Нередко тяжелые испытания проекта происходят не из-за технических сложностей реализации и сложных задач, а из-за заказчика и заинтересованных лиц. Кто не слышал чего-то из разряда «А давайте вы сделаете этот проект, который оценили в три месяца за полтора в том же виде»?

Даже опытным руководителям проектов бывает сложно сказать заказчику: «Нет, так не пойдет, мы не будем так делать». Потому что в ход идут прямые и косвенные манипуляции, вроде «войдите в моё положение», «в компании девушки моего брата такую проблему решали в 7 раз быстрее», «а давайте вы просто нормально поработаете, напряжётесь и успеете?». В статье я расскажу о возможных вариантах реагирования на серьезные изменения бюджета, содержания и сроков проекта.

Задача: обеспечить информированность участников о проблемах, вызванных изменениями, оценить риски, не давать нереалистичных обещаний и сохранить нервы команды.

Слишком жизненно
Слишком жизненно

Дисклеймер: Я руководитель проектов с 10+ лет опыта в заказной и продуктовой разработке ПО. В статье хочу поговорить о крайних случаях, которые возникают редко, но при этом способны оказать значительное влияние на проект. Не обязательно, что у вас будет похожая ситуация, важнее поймать основной вайб и алгоритм работы с каждым типом трудностей.

Причина появления статьи: Часто замечаю, что руководители проектов испытывают трудности, душевные терзания и чувство вины из-за проблем, вызванных тем, что заказчик требует невыполнимого и, откровенно говоря, путает берега. Даже зная и понимая, что это неосуществимо, теряешься и вместо решительного «Нет» говоришь неуверенное «Посмотрим, что можно сделать». Это приводит к выгоранию, и проект все равно не будет реализован по этим условиям — вы останетесь виноватым, потому что согласились.

Если примеры покажутся притянутыми за уши, то скажу, что сталкивался в жизни с каждым из них.

Для упрощения понимания ситуации зададим стартовые условия:

  • Мы разрабатываем мобильное приложение в продуктовой компании.

  • Пройдены этапы сбора требований и оценки, недавно начали разработку. 

  • Срок разработки: 6 месяцев. 

  • Команда укомплектована и её компетенций достаточно, чтобы успеть в срок. 


1. Заказчик забирает ресурсы на другой проект

Ситуация: к вам приходит заказчик и говорит, что ему нужны два ваших мобильных разработчика (iOS/Android) на 2 недели, чтобы спасти другой горящий проект. 

Проблема: то, что разработчиков забрали на 2 недели, не означает, что вернут через 2 недели.

Реальность: вместо 2 недель разработчики вернутся через 4 недели из-за багфикса. Наши потери: 8 недель. 

Что делаем

  • До того как разработчиков забрали, оцениваем как изменится план-график с учетом того, что разработчиков заберут на 2 недели и показываем заказчику. 

    • Если принял план — всё хорошо.

    • Если нет, то уведомляем, что либо разработчики остаются на проекте и работают, либо сокращаем объем работы на соразмерную величину. Договариваемся. Согласовываем новый план-график через официальный канал, например, почту. 

  • Прошло 2 недели. Если разработчики не вернулись и оказалось, что нужны еще 2 недели, то готовите новый план-график, где срок проекта отодвигается с учетом новых вводных, либо уменьшается объем работ. Стараетесь согласовать новый план.

Точка конфликта: обычно проблемы возникают на этапе, когда заказчик хочет сделать оба проекта в срок и не хочет рисковать лишними 2 неделями. Просят войти в положение и постараться успеть, когда отказываетесь, возмущаются тому, что не решаете проблему и не идете навстречу.

Действия в случае конфликта:

  • Если заказчик отказывается, то призываем на помощь руководство: руководителя проектного офиса или любого другого, ответственного за проекты в компании. Не лишним будет заручиться поддержкой техлида, который отвечает за это направление. Задача: согласовать новый план-график с их помощью. 

  • Бывают такие ситуации, когда руководитель проектного офиса и техлид могут сказать «Да ничего страшного, у нас есть запас времени, успеем» и просят продолжать проект при тех же вводных. В таком случае оформляем протокол встречи, где фиксируем, что принято такое решение такими лицами и отдельно обозначаем риски. Это пригодится, если всё-таки будут проблемы и нужно будет указать причину. 

