В апреле 2024 года мы публиковали статью И снова дискеты: американская система управления поездами в Сан-Франциско полностью зависит от флоппи-дисков. В ней говорилось о том, что одна из крупнейших железнодорожных систем, которая работает в Сан-Франциско, полностью зависит от дискет. Речь идет о местной системе управления поездами (San Francisco Municipal Transportation Agency, SFMTA), которая разрабатывалась еще в 90-х годах прошлого века.
И вот сейчас американцам таки удалось отказаться от флоппи-дисков в качестве носителя информации. Как и почему? Об этом — под катом.
Что там с этой железной дорогой
Железнодорожная система Сан-Франциско (San Francisco Municipal Transportation Agency, SFMTA) до сих пор использует 5,25-дюймовые дискеты 1980-х годов для управления поездами. Последнее обновление этой системы проводилось в 1998 году. Использование сильно устаревших морально и физически компонентов повышает риск сбоев. Более того, в таких случаях организации вынуждены приобретать запчасти через сервисы вроде eBay и искать других поставщиков, так как многие комплектующие уже сняты с производства.
Именно поэтому власти города решили, видимо, приступить к масштабной модернизации. Чиновники утвердили бюджет в $212 миллионов, чтобы перейти на новые носители, и подписали контракт с Hitachi Rail на разработку и внедрение новой системы. По плану работы начнутся в 2027 году и завершатся к 2033, поскольку проект требует нескольких этапов внедрения на подземных и наземных маршрутах.
Ранее технология автоматического управления поездами ATCS считалась весьма передовой, позволяя поездам перемещаться по тоннелям в режиме автопилота. Сейчас система требует ежедневного ввода данных с дискет. Команды для управления поездами удаленными операторами передаются по системе кабелей, которая уже давно нуждается в модернизации.
Ныне используемые кабели слишком хрупкие и к тому же имеют крайне низкую пропускную способность. По словам представителя SFMTA Майкла Роккафорте, данные по ним передаются даже медленнее, чем по телефонным проводам с использованием модема. Подключение Wi-Fi и использование сотовых сетей к 2028 году позволят лучше контролировать движение поездов и быстрее обрабатывать данные, что также повысит безопасность.
Что теперь
Суммарный бюджет проекта составит $700 миллионов, из которых $212 миллионов будет направлено на отказ от дискет и замену на более современные технологии хранения данных, а остальные средства пойдут на обновление всей коммуникационной инфраструктуры.
Еще в апреле 2024 года Роккафорте сообщил порталу Ars Technica: «Когда поезд входит в метро, его бортовой компьютер подключается к системе управления поездом, чтобы управлять им в автоматическом режиме, когда поезда едут сами, а операторы контролируют их. Когда они выходят из метро, они отключаются от системы и возвращаются к ручному управлению».
Руководитель SFMTA утверждает, что хоть глобальный сбой и может случиться, это маловероятное событие. Сейчас система стабильна, а проблемы возникнут лишь в том случае, если дискеты испортятся. Стоит отметить, что срок эксплуатации системы по изначальному проекту составлял около четверти века. С одной стороны, конечно, хорошо, что инфраструктура такая надежная. С другой — все же луче поменять на что-то более современное.
Проблемы с устаревшей инфраструктурой в мире
Ситуация с устаревшими технологиями не уникальна для Сан-Франциско. В Японии до 2023 года правительственные структуры также использовали дискеты, а ВМС Германии до сих пор работают с 8-дюймовыми дискетами.
Дело в том, что системы сбора данных и управления на фрегате Brandenburg F123 были изначально спроектированы для работы с 8-дюймовыми дискетами. Если подробнее, то Brandenburg F123 – немецкий фрегат класса Brandenburg, относящийся к многоцелевым фрегатам ВМС Германии. Этот тип фрегатов был введен на вооружение в начале 1990-х годов и предназначен для выполнения разнообразных задач, включая защиту морских конвоев, борьбу с воздушными и подводными угрозами, а также поддержку других военных операций.
