Космическая экономика стремительно развивается, привлекая крупные инвестиции и давая старт инновационным проектам — от мини-спутников до добычи ресурсов с астероидов, что открывает перед бизнесом новые возможности. Несмотря на удешевление запусков, индустрия сталкивается с острой нехваткой специалистов, замедляющей её рост и подчёркивающей важность привлечения новых талантов для освоения космоса. Но что ждет нас впереди, когда космос станет доступным для бизнеса, а самые смелые идеи воплотятся в реальность? Узнайте, как именно космические стартапы могут изменить привычные индустрии и что станет следующим шагом в этой новой экономике.

Превью
Превью

Если бы вам предложили билет на космический корабль, готовы ли вы были бы отправиться в путешествие за пределы Земли?

10 сентября ракета SpaceX Falcon 9 стартовала с космодрома Кеннеди с миссией Polaris Dawn, в рамках которой четверо непрофессиональных астронавтов отправились в зону радиационных поясов Земли и совершат первый коммерческий выход в открытый космос.

Экипаж состоит из миллиардера, бывшего военного летчика и двух сотрудников SpaceX. Это самое дальнее путешествие от Земли за последние 50 лет после миссии «Аполлон» NASA, что приближает нас к реальности космического туризма.

Помимо мечты о космическом путешествии, здесь скрывается и значительный бизнес-потенциал. Согласно отчету McKinsey, космическая экономика проникает не только в такие масштабные проекты, как запуск ракет, но и влияет на повседневную жизнь – от прогноза погоды до доставки еды на дом и сотовой связи.

В 2022 году глобальный рынок космической экономики, охватывающий государственный и частный секторы, достиг отметки в 384 миллиарда долларов США. Государственные расходы на национальные космические программы превысили 100 миллиардов долларов . Примечательно, что почти 97% этих затрат приходятся на пять ведущих стран: США, Китай, Японию, Россию, Индию, а также на Европейский союз.

Вложенные деньги по группам активностей в космической отрасли
Вложенные деньги по группам активностей в космической отрасли

По прогнозам, к 2035 году космическая экономика достигнет $1.8 триллиона, вырастая на 9% в год, что превышает темпы роста глобального ВВП. Космические технологии становятся критически важными для таких отраслей, как цепочки поставок и транспорт.

Такой потенциал привлек стартапы и инвестиции, но какие компании выделяются среди всех, и какие преграды стоят на пути к успеху?

Космическая экономика в центре внимания инвесторов

1. Космическая связь: Astranis
Основанная в Сан-Франциско в 2015 году, компания Astranis создает малые спутники связи, размещаемые на геостационарной орбите. Их компактные спутники MicroGEO стали первыми в своем роде и обеспечивают связь с телеком-компаниями США, Филиппин и Мексики. На апрель 2023 года компания предсказывает $1,2 млрд дохода от проданных спутников. Astranis привлекла $750 млн, а в июле 2024 года завершила раунд на $200 млн.

2. Космическая добыча: Astroforge
Astroforge, созданная в 2022 году, занимается добычей полезных ископаемых на астероидах. В 2023 году она успешно провела первую миссию и привлекла $55 млн. В 2025 году планируется миссия к неизвестному астероиду с целью извлечения редких металлов.

3. Космическая энергия: Star Catcher
С ростом количества спутников возрастает и потребность в энергии. Основанная во Флориде компания Star Catcher в июле привлекла $12,25 млн на разработку спутников для передачи энергии на орбите. Их первая миссия запланирована на 2025 год.

4. Российский венчурный фонд для развития ракетно-космических технологий: НТИ
В 2023 году фонд НТИ, при партнерстве с компаниями «T1» и «Корпорация Попов Радио», планирует создание венчурного фонда для поддержки инноваций в сфере ракетно-космических систем. Ожидается, что объем фонда составит до 10 млрд рублей.

Стартап Astranis
Стартап Astranis

Ключевой драйвер — SpaceX

Рост космической экономики во многом обязана снижению стоимости запусков, что сделало космос доступным для стартапов. С 2019 года количество запусков увеличивается на 50% ежегодно, в то время как стоимость снизилась в 10 раз за последние 20 лет. SpaceX, снизив стоимость запуска до $6000 за кг, дала возможность многим компаниям участвовать в космической гонке.

SpaceX не только помогает развиваться другим, но и сама растет: ее выручка удвоилась с $1.35 млрд в 2020 году до $8.7 млрд в 2023 году и, по прогнозам, достигнет $13.3 млрд в 2024 году.

Главный вызов — кадровый дефицит

Главной проблемой в отрасли остается нехватка кадров. Отрасль не успевает за растущим спросом на инженеров и специалистов. Привлечение и удержание талантов — это вызов, который усложняет развитие стартапов, так как начинающие компании часто не могут предложить необходимые ресурсы. Однако роль венчурного капитала здесь важна, так как ресурсная база известных инвесторов способна помочь стартапам привлекать нужных специалистов.

Таким образом, как сказал герой одного фильма: «В 21 веке самое ценное — это люди».

Я бы добавил...

Как показывает международный опыт, создание конкурентоспособной системы частного космоса требует от государства решения трех ключевых задач: регуляторной, технологической и финансовой.

Первая задача предполагает обновление правового регулирования отрасли: снижение избыточных административных барьеров, создание условий для работы частных космических компаний, как минимум, на недискриминационной основе, а в идеале — с предоставлением льгот. Сюда же относится упрощение сертификации космических продуктов, что позволит ускорить процессы разработки, тестирования и оптимизации в режиме итераций.

Второй задачей является научно-техническая поддержка стартапов: доступ к инфраструктуре космических предприятий, возможность совместного использования интеллектуальной собственности, создание профессионального сообщества, включая инкубаторы и акселераторы, и обмен технологиями. Это позволит стартапам использовать наработки в отрасли, опираясь на государственные мощности.

Финансовый аспект требует привлечения частных инвестиций и содействия совместным проектам государства и бизнеса через государственные фонды. Это включает в себя поощрение конкуренции среди частных космических поставщиков для снижения цен и развитие гибких контрактных механизмов, основанных на поэтапной оплате услуг по фиксированным ставкам.

Для успеха этих инициатив необходимо установить баланс интересов между государством и бизнесом, разделив роли на рынке и в цепочке создания стоимости. Частные компании должны не конкурировать с государственными, а дополнять их, создавая те продукты и услуги, которые отсутствуют в государственных предложениях.

В upstream-секторе России и других космических держав существует потребность в лёгких и сверхлёгких ракетах-носителях, малых космических аппаратах, электрических двигателях и силовых установках с альтернативными источниками тяги — ниши, которые могут эффективно заполнить частные компании.

Тем не менее, частный сектор сталкивается с серьёзными вызовами: высокой зависимостью от геополитических факторов, изменчивыми межгосударственными торговыми отношениями, низкой готовностью инвесторов к рискам, а также сложностью привлечения и удержания квалифицированных специалистов. Решение этих проблем требует как государственного, так и частного участия, а также стратегии, способной выдержать воздействие внешних факторов.

Если вам понравилась статья, то приглашаю Вас в свой telegram‑канал «охота за технологиями», там я пишу о технологиях, которые завоевывают признание миллионов людей. Я называю свой канал — пространство для стратегов и новаторов, для тех, кто меняет правила игры и готов пойти на риск ради будущего, разрушив старые стереотипы. Буду ждать Вас там!

Комментарии (0)