Если название статьи вас привлекло, вероятнее всего, вы либо представитель независимого ИТ-сообщества, который регулярно проводит мероприятия и ищет возможности коллаборации с ИТ‑компаниями, либо представитель компании, к которому регулярно приходят ИТ‑сообщества с различными запросами. А если так — наверняка в вашей практике были сложности в нахождении взаимопонимания с противоположной стороной.
Меня зовут Анастасия Быкова, совместно с командой DevFest Omsk летом 2024 года мы проводили ивент для DevRel‑экспертов с дискуссией, по итогам которой сформировали рекомендации по поиску win‑win сотрудничества компаний и независимых ИТ‑сообществ. Идея оформить результаты дискуссии в статью у меня появилась после сообщения одного заслуженного деятеля из ИТ‑сообщества в профессиональном чате:
Из‑за внутренней бюрократии и необходимости всё время расписывать "что нам за это будет", я и не люблю проводить мероприятия в компаниях. Если только сами зовут и тогда голову не морочат.
В итоге получилось саммари интереснейшей дискуссии с экспертами, у которых большой опыт в части поиска win-win компаний и сообществ. Если лень читать статью целиком, смело листайте в конец - там выжимка рекомендаций.
В дискуссии сторону независимых ИТ-сообществ представляли:
Алексей Коровянский @alexkorovyansky - главный организатор DevFest Omsk и предприниматель (Effective). Алексей - программист-математик по образованию. С 2011 года стал заниматься организацией сообществ Google Developer Group (GDG), будучи Android разработчиком. Сейчас Алексей - предприниматель и организатор крупнейших ИТ-мероприятий Омска.
Кирилл Розов @kirich1409- основатель Android Broadcast. Кирилл - инженер, он давно занимается сообществами. Лидировал сообщество GDG Минск, сейчас развивает свой канал/сообщество Android broadcast и участвует в жизни сообщества Mobile broadcast.
Сторону представителей ИТ-компаний представляли:
Екатерина Фирсова @efirsova- HRD Altenar. Екатерина деврелит в качестве хобби, в свободное от работы время на протяжении последних 6 лет организуя ИТ-митапы во Владимире, в Москве и на Мальте. При этом, будучи HRD Altenar, регулярно взаимодействует с разными ИТ-сообществами.
Евгения Голева @cheaffa- Head of Tech PR Авито. У Евгении инженерное образование, но в 2016 году она пошла заниматься обучением взрослых и оттуда перешла в DevRel. Как Head of DevRel в Avito Евгения поддерживает внутренние сообщества и регулярно сталкивается с запросами от разных ИТ-сообществ.
А вёл дискуссию человек, который играет сразу за обе команды - Алексей Мерсон @m_a_d. Сейчас Алексей Мерсон - developer advocate продукта Sage, observability-платформы Т-Банка, но гораздо раньше Алексей стал одним из лидеров сообщества SpbDotNet, там он отвечает за взаимодействие с партнерами. Сообщество SpbDotNet живет и активно развивается на протяжении восьми лет, его участники делают обучающие курсы, редактуру переводов книг, обмениваются опытом на стримах и мероприятиях и многое другое.
Бонусный участник: Мария Круглова, GDG Kaliningrad, Podlodka Crew, которая проводила воркшоп по теме дискуссии после ивента.
И да - с момента дискуссии 04.07.2024 должности у части спикеров поменялись, указаны они на момент проведения ивента.
Очевидно, что сотрудничество ИТ-компаний и независимых ИТ-сообществ может сулить выгоду и тем, и другим.
Примеры, что получают компании от взаимодействия с сообществами:
повышение узнаваемости бренда и лояльности к нему, привлечение новых сотрудников;
помощь в организации мероприятий с точки зрения подготовки качественного контента;
возможность поддержания контакта с уволенными сотрудниками, которые состоят в поддерживаемом сообществе;
будущие кадры на дефицитном рынке труда: сообщества развивают инженеров.
Примеры, что получают лидеры ИТ-сообществ от взаимодействия с компаниями:
ресурсы на проведение мероприятий и реализацию проектов;
привлечение интересных экспертов для участия в разных регионах;
поддержание собственной мотивации в развитии сообщества (а заодно и развития личного бренда).
Звучит хорошо, но откуда же постоянно возникают претензии друг к другу? Попробовали разобраться с участниками дискуссии.
С какими сложностями сталкиваются представители ИТ-сообществ при взаимодействии с компаниями?
Есть мнение, что представители компаний делятся на два типа: те, кто хочет поддержать, помочь и мягко порекламироваться, и те, кто хочет выдавить сообщество максимально: “если мы платим, то вы нам отработайте вдвойне эти деньги”. Раскроем проблемы, с какими сложностями сталкиваются активисты сообществ.
