Учащиеся 7–8-х классов общеобразовательных школ уже знакомы с информатикой, владеют основами компьютерной грамотности и даже понимают алгоритмы. Данные факты можно считать аргументами в пользу того, чтоб начинать обучение программированию. Но только при условии, что подросток интересуется темой: в обратной ситуации занятия станут бесполезными.
Мы в Pixel считаем, что именно подоплека в виде увлечений, соответствующих направлению программирования, должна рассматриваться в качестве основы для погружения в IT. И если одни дети начинают интересоваться кодингом в раннем возрасте, то другие вплоть до завершения подросткового периода детства предпочитают исключительно гейминг. Но даже в таком случае можно увлечь ребенка написанием кода.
Как? Намекнуть, что программисты — это люди, которые могут создавать игры и выполнять другие интересные проекты. Именно игровую форму обучения мы используем на курсах и предлагаем ученикам такие направления:
Создание игр в Roblox с помощью языка Lua;
Кодинг на Python, в том числе на примере скриптинга модов для Майнкрафта;
Разработка на Unity с использованием C# и т. д.
Все эти направления основаны на принципе обучения через выполнение простых и сложных проектов в виде персонажей, виртуальных предметов, объектов и даже полноценных игровых миров. Мы не используем «сухие» языки, применяем на каждом уроке вспомогательные среды, что упрощает учебу и буквально заставляет детей программировать с охотой, а также формирует основы дальнейшего развития в IT.
Сегодня хотим поговорить о направлениях программирования для школьников 7-х классов и старше, коротко описать варианты, а также показать примеры проектов и даже бесплатных уроков. Но начать хотелось бы с другой важной темы и разобраться, заслуживает ли внимания тема изучения кодинга в 13–14 лет.
Курсы программирования в 7–8-м классе или самообучение: стоит ли заниматься
Ранее отмечено, что к 13–14 годам многие современные подростки уже владеют компьютерной грамотностью, понимают алгоритмы и другие принципы кодинга, знают о Паскале, прочих классических и продвинутых языках, иногда даже интересуются ими. Это нечто вроде основы с точки зрения погружения во «взрослое» программирование. То есть базис имеет место, а при условии интереса к IT можно делать первые шаги.
Здесь же подчеркнем, что 13–14 лет – возрастной период, когда перед подростками начинают вставать вопросы по поводу профессионального самоопределения и будущего. Если тема информационных технологий увлекает, то изучение программирования стоит рассмотреть как перспективное занятие. Подчеркнем: не нужно отдавать предпочтение кодингу только из-за популярности IT и востребованности соответствующих специалистов на рынке труда. Тем более не рекомендуем навязывать ребенку курсы, видеоуроки или книги, если написание кода не увлекает. В этом случае ни платные, ни бесплатные занятия не станут полезными.
Так, изучать кодинг стоит, если:
Ребенок действительно понимает основы, хорошо ориентируется в информатике, демонстрирует аналитический склад ума;
Школьника интересуют и увлекают информационные технологии, а профессиональное будущее хочется связать с одним из соответствующих направлений.
А теперь к сути: предлагаем рассмотреть языки и среды, которые помогут успешно освоить кодинг на базовом или продвинутом уровне. Представим их в виде связок и самостоятельных направлений. Всего выделим 5 основных вариантов и 3 смежных, не связанных с программированием, но сопряженных с IT и больше подходящих творческим детям.
ТОП IT-направлений для детей 13–14 лет: языки программирования для учеников 7–8-х классов и вспомогательные среды
Поговорим о Lua, Python, C# и JavaScript, а также привяжем их изучение к работе с инструментами Roblox, Minecraft, Unity и не только. Отмечено, что игровая форма и возможность не просто написать «сухой» код, а создать что-то с нуля – большое преимущество.
1. Язык «Луа» и его применение в Roblox
Мы в Pixel учим Lua на примере кодинга в Роблоксе ребят от 9 до 14 лет. Этот возрастной период соответствует заявленным 7–8-м классам.
Язык «Луа» нашел применение в разработке игр, чем обусловлен выбор Роблокса для образовательных целей. А еще Lua применяется для:
Создания графических интерфейсов. Примером здесь можно считать Lightroom от Adobe;
Написания ботов для мессенджеров, скажем, для Telegram;
Решения других задач.
Теперь о Роблоксе: это онлайн-платформа и система для создания игр. Ее образовательный потенциал хорошо раскрывается в связке с Roblox Studio, где для кодинга виртуальных игровых миров используется язык, производный от Lua 5.1, – Luau. Разработчики представленных сред считают, что это отличный инструмент для погружения детей и подростков во «взрослое» программирование.
Благодаря направлению учащиеся 7–8-х классов могут:
Больше узнать о переменных, функциях, циклах, ветвлениях;
Вникнуть в основные и продвинутые принципы программирования;
Освоить разработку и научиться создавать полноценные игровые миры с нуля.
Вот пример проекта в виде кликера: для его создания использованы представленные среды и язык. Также предлагаем подборку уроков для новичков.
2. Язык «Питон»
Здесь обойдемся без привязки к вспомогательным средам, но в следующем разделе отметим перспективы дополнения обучения в виде использования Minecraft.
