Насколько я могу судить, по статистике многие пишут свою первую статью по принципу «я-то знаю как правильно жить», а те, кто поопытнее — с позиции «ух-ты, смотрите, что я тут накопал». В общем — постараюсь не сильно портить статистику.
Я хочу просто оставить маленькую пометку на полях: вы все правы. Но, зачастую, этого никто не замечает. Но так как пост в одну строчку слишком мал, то придётся его немного развернуть.
Каждый раз, когда появляется какой-нибудь новый язык (вернее, становится популярным), тут же начинается холивар «как все обязаны правильно повернуть свои извилины» и «зачем что-то менять, если и старого полностью достаточно». Но можно ли описать ту сущность, которая отличает языки, отличает несколько больше, чем просто слова «архитектура», «парадигма», «набор команд»? Имя этой сущности — «дзен».
Дзен достигается в тот момент, когда язык становится частью сознания, когда мысль может течь так же, как и логика языка. Впрочем, было бы самонадеянно говорить, что это «42», всё-таки мой опыт — это Q-basic, S-basic, C# (понюхал), PHP, SQL — в хронологическом порядке, так что сужу я всё-таки со своей колокольни.
Если можете описать лучше — буду рад прочитать.
SQL — прямолежная система. Минимум циклов, прямое выражение мысли, грабли прямо под ковриком.
C# — взаимодействие с системой, которое мне показалось похожим на море, из которого выпрыгивают киты, где море — это окружение, а выныривающие киты — используемые ресурсы.
PHP — песочница, наполенная железным конструктором, с розеткой.
Basic (истинный) — «всё есть массив, а что не массив — адресация в (массиве) памяти».
Basic (все, что не требуют писать номер строки) — суть то же, что и ПХП.
И, в целом, обычный холивар зачинается именно из-за того, что решение в целом адекватно, но дзен решения не соответствует тому, который подходит автору негативного комментария.
Так что, прежде чем сказать «что за хрень», сначала я себя спрашиваю: «а почему так?». И иногда — я не могу сказать ничего плохого, ведь если средства языка или конкретной программы предполагают иной дзен — то моё восприятие уже не является корректным.
Однако, так как над проектом работают разные люди, в нём могут и должны появиться элементы не сооблюдающие единый стиль. Пример — версии HTML, который от простого языка разметки изменился (эволюционировал/деградировал) в интересную смесь из CSS и внутренних элементов с различным содержанием. В целом, лично меня корёжит вместо
писать
так как кроме случая автозамены в IDE это не даёт решительно ничего, а дзен изначального HTML в лично моём понимании — ломает.
Как я могу судить, обычно именно этот момент и является спусковым крючком любого холивара: разница в малозначительной части, но которая меняет восприятие элемента. И как только кто-то выдаёт суждение, не подпадающее под маску дзена оценщика — тут же летит минус в карму. Или плюс, если удалось развести флейм правильно.
Но, повторюсь, судья из меня никакой, это больше наблюдение. И, скорее всего, как минимум в чём-то я ошибаюсь.
И, как я говорил выше, согласно статистике, большинство начинающих авторов пишут в духе «я знаю лучше» и обещал не сильно портить статистику. Ну так вот…
Во многих книгах по программированию писалось: «при нумерации строк указывайте номера с шагом не в 1, а в 10 — так будет легче редактировать листинг».
Но почему именно так?
Загадка: «какой размер карты в первых Сим-Сити и Цивилизации и ограничение VB-скрипта в современном Excel?»
Что это даёт? В целом ничего, кроме мироощущения: всё стоит строго на своём месте. Если нужно изменить работу программы — можно заменить (а-ля include) какой-нибудь элемент массива и не перезагружать всю программу. С другой же стороны, это приучает воспринимать программу как единую структуру, у каждого из модулей которой есть определённое твёрдое место в реальности, определяемое даже не функциональностью, а непосредственно смыслом.
Это ощущение контроля над программой не в смысле понимания работы, а в смысле нейрохирургии, когда каждый нейрон программы под полным контролем.
Возвращаясь к рекомендации писать номера строк «через 10».
С опытом мне пришлось по душе несколько иное нумерование: x000 — глава программы, x00 — часть, x0 — блок инструкций, х — элемент. При этом: 0 — REM (описание блока); 1, 5 или 1,3,5,7,9 — IF; 1, 2, 4..8 — линейные элементы.
Таким образом, возьмём рандомный номер строки:
Архитектура моего кода в таких условиях была такова: блок инициализации -> главный цикл -> выбор нужного блока -> запрос нужных действий -> возврат указателя в цикл. Таким образом, часть «20хх» зачастую являлась «субциклом», который перенаправлял указатель на «2х00» или «2хх0», в зависимости от детализации. Строка 2хх9 — RETURN.
Но тут одна маленькая проблема.
Эта система (на ZX-Spectrum 48k) не воспринимала перевод строки и написать блок кода внутри строки было невозможно. Что и поставило крест на подобной гибридной схеме среды программирования, когда БД встроена в движок программы, а сама программа изначально преставляет собой эдакую маленькую ОС, где блоки кода — приложения. Что мне, как последнему из Могикан, несколько грустно и обидно.
