В апреле 2024 года мы публиковали статью И снова дискеты: американская система управления поездами в Сан-Франциско полностью зависит от флоппи-дисков. В ней говорилось о том, что одна из крупнейших железнодорожных систем, которая работает в Сан-Франциско, полностью зависит от дискет. Речь идет о местной системе управления поездами (San Francisco Municipal Transportation Agency, SFMTA), которая разрабатывалась еще в 90-х годах прошлого века.

И вот сейчас американцам таки удалось отказаться от флоппи-дисков в качестве носителя информации. Как и почему? Об этом — под катом.

Что там с этой железной дорогой


Железнодорожная система Сан-Франциско (San Francisco Municipal Transportation Agency, SFMTA) до сих пор использует 5,25-дюймовые дискеты 1980-х годов для управления поездами. Последнее обновление этой системы проводилось в 1998 году. Использование сильно устаревших морально и физически компонентов повышает риск сбоев. Более того, в таких случаях организации вынуждены приобретать запчасти через сервисы вроде eBay и искать других поставщиков, так как многие комплектующие уже сняты с производства.

Именно поэтому власти города решили, видимо, приступить к масштабной модернизации. Чиновники утвердили бюджет в $212 миллионов, чтобы перейти на новые носители, и подписали контракт с Hitachi Rail на разработку и внедрение новой системы. По плану работы начнутся в 2027 году и завершатся к 2033, поскольку проект требует нескольких этапов внедрения на подземных и наземных маршрутах.

Ранее технология автоматического управления поездами ATCS считалась весьма передовой, позволяя поездам перемещаться по тоннелям в режиме автопилота. Сейчас система требует ежедневного ввода данных с дискет. Команды для управления поездами удаленными операторами передаются по системе кабелей, которая уже давно нуждается в модернизации.

Ныне используемые кабели слишком хрупкие и к тому же имеют крайне низкую пропускную способность. По словам представителя SFMTA Майкла Роккафорте, данные по ним передаются даже медленнее, чем по телефонным проводам с использованием модема. Подключение Wi-Fi и использование сотовых сетей к 2028 году позволят лучше контролировать движение поездов и быстрее обрабатывать данные, что также повысит безопасность.

Что теперь


Суммарный бюджет проекта составит $700 миллионов, из которых $212 миллионов будет направлено на отказ от дискет и замену на более современные технологии хранения данных, а остальные средства пойдут на обновление всей коммуникационной инфраструктуры.

Еще в апреле 2024 года Роккафорте сообщил порталу Ars Technica: «Когда поезд входит в метро, ​​его бортовой компьютер подключается к системе управления поездом, чтобы управлять им в автоматическом режиме, когда поезда едут сами, а операторы контролируют их. Когда они выходят из метро, ​​они отключаются от системы и возвращаются к ручному управлению».


Руководитель SFMTA утверждает, что хоть глобальный сбой и может случиться, это маловероятное событие. Сейчас система стабильна, а проблемы возникнут лишь в том случае, если дискеты испортятся. Стоит отметить, что срок эксплуатации системы по изначальному проекту составлял около четверти века. С одной стороны, конечно, хорошо, что инфраструктура такая надежная. С другой — все же луче поменять на что-то более современное.

Проблемы с устаревшей инфраструктурой в мире


Ситуация с устаревшими технологиями не уникальна для Сан-Франциско. В Японии до 2023 года правительственные структуры также использовали дискеты, а ВМС Германии до сих пор работают с 8-дюймовыми дискетами.
image

Дело в том, что системы сбора данных и управления на фрегате Brandenburg F123 были изначально спроектированы для работы с 8-дюймовыми дискетами. Если подробнее, то Brandenburg F123 – немецкий фрегат класса Brandenburg, относящийся к многоцелевым фрегатам ВМС Германии. Этот тип фрегатов был введен на вооружение в начале 1990-х годов и предназначен для выполнения разнообразных задач, включая защиту морских конвоев, борьбу с воздушными и подводными угрозами, а также поддержку других военных операций.

Но до настоящего момента корабль почти не модернизировался. Даже с появлением более совершенных систем хранения ВМС Германии не спешили с апгрейдом. Обновления требовали немалых инвестиций и выводили бы фрегаты из эксплуатации минимум на год. Дело в том, что в модернизацию входит не только замена аппаратного обеспечения, но также перепрограммирование систем, тестовый период и переобучение персонала.

Так что ВМС Германии будут заменять устаревшие носители на более современную бортовую систему. Но немцы все же решили не интегрировать что-то совершенно новое, а поставить современные эмуляторы. Уже известно, что процесс модернизации начался как раз в октябре 2024 года и продлится до 31 июля 2025 года. Новая технология полностью совместима с уже существующим ПО и оборудованием.

