Для начинающих Руководителей проектов часто становится новостью, что у них не только новая звонкая должность (руководитель!), зарплата и премия, но и неприятная обязанность отвечать вообще за все неприятности на вверенном проекте.

Эта статья – очередная из цикла статей о том, чего не говорят на курсах РП: о тех самых софт-скиллах, которые потребуются Руководителю проектов с самого первого дня работы. Если вам интересны такие истории - читайте другие мои статьи на Хабре и подписывайтесь на мой ТГ канал "Морковка спереди, морковка сзади".

То есть я теперь отвечаю не только за себя, но и за тех, кто, вроде бы, сам за себя отвечать должен:

  • сотрудник обещал сделать, и не сделал – крайний РП;

  • заказчик не сформулировал нормально требования, а теперь не хочет принимать работы – виноват РП;

  • руководитель ругается, что работы не сделаны в срок, хотя именно он месяц не согласовывал начало работ – виноват РП;

  • сотрудники жалуются, что их заставляют работать по выходным – виноват РП;

  • шеф ругается, что надо работать быстрее, работая по выходным – виноват РП;

  • подрядчик лажает и не выполняет контракт – виноват РП;

Для начинающего РП это может стать неприятным открытием, и первая защитная реакция: «а я то тут причем? Они обещали, они не сделали, все вопросы – туда». Но почему-то это не срабатывает. Ругают тебя, депремируют тебя, увольняют тебя.

Почему так происходит?

Ответственность

Я тут процитирую другого пользователя Хабра (@aimfirst), который дал очень точное определение работы РП:

РП - это человек, который лично отвечает за итоговый результат работы других сотрудников. Некоторые уверены, что РП — это человек, который может талантливо делегировать свою ответственность (не работу, а именно ответственность). Это не РП — это … Администратор проекта.

Мне понадобилось время, чтобы к этому привыкнуть, мне никто не рассказывал, как это работает.

РП – это первый опыт настоящей ответственности не только за себя, но и за команду. Ответственность за команду и работу означает ровно одно: ты отвечаешь за других и за результаты их работы. Их косяк = твой косяк. Их ошибка = твоя ошибка. И если твоя команда плохо играет, уволят, скорее всего, не всю команду, а тебя. Даже если ты предупреждал, даже если ты говорил.

Это может показаться несправедливым и нечестным: я все сделал хорошо, ошибся другой – накажите его. Но так не работает в мире договоренностей.

Мир бизнеса – это мир договоренностей. Здесь любой менеджер дает свое слово. На основании этого слова руководители менеджеров дают свое слово, а на их основании строятся KPI топ-менеджмента. Все вместе выглядит это примерно так:

РП здесь находится в самом низу, но он уже отвечает за свой кирпичик. По схеме видно, что происходит, если РП не держит свое слово и не выполняет проект так, как согласовано: сперва он подставляет своего руководителя, а затем – СЕО. И это очень упрощенная схема. В более-менее большой компании проектов сотни, а то и тысячи. И СЕО не будет разбираться, почему каждый маленький кирпичик сломался. В общем случае, если дали слово кирпичик сдать, он должен быть сдан, иначе вся конструкция договоренностей и планов рухнет. Именно так это работает.

Если поглядеть на компанию-интегратор, схема будет похожей, только в интеграторах бывает еще веселее: деньги за сданные проекты, это зарплата сотрудников компании. РП не сдает проект – завтра компании нечем платить людям зарплату. Конечно, это крайний случай, обычно такого не бывает, потому что руководство интеграторов старается излишне не травмировать неподготовленных менеджеров дополнительной ответственностью. Но это реально так. Если РП интегратора переносит приход денег – он создает проблемы финотделу на тему «откуда взять бабки на зп».

Границы ответственности

Здесь важно не уйти в крайность вида «я за все отвечаю, я во всем виноват»: такое тоже случается с начинающими. Есть то, что РП в силах изменить, есть то, что РП изменить никак не может.

