По мере возрастания интереса бизнеса к ТРИЗ, растёт внимание к тому, связан ли ТРИЗ для бизнеса с другими методологиями, основанными на творческом подходе. Дизайн-мышление – обычно первый метод, с которым сравнивают ТРИЗ.

В этой статье хочу подробно разобрать:

– похожи ли эти два метода,

– могут ли дополнять друг друга для решения проблем,

– в чём их отличия.

Я много пишу про ТРИЗ. Прочитать на Хабре, что такое бизнес-ТРИЗ и какие задачи решает эта методология, можно здесь: Что такое ТРИЗ?

А про философию и назначение дизайн-мышления стоит написать чуть подробнее, чтобы сравнить два метода.

Важно начать с того, что у слова «дизайн», которое используется в словосочетании «дизайн-мышление», разный контекст в русском и английских языках. Когда мы говорим «дизайнер», то представляем себе человека, который хорошо рисует и имеет творческое воображение. В английском языке слово «дизайнер» скорее используется в значении: проектировщик, разработчик, конструктор. В первую очередь дизайнерами называют архитекторов – людей, которые могут не только нарисовать красивый проект, но и имеют представление, например, из каких материалов строить здание, чтобы оно было пригодно к эксплуатации. Мало нарисовать красивый балкон, надо разбираться в материалах, из которых он будет сделан.

Если мы говорим об изначальной версии слова «дизайнер», то в русском варианте, оно ближе к слову «инженер-конструктор». Когда мы упоминаем о великих изобретателях советской эры, говорим: конструктор самолётов, конструктор танков, конструктор космических кораблей. Гениальный конструктор Королёв, обладал знаниями об эстетике и эргономике, но в большей мере он обладал огромным пластом знаний о материалах и конструкциях.

В английском языке слова «конструктор» в таком значении не существует. Все гениальные изобретатели: Эдисон или Зворыкин, американец русского происхождения – изобретатель телевизора, были инженерами. Есть ещё словосочетание Engineering Design – инженерный дизайн. Им занимаются люди, работающие непосредственно с продукцией.

Я уделяю предыстории термина так много времени, потому что важно понимать, что философия дизайн-мышления строится не только на том, что дизайнер – творческий человек, умеющий хорошо рисовать и придумывать новое. Это в первую очередь человек, имеющий большой пласт знаний в определённой сфере.

Наиболее известным популяризатором дизайн-мышления в России, является Тим Браун, СЕО и генеральный директор компании IDEO, мирового лидера в области дизайна. Но первым в своей книге «Креативная инженерия» 1959 году, описал философию дизайн-мышления Джон Э. Арнольд, американский профессор машиностроения и делового администрирования Стэнфордского университета. Примечательно, что примерно в то же время в СССР, Генрих Альтшуллер начал популяризировать ТРИЗ, и совместно с Рафаэлем Шапиро выпустил статью «О психологии изобретательского творчества». Она считается отправной точкой развития ТРИЗ.

Джон Э. Арнольд в 1959 году писал, что подход к дизайну должен стать более человекоориентированным. Сейчас мы это называем – клиентоориентированным. То есть продукт, создаваемый для человека, должен быть не только полезным, но и удобным. Человеку должно быть приятно пользоваться этим продуктом. 

Когда-то всё начиналось с того, что требовалась просто полезная функция. Например, в глубокой древности, можно было сидеть на чурбаках или брёвнах. Сейчас мы имеем тысячи вариаций кресел и стульев: офисных, для дома, с ортопедической поддержкой спины и так далее. И можем выбирать для себя тот вариант, который нас устраивает не только своей полезной функцией, но и подходит нам по дизайну. 

Иногда полезная функция и вовсе становится вторичной, уступая первое место функции «обладание приятным» для пользователя продуктом. Так, произошло с поездками на кораблях.

До Второй мировой войны добраться из Европы в Америку можно было только на теплоходе. Огромные корабли выполняли роль перевозчиков. Но с развитием авиапромышленности, перевозка людей на большие расстояния стала почти невостребованной.

Сейчас же есть огромные круизные лайнеры, на которые покупают билеты за большие деньги, не для того, чтобы попасть из точки А в точку Б, а для того, чтобы насладиться этой поездкой.

Джон Э. Арнольд сформировал три основных принципа для создания новых продуктов:

1. Желаемость продукта для потребителя;

2. Техническая реализация; 

3. Экономическая доступность продукта для широкого круга потребителей.

На базе этих трёх концепций и была построена практическая методология дизайн-мышление. Что же она собой представляет в современном мире?

Сегодня существует множество школ дизайн-мышления: Массачусетская, Берлинская, Австралийская, Стэнфордская. Все они используют разные приёмы и разнообразные наборы инструментов. Но все пользуются главной идеей дизайн-мышления: совершением множества итераций между основными этапами.

Давайте разберём классический процесс Стэнфордской школы дизайн-мышления. Он состоит из пяти этапов:

1. Эмпатия – понимание того, чего хочет человек, для которого делают продукт. Что будет чувствовать, когда его получит.

2. Фокусировка – выявление главной проблемы или проблем клиента на основе этапа эмпатии. Важно, что здесь идет не переход к решению проблемы, а все еще анализ.

3. Идеация – генерирование различных идей решения корневой проблемы или проблем.

4. Прототипирование – из всех найденных решений выделяется самое перспективное и создаётся его прототип.

