Последние несколько десятков лет люди боятся того, что роботы займут их рабочие места. В Оксфорде в 2013 году подсчитали, что в США 47% всей работы к 2033 году будут выполнять машины. Но есть и другое мнение: для создания подобных технологий понадобятся высококвалифицированные специалисты, и увеличение количества роботов приведёт к созданию новых рабочих мест. Машины смогут заменить только некоторые профессии или обязанности — те, где речь идёт о рутинной работе.

image

Стивен Хокинг ответил на вопрос о возможности «технологической безработицы» так: «Результат зависит от распределения полученных благ. Каждый сможет наслаждаться праздным образом жизни, если обретенное благодаря машинам богатство разделить поровну. Тем не менее, если владельцы разумных машин смогут уклониться от перераспределения, большинство людей может оказаться за чертой бедности».

Роботы уже заменили людей во многих профессиях. Они собирают автомобили, работают на складах. Интеллектуальные системы пишут финансовые отчёты и спортивные репортажи. По одному из сценариев, роботы сделают жизнь людей проще и лучше. Если повысить налоги для завода, на котором вместо людей работают роботы, доход владельцев всё равно будет превышать доход владельцев тех компаний, где работают люди. Затем налоги нужно распределить между обычными гражданами, чтобы обеспечить их неким базовым доходом. В январе 2016 года эксперимент с базовым доходом стартует в одном из городов Нидерландов, так исследователи выяснят эффективность данной идеи. Такой доход позволит людям работать меньше, не работать вообще или заниматься именно тем делом, которое будет им наиболее приятно.

По прогнозу Jomati Consultants, в 2030 году нас ждёт мир, в котором замедлился рост населения, повысился процент пожилых людей, и это привело к повышению спроса на юридические услуги от людей старшего возраста. Людям будут нужны советы в области здравоохранения, юридические услуги для строительных компаний для возведения госпиталей, пенсионное инвестирование, финансовая и нормативная деятельность на тему демографических изменений. Мир ждёт борьба между фармацевтическими компаниями.

Роботы и искусственный интеллект станут доминировать в юридической практике в течение следующих пятнадцати лет и приведут к структурному коллапсу юридических компаний.

Роботы отнимут рабочие места юристов, но это коснётся в основном младшего персонала. Существующие уже сейчас системы помогают адвокатам и юристам находить нужные документы, избавляя их от рутинной работы. В будущем искусственный интеллект сможет более качественно справляться с этой задачей, повышая скорость и эффективность работы компаний.

Роботы к 2030 году смогут выполнять работу десятка сотрудников младшего уровня. Эти системы не устают, не просят повышения зарплаты – если, конечно, компания-разработчик не поднимет цену. В любом случае такая система должна стоить дешевле, чем заработная плата нескольких «человеческих» работников. У юристов будет время для поиска подхода к клиенту, сопереживания ему.

Владельцы и менеджеры юридических компаний к 2030 году столкнутся с преимуществами искусственного интеллекта. С помощью внешних инвесторов они начнут вливать деньги в последние разработки в этой области, системы станут доступными.

Сложнее всех придётся частным адвокатам. Юридические компании станут реже привлекать их к работе. Молодые юристы не будут нужны для выполнения рутинных задач, им станет сложно найти вход в компанию для карьерного продвижения. Для борьбы с дефицитом кадров компании будут создавать подразделения для обучения, но на первых этапах экономическая эффективность каждого нового сотрудника будет стремиться к нулю.

В докладе прогнозируют увеличение количества городов с населением свыше десяти миллионов человек к 2030 году. Пятью топовыми городами по рынку юридических услуг станут Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт и Сингапур. Сейчас глобальные компании получают половину своей выручки за пределами страны, к 2030 году это будет касаться практически всех коммерческих компаний.

Профессия юриста — одна из пяти офисных профессий, которые в ближайшие пятнадцать-двадцать лет могут быть заменены роботами. Такое будущее ждёт финансовых аналитиков и советников, спортивных репортёров, интернет-продавцов и работников некоторых медицинских специальностей.