Что РП в силах изменить: РП должен видеть риски проекта и знать до начала проекта, что он будет делать с этими рисками. Для примера можно взять список проблем из выше:

  • сотрудник обещал сделать, и не сделал: заложить доп время или сотрудника в план;

  • заказчик не сформулировал нормально требования, а теперь не хочет принимать работы: детализировать ТЗ и обязательно согласовать с заказчиком;

  • руководитель ругается, что работы не сделаны в срок, хотя именно он месяц не согласовывал начало работ: заложить запас по времени на это;

  • сотрудники жалуются, что их заставляют работать по выходным: заложить в бюджет деньги на работы в выходные и на пиццу команде;

  • подрядчик лажает и не выполняет контракт: ужать подрядчика по срокам в 1.5-2 раза (все равно нарушит эти сроки, но в ваши – успеет).

Короче: РП до начала проекта должен заложить риски и их решение в сроки и бюджет проекта. А если что-то пошло не по плану, сделать все, что может, чтобы исправить.

Что РП не в силах изменить: РП не сможет предусмотреть вообще все. Заказчик в середине проекта решил его отменить и не платить деньги. Критичная часть команды заболела, а замены нет. Руководство потребовало сократить сроки в 5 раз, а реально сократить можно только в полтора. И так далее.

Здесь РП важно помнить, что:

  • Если вы сделали все, чтобы решить вопрос, а он не решается – не надо молчать, надо эскалировать;

  • О любых проблемах говорить надо заранее (вид и формат опишу в отдельной статье, а вообще про это было у меня в ТГ канале). Передоговариваться – нормально, а бизнес-преступление – это сообщать о том, что вы не успели в день сдачи.

Короче: РП не Бог, он просто менеджер, который должен постараться предусмотреть проблему, если не предусмотрел – решить на своем уровне, а если не решил – эскалировать руководству.

Итог

Когда-то давно я слушал конференцию про управление, и там один РП говорил, что переход в  менеджмент, это как будто ты из долины, где поют птички, все тепло и мило, попадаешь в холодные горы, где снег в лицо, дышать нечем и кругом одни проблемы. «Безвоздушное пространство».

Внизу пасется команда, а вверху мучаются менеджеры ))
Внизу пасется команда, а вверху мучаются менеджеры ))

Да, может так показаться, если не понимать, как работает механизм делегирования ответственности: что можно делегировать, а что нет, за что ты отвечаешь, а за что уже отвечает твой руководитель.

Когда я разобрался в этом, мне самому стало проще. Тоже самое я объяснял своим менеджерам: "если вы сделали все, что могли, готовьте правильную эскалацию руководителю и не стесняйтесь к нему идти".

Ну а как правильно эскалировать руководителю, я напишу отдельно.

Спасибо за внимание!

Комментарии (10)


  1. menz1
    10.10.2024 22:54

    Советы по решению проблем особенно доставляют: «взять из волшебного кармана деньги и людей». За больше, чем 15 лет работы в айти консалтинге и еще пяток со стороны заказчика, я видел несколько десятков РП как со своей стороны, так и клиента. Из них хороших было два. Уволили из всей толпы только одного совсем убогого, и то сперва он три года всем мозги делал.

    Если по существу вашего текста. Задачи РП - объем (сюда же относится бюджет), сроки, ресурсы, у хорошего еще отношения с заказчиком и в коллективе. То, что вы пишете «не может изменить» как раз относится к непосредственным обязанностям РП, потому что это и есть управление ресурсами и объемом. А вот то, что он может изменить у вас почему-то решается до начала проекта, когда многие рп еще даже не участвуют в проекте, как уже написал выше, волшебным добавлением денег.

    А, еще эффективные руководительские «пусть рабы работают вдвое быстрее и по выходным» - у меня для вас плохие новости, рп из вас... как все.


    1. peterzh Автор
      10.10.2024 22:54

      Отвечу вам по пунктам:

      1. Статья не решает проблему объема/бюджета/рисков. Цель статьи - донести до джунов и тех, кто только еще хочет, понимание того, что РПшникам платят деньги не за то, что они дергают колбаски в Гантте, а совсем за другое. И основное тут для меня - именно ответственность за свои договоренности.