1. Первое и очевидное - сообществам от компаний часто нужны бывают ресурсы: площадка для мероприятия, кейтеринг, организация трансляции и видеосъемки, средства видеоконференцсвязи, техника для записи видео/подкастов, подарки за лучший вопрос на мероприятии и многое другое. Активистов независимых ИТ-сообществ расстраивает, что близко к 100% обращений к представителям компаний заканчивается вопросом “а что нам за это будет”. В частности, компании часто хотят получать базу контактов в наймовых целях, что не всегда возможно, поскольку подрывает доверие участников сообщества, или же требуют слот под выступление собственного спикера, или просят сделать мероприятие под ключ и т.д.
Складывается впечатление, что компании ищут краткосрочной выгоды, не несут социальную миссию, а хотелось бы, чтобы через поддержку сообществ компании поддерживали бы развитие индустрии в целом.
Какая видится альтернатива: Кирилл предлагает относиться к независимым ИТ-сообществам как к инвестициям, как к своеобразному благотворительному фонду, ведь сообщества влияют на развитие индустрии и кадров (которые, кстати, в дефиците). У Кирилла с его сильным проектом Android broadcast были положительные кейсы взаимодействия с компаниями - например, с Avito tech была классная синергия, когда в партнерских отношениях закрывались потребности обоих партнеров, но в разы чаще на свои предложения он получал отказ.
2. Вторая проблема - выживаемость сообществ в регионах, по статистике, меньше. Спикеров от компаний на мероприятия в небольших или отдаленных городах найти гораздо сложнее, чем в крупных городах, и не все компании охотно “спонсируют” командировки своих экспертов в условно не целевые города. Также далеко не все готовы компании спонсировать региональные мероприятия как партнеры. Следствием этих проблем может стать вырождение локального сообщества, потому что там нет такого масштабного обмена знаниями между людьми и ресурсов для поддержания его функционирования.
В дополнение к этому Алексей Коровянский замечает, что вместо сотрудничества в организации мероприятия с локальным ИТ-сообществом крупные компании в регионах делают ивенты самостоятельно, из-за чего возможны промахи, связанные с непониманием организаторами специфики конкретного региона, то есть налицо упущенные возможности win-win.
3. Сейчас заметен тренд в сторону поддержки внутренних сообществ больше, чем внешних. Согласно исследованию рынка русскоговорящих Developer Relation специалистов за 2022 год Евгении Голевой, в 2022 году больше чем в 2 раза упала поддержка внешних сообществ. На мой субъективный взгляд, тенденция в 2024 году сохраняется.
В описываемой дискуссии Евгения заметила, что этот факт частично объяснялся тем, что компаниям надёжнее инвестировать в своих, уже нанятых людей, чем в неизвестных. При этом (спойлер) Евгения считает, что компаниям стоит подумать, как можно сделать направления поддержки внешних и внутренних сообществ взаимодополняемыми.
4. На призывы представителей независимых ИТ-сообществ в поиске партнеров компании реагируют слабо, с этим сталкиваются даже крупные сообщества, тогда как поддержка сообщества может стать хорошим каналом PR для компании. Да и компаний, которые готовы поддерживать развитие независимых ИТ-сообществ, после 2022 года стало гораздо меньше.
Итого, первая полярная точка зрения по проблеме взаимодействия сообществ и компаний заключается в том, что компании относятся к сообществу просто как к источнику, чтобы куда-то пропихнуться, они не воспринимают сообщество как неотъемлемую часть роста индустрии, как её развитие, наполнение кадрами. При этом на словах могут говорить красивые слова, но действия часто показывают потребительское отношение. А что на это ответят представители компаний?
С какими сложностями сталкиваются представители компаний при взаимодействии с внешними сообществами?
Представителям компаний, регулярно взаимодействующим с внешними сообществами, было что ответить на “упрёки” коллег. Посмотрим на ситуацию с другой стороны.
1. Касательно выделения ресурсов на поддержку сообществ. В маленьких компаниях бюджета на поддержку на это может и не быть, а в крупных компаниях финансовые вопросы часто сопровождаются сложной бюрократией. Как точно выразился Алексей Мерсон, “даже если кажется, что в крупных компаниях деньги валяются, ими под ногами всё устелено, по факту, подобрать их и направить на поддержку сообщества бывает очень сложно”. Евгения добавила, что проблемой часто являются не деньги, а другие ресурсы.
К примеру, на готовность поддержать митапы сильно влияет наличие у компании своей площадки для их проведения и оборудования. И, если у компании есть свой зал для проведения митапов, может показаться, что лучше пускать туда сообщества, чтобы он не простаивал, но это гораздо трудозатратнее, чем кажется на первый взгляд. Площадку приходится переоборудовать под митап, нужно инструктировать технических специалистов, уборщиц и сотрудников офиса и оплачивать их переработки, заказывать кейтеринг, договариваться о вентиляции, пропуске людей, организовывать трансляцию и/или видеосъемку и делать множество других неочевидных задач, про которые представители ИТ-сообществ могут и не знать. То есть просьба “просто пустить нас на площадку” по себестоимости может быть сопоставима с проведением собственного митапа.