Мы в Pixel считаем, что успешно справиться с Python могут 10–14-летние ребята. Об этом позволяет говорить практика наших педагогов, реализующих программу соответствующего айти-курса для школьников.
Если коротко, то Python – перспективный язык. С его помощью специалисты:
Создают компьютерные и мобильные приложения;
Пишут код для работы с Big Data;
Реализуют программы машинного обучения;
Автоматизируют тестирование и не только.
Но это не значит, что начинать изучать язык «Питон» нужно со сложных вещей.
Вот электронная книга, созданная на данном языке нашим учеником И. Собчуком, а также плейлист, который поможет понять, что первые шаги в освоении Python могут быть достаточно простыми и увлекательными.
3. Python в Minecraft
Это направление программирования для детей 7–8-х классов можно рассмотреть как предваряющее знакомство с языком «Питон» в чистом виде, то есть без вспомогательных сред. Мы реализуем программу соответствующего курса для ребят 9–13 лет. Многие из них справляются с учебой и даже демонстрируют успехи.
О Python не говорим: языка мы коснулись в предыдущем разделе. Лишь отметим, что Майнкрафт – отличное дополнение базового учебного процесса. Возможность создания модов для данной игровой вселенной мотивирует детей, делает каждого начинающего программиста более увлеченным и охотно занимающимся кодингом.
Вот пример проекта нашего ученика Н. Бережного, а также подборка видео о создании игр в Minecraft на Python.
4. C# и его использование при работе с движком Unity
Как и ряд других направлений, этот вариант отлично подойдет 7–8-классникам. Мы реализуем соответствующую программу при обучении детей от 10 до 14 лет.
C# – сложный язык, что может поставить под сомнение используемые нами методики, но спешим подчеркнуть роль Unity – популярного игрового движка – в учебном процессе: благодаря инструментам платформы занятия становятся увлекательными даже для неопытных четвероклассников.
С помощью среды «Юнити» и C# можно:
Создавать 2Д- и 3Д-игры;
Разрабатывать развлекательные проекты для ПК, Xbox, PlayStation и т. д.;
Писать браузерные и мобильные игры.
Как и ранее, процесс обучения, построенный на игровой форме, становится основой успешного изучения сложного языка и улучшения понимания базовых основ программирования.
Вот какой проект смог выполнить наш ученик Р. Крючков на Unity с помощью C#. Еще предлагаем подборку обучающих роликов: это отличная альтернатива сложным учебникам и способ попробовать направление, чтобы понять, стоит ли учиться в его рамках.
5. JavaScript и веб-разработка
Язык JavaScript принято использовать в связке с HTML и CSS для создания сайтов, сервисов и приложений, работающих онлайн. Направление подходит подросткам от 12 лет и старше, что обусловлено его комплексностью: осваивать предстоит ДжаваСкрипт и дополнительные инструменты. Это:
Стандартизованный язык гипертекстовой разметки. Это HTML;
Язык стилей, или каскадные таблицы, предназначенные для оформления веб-страниц. Это CSS.
Инструмент для программирования здесь – исключительно JavaScript. Он предназначен преимущественно для работы в веб-среде, что выражается в следующих примерных вариантах применения:
Создание сайтов и браузерных приложений;
Разработка расширений для веб-обозревателей;
Скриптинг облачных сервисов, простых чатов, нейросетей и не только.
Вот пример проекта М. Лысова, который создал сайт после погружения в направление. А еще предлагаем плейлист с обучающими роликами: они помогут бесплатно сделать первые шаги в веб-программировании каждому ученику 7-го класса или старше.
Бонус: IT-направления для творческих учащихся 7–8-классов
Если ребенок любит создавать, тяготеет к самовыражению и интересуется цифровым творчеством, создает яркие и привлекательные презентации для школьных проектов, рисует и просто демонстрирует другие признаки активного креативного мышления, рекомендуем следующие направления:
3Д-моделирование. Создать первые модели можно в программе Blender;
Графический дизайн. Для обучения детей в рамках этой условной сферы мы используем Photoshop и Illustrator;
Веб-дизайн. Наиболее популярный профессиональный и вместе с тем учебный инструмент – Figma.
А мы хотим подвести итог и еще раз подчеркнуть, что учить ребенка нужно тому, что его интересует. Попытка навязывать занятия – плохое решение. Поэтому предложите подростку самостоятельно ознакомиться с каждым из представленных направлений, скажем, путем просмотра предложенных нами роликов. Это поможет уточнить склонности и принять верное решение при выборе маршрута дополнительного IT-образования. Это важно и актуально для подростков, особенно с точки зрения приближающихся вопросов по поводу профессионального будущего и самоопределения.
Материал подготовлен школой Pixel. Мы преподаем IT-дисциплины и учим детей и подростков кодить, разрабатывать, моделировать, выполнять творческие цифровые проекты и не только. Если одно из направлений приглянулось, заглядывайте к нам: всему научим, все покажем.
RodionGork
ваши посты больше подходят для LittleOne нежели для Хабра. нужно хоть минимальное представление о целевой аудитории иметь, извините