Приветствую, Хабр! Я Полина, HR‑директор Digital HR компании «Улей». Сегодня я поделюсь опытом разработки системы компетенций, раскрою практические аспекты построения карты компетенций, включающей hard и soft skills, корпоративные и управленческие компетенции, и расскажу, как правильно разработанные компетенции способствует успешному движению компании вперёд.
Для начала определимся с терминологией. Во время работы над статьёй я столкнулась с путницей в понятиях система и модель компетенций в профессиональной литературе. Часто эти термины употребляют как синонимы. На мой взгляд, здесь есть о чём поразмыслить. Модель компетенций — это некое идеальное представление, теория того, как можно выстроить систему компетенций внутри компании. Система компетенций, в свою очередь, — это реально существующие компетенции, разработанные с учётом специфики компании.
Какие существуют подходы к разработке системы компетенций?
Стоит отметить, что каждый специалист в этой области кадрового менеджмента стремится создать авторскую модель компетенций. Так, существуют модель компетенций Р. Бояциса, модель Л. и С. Спенсеров, модель М. Ломбардо и Р. Эйхингера, в отечественной практике общепризнанной является динамическая модель профессиональных компетенций А. В. Овчинникова. Особенностями моделей является их универсальность или применимость к практике HR‑служб.
Системы же компетенций (или ещё их можно называть картами компетенций) могут полностью совпадать с моделями или быть комбинированными: включать в себя элементы различных моделей, отвечать потребностям конкретной организации и соответствовать тенденциям отрасли. Разрабатывая систему компетенций, HR должен прежде всего определиться с подходом: выбрать существующую модель или разработать что‑то новое.
И первый, и второй подход имеют право на существование. Уже разработанные модели доказали свою эффективность, они проверены и не требуют больших трудозатрат. Что называется, бери и делай — гарантировано получишь результат. Разработка новой системы компетенций требует гораздо больших усилий и связана с большими рисками. Но при этом, если всё сделать правильно с учётом стратегических целей компании, особенностей корпоративной культуры и требований к производительности — это даст возможность максимально точно сшить навыки сотрудников с потребностями бизнеса. Мы в Улье пошли по второму пути.
Как разработать систему компетенций в компании?
Первым делом нужно понять, на каком этапе организационного развития находится компания и куда она стремится, какие цели перед ней стоят и какие сотрудники ей необходимы для успешного движения вперёд.Так, компания Улей недавно изменила вектор развития: теперь, помимо внедрения порталов на платформе «Битрикс24», «Улей» развивает собственную линейку решений для управления человеческими ресурсами. Эти изменения повлекли за собой значительное расширение штата и трансформацию системы компетенций. Ранее в компании было всего два кластера компетенций: hard и soft skills, — и этого вполне хватало для управления персоналом. С ростом компании стало очевидно, что для эффективного управления бизнесом двух кластеров недостаточно, они не в полной мере отражали корпоративные ценности и не учитывали возросшие потребности в менеджменте. Новая система компетенций Улья делится на четыре кластера:
hard skills
soft skills
корпоративные компетенции
управленческие компетенции
Если компетенции из первых трёх кластеров относятся ко всем сотрудникам компании, то блок с управленческими компетенциями предназначен только для руководителей и сотрудников, входящих в кадровый резерв. При этом, разумеется, что hard skills, soft skills для маркетолога будут иными, чем у разработчика.
После того, как были определены основные кластеры настала пора проработать индикаторы.
Индикаторы для кластеров hard и soft skills
Это долгая, сложная и кропотливая работа, к которой можно подойти двумя способами:
Через интервью руководителя подразделения, который приводит пример максимально успешного сотрудника из своего отдела и на основании — снимаем с него мерки.
Сформировать портрет идеального сотрудника можно и не имея реального примера — в этом случае руководитель подразделения говорит о желаемом, о том, каким он видит своего идеального сотрудника.
При разработке хард и софт скиллов мы опираемся на несколько параметров:
Что входит в обязанности сотрудников отдела. После получения этой информации мы разбираем обязанности на конкретные действия сотрудника при выполнении, а дальше анализируем, к каким твёрдым или мягким навыкам относятся эти действия. Например, умение составлять смету — это твердый навык, а умение аргументированно отстаивать свою позицию — мягкий навык.