      2. У каждого свой опыт. Вы видели только 2х хороших РП, я видел десятки, из них несколько вырастил лично сам, с нуля. И я знаю, что страшит начинающих РП и знаю проблемы, которыми они грузятся - и большинство моих статей про это.

      3. Про "может изменить" - Я не писал только про риски, неправда ваша :)

      4. про "не может изменить". Я указал там такие случаи:

        Расскажите, пожалуйста, ваш опыт про то, что может сделать РП, если проект отменяют без оплаты? Что делать, ваше руководство принуждает РП сделать работы в нереалистичные сроки или не дает команду на это?

      5. К сожалению, в конце просто хамство, вместо конструктива


    1. QwertySerg
      10.10.2024 22:54

      И статья понравилась и ответ. Обоих плюсовать что ли )


      1. peterzh Автор
        10.10.2024 22:54

        я уже ответил коллеге и с удовольствием отвечу еще. Статьи для того и пишу, чтобы обсуждать, вот только хамство считаю недопустимым.

        но вообще, статья про другое :)


  1. Thisnicknameisbusy
    10.10.2024 22:54

    Мало ли что на заборах пишут) если есть желание разобраться в вопросе, то правильнее будет к первоисточникам обращаться. Например:

    Project manager - Лицо, назначенное исполняющей организацией для руководства командой, отвечающей за достижение целей проекта.


    1. peterzh Автор
      10.10.2024 22:54

      спасибо, кеп :) А где в вашем определении определение границы ответственности?

      Статья как раз про это. А еще про то, что начинающие РП часто не понимают цену своей договоренности. "должен отвечать" - общие слова.

      "не получишь зарплату, потому что мне нечем ее платить" - гораздо более понятно.

      "подставишь ГД, потому что он уже пообещал срок, который ты дал" - гораздо более понятно.

      Но где граница ответственности тогда? РП не боженька всесильный, он не может изменить все, достигая целей проекта - и помнить об этом РП тоже надо, чтобы сильно не загоняться.


      1. Thisnicknameisbusy
        10.10.2024 22:54

        Что-то тут смешались кони, люди:)

        РП несёт ответственность ровно в рамках своего проекта. Т е. он отвечает за достижение цели проекта в рамках определенного бюджета и срока. Он никому ничего не должен, тем более думать за ГД где взять деньги на проект. Нормальное взаимодействие заключается в распределении зон ответственности и ресурсов. ГД отвечает за наличие денег на счету для выплаты ЗП или финансирование проекта. Если у него случается кассовый разрыв это его риски, покрыть которые он может, например, кредитом или другим проектом. РП отвечает только за свой проект.

        А как мотивировать РП на достижение цели есть куча вариантов. Да, к сожалению, некоторые люди "не слышат" по другому и их приходится направлять описанным вами способом. Но это не означает, что нужно всегда и со всеми так действовать.

        Второе, в описанной ситуации ГД является стейкхолдером, который заинтересован в получении денег за проект. И обязанность РП это учитывать и планировать коммуникации с ним.

        И, да, "отвечать за свой базар" в принципе полезная практика. Только иногда идёт в противоречие с желанием получать или давать социально-ожидаемый, вместо объективного, ответ на запрос.


  1. BuHHTuK
    10.10.2024 22:54

    Жизненно) Хотя бывают моменты, когда некоторые пункты из "Что РП в силах изменить: " надо перевести/дублировать в категорию "Что РП не в силах изменить:"


    1. peterzh Автор
      10.10.2024 22:54

      да, согласен, это очень тонкая грань, почти неуловимая и индивидуальная для каждой компании и даже для пары РП-руководитель. Очень старался ее хоть как-то отразить и взял максимально трешовые случаи для того, что РП изменить не может.


  1. sewak
    10.10.2024 22:54

    Спасибо интересная статья.