Насколько можно судить, дискеты все же постепенно сдают позиции, что в США, что в Японии или Германии. Но здесь все логично — технология слишком уж устарела. Кстати, если вы до сих пор сталкиваетесь с дискетами на работе или дома, расскажите, как и почему, ведь это интересно!

Комментарии (32)


  1. LavaLava
    26.10.2024 10:46

    Наконец то они открыли для себя волшебный мир компакт дисков.


    1. litos
      26.10.2024 10:46

      Вроде бы есть девайсы куда ставишь sd-карту, а они эмулируют дисковод


      1. blik13
        26.10.2024 10:46

        Но само оборудование, на котором всё это работает новее не станет.


        1. Tirarex
          26.10.2024 10:46

          А чем оно плохо? Это жд системы, там все очень базовое, буквально газ тормоз и все. Автомашинисты существуют для них очень давно, им не нужен GPS и они успешно ездят, и в любом случае их дублируют реальные машинисты.


          1. blik13
            26.10.2024 10:46

            Плохо тем, что оно старое, физически старое, 30 лет в строю. Оно периодически ломается. А такого уже не производят. Вам нужно или как то крепить синей изолентой, или сделать заново.


            1. Tirarex
              26.10.2024 10:46

              Оно периодически ломается.

              Не ломается только то что не работает, и хорошо если оно ломается по делу и легко чинится. А не как в этом прекрасном прецеденте https://habr.com/ru/articles/778716/ и https://habr.com/ru/news/780768/

              Интересно сколько за эти 30 лет потратили на ремонт старого железа в метро, и какие суммы будет выкатывать разработчик нового железа и по.

              Так же интересно посмотреть частоту и тип поломок. Ибо может оказаться что там ломается раз в год, какая нибудь ПЗУ или материнка, и лечится это заменой конднсаторов за 50$, а на 0,1% от бюджета обновления, можно будет накупить запчастей на следующие 30 лет.


              1. randomsimplenumber
                26.10.2024 10:46

                лечится это заменой конднсаторов за 50$

                Простой поезда во время замены (или эвакуация в депо, если оно сломалось в дороге) легко добавят пару нолей.


                1. Javian
                  26.10.2024 10:46

                  С современными поездами это всё сделать проще:

                  Вскоре были обнаружены и другие сюрпризы. Среди них была блокировка поезда при замене одного из его компонентов (проверяется по серийному номеру). Также была обнаружена возможность снятия блокировки – для этого не требовалась установка флагов в памяти компьютера, а лишь соответствующая последовательность нажатий кнопок в салоне и на экране бортового компьютера. Когда информация об успешном запуске «Импульсов» дошла до СМИ, поезда получили обновление программного обеспечения, устранившее возможность такого «ремонта». В другом поезде был обнаружен код, предписывающий ему «сломаться» после прохождения миллиона километров.

                  https://habr.com/ru/articles/778716/


          1. MaFrance351
            26.10.2024 10:46

            На самом деле там всё же чуть сложнее, чем просто газ и тормоз. Конкретно про их поезда не подскажу, но российская аппаратура автоведения электропоездов имеет восемнадцать дискретных выходов (плюс тринадцать дискретных входов).

            Интересно, как у них это реализовано. Как я понял, там есть какие-то стационарные путевые устройства (как у нас в комплексе САУТ), а датчики на поезде принимают их сигнал.


        1. Wesha
          26.10.2024 10:46

          "Не поломано — не чини!"


      1. 4chemist
        26.10.2024 10:46

        Многое можно сделать из говна и палок, но сделать так чтобы эти палки проработали тридцать с лишним лет... Да так чтобы не было аварий... Да так чтобы... Да-а-а...


        1. Dimsml
          26.10.2024 10:46

          Учитывая, что дискеты 3.5" любили портиться просто так, а также просто не читаться в дисководах разных производителей, то мне даже интересно насколько у них это всё действительно надёжное было.

          Или там вообще 5" было, ведь судя по вот этой статье, у них даже жёсткого диска не было:

          https://abc7news.com/san-francisco-train-system-has-been-running-on-floppy-disks-but-city-fears-catastrophic-failure-before-upgrade/14624828/


          1. randomsimplenumber
            26.10.2024 10:46

            дискеты 3.5" любили портиться просто так,

            Возможно это зависит от производителя дискет.


      1. aleks-th
        26.10.2024 10:46

        Девайсы то есть, а вот производители этих девайсов я сомневаюсь, что дают гарантию на работу в критичных системах.