Комментарии (24)


  1. MiXaiL27
    26.12.2015 14:07
    +5

    «Молодые юристы не будут нужны для выполнения рутинных задач, им станет сложно найти вход в компанию для карьерного продвижения».
    Те же кучеры, которые не захотели переучиться водить автомобили, не более того!


    1. wbnet
      26.12.2015 19:00
      +1

      Не совсем так. Кучер перевозит четыре-шесть человек, шофер на автобусе — пятьдесят. Но робот-то по десять тысяч одновременно, причем каждого в транспортном средстве требуемой степени комфортабельности («на выбор модели 18-21 веков, с четверга в наличии появятся римские колесницы, оставьте ваш адрес, если вас заинтересовало это предложение»)


      1. MiXaiL27
        27.12.2015 03:38

        Проблема здесь в слабом звене, то есть человеке. Да, можно быстро проанализировать миллион дел в арбитраже, но результатами этого труда придется пользоваться примитивной белковой системе, которая сводит всю производительность кремниевых компонентов к нулю.


        1. wbnet
          27.12.2015 10:28

          ПО анализирует претензии сторон заполненные в типовых формах, считывает условия прописанные в типовых договорах, на основании этого выдает типовое заключение: «руководствуясь ст.123 АБЦД от 2021 г., ФЗ 321 от 1998 года, пояснениями налогового ведомства к ФЗ 456 от 2015 г., а также одобренными кворумом модераторов поправками, опубликованными вчера в „Системе судебного делопроизводства“ юрвики-пользователем MiXaiL27… бла-бла-бла… электронный суд постановляет… исполнение немедленно. Контроль за исполнением передан в федеральный фискальный датацентр». В ФФДЦ второе ПО, по запросу первого, блокирует часть указанных счетов, запрашивает Кипрский ФДЦ о блокировке еще двух и переводит деньги заинтересованным сторонам. Утрирую, но человек не особо и при делах.


  1. mentatxx
    26.12.2015 15:00
    +4

    С нетерпением жду, когда шутки про то, что правительство можно заменить парой скриптов начнут сбываться


    1. kekekeks
      26.12.2015 15:55

      Не правительство (там, по-хорошему, думать надо), а процентов 90 аппарата чиновников.


      1. Fedorkov
        27.12.2015 08:18

        И правительство тоже. Может, хоть скрипты думать начнут…


    1. AlexanderS
      26.12.2015 22:00

      А почему с нетерпением?
      В такое время нам, людям, вообще место на земле-то отанется?))


    1. legkodymov
      27.12.2015 08:35
      +1

      Что-то напоминает шутку:
      Правительства не любят блокчейн/биткоин, потому что не переносят идею «подтверждения работы» (proof-of-work).


    1. vilky
      28.12.2015 13:09

      Надеетесь, что те, кто в правительстве, скажут: «Ну ок!» — и станут жить на безусловный основной доход и где-нибудь волонтёрить для души? Паре скриптов ещё понадобится отцепить их руки от запасов оружия.


  1. sashabeep
    26.12.2015 20:12
    -1

    Только не в нашей стране. Всеми силами увеличивается количество рабочих мест бухгалтеров, инспекторов и прочей чепухи, не говоря уж о чиновничьем аппарате


    1. ncix
      26.12.2015 21:43
      +2

      Отнюдь. Бухгалтерия — это наиболее автоматизированные бизнес-процессы в любой современной компании. Один бух легко обслуживает несколько юрлиц общей численностью в несколько сот человек.


      1. sashabeep
        26.12.2015 21:45
        +1

        Бугага! Даже имея меньше 100 постоянных контрагентов с полной ответственностью могу заявить, что в каждой из них сидит своя лягушка, мечтающая стать царевной


        1. ncix
          26.12.2015 22:15

          У меня всего пара десятков постоянных контрагентов. И штатный бух менее чем у половины. Это небольшие конторы до 20 человек. Как правило у них приходящие бухи или аутсорс.