И да — это замедляет выполнение программы минимум на операцию адресации в массив. Но ведь за всё надо чем-то платить, а контроль всегда порождает бюрократию.
Как же это можно использовать сейчас, на том же PHP?
Во-первых, я обожаю массивы. Мне нравится знать где какое значение может находиться. А с учётом плавающих глюков хостера и отсутствия доступа на боевой сервер — это единственный (как мне понимается) способ разнести ради тестируемости элементы программы, обеспечить удобство разжучкования (дебага), хотя и жертвуя памятью в значительной степени.
Во-вторых, был найден простейший способ сделать код удобным для навигации: брекеты с комментарием в «нулевой» строке. Сворачиваясь, они создают приятную глазу структуру, давно знакомую и привычную мне композицию, где первой строкой идёт комментарий к блоку, а затем — инструкции. По нажатию alt+0 код превращается в почти что вики-страничку, где долистав до нужного коммента можно прочитать нужный кусочек кода.
Повторюсь: это замедляет выполнение программы. Но ведь за всё надо чем-то платить, а контроль всегда порождает бюрократию.
Да, я ретроград и не собираюсь отказываться от привычек до тех пор, пока они помогают мне. И я не говорю что это — правильно, я просто говорю, что это работает. И, ИМХО, люди недооценили те возможности, которые им давал истинный Бейсик, а поддавшись тлетворному влиянию более примитивных языков оставили самый болезненный минус (размер массива), убрав главную особенность («всё есть массив!»).
А язык без собственного дзена — как китайские воздушные шарики.
Я хочу просто оставить маленькую пометку на полях: вы все правы. Но, зачастую, этого никто не замечает. Но так как пост в одну строчку слишком мал, то придётся его немного развернуть.
Каждый раз, когда появляется какой-нибудь новый язык (вернее, становится популярным), тут же начинается холивар «как все обязаны правильно повернуть свои извилины» и «зачем что-то менять, если и старого полностью достаточно». Но можно ли описать ту сущность, которая отличает языки, отличает несколько больше, чем просто слова «архитектура», «парадигма», «набор команд»? Имя этой сущности — «дзен».
Дзен достигается в тот момент, когда язык становится частью сознания, когда мысль может течь так же, как и логика языка. Впрочем, было бы самонадеянно говорить, что это «42», всё-таки мой опыт — это Q-basic, S-basic, C# (понюхал), PHP, SQL — в хронологическом порядке, так что сужу я всё-таки со своей колокольни.
Если можете описать лучше — буду рад прочитать.
SQL — прямолежная система. Минимум циклов, прямое выражение мысли, грабли прямо под ковриком.
C# — взаимодействие с системой, которое мне показалось похожим на море, из которого выпрыгивают киты, где море — это окружение, а выныривающие киты — используемые ресурсы.
PHP — песочница, наполенная железным конструктором, с розеткой.
Basic (истинный) — «всё есть массив, а что не массив — адресация в (массиве) памяти».
Basic (все, что не требуют писать номер строки) — суть то же, что и ПХП.
И, в целом, обычный холивар зачинается именно из-за того, что решение в целом адекватно, но дзен решения не соответствует тому, который подходит автору негативного комментария.
Так что, прежде чем сказать «что за хрень», сначала я себя спрашиваю: «а почему так?». И иногда — я не могу сказать ничего плохого, ведь если средства языка или конкретной программы предполагают иной дзен — то моё восприятие уже не является корректным.
Взаимоисключающие параграфы
Однако, так как над проектом работают разные люди, в нём могут и должны появиться элементы не сооблюдающие единый стиль. Пример — версии HTML, который от простого языка разметки изменился (эволюционировал/деградировал) в интересную смесь из CSS и внутренних элементов с различным содержанием. В целом, лично меня корёжит вместо
<br>
писать
<br />
так как кроме случая автозамены в IDE это не даёт решительно ничего, а дзен изначального HTML в лично моём понимании — ломает.
Как я могу судить, обычно именно этот момент и является спусковым крючком любого холивара: разница в малозначительной части, но которая меняет восприятие элемента. И как только кто-то выдаёт суждение, не подпадающее под маску дзена оценщика — тут же летит минус в карму. Или плюс, если удалось развести флейм правильно.
Но, повторюсь, судья из меня никакой, это больше наблюдение. И, скорее всего, как минимум в чём-то я ошибаюсь.
Базовый дзен
И, как я говорил выше, согласно статистике, большинство начинающих авторов пишут в духе «я знаю лучше» и обещал не сильно портить статистику. Ну так вот…
Во многих книгах по программированию писалось: «при нумерации строк указывайте номера с шагом не в 1, а в 10 — так будет легче редактировать листинг».
Но почему именно так?
Загадка: «какой размер карты в первых Сим-Сити и Цивилизации и ограничение VB-скрипта в современном Excel?»
Ответ:
100х100, 50х200, 10000.
