Музыка джангл встречалась в бесчисленном количестве игр начала 90-х. В этой статье будем разбираться, что такое джангл, откуда он взялся и почему эти саундтреки идеально подходили для игр эпохи PlayStation и Nintendo 64.
В 90-х годах, с появлением Sony PlayStation, Sega Saturn и Nintendo 64, 3D‑полигоны поселились во всех домах. Поколение 32-битных консолей не только изменило наше понимание игровой графики, но и помогло распространению нового стиля музыки по всему миру.
Музыка джангл зародилась в Великобритании в конце 80-х. Она была полна энергичных барабанных партий, сочных басовых линий и высокого темпа, который соответствовал стремительному характеру этих новых 3D-игр. Добавьте сюда наивную «надежду на будущее», которая витала в воздухе в 90-е, и получится удивительное десятилетие, в котором было так интересно жить!
Взгляд в прошлое
Давайте перенесёмся назад во времени и посмотрим, что на самом деле происходило в мире музыки и технологий.
Вплоть до 70-х и80-х годов подавляющее большинство инструментов, используемых в записях и концертах, были «живыми». Только что отгремели 50-е и 60-е годы, ставшие пиком для джазовых альбомов с использованием барабанов, баса, акустического пианино, трубы, саксофона и т. д. Эволюция городского звука чикагского блюза и популярность рок-н-ролльной музыки немного изменили ситуацию, поскольку появилось множество инструментов, использующих электричество для создания, усиления или искажения звука. Электрогитары, органы с тоновыми колесами, электропианино и многие другие инструменты теперь использовали электричество и механические детали для создания музыки. Но они всё равно по сути оставались «живыми», потому не использовали никакую форму цифрового преобразования для создания или изменения звуковых волн.
В 80-х годах случился взрыв цифрового оборудования. Синтезаторы стали символами музыки 80-х, а цифровые компьютеры теперь широко использовались для создания, записи и редактирования аудио. Секвенсоры, драм-машины, сэмплы и программные инструменты стали активно использоваться для создания музыки. Мы были свидетелями рождения сцены электронной танцевальной музыки (EDM), которая прочно связана с культурой рейвов и клабберов.
К концу 80-х, началу 90-х годов появление домашнего компьютера с мультимедийными возможностями сделало создание и запись музыки доступными для каждого. Не только крупные музыкальные лейблы смогли выпускать высококачественные альбомы, но и многие независимые артисты получили возможность делать это в импровизированных домашних цифровых студиях.
В основном, конечно, это касалось богатых стран с легким доступом к технологиям (США, Великобритания и Германия). Техно-сцена зародилась в Германии, достигла Великобритании, а затем коснулась чикагской и детройтской EDM-сцен в Америке.
Ранние дни джангл-музыки
Создатели музыки начали исследовать возможности использования различных темпов и включения брейков в свои треки. Одной из популярных техник было использование сэмплера для выделения и записи частей существующих песен и создания из них новых мелодий. Проще говоря, сэмплер — это музыкальный инструмент, который может записывать и воспроизводить сэмплы (фрагменты звукозаписей). Самыми популярными сэмплерами той эпохи были сэмплеры от AKAI.
Британские авторы начали использовать сэмплеры для выделения ударных из существующих песен и создания различных брейк-партий для своих собственных треков. Многие считают, что родоначальниками джангла были Фабио и Груверайдера. Известный джангл-продюсер Голди даже упомянул в интервью, что Фабио был первым человеком, который использовал термин «джангл» для описания нового стиля музыки. Фабио и Груверайдер начали смешивать R&B и фанк-мелодии с быстрыми темповыми ритмами из техно и хаус треков. Они заметили, что людям нравится такое сочетание, и стали использовать ту же формулу в своих собственных работах. Они просматривали свои коллекции альбомов R&B и сэмплировали барабанные брейки, которые затем можно было нарезать и переставлять, чтобы они послужили основой для новой песни.
«Амен-брейк»
Одна из первых задач — найти хороший барабанный брейк. Метод заключается в просмотре своей коллекции виниловых пластинок в поисках четкого барабанного соло, которое можно выделить, сэмплировать и нарезать. Следующий аудиоматериал — это отрывок очень популярного барабанного брейка, которй много раз использовался в джангл‑музыке. Песня называется «Amen Brother!» и была записана в 1969 году группой The Winstons.
Это, пожалуй, самый популярный сэмпл в истории джангл-музыки. Барабанный брейк был ускорен, сэмплирован и использован в стольких треках, что ему даже дали специальное название: Амен-брейк.
Конечно, брейк Amen — не единственный известный барабанный рисунок, используемая джангл-исполнителями, есть и другие не менее известные и популярные партии.