Дальше мы анализируем стратегию развития компании во взаимосвязи с обязанностями сотрудников конкретного отдела. Исходя из этой информации мы получаем набор навыков, которые понадобятся в ближайшем будущем. Их тоже делим на твёрдые и мягкие.
После того, как мы получили полную картину из твёрдых навыков, объединяем их в компетенции с конкретными индикаторами.
В качестве примера приведу индикаторы для компетенции «Интеграции с внешними системами» группы компетенций разработчиков Bitrix24. Отмечу, что в HR‑практике, как правило,применяют трёхуровневую классификацию: кластер — компетенция — индикаторы (или поведенческие маркеры). В нашем случае с хардами потребовалась более детальная проработка, в результате чего появился четвёртый уровень — группа компетенций. Таким образом, классификация компетенций в кластере hard skills четырёхуровневая и включает в себя: кластер — группу компетенций — компетенцию — поведенческие маркеры (или индикаторы).
Таблица Индикаторы для компетенции «Интеграции с внешними системами» группы компетенций Bitrix24
Группа компетенций |
Компетенция |
Индикаторы |
Bitrix24 |
Интеграции с внешними системами |
Настраивает простые интеграции через административную панель или публичную часть (например, подключает API соцсетей, создает веб-хуки, формы) |
Понимает принципы данной настройки интеграции с Active Directory со стороны Битрикса | ||
Понимает принципы данной настройки интеграции с 1С ЗУП со стороны Битрикса | ||
Работает с REST API для интеграции Bitrix с внешними системами | ||
Создает собственные веб-хуки для автоматизации задач | ||
Кастомизирует интеграции с внешними системами (SOAP, CommerceML, REST) | ||
Умеет интегрировать нестандартные внешние системы (ERP, Jira и другие) с использованием кастомных решений |
В отличие от hard skills кластер с софтами у нас носит общих характер и имеет трёхуровневуюорганизацию: кластер — компетенция — индикаторы.
Важными для Улья являются следующие мягкие навыки: ответственность, клиентоориентированность, гибкость и адаптивность, креативное мышление, письменная и устная коммуникация, работа с командой и управление конфликтами.
В качестве примера используем софты для аккаунт‑менеджера. При разработке этого блока мы использовали интервью по компетенциям с лучшими сотрудниками аккаунт‑отдела, интервью с аккаунт‑директором, а также обратную связь от наших клиентов. Аккумулировав всю эту информацию, мы создали портрет идеального сотрудника.
Оценить компетенции из этого кластера довольно проблематично, поэтому индикаторы должны быть максимально простыми и проявляться в каждодневных действиях. Рассмотрим на примере индикаторов для компетенции Убедительная коммуникация.
Итак, под убедительной коммуникацией мы понимаем способность аккаунт‑менеджера воздействовать на других таким образом, что добивается одобрения, согласия или изменения поведения. То есть аккаунт‑менеджер в своей коммуникации может убедить других сменить точку зрения и достичь нужного результата в переговорах. Также он налаживает связи для получения поддержки в достижении целей.
Таблица Поведенческие маркеры компетенции «Убедительная коммуникация»
Устная коммуникация. |
Письменная коммуникация |
Оперирует фактами, выгодами и возможными результатами в качестве аргументов Использует наглядность (диаграммы, схемы, таблицы) Убедительно ориентируется в обсуждаемом вопросе, не сдаётся и принимает вызов Быстро находит точные контраргументы Умеет простыми словами объяснить сложные вещи (термины) Подстраивается под стиль собеседника, отзеркаливает коммуникацию с клиентом Ведёт переговоры, занимает проактивную позицию Способен не давать оценку клиента, а понять его позицию Остаётся позитивным и открытым в переговорном процессе и конфликтных ситуациях Подводит итоги, сверяет понимание в полученных результатах встречи |
Соблюдает нормы оформления текста и вспомогательной графики Не допускает орфографических и стилистических ошибок Соблюдает сроки ответов на письменные запросы Чётко, понятно и последовательно формулирует свои мысли и предложения Создаёт письменный документ, содержащий аргументацию за и (или) против предъявленной для обсуждения позиции |
Индикаторы для кластера корпоративные компетенции
Корпоративные компетенции основаны на ценностях компании, которые зафиксированы в кодексе Улья. В своей работе мы руководствуемся принципами свободы, благодарности, доверия, порядка, ответственности, отзывчивости и внимательности. С учетом этих принципов были сформированы четыре корпоративные компетенции: проактивность, работа на результат, сотрудничество и самоорганизация.