Что нельзя делать: не замалчивайте такие ситуации, либо согласовывайте новый план-график, либо форсируйте принятие решения руководством. 

Главная мысль: если обещали ресурсы и их не дали, вы не виноваты. Нужно искать варианты решений и передоговариваться.


2. Внезапное изменение содержания

Ситуация: приходит заказчик и говорит, что в проект нужно добавить новую фичу, которая увеличивает продолжительность на 2 месяца, но срок сдачи должен остаться тоже самый.

Проблема: добавляется новая фича, которая сильно увеличивает риски. 

Реальность: отговорить заказчика от этой фичи невозможно, она обещана генеральному директору и уже презентована. Релиз нельзя перенести, под него заложен маркетинговый бюджет и начальство просит «что-нибудь придумать». 

Краткая иллюстрация ситуации
Краткая иллюстрация ситуации

Что делаем

  • Держим себя в руках и собираем требования с заказчика для того, чтобы понять что нужно сделать в рамках задачи. 

  • Параллельно ищем варианты привлечения дополнительных ресурсов — забрать программистов с другого проекта, привлечь подрядчиков или нанять новых разработчиков. Учитываем, что на поиск разработчиков и включения их в работу может уйти 1-2 месяца минимум. Скорее это не наш вариант, но его нужно рассмотреть.

  • Определяем критический путь проекта — набор задач для поддержания основных пользовательских сценариев. Опциональные фичи оцениваем и составляем таблицу с трудоемкостью, чтобы подготовиться к «торговле» с заказчиком. 

  • Презентуем новый план-график по критическому пути проекта с учетом нового дедлайна, не вошедшие фичи отодвигаются на срок после релиза MVP. Приглашайте на встречу руководство и техлида. 

Точка конфликта: последний этап, где вас будут стараться «прогнуть» и заставить подписаться под невыполнимые сроки из-за раздувшегося содержания. Чаще всего напирают на то, чтобы сделать все фичи вообще, в том числе и необязательные. 

Действия в случае конфликта

  • Обращаемся к руководству.

  • Если не помогло, еще раз анализируем можем ли мы добавить новые ресурсы.

  • Пообщайтесь с коллегами и командой для того, чтобы найти еще способы успеть к сроку. Например, можно прибегнуть к помощи костылей или упростить некоторые решения до безобразия. 

  • В крайнем случае рассмотреть вариант оплачиваемых переработок для членов команды, если не будете успевать к релизу совсем немного. Этим лучше не злоупотреблять, иначе загоните команду. 

  • Если не удалось найти решения, то вместе с начальством обращаемся к генеральному директору и решаем ситуацию с ним. Иногда это сильно помогает: он выделяет ресурсы, деньги или передоговаривается с заказчиком по содержанию. 

Что нельзя делать: как бы на вас не давили, не подписывайтесь под невыполнимые условия, ищите компромиссы и точки соприкосновения. 

Главная мысль: как бы не говорили обратное, вы не обязаны удовлетворять все хотелки заказчика в те сроки, которые он сам себе выдумал. Действуйте проактивно, но если чувствуете, что никак не получается – честно скажите об этом. 

Краткое содержание подобных диалогов с заказчиком
Краткое содержание подобных диалогов с заказчиком

3. Изменение сроков

Ситуация: приходит заказчик и говорит, что проект на 6 месяцев нужно сделать за 3 с неизменным содержанием, потому что это пообещали генеральному директору или акционерам. 

Проблема: ускорится в два раза на ровном месте нельзя, если оценивали сроки корректно.

Реальность: часто такие предложения приходят с формулировкой «мы уважаемому человеку, акционеру пообещали, ОЧЕНЬ надо сделать». Это может сильно нервировать, так как тот человек точно уважаемый, а вы еще можете себя таким не чувствовать. Недавно работаете в компании, например. 

Для успокоения перенесите ситуацию на реальную жизнь, где вас просят: «Мы уважаемому человеку пообещали, что вы стометровку пробежите за 9 секунд. ОЧЕНЬ надо.» Ощутите насколько странно это звучит.  Мы оценивали не от балды, значит сроки корректные и со временем они имеют тенденцию увеличиваться, а не уменьшаться.  