          А у ваших всех прям штатный бух, на полную ставку? Может просто более крупные компании?


          1. sashabeep
            26.12.2015 22:51

            Практически у всех компаний, занимающихся чем угодно вне электронного сектора — реальные настоящие бухгалтерии, будь они хоть из 20, хоть из 2000 человек


            1. MiXaiL27
              27.12.2015 04:40

              Налоговой как бы пофиг, что у вас IT-стартап или продуктовый магазин. Для примера возьмем гос. сектор — по определению наименее эффективную структуру из всех возможных. Образовательными учреждениями управляет ГОРОНО. У дет. садов нет своих бухгалтеров, только делопроизводители и то не всегда, часто эту роль выполняет зав. садом. Так вот в централизованной бухгалтерии на 80 с лишним объектов 5 человек сидит. И я бы не сказал, что они зашиваются, а на каждом саде идут постоянные поставки продуктов питания, зарплаты сотрудникам, АХЧ + последние пару лет гос. закупки и ни чего работают же. Как не странно бы это звучало, но средний детский сад превосходит по товарообороту среднюю контору до 10 человек в несколько раз.

              Или другой пример Роснефть — предприятий у них мягко говоря более, чем достаточно и товарооборот там ходит бешеный. Вся бухгалтерия работает через выделенную организацию РН-Учет. Задача штатных бухгалтеров сводится к сбору и хранению документации. А вся зарплата, налоги, отчисления, заключение и продление договоров суммарно распределено на 7 человек. И то двое из них начальники, которые реальной работой вообще не занимаются! Речь про подразделение с многомиллиардной выручкой.


              1. sashabeep
                27.12.2015 10:20

                Как раз вот с образовательными учреждениями никогда не возникает проблем


    1. sashabeep
      27.12.2015 10:21
      -1

      Кто же такой умный наминусовал и ничего не написал?


      1. Newbilius
        27.12.2015 11:37

        Вам тут много понаписали комментариев. Я не минусовал, но допишу: сейчас работаю в разработке сервиса, который как раз позволяет ИП и небольшим ООО сдавать отчетность, не имея бухгалтера. И им пользуется, мягко говоря, немало народу, у которых своих бухгалтеров нет. Ни постоянных, ни аутсорса. Отлично автоматизируется вся эта отчетность.


        1. sashabeep
          27.12.2015 11:40

          А речь и не шла вообще про сдачу отчетности, а про то, что каждой мымре надо прислать свой особенный вид договора, акта или счета, а то она оплачивать его не будет потому что ей он по виду не нравится, и пофиг, что в той же «эльбе» выписан


          1. Newbilius
            27.12.2015 14:47

            А вот это из вашего комментария так явно не следовало, вот и минусуют… Современные контрагенты, которые так же не хотят связываться с бумагами и напрямую через интернет и оплачивают же.


    1. Newbilius
      27.12.2015 11:37

      del


  1. amarao
    27.12.2015 00:50
    +2

    Хороший юрист — не тот, кто умеет печатать рутинные бумажки, а тот, кто «hacker in law» — способен найти оригинальные решения для известных (трудных) проблем.

    С этим пока проблем не предвидится. А потеря вакансий для «заполнятеля заявления на смену уставных документов» — не велика и потеря. Офисный планктон давно научился перетекать. Сегодня начинающий юрист, завтра менеджер по продажам, послезавтра контент-менеджер сайта.


  1. elingur
    28.12.2015 08:01
    +1

    Года три-четыре назад был тендер (Конституционного суда России) по автоматической обработке юридических документов, в частности исков. Идея была в том, чтобы автоматически находить все статьи закона, под которые попадает исковое заявление. Естественно, это лишь предварительная обработка, упрощающая жизнь юристам — решение принимает человек. Так что вполне уместная статья.