Были даны определения каждой компетенции и сформированы индикаторы.
Таблица Индикаторы для кластера корпоративные компетенции
Компетенция |
Определение |
Индикаторы |
Проактивность |
Видит, что надо делать, и делает это до получения соответствующих указаний или до появления острой необходимости |
При выполнении задачи старается сделать её лучше, чем в предыдущий раз. |
Обучается, использует новые методы и техники для улучшения организации своей работы | ||
Работа на результат |
Нацелен на результат, а не процесс исполнения. Оценивает свою деятельность конкретными измеримыми критериями. Устанавливает амбициозные цели, готов бросить вызов себе. Устанавливает высокие стандарты качества. |
При встрече с «невыполнимыми» задачами не упирается в препятствия, а ищет альтернативные пути решения. |
Настроен на успех (сильная внутренняя мотивация). | ||
Видит и связывает задачи между собой для достижения общего результата. | ||
В сложных задачах видит новые возможности, а не преграды. | ||
Задает уточняющие вопросы, чтобы понять как обеспечить необходимый результат задачи. | ||
Сотрудничество |
Эффективно работает в команде, понимает и ценит роль всех участников, ищет компромисс для достижения общих целей, проявляет заинтересованность в мнении окружающих, помогает и поддерживает коллег |
Проявляет терпение по отношению к окружающим. |
Демонстрирует готовность к компромиссу, ищет взаимовыгодные решения и подходы. | ||
Поддерживает доверительные партнерские отношения с коллегами. | ||
Проактивно оказывает поддержку коллегам. | ||
Самоорганизация |
Осознанно упорядочивает и систематизирует рабочие задачи. Обеспечивает условия для эффективного выполнения задачи. Управляет режимом работы и отдыха |
Способен адекватно оценивать свои ресурсы при составлении графика выполнения рабочих задач, чтобы нагрузка была равномерной. |
Задает уточняющие вопросы, чтобы понимать ожидания от него других участников. | ||
Обеспечивает необходимые ресурсы для выполнения задачи: временные, команда, договоренности, технические, собственный тонус. | ||
Приоритезирует и выполняет задачи для достижения целей в установленные сроки с имеющимися ресурсами. | ||
Вовремя начинает и завершает рабочий день. |
Индикаторы для кластера управленческие компетенции
Кластер с управленческими компетенциями — единственный кластер, которые в Улье предназначен не для всех. Только для руководителей и кадрового резерва.
Мы выделили три уровня управленческих компетенций.
Личностный уровень. Это те личностные качества, которыми должен обладать каждый управленец Улья. К ним относятся: ответственность, личная эффективность, гибкость и адаптивность, устная и письменная коммуникация.
Компетенции этого уровня помогают оценивать в том числе потенциал кадрового резерва, т. к. второй и третий уровень компетенций не валиден для оценки линейного сотрудника, находящегося в кадровом резерве.
Уровень взаимодействия с командой. Сюда входят следующие компетенции: планирование и организация, контроль, работа с командой, делегирование. Этот уровень мы применяем для оценки линейных руководителей.
Стратегический уровень. Сюда входят: критическое и аналитическое мышление, бизнес‑ориентированное мышление, переговоры, стратегическое видение. Этот уровень применяется к оценке высшего менеджмента компании и тех, кто хочется развиваться в этом направлении, обладая компетенциями первого и второго уровней.
При разработке моделей управленческих компетенций мы опирались в первую очередь на интервью с собственниками компании и стратегию развития компании. Как и в разработке компетенций для других отделов, составляли портрет идеального руководителя разного уровня. Также нам было важно использовать эту модель для оценки и развития кадрового резерва.
Как мы используем систему компетенций в компании
В практике HR-отдела Улья система компетенции используется в трёх направлениях.
Во‑вторых, модель компетенций накладывается на процесс оценки и развития существующих компетенций. Немаловажную роль в продолжительности работы сотрудника в компании играет возможность развития сотрудника. В Улье развитие как ценность вписано в ДНК каждого члена команды. При этом развитие носит системный характер: мы опираемся на модель компетенций при проведении оценки 360, а на основании её результатов уже составляем ИПР. Таким образом, процесс развития становится прозрачным и управляемым. О том, как мы проводим оценку 360 читайте в нашем материале.