Но до настоящего момента корабль почти не модернизировался. Даже с появлением более совершенных систем хранения ВМС Германии не спешили с апгрейдом. Обновления требовали немалых инвестиций и выводили бы фрегаты из эксплуатации минимум на год. Дело в том, что в модернизацию входит не только замена аппаратного обеспечения, но также перепрограммирование систем, тестовый период и переобучение персонала.
Так что ВМС Германии будут заменять устаревшие носители на более современную бортовую систему. Но немцы все же решили не интегрировать что-то совершенно новое, а поставить современные эмуляторы. Уже известно, что процесс модернизации начался как раз в октябре 2024 года и продлится до 31 июля 2025 года. Новая технология полностью совместима с уже существующим ПО и оборудованием.
Насколько можно судить, дискеты все же постепенно сдают позиции, что в США, что в Японии или Германии. Но здесь все логично — технология слишком уж устарела. Кстати, если вы до сих пор сталкиваетесь с дискетами на работе или дома, расскажите, как и почему, ведь это интересно!
Комментарии (32)
Thomas_Hanniball
26.10.2024 10:46Я напомню, что Сан-Франциско - это кремниевая долина, т.е. сердце инноваций IT сектора США. Даже немного странно видеть новости, где там кто-то до сих пор использует дискеты. Видимо инновации, инвесторские деньги и смузи там доступны не всем.
Javian
26.10.2024 10:46Подключение Wi-Fi и использование сотовых сетей к 2028 году позволят лучше контролировать движение поездов и быстрее обрабатывать данные, что также повысит безопасность.
Погуглил - аварии в метро Сан-Франциско были в 2006 и 2009. В 2006м пожар, в 2009 ошибка машиниста при ручном управлении. Но виноваты видимо дискеты.
AndyLem
26.10.2024 10:46BART, который собственно и является тем самым поездом-метро в Сан Франциско и районе залива вокруг, принадлежит и управляется штатом за счет бюджета. Это не частная компания. Наличие где то там возле него какой то кремниевой долины никаким образом не влияет на финансирование
DaneSoul
26.10.2024 10:46Это не частная компания. Наличие где то там возле него какой то кремниевой долины никаким образом не влияет на финансирование
Вообще-то влияет. Кремниевая долина должна приносить в казну штата не малые деньги.
А чем богаче штат, тем жирнее бюджет и больше возможностей финансирования различных бюджетных проектов.AndyLem
26.10.2024 10:46Ну что ж, Гевин Ньюсом однозначно прислушается к вам в следующий раз. Пока что финансирование Барта было очень недостаточным
MaFrance351
26.10.2024 10:46Как же тут не вспомнить отечественную систему автоведения электропоездов. Если для электровозов софт был написан на RTOS, то электрички так и остались под управлением автомашиниста, работающего на реле, FreeDOS и Турбо-Паскале.
Причём в наши девайсы загрузка софта ещё более сумрачная, нужен ноут с Windows 98 и кабель для последовательного порта, при помощи которой в память заливают таблицу станций и базу для речевого информатора.
qrKot
26.10.2024 10:46последовательный порт непрозрачно намекает, что "ноут с Windows98" - попытка выставить ситуацию в более драматическом свете
AlexCzech01
26.10.2024 10:46Там вероятно программа под MS-DOS, напрямую работающая с последовательным портом. Win98 было последней ОС, под которой такое можно было запустить, все более поздние ОС от Microsoft такого не позволяют делать
MaFrance351
26.10.2024 10:46По идее, никто не мешает отреверсить протокол и написать какую-то версию, совместимую с новыми ОС и работающую без глюков. Проблема только в том, что желающих это делать нет. Поэтому так и таскают древние ноуты.
С виртуалками и DOSBox в этом плане проблемы бывают довольно часто, помню ещё загрузчик софта для древнего платёжного терминала, который из-под чистого DOS работал, а из-под VMWare - неа. Причём не работал не так, что вообще ноль реакции, а начинал загрузку, после чего терминал подвисал и жаловался на обрыв связи.