В чём смысл:
Максимальный номер строки в ZX-Spectrum так же 10000, при этом можно запихать и 0-строку, т.е. 10001 элемент. То есть: ограничение выставлено вручную.
То есть: номера строк в истинном Бейсике — это позиции элементов массива. Как и карта в Цивилизации.
То есть: номера строк в истинном Бейсике — это позиции элементов массива. Как и карта в Цивилизации.
Что это даёт? В целом ничего, кроме мироощущения: всё стоит строго на своём месте. Если нужно изменить работу программы — можно заменить (а-ля include) какой-нибудь элемент массива и не перезагружать всю программу. С другой же стороны, это приучает воспринимать программу как единую структуру, у каждого из модулей которой есть определённое твёрдое место в реальности, определяемое даже не функциональностью, а непосредственно смыслом.
Это ощущение контроля над программой не в смысле понимания работы, а в смысле нейрохирургии, когда каждый нейрон программы под полным контролем.
Возвращаясь к рекомендации писать номера строк «через 10».
С опытом мне пришлось по душе несколько иное нумерование: x000 — глава программы, x00 — часть, x0 — блок инструкций, х — элемент. При этом: 0 — REM (описание блока); 1, 5 или 1,3,5,7,9 — IF; 1, 2, 4..8 — линейные элементы.
Таким образом, возьмём рандомный номер строки:
- «4208», т.е. 4-2-0-8, т.е. 4 глава, 2-я часть, 0-блок (ага, описание), 8 строка (последовательная, скорее всего — описание 2-го блока, а то и багрекинг).
- «3586», т.е. 3-5-8-6, т.е. 3 глава, 5-я часть, 8-блок, 6 строка (последовательная, скорее всего — инструкиця, комментарий лежит в строке «ххх0», т.е. «3580»).
- «2145», т.е. 2-1-4-5, т.е. 2 глава, 1 чать, 4 блок, 5 строка (возможен блок IF! Комментарий в строке «ххх0», т.е. «2140».)
Архитектура моего кода в таких условиях была такова: блок инициализации -> главный цикл -> выбор нужного блока -> запрос нужных действий -> возврат указателя в цикл. Таким образом, часть «20хх» зачастую являлась «субциклом», который перенаправлял указатель на «2х00» или «2хх0», в зависимости от детализации. Строка 2хх9 — RETURN.
Но тут одна маленькая проблема.
Эта система (на ZX-Spectrum 48k) не воспринимала перевод строки и написать блок кода внутри строки было невозможно. Что и поставило крест на подобной гибридной схеме среды программирования, когда БД встроена в движок программы, а сама программа изначально преставляет собой эдакую маленькую ОС, где блоки кода — приложения. Что мне, как последнему из Могикан, несколько грустно и обидно.
И да — это замедляет выполнение программы минимум на операцию адресации в массив. Но ведь за всё надо чем-то платить, а контроль всегда порождает бюрократию.
Скрещивая ежа с ужом
Как же это можно использовать сейчас, на том же PHP?
Во-первых, я обожаю массивы. Мне нравится знать где какое значение может находиться. А с учётом плавающих глюков хостера и отсутствия доступа на боевой сервер — это единственный (как мне понимается) способ разнести ради тестируемости элементы программы, обеспечить удобство разжучкования (дебага), хотя и жертвуя памятью в значительной степени.
Во-вторых, был найден простейший способ сделать код удобным для навигации: брекеты с комментарием в «нулевой» строке. Сворачиваясь, они создают приятную глазу структуру, давно знакомую и привычную мне композицию, где первой строкой идёт комментарий к блоку, а затем — инструкции. По нажатию alt+0 код превращается в почти что вики-страничку, где долистав до нужного коммента можно прочитать нужный кусочек кода.
Повторюсь: это замедляет выполнение программы. Но ведь за всё надо чем-то платить, а контроль всегда порождает бюрократию.
Да, я ретроград и не собираюсь отказываться от привычек до тех пор, пока они помогают мне. И я не говорю что это — правильно, я просто говорю, что это работает. И, ИМХО, люди недооценили те возможности, которые им давал истинный Бейсик, а поддавшись тлетворному влиянию более примитивных языков оставили самый болезненный минус (размер массива), убрав главную особенность («всё есть массив!»).
А язык без собственного дзена — как китайские воздушные шарики.
Комментарии (6)
poxu
24.12.2015 18:41+2А можно пример вашего кода на php? Небольшой, чтобы понять, что вы имеете в виду.
pfemidi
24.12.2015 18:44+6ИМХО, люди недооценили те возможности, которые им давал истинный Бейсик, а поддавшись тлетворному влиянию более примитивных языков
С этих слов данная статья должна была начинаться. Чтобы прочитав их можно было бы не тратить время на прочтение всего остального в надежде «Ну вот сейчас про Бейсик закончится и будет что-нибудь нормальное!». Но, увы, эти слова оказались в самом конце.
skiedr
Открою тебе маленький секрет. На самом деле все есть список.
Лиспа тайные глубины познать тебе.
bromzh
А вот в pcl пишут, что списка тоже нет.
skiedr
А вот это и есть дзен!