И последнее, разработанная и принятая в компании модель компетенций гарантирует прозрачность внутренней коммуникации. Один из принципов работы компании — это прозрачность в коммуникации между сотрудниками и подразделениями. Модели компетенций находятся в открытом доступе в модуле корпоративный университет. Каждый сотрудник может видеть, какие требования предъявляет компания на ту или иную должность.
Вывод
Разработка системы компетенций в компании — это сложный, но необходимый процесс, который требует глубокого понимания организационного контекста и потребностей бизнеса.При этом важно грамотно разделить навыки на hard и soft, а также учесть корпоративные и управленческие аспекты. Это позволит не только эффективно управлять персоналом, но и обеспечит соответствие качества работы сотрудников с целями и задачами компании.
Кроме того, разработанная и принятая в компании система компетенций не статичный документ в базе знаний, которым никто не пользуется, это живой инструмент, который адаптируется к изменяющимся условиям. Поэтому примерно раз в год отделу персонала необходимо проводить ревью моделей компетенций для анализа их актуальности и необходимости доработки. Постоянное обновление системы компетенций помогает компании оставаться гибкой и конкурентоспособной на рынке.
Комментарии (18)
Semenovi4
15.11.2024 10:54ахаха вангую через год все это превратится в формальность и свалку компетенций на портале
pm_andreeva Автор
15.11.2024 10:54У нас компетенции не живут сами собой, они встроены в карьерные траектории и оценку 360. По результатам оценки 360 сотрудникам выстраивается ИПР и он видит, куда и как может развиваться. На самом деле в процессе разработки моделей компетенций разработчиков, который занял у нас около 3 месяцев, сотрудники спрашивали, когда они смогут наконец пройти оценку и получить свои ИПР))
MusicMiss
15.11.2024 10:54Знаю несколько десятков мамкиных менеджеров, которые соответствуют всех криетриям, но не делают нифига.
Germanets
15.11.2024 10:54Видел несколько менеджеров, которые делают очень много, но не соответствуют каким-либо критериям, да и не пытаются.. Лучше бы не делали ничего, честное слово..
pm_andreeva Автор
15.11.2024 10:54Компетенции и индикаторы не существуют отдельно от ежедневных задач, а проявляются в работе. Опыт показывает, что если работник сильно заряжен на успех, но обладает низкими хард скиллами, так часто бывает у начинающих специалистов, то при правильном построении ИПР и наличии мотивации идет быстрое развитие и добор нехватающих знаний. Второе, когда мы разрабатываем модель компетенций, мы создаем портрет идеального сотрудника, и понятно, что всеми качествами он не может обладать в равной степени, для этого мы и создаем ИПР, развиваем те, или иные компетенции.
gleb_l
15.11.2024 10:54Система компетенций - точка в многомерном базисе для конкретного сотрудника. Модель - созвездие точек, определяемое, как наиболее оптимальное для индивида/функциональной группы/компании итд. Дальше нужно тянуть одно к другому, так как вам важно, чтобы люди в функциях работали максимально эффективно.
Чтобы тянуть - нужно понимать, по каким ортам есть дифф, и тянуть по ним. Затем скринить, сравнивать, корректировать и снова тянуть. Об этом статья?
Zara-Zarina
15.11.2024 10:54Спасибо, четко, методично. Но очень длинно. Все то же самое можно было написать в 2 раза короче.
killeralex
15.11.2024 10:54Вопрос: составители таблиц (матриц, карт) компетенций и проставители КПЭ (КПИ) к себе применяют эти, должно быть, прописанные методики?
Yinchicha
А есть разница по уровню владения компетенцией? Например, для ведущего разработчика и джуна?
Semenovi4
ну естественно а вы думаете нет?
MusicMiss
ну поэтому человек и спросил, чтобы ему нормально ответил автор
Zara-Zarina
ну автор долго отвечает, видимо, пишет еще один материал)
pm_andreeva Автор
Разница безусловно есть, но она учитывается в рамках нашей компании в разделе карьерные траектории в модуле Оценка 360. Мы задаем оценку каждому индикатору. Например, джун должен владеть одними индикаторами, соответствующими его уровню, на 5, индикаторами, соответствующими мидлу - на 3, а индикаторами, соответствующими синьору владеть не обязан. Такая же логика и в оценки мидла. Индикаторы, соответствующим джуну - на 7, мидлу - на 5, синьору - на 3. При оценке 360 система автоматически выставляет средний балл, и мы видим уровень специалиста. А далее можем построить для него ИПР до следующего уровня.