5. Тестирование прототипа: в технике — это обычно альфа и бета-прототипы. Альфа-прототип, практически никогда не работает, но показывает, как будет выглядеть продукт. Бета-прототип, это работающий прототип продукта.

И вот тут, на последнем этапе, почти всегда возникает проблема. Потому что прототип, почти никогда не проходит тестирование. Следовательно, нужно снова возвращаться к какому-то из этапов, брать другую идею, опять её прототипировать, тестировать. Поэтому в прототипировании популярны такие методы, как Rapid Prototyping – быстрое прототипирование, а в IT-сфере MVP (Minimal Viable Product) – минимально жизнеспособный продукт. 

Получается, что в дизайн-мышлении, когда клиент ставит задачу, ее нужно сначала исследовать, чтобы определить действительно ли это та проблема, которую нужно решать. Затем нужен глубокий анализ, чтобы выявить корневые причины проблемы, и только затем приступать к решению проблемы. Но на этом этапе искать следует не одно единственно верное, а создавать целый веер решений. Это нужно, чтобы потом каждое из них прототипировать и тестировать.

Пример: допустим, компания хочет выпустить телефон для тех, кто занимается спортом. Дизайнер составляет портрет будущего покупателя. Допустим, это: мужчина от 18 до 30 лет, он пловец, европеец и т.д. То есть дизайнер использует метод социальной сегментации клиентской группы. Но то, что хорошо для маркетинга, не всегда хорошо для дизайна. Товар только для вышеописанного мужчины не будет пользоваться большим спросом. Следовательно, придётся ещё работать над идеями и прототипами, пока не найдётся решение для большой массы людей, занимающихся спортом.

В ТРИЗ нет такого подхода: первый, четвёртый и пятый этапы в этом методе просто отсутствуют. ТРИЗ базируется на том, что сначала мы видим проблему, а после ищем противоречие, которое её вызвало. И после того, как мы описываем это противоречие, задача уже полностью сформулирована. В отличие от дизайн-мышления, где на этапе эмпатизации и определения проблемы, используется очень много инструментов, отнимающих время: глубинные интервью, карта пути клиента, Personas – конструирование персоны, которая будет обладать разрабатываемым продуктом, и ещё масса других когнитивных инструментов.

В ТРИЗ для решения проблемы мы сразу берём конкретные инструменты и приступаем к анализу, который помогает сформировать нам ИКР (Идеальный конечный результат), который зачастую и приводит нас к решению задачи. Нам не нужно прототипировать и тестировать множество версий, и терять на этом время и деньги.

Получается, если сравнивать ТРИЗ и дизайн-мышление, то у них две точки пересечения: анализ и поиск идей. Но если в дизайн-мышлении для анализа, чаще всего используется инструмент «Пять почему», то в ТРИЗ используется инструмент «Причинно-конфликтный анализ» (RCA+). И (RCA+) работает гораздо мощнее для структурирования и визуализации проблемы, которую с первого взгляда решить невозможно. 

В методах поиска идей Дизайн-мышление и ТРИЗ также не совпадают. Дизайн-мышление использует в основном мозговой штурм, обратный мозговой штурм и брейнрайтинг. В ТРИЗ мы максимально уходим от формата поиска методом проб и ошибок, то есть мозгового штурма, в пользу инструментов, быстро выводящих нас на конкретное решение задачи.

Скорость поиска решений очень важна для современного мира. Технологии и бизнесы не стоят на месте, поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны как минимум не отставать от лидеров своего сегмента, а как максимум идти на шаг впереди. Важно напомнить, что для того, чтобы изучить Дизайн-мышление, потребуется примерно год. Это время потребуется, чтобы вникнуть во все процессы, и овладеть всеми инструментами. Затем с методом нужно будет разбираться на практике, что достаточно сложно, учитывая его особенности. А чтобы изучить базовый ТРИЗ, начать внедрять метод, и получать первые результаты, понадобится пять-семь дней. После этого, конечно, нужно будет расширять знания. Но разница во времени всё равно колоссальная.

Таким образом, я считаю, что Дизайн-мышление и ТРИЗ, это абсолютно разные методы. Дизайн-мышление – философский подход к дизайну и конструированию. Он состоит из пяти этапов, в которых поиск идеи и решение задач, с ней связанных, – всего лишь один или два из всех. ТРИЗ же существует совершенно отдельно и служит для решения конкретных задач.

Но при этом, я вижу, что эти две методологии могут не только пересекаться, но создавать хорошо работающую синергию, чтобы взаимно усиливать друг друга.

ТРИЗ со своими инструментами определения корневых противоречий и их устранений, идеально встраивается в третий этап дизайн-мышления. Это поможет избежать последующих бесконечных прототипирований и тестирований, а соответственно, сбережет время и деньги компании. 

Два первых этапа дизайн-мышления, в свою очередь, могут усиливать ТРИЗ, за счет когнитивных инструментов, которые помогают очень точно определить проблему. Ведь именно от точности определения проблемы, зависит актуальность будущего решения.

Про ТРИЗ в статье на Хабре: Что такое ТРИЗ?

Telegram-канал БИЗНЕС-ТРИЗ

Оригинал интервью

Источник

ТРИЗ и Дизайн мышление, этапы бизнес методов design thinking и TRIZ, инструменты методологий, Алексей Благих, Валерий Сушков
ТРИЗ и Дизайн мышление, этапы бизнес методов design thinking и TRIZ, инструменты методологий, Алексей Благих, Валерий Сушков

Комментарии (0)