Что делаем

  • По аналогии с предыдущей частью собираем команду, техлида и изыскиваем способы, чтобы сократить сроки. Что еще можно сделать: пожертвовать качеством.

  • Вспоминаем продвинутые техники сжатия расписания вроде fast tracking. Например, можно начать разработку интерфейсов мобильного приложения и API, не дожидаясь дизайна. Подробная статья на Хабре.

  • Смотрим что из содержания можем выкинуть, формируем новое MVP и критический путь проекта, смотрим насколько мы сократили срок реализации. Если не хватает, пробуем варианты дальше.

  • С финальными результатами приходим к заказчику и показываем. Даже если не получилось сократить сроки на 3 месяца, то полтора будет неплохо. Дальше можно просить его поспособствовать — дать больше денег, уменьшить содержание, уговорить на ухудшение качества в угоду скорости. Помните, что он тоже заинтересован в том, чтобы успеть к сроку.

Точка конфликта: как вы уже догадались, это последний этап. Будут просить всеми силами успеть, берите в помощь руководителя и техлида и на пальцах объясняйте ситуацию.

Действия в случае конфликта: если ужаться больше нельзя, говорим заказчику, что или мы собираем другое MVP, либо ничего не получится. 

Что нельзя делать: соглашаться на то, что вы как-нибудь ускоритесь и придумаете что-то в процессе. Давайте будем честными — это вряд ли произойдет. 

Осознайте, что будет, если вы сдадитесь без боя:

  1. Команда начнет перерабатывать, недовольство возрастет, а вместе с ним и желание искать работу в другом месте.

  2. Соглашаясь на невыполнимые условия, вы рискуете выглядеть как не самый компетентный руководитель, который уступает давлению без понимания последствий.

  3. Опасный прецедент: Если заказчик поймет, что на вас можно надавить и вы согласитесь, он будет использовать этот метод снова и снова.

Главная мысль: мы живем в реальном мире и чтобы успеть в сроки недостаточно просто желания, нужно изыскивать способы и чем-то жертвовать. Ваша работа найти эти способы, но если их нет — заказчик должен принять тот факт, что невозможно ускорится настолько сильно.


Послесловие

Задача заказчика — сделать проект в минимальные сроки и бюджет, запихав при этом максимальное содержание. 

Ваша задача — достичь целей проекта, не загубив при этом команду и себя. 

Вы непременно будете испытывать давление и манипуляции со стороны заказчика и заинтересованных лиц из-за расхождения интересов. В разных компаниях бывает по-разному. Я видел неоднократно случаи, когда дело доходило до криков и оскорблений, и даже сам на себе испытывал подобное давление. 

Это действительно нелегко, но это можно пережить, помните, что за вами Москва команда, которой придется вместе с вами делать всё то, что вы наобещали из-за чувства страха и вины.

Комментарии (2)


  1. PereslavlFoto
    02.11.2024 11:34

    заказчик хочет сделать оба проекта в срок
    и не хочет рисковать лишними 2 неделями. ... ...
    возмущаются тому, что не решаете проблему и не идёте навстречу.

    Руководитель, ответственный за проекты в компании, назначил исполнителя выполнять этот проект. Поэтому исполнитель должен пойти навстречу заказчику и решить проблему по старому плану. Руководитель говорит: «Да ничего страшного, вы можете работать намного быстрее и лучше». Протокол встречи никто оформлять не станет, а причиной проблемы руководитель уже назначил исполнителя.

    ищем варианты привлечения дополнительных ресурсов

    Руководитель, ответственный за проекты в компании, подчеркнул, что дополнительным ресурсом является зарплата исполнителя. Никто не будет собираться на совещание, потому что весь вопрос уже расписан исполнителю. Исполнитель может нанять себе новых разработчиков за свой счёт. Генеральный директор запретил обращаться к нему.

    Можно решить проблему за счёт волонтёров.

    берите в помощь руководителя и техлида

    Они ничем не помогут, потому что слишком заняты своими задачами, которые они тоже обязаны выполнить быстрее плана и больше плана.

    Что нельзя делать: соглашаться на то, что вы как-нибудь ускоритесь

    Именно это обычно и происходит. Заказчик давно понял, что надо надавить, и всегда пользуется этим методом.


  1. IvanS8008
    02.11.2024 11:34

    Ухты! Про меня уже даже комикс сделали!))