равно было смешно. Подготовка, брейнштормы, творческие усилия, затраченные ресурсы стоили того, чтобы по итогу выдать такой классный контент. Даже спустя время ребята вспоминают этот стендап, цитируют шутки. Я думаю, что это показатель успеха.
Реализуемость таких необычных форматов всегда зависят от людей. Если в коллективе, в команде есть творческие ребята, которые сосредоточены не только на работе, но и готовы заняться чем-то таким на досуге, то супер: они будут вашей опорой. Если же люди не открыты активностям вне работы, уговаривать бесполезно — лучше сконцентрироваться на каких-то классических версиях корпоратива. Так и самим организаторам будет легче, и ребята смогут отдохнуть в комфортном для них формате».