Привет, Хабр! На связи Александр Баулин из МТС Диджитал. У Маска много разных интересных проектов, и большинство у всех на устах: Starlink, SpaceX, Tesla Inc. Не так давно СМИ регулярно писали про The Boring Company — стартап, занимающийся бурением тоннелей. Раньше и на Хабре публиковались статьи и новости про эту компанию, но сейчас как-то все затихло. Давайте вспомним об этой компании и посмотрим, чем она сейчас занимается.
История создания и миссия
Все началось с сообщения в Twitter. Маск заявил, что пробки в Лос-Анджелесе настолько его раздражают, что он собирается «начать бурить тоннели». Многие восприняли это как шутку, но вскоре предприниматель всерьез приступил к реализации проекта. Название компании Boring переводится как «скучный» и одновременно «бурение». Неплохая игра слов.
Маск основал компанию The Boring Company (TBC) в 2016 году. Зачем? С целью решить проблему дорожных заторов, конечно. Их он называл «одной из главных угроз современному городу». Идея заключалась в прокладывании сети подземных тоннелей, через которые будут двигаться автомобили и пассажирские капсулы на высокой скорости. Маск считал, что прокладка тоннелей под городами могла бы стать радикальным решением проблемы пробок и ускорить передвижение в мегаполисах. Эдакий метрополитен на минималках.
Технологические свершения
Главной инновацией The Boring Company стала разработка эффективных и быстрых методов бурения. Стандартные тоннелепроходческие машины были слишком медленными и дорогими. Маск предложил радикально улучшить скорость работы машин и снизить расходы за счет уменьшения диаметра тоннелей и усовершенствования технологий.
Одна из первых работ компании — тестирование доработанной технологии бурения в Хоторне, Калифорния, где находится штаб-квартира SpaceX. Прокладка тестового тоннеля прошла вполне успешно, и это позволило компании продолжить эксперименты. Важной частью стратегии The Boring Company стала экономия средств и времени. Компания стремилась прокладывать тоннели с минимальными затратами на инфраструктуру.
Конечно, рытьем тоннелей под землей Маск занялся не просто так. Итоговая цель — сеть подземных тоннелей для движения автомобилей или автономных электрических капсул, передвигающихся на скорости до 240 км/ч. Проект назвали Loop. В отличие от почти что забытого Hyperloop, здесь не предполагается полное вакуумирование тоннелей, так что проект более доступен в реализации.
Самый успешный кейс компании на сегодняшний день — Лас-Вегасский тоннельный комплекс (LVCC Loop), построенный для Las Vegas Convention Center. Он завершен в 2021 году и включает в себя два параллельных тоннеля, соединяющих различные части центра. Электрические автомобили Tesla могут быстро перевозить пассажиров, а это позволяет сократить время перемещения между павильонами с 15 до 2 минут. Теоретическая пропускная способность системы — до 4 500 человек в час. The Boring Company утверждает, что перевезла 1,15 млн.
Стоимость текущей ветки — 47 млн долларов США. Согласно расчетам компании, создание каждой дополнительной станции потребует от 1,5 до 20 млн долларов США.
Что не получилось
Ветка длиной 2,7 километра и три станции — хорошо для прототипа, но это не очень помогает городской инфраструктуре. Первоначальная идея — разгрузить дороги крупных городов для снижения количества заторов остается нереализованной. Кроме того, по тоннелям пассажиров возят только автомобили Tesla, причем с водителями. Автономных капсул пока нет и появятся ли они — неясно. Да и в целом непонятно, будет ли компания рыть еще тоннели.
Какие сложности есть у The Boring Company:
Бюрократические и регуляторные процедуры. Они сильно ограничивают возможности строительства подземных инфраструктур в условиях плотной городской застройки. Критики утверждают, что с учетом регуляторных требований проекты The Boring Company вряд ли смогут стать массовым решением транспортных проблем из-за их высокой стоимости и ограниченной пропускной способности самих тоннелей.
Критика — например на тему, что компания недооценивает сложность геологических условий в разных регионах. Это может привести к удорожанию проектов и дополнительным техническим трудностям.
Финансовая стабильность The Boring Company в 2024 под вопросом. Масштабные проекты компании требуют значительных инвестиций. А задержки с выполнением обещаний и проблемы с безопасностью могут отразиться на способности компании привлекать новых инвесторов и финансирование. Несмотря на текущую поддержку со стороны самого Илона Маска и его других предприятий, таких как Tesla и SpaceX, The Boring Company не получает стабильный доход и не генерирует прибыль. А это для любого бизнеса давление на долгосрочные перспективы.
Критика уже готового Vegas Loop за недостаточную эффективность и несоответствие ожиданиям. Местные жители и власти высказывают обеспокоенность по поводу безопасности проекта и его влияния на городскую инфраструктуру и окружающую среду. В ходе прокладки тоннеля несколько лет назад 20 сотрудников компании подверглись воздействию опасных химических веществ. Тогда The Boring Company оштрафовали на сумму свыше 100 тыс. долларов США.
Будущее компании
The Boring Company продолжает искать новые возможности для реализации своих проектов. В 2022 году Маск заявил о возможном строительстве тоннеля между Вашингтоном и Балтимором в рамках более масштабного проекта по соединению крупных городов Восточного побережья США через систему подземных магистралей.