Мелкая нарезка
Британские музыканты стали нарезать брейки, добавлять синтезаторы, пэды, аккорды, вокал и многие другие элементы поверх оригинального рисунка ударных. В свое время большинство авторов электронки склеивали все эти части вместе, используя компьютер Commodore Amiga или Atari ST. Очень популярным трекером, который можно было использовать для нарезки сэмплов из раннего джангл, был OctaMED на Amiga.
Некоторые музыканты также использовали MIDI-секвенсор Cubase на Atari ST. Они могли подключать сэмплеры и синтезаторы к компьютеру через MIDI и секвенсировать трек, используя передовые (на тот момент) функции программного обеспечения Steinberg. В настоящее время Cubase представляет собой полноценную цифровую звуковую рабочую станцию (DAW), которая может записывать, аранжировать и редактировать аудио. Но первая версия Cubase, работавшая на Atari ST, изначально была только MIDI-секвенсором.
Во многих джангл-мелодиях присутствуют основные звуки синтезатора, струнных и пэдов. Некоторые известные синтезаторы и клавишные той эпохи: Sequential Prophet-5, Casio CZ-1000, Korg Poly-61 и Roland Alpha Juno.
Чтобы дать вам представление о том, как звучит конечный продукт, ниже приведен пример полной песни, спродюсированной Andy C & Ant Miles, под названием «Valley of the Shadows» 1992 года. В ней использованы сэмплированные ударные, бас, клавишные и вокал.
Влияние Ямайки
Музыка джангл всегда была тесно связана с ямайской культурой и имеет прочные корни в элементах ямайской музыки. В период роста Великобритании после Второй мировой войны карибский народ активно склоняли к иммиграции в Соединенное Королевство для помощи в развитии страны. Карибы привезли свои семьи и традиции в Великобританию и постепенно начали привносить свою культуру в сообщества, частью которых они стали. Это касалось еды, одежды, языка и, конечно же, музыки.
Британская рейв-сцена была очень похожа на ямайскую Саунд систему. Саунд система представляла собой мобильную дискотеку, где группа диджеев и MC играла в основном музыку в стиле ска, дэнсхолл и регги. Саунд система нашла новый дом в Великобритании. она является важной частью ямайской культуры, которая в значительной степени повлияла на британскую хардкод и джангл-сцену. Образцы ямайской музыки с рагга-вокалом и дабами были очень распространены в ранние дни джангл.
Ко второй половине 90-х джангл-музыка была повсюду, и, как это часто бывает, звучание в конечном итоге утратило часть своей изначальной сути. Джангл исполнители начали изменять формулу, удаляя влияния рагги и регги из своих мелодий, но сохраняя те же быстрые BPM-брейки и тяжелые басовые линии. Этот новый стиль был назван драм-н-бейс и достиг огромной популярности в последующие годы.
Электронная и джангл-музыка в играх 90-х
Джангл и многие другие жанры EDM идеально подходили для динамичных игр, которые разрабатывались в 90-х. Большинство игр, использующих саундтрек в стиле джангл, появились во второй половине десятилетия, хотя эта тенденция продолжалась вплоть до середины 2000-х.
Консоли этого поколения также могли хранить и воспроизводить аудио CD-качества, что означало, что разработчики могли на полную использовать весь спектр частот и звуков, которые требовались как для джангла, так и для драм-н-бейса.
Многие игры PlayStation и Nintendo 64 использовали различные поджанры джангл, поскольку разные уровни требовали разного настроения. Атмосферные и эмбиентные часто использовались в играх с футуристическим или космическим стилем. Некоторые разработчики предпочитали более спокойный джазовый трек для меню и переходных уровней, в то время как другие игры требовали более хаотичный трек с высоким BPM для уровней, где нужно было нагнетать напряжение.
Wipeout
В 1994 году Sony готовилась к выпуску PlayStation. Sony знала, что для успеха в последующие годы ей нужны две важные вещи: простой SDK и группа компетентных разработчиков, которые помогут им создавать захватывающие игры для новой консоли.
Одним из важных решений Sony перед выпуском PlayStation стало приобретение британской студии разработки игр Psygnosis. Ливерпульская студия участвовала не только в разработке официального комплекта игр PlayStation SDK, но и в запуске игр для консоли.
Одной из важнейших игр для Sony PlayStation была Wipeout. Уникальная в то время игра выделялась своим футуристическим сеттингом и влиянием электронной музыки и рейв-сцены. Разработка Wipeout совпала с бумом популярности EDM, и британские разработчики смогли внедрить свой опыт рейв-сцены Великобритании в звук и визуальные эффекты игры.
1994 год многие считали «летом джангл». Многие радиостанции начали транслировать этот стиль, а на полках магазинов появилось несколько сборников музыки джангл на CD.
В электронный саундтрек Wipeout вошли оригинальные композиции Тима Райта (он же CoLD SToRAGE), а некоторые современные версии серии также включают треки известных исполнителей EDM, таких как Leftfield, The Chemical Brothers, Orbital, New Order и The Prodigy.