  1. Thomas_Hanniball
    26.10.2024 10:46

    Я напомню, что Сан-Франциско - это кремниевая долина, т.е. сердце инноваций IT сектора США. Даже немного странно видеть новости, где там кто-то до сих пор использует дискеты. Видимо инновации, инвесторские деньги и смузи там доступны не всем.


    1. Javian
      26.10.2024 10:46

      Подключение Wi-Fi и использование сотовых сетей к 2028 году позволят лучше контролировать движение поездов и быстрее обрабатывать данные, что также повысит безопасность.

      Погуглил - аварии в метро Сан-Франциско были в 2006 и 2009. В 2006м пожар, в 2009 ошибка машиниста при ручном управлении. Но виноваты видимо дискеты.


      1. ssj100
        26.10.2024 10:46

        типичное оправдание... когда нужно заменить


    1. AndyLem
      26.10.2024 10:46

      BART, который собственно и является тем самым поездом-метро в Сан Франциско и районе залива вокруг, принадлежит и управляется штатом за счет бюджета. Это не частная компания. Наличие где то там возле него какой то кремниевой долины никаким образом не влияет на финансирование


      1. DaneSoul
        26.10.2024 10:46

        Это не частная компания. Наличие где то там возле него какой то кремниевой долины никаким образом не влияет на финансирование

        Вообще-то влияет. Кремниевая долина должна приносить в казну штата не малые деньги.
        А чем богаче штат, тем жирнее бюджет и больше возможностей финансирования различных бюджетных проектов.


        1. AndyLem
          26.10.2024 10:46

          Ну что ж, Гевин Ньюсом однозначно прислушается к вам в следующий раз. Пока что финансирование Барта было очень недостаточным


  1. MaFrance351
    26.10.2024 10:46

    Как же тут не вспомнить отечественную систему автоведения электропоездов. Если для электровозов софт был написан на RTOS, то электрички так и остались под управлением автомашиниста, работающего на реле, FreeDOS и Турбо-Паскале.

    Причём в наши девайсы загрузка софта ещё более сумрачная, нужен ноут с Windows 98 и кабель для последовательного порта, при помощи которой в память заливают таблицу станций и базу для речевого информатора.


    1. qrKot
      26.10.2024 10:46

      последовательный порт непрозрачно намекает, что "ноут с Windows98" - попытка выставить ситуацию в более драматическом свете


      1. AlexCzech01
        26.10.2024 10:46

        Там вероятно программа под MS-DOS, напрямую работающая с последовательным портом. Win98 было последней ОС, под которой такое можно было запустить, все более поздние ОС от Microsoft такого не позволяют делать


        1. MaFrance351
          26.10.2024 10:46

          Вот, нашёл даже...
          Вот, нашёл даже...

          По идее, никто не мешает отреверсить протокол и написать какую-то версию, совместимую с новыми ОС и работающую без глюков. Проблема только в том, что желающих это делать нет. Поэтому так и таскают древние ноуты.

          С виртуалками и DOSBox в этом плане проблемы бывают довольно часто, помню ещё загрузчик софта для древнего платёжного терминала, который из-под чистого DOS работал, а из-под VMWare - неа. Причём не работал не так, что вообще ноль реакции, а начинал загрузку, после чего терминал подвисал и жаловался на обрыв связи.


          1. AlexCzech01
            26.10.2024 10:46

            Да даже документация наверняка есть, не надо ничего реверсить

            Только это стоит денег, и тем кто эти деньги выделяет неочевидно, зачем это делать, если всё и так работает


  1. 200sx_Pilot
    26.10.2024 10:46

    нужен ноут с Windows 98

    То есть, 3.11 для СОМ порта уже недостаточно?


    1. MaFrance351
      26.10.2024 10:46

      По идее, она запускается и просто из-под DOS. Но в депо есть и другое железо, которое конфигурируется из-под винды, поэтому используют 98.


  1. dvb1
    26.10.2024 10:46

    Похоже из 212 миллионов долларов 210 украдено. Этот проект никак не может стоить больше 2 миллионов.


  1. mynameco
    26.10.2024 10:46

    Я себе представляю картину. Они ставят эмулятор железа старого. Ставят там софт, а чтобы не переучивать персонал, в эмуляторе, внутри, через монитор, они уапрвляют виртуальной рукой, чтобы воткнуть виртуальную диксету.


    1. nitro80
      26.10.2024 10:46

      Управлять виртуальной рукой можно из Индии


  1. Zamix80
    26.10.2024 10:46

    Странно, что не применили ранее какие- нибудь ls120, zip или MO или еще что-нибудь дискетоподобное


    1. Javian
      26.10.2024 10:46

      Эти приводы и носители стоило очень дорого. Притом, что необходимый объем данных помещался в дешевые и легко доступные дискеты и приводы.