Компания также планирует расширить свой проект в Лас-Вегасе, увеличив количество станций и тоннелей. The Boring Company получила соответствующее разрешение на расширение своей деятельности под Лас-Вегасом. Она сможет проложить под городом сеть из тоннелей общей протяженностью 110 км и построить 81 станцию, обслуживаемую парком электромобилей Tesla.
Стартап также обсуждает возможность бурения новых тоннелей по своим технологиям в Лос-Анджелесе, Чикаго и Майами. Прежде, чем начать работу над чем-то действительно масштабным, Илону Маску предстоит решить множество технических и бюрократических вопросов. Но предприниматель уже не раз и не два демонстрировал свои способности в этом направлении, равно как и умение отказываться от неудачных проектов.
Z0O1
Честно говоря не понимаю как узкий тоннель и легковые автомобили способны решить проблему заторов когда уже придумано метро...
Но раз выделили деньги видимо как то работает
EvgeniyIvanovhabr
Я так понимаю, смысл идеи – этакое метро для закоренелых автовладельцев, которые метро только на картинках видели. Вместо того, чтобы стоять в пробках – заезжаешь в туннель и выезжаешь там где тебе нужно.
Вот только, если машинами будут управлять люди, да ещё в плотном потоке – это неизбежно приведёт к авариям и новым пробкам, только уже в узком и тесном туннеле... Было бы здорово, если бы в туннеле на себя брал управление автомобиль, который в свою очередь, направлял бы мейнфрейм, распределяющий все потоки во всех туннелях.
BlackMokona
Ну так автопилот и миллионы туннелей, во много уровней
Vaitek
Трантор, начало.
M_AJ
Если желающих поехать будет больше, чем пропускная способность тоннеля, то все равно будут пробки, только уже на въезде в тоннель.
BlackMokona
Поэтому Маск предлагает делать много туннелей, больше чем хомяк сможет сожрать. А для этого разрабатывают более совершенные машины, чтобы они были дешёвыми туннели. Чтобы их рыть можно было сколько угодно и быстро
AlexBaggins Автор
Сначала хотели по рельсам там машины возить, но поняли, что слишком много форм-факторов
saboteur_kiev
метро не развозит грузы, а в тоннелях могут ездить доставщики и транспорт.
метро не развозит машины, а езда на своей машине позволяет тебе комфортно и безопасно доехать в условиях ковида, в условиях хорошей одежды и так далее. Личное авто в Америке настолько недорогое по сравнению со средним доходом, что полных пешеходов не так много, и в основном они живут в городах именно из-за пробок.
метро не всегда является транспортом последней мили. А из тоннеля на своем авто выехал и доехал дальше куда нужно без пересадок
Вообще концепция много раз менялась за уже прошедшие 10 лет. Были идеи тележек на которые можно было ставить любой подходящий по габаритам автомобиль и он быстро доставлялся в автоматическом режиме. Была идея прикрепления специальных колесиков. Ну в конечном счете текущая реализация - только свои автомобили, но это реализация конкретного туннеля.
Главное же технология бурения, а как использовать - может быть вариативно.
UFO_01
В эти тоннели грузовик не влезет, максимум малый грузовичок.
Как владелец авто говорю. Любой общественный транспорт безопаснее личного авто.
Вышел из метро и сел на автобус/троллейбус, спокойно едешь по выделенной полосе пока все торчат в пробке или, как в этом случае, ждут когда тоннель освободится. Или вы думаете что их как грибов наплодят в условиях городской застройки и разного грунта?
Переусложнение ради переусложнения и мнимого комфорта. Я понимаю, когда все на общественный транспорт пересаживаются, автомобили не продашь, но это уже перебор.
saboteur_kiev
А в городе фуры обычно и не должны ездить. Оптовые склады за городом, внутри города малые грузовички.
А общественный транспорт неудобный, не везде есть, и вы видимо говорите про свой город, а не вообще.
Я уверен, что Маск ваш город вообще не рассматривал как цель для своего проекта.
Я как владелец авто, который успел поездить по десяткам стран на трех континентах, скажу что идея тоннелей под городами - очень крутая. Но дорогая и окупаемость не быстрая.
UFO_01
В эти тоннели влезет что-то уровня Toyota Dyna минимального размера, не больше, да и как вы их собираетесь до 200км/ч разгонять. А по городу могут спокойно ездить грузовики грузоподъёмностью до 3.5 тонн.
Любой город больше 100-200к жителей, автобусы чуть ли не каждые 5 минут ходят. Вот в маленьком городе да, ждёшь минут 30-40, едешь в убитом пазике, там без машины никуда.
Я уверен, что вы однажды сможете говорить по теме, а не стрелки метать. Про мой город речи не было.
Никто и не спорит, идея крутая. Метро называется.
Вы хотели сказать отсутствующая? Или будем плату взымать за пользование?
saboteur_kiev
А любой город больше 2-3 млн жителей, есть куча районов и улиц, где автобусам сложно ехать.
Есть множество старых городов, где центральная часть была застроена сотни лет назад, сформирована узкими по современным меркам улицами, и исторически сложившаяся ситуация не позволяет перестроить их в проспекты.
Таких городов много. И там каждые 5 минут автобусы не едут а ползут в пробках.