Rage Racer
Невозможно говорить о музыке джангл в играх для PlayStation, не упомянув плодовитость и влияние композитора Тетсуказу Наканиши, который присоединился к Namco в 1996 году для работы над игрой Rage Racer.
Композиции Наканиши можно найти во многих играх этой эпохи, таких как Ace Combat, Ridge Racer, Tekken, Me & My Katamari, Klonoa: Door To Phantomile и многих других.
Ace Combat 2
Одним из самых заметных вкладов Наканиси является музыка в Ace Combat. Несмотря на то, что большая часть саундтрека игры не слишком углубляется в электронную музыку, некоторые треки были вдохновлны элементами джангл.
Klonoa: Door To Phantomile
Namco выпустила Klonoa: Door To Phantomile в 1998 году, и саундтрек игры включал множество джангловых треков. Например, песня «Beats from Above» является частью оригинального саундтрека, написанного Наканиши.
Gran Turismo
Еще один отличный пример игры PlayStation с прекрасным саундтреком в стиле джангл — Gran Turismo. Автором треков является японский гитарист и композитор Масахиро Андо. В 1997 году студия Polyphony Digital поручила Андо создать музыку для игры.
F1 Racing Championship
Margin Dutasta работал с Ubisoft над музыкой для F1 Racing Championship. Каждая локация игры (Сан-Паулу, Барселона, Имола, Будапешт и т. д.) имеет свой собственный сопутствующий саундтрек.
Soul of the Samurai
Soul of the Samurai — эксклюзивная игра для PlayStation, выпущенная и изданная Konami в 1999 году. Весь её саундтрек был написан Ясухисой Ито, который также известен по своей работе над Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots и Super Smash Bros. Ultimate.
Ape Escape
Композитор Соичи Терада имеет большой опыт работы с электронной музыкой и никогда не скрывал своей страсти к джангл. Вы можете услышать некоторые из его лучших работ в игре Ape Escape 1999 года. Один из директоров игры послушал работу Терады над альбомом Sumo Jungle и обратился к нему с просьбой написать музыку для игры.
Музыка меняется в игре в зависимости от ситуации и уровня; например, если игроки действуют скрытно, музыка немного меняется, чтобы придать геймплею мягкую атмосферу.
Bomberman
У Nintendo 64 также была своя порция саундтреков в стиле джангл. Одним из ярких примеров является работа Джун Чикумы в серии Bomberman. Ее работа началась с версии Bomberman для NES и продолжалась до новых версий игры, выпущенных в начале 2000-х.
1080° Snowboarding
Эксклюзивная игра дляNintendo 64, 1080° Snowboarding, была выпущена в 1998 году Nintendo EAD. Кента Нагата написал трек, который многие до сих пор считают одним из лучших джангл саундтреков для консоли N64.
Sega Marine Fishing
Мы также смогли найти потрясающую джангл для консоли Sega Dreamcast. Одним из примеров является Sega Marine Fishing, выпущенная в 1999 году как продолжение Sega Bass Fishing 1997 года. Игра также была доступна для аркадных автоматов Sega NAOMI и для Windows/PC, но одним из уникальных аспектов версии Dreamcast было то, что пользователи могли играть, используя контроллер удочки Dreamcast. Макото Иида был композитором как для Sega Bass Fishing, так и для Sega Marine Fishing.
Magical Tetris Challenge
Забавно, какможно найти брейки джангл в самых неожиданных местах. Magical Tetris Challenge — игра‑головоломка с персонажами Disney, выпущенная Capcom в 1998 году для Nintendo 64, Game Boy Color и PlayStation. Это одна из немногих игр для Nintendo 64, полностью выполненная в 2D, а также первая игра Capcom для консоли. Масато Кода написал саундтрек для консолей Nintendo 64 и PlayStation, а Харуми Фудзита — для Game Boy Color.
Трек выше называется «Pete's Theme» и был написан для финальной битвы игры. Быстрый темп в сочетании с энергичным джангл отлично подходят для такого уровня сложности.
Это лишь небольшой список треков, потому что все композиции и игры перечислить невозможно. Надеемся, что вам было интересно.
Спасибо за внимание.
Комментарии (5)
40kTons
14.11.2024 15:21Понятия не имею кто такой Тетсуказу Наканиши, но услышав трек из Rage Racer у меня с первых секунд мелькнула мысль, что это очень похоже на тип музыки из Ace Combat 3, который я любил слушать в детстве. А листая ниже оказалось, что он для Ace Combat в данном жанре и писал музыку. Ну вот. Теперь одной тайной меньше. Какая-то футуристичная и космическая музыка
aart3
Unreal Tournament 1999
www.youtube.com/watch?v=8Hn-pNxtByM&list=LL&index=24