AlexCzech01
26.10.2024 10:46Да даже документация наверняка есть, не надо ничего реверсить
Только это стоит денег, и тем кто эти деньги выделяет неочевидно, зачем это делать, если всё и так работает
200sx_Pilot
26.10.2024 10:46нужен ноут с Windows 98
То есть, 3.11 для СОМ порта уже недостаточно?
MaFrance351
26.10.2024 10:46По идее, она запускается и просто из-под DOS. Но в депо есть и другое железо, которое конфигурируется из-под винды, поэтому используют 98.
dvb1
26.10.2024 10:46Похоже из 212 миллионов долларов 210 украдено. Этот проект никак не может стоить больше 2 миллионов.
mynameco
26.10.2024 10:46Я себе представляю картину. Они ставят эмулятор железа старого. Ставят там софт, а чтобы не переучивать персонал, в эмуляторе, внутри, через монитор, они уапрвляют виртуальной рукой, чтобы воткнуть виртуальную диксету.
LavaLava
Наконец то они открыли для себя волшебный мир компакт дисков.
litos
Вроде бы есть девайсы куда ставишь sd-карту, а они эмулируют дисковод
blik13
Но само оборудование, на котором всё это работает новее не станет.
Tirarex
А чем оно плохо? Это жд системы, там все очень базовое, буквально газ тормоз и все. Автомашинисты существуют для них очень давно, им не нужен GPS и они успешно ездят, и в любом случае их дублируют реальные машинисты.
blik13
Плохо тем, что оно старое, физически старое, 30 лет в строю. Оно периодически ломается. А такого уже не производят. Вам нужно или как то крепить синей изолентой, или сделать заново.
Tirarex
Не ломается только то что не работает, и хорошо если оно ломается по делу и легко чинится. А не как в этом прекрасном прецеденте https://habr.com/ru/articles/778716/ и https://habr.com/ru/news/780768/
Интересно сколько за эти 30 лет потратили на ремонт старого железа в метро, и какие суммы будет выкатывать разработчик нового железа и по.
Так же интересно посмотреть частоту и тип поломок. Ибо может оказаться что там ломается раз в год, какая нибудь ПЗУ или материнка, и лечится это заменой конднсаторов за 50$, а на 0,1% от бюджета обновления, можно будет накупить запчастей на следующие 30 лет.
randomsimplenumber
Простой поезда во время замены (или эвакуация в депо, если оно сломалось в дороге) легко добавят пару нолей.
Javian
С современными поездами это всё сделать проще:
https://habr.com/ru/articles/778716/
MaFrance351
На самом деле там всё же чуть сложнее, чем просто газ и тормоз. Конкретно про их поезда не подскажу, но российская аппаратура автоведения электропоездов имеет восемнадцать дискретных выходов (плюс тринадцать дискретных входов).
Интересно, как у них это реализовано. Как я понял, там есть какие-то стационарные путевые устройства (как у нас в комплексе САУТ), а датчики на поезде принимают их сигнал.
Wesha
"Не поломано — не чини!"
4chemist
Многое можно сделать из говна и палок, но сделать так чтобы эти палки проработали тридцать с лишним лет... Да так чтобы не было аварий... Да так чтобы... Да-а-а...
Dimsml
Учитывая, что дискеты 3.5" любили портиться просто так, а также просто не читаться в дисководах разных производителей, то мне даже интересно насколько у них это всё действительно надёжное было.
Или там вообще 5" было, ведь судя по вот этой статье, у них даже жёсткого диска не было:
https://abc7news.com/san-francisco-train-system-has-been-running-on-floppy-disks-but-city-fears-catastrophic-failure-before-upgrade/14624828/
randomsimplenumber
Возможно это зависит от производителя дискет.
aleks-th
Девайсы то есть, а вот производители этих девайсов я сомневаюсь, что дают гарантию на работу в критичных системах.