А относительно подсчетов “рентабельности” поддержки митапов Женя сказала: “бросание” денег в митапы - это настолько длинная инвестиция, ты никогда не знаешь, когда она окупится, и далеко не все компании готовы на это идти. Требовать подсчет ROI от инвестиции в митап - утопическая стратегия, но очевидно, что позволить себе фин.поддержку могут только большие и денежные компании.
2. Поддержание сообществ в разных регионах не всегда возможно, потому что компании всегда тщательно считают маркетинговые расходы - какую целевую аудиторию ты сможешь покрыть, и если предполагаемый результат не соответствуют целям - деньги выделять не будут. Но есть компании, которые хотят таргетироваться на эту узкую аудиторию, и их можно поискать.
3. Иногда сообщества приходят с потребительским, а не партнерским подходом. Екатерина рассказала, что в ее опыте были случаи, когда представители сообществ приходили к ней с просьбой организовать мероприятие на площадке компании, при этом говорили: “упоминать компанию мы не будем, спикер ваш нам не нужен. Купите еды, дайте площадку, а сами лучше даже не приходите”. Не звучит как win-win, правда?
А win-win у Екатерины случился, например, когда к ней пришел Никита Соболев из Python Moscow Community и предложил сделать общий митап в Нижнем Новгороде. Никита нашел площадку и привел людей, Катя решила орг.вопросы, и в итоге они сделали митап буквально за одну неделю. Профита как такового для компании Кати не было, но было точно понятно, что делать, понятно, как делать и к тому же не нужно делать всё целиком, а только лишь часть организации взять на себя.
4. Бывает, что приглашенные независимые ИТ-сообщества в общих проектах начинают продавать свои услуги, что допустимо далеко не для всех компаний, или делают недопустимые высказывания. Здесь без комментариев.
5. Да и банально свободного времени под новые проекты, в том числе, совместные с ИТ-сообществами, у представителей компании может не быть, особенно в горячие сезоны, когда каждую неделю участие в очередной конференции, а дедлайны горят по всем фронтам.
Итак, с точки зрения компаний проблемы рассмотрели - как видится, не со всеми сообществами удается выстроить win-win сотрудничество. Но есть же сильные ИТ-сообщества, хостить мероприятия которых компании выстраиваются в очередь?
Перед тем, как выявить секреты успешного взаимодействия таких сообществ и компаний, затронем еще одну немаловажную тему.
Чем еще осложняется жизнь активистов независимых сообществ?
Есть боль активистов ИТ-сообществ, напрямую не связанная с взаимодействием сообществ с компаниями, но тоже важная: если в крупных российских городах, как правило, лидерам ИТ-сообществ проще с точки зрения возможностей развития сообщества, и количество таких лидеров достаточно большое и они имеют возможность оказывать друг другу помощь и поддержку, то в городах поменьше энтузиасты с горящими глазами встречают больше препятствий и чувствуют себя более изолированно. Со временем, не получая достаточной поддержки и отдачи, они могут растерять энтузиазм.
У Алексея Коровянского есть гипотеза:
Если активист сообщества, организующий тусовку в своём регионе, не интегрируется в сообщество на глобальном уровне, рано или поздно он неизбежно перестанет этим заниматься.
И в мировой практике есть пример проекта, который вовлекает энтузиастов на глобальном уровне, другими словами, оказывает системную поддержку ИТ-сообществ - это Google Developer Group (GDG), активистами которого были некоторые участники описываемой дискуссии.
Google Developer Groups - сеть некоммерческих IT-сообществ, в основе которых лежат технологии Google для разработчиков: Android, Chrome, Cloud, Firebase и другие. Целью GDG Russia является создание в городах России сильных IT-сообществ, предоставляющих участникам уникальные возможности для профессионального общения, получения новых знаний, разработки собственных проектов и воплощения в жизнь самых невероятных идей.
Как рассказывает Алексей Коровянский, который стал одним из первых активистов GDG в России, в Google поняли, что нет необходимости самостоятельно организовывать свои сообщества по всему миру - на это не хватит никаких ресурсов, достаточно поддерживать локальных энтузиастов, лидеров независимых профессиональных сообществ.
Этот социальный проект - пример хорошего PR-хода, ведь PR, как мы знаем, лучше работает, когда инженер рассказывает инженеру, чем когда о себе рассказывает сама компания. И, хоть проект GDG и ушел из России и Республики Беларусь, сообщества в некоторых городах продолжают жить своей жизнью, и тем активистам сообществ, кто чувствует себя одиноко в своей деятельности, рекомендуем учиться находить единомышленников.
Маша Круглова, которая по сей день развивает сообщество GDG Калининград, рассказывает:
Временами я спрашиваю у ребят, которые подают заявки в чат сообщества, как они о нас узнали. Вариантов зачастую всего два: подсказали коллеги/друзья/знакомые или же нашел через поиск. Но, если с нашим сообществом поисковый запрос в гугле и правда срабатывает, то небольшие локальные чаты разыскать не так уж и просто.
Поэтому Маша делится списком ИТ-сообществ - см. раздел "Полезные материалы" внизу.
В общем, проблему децентрализации и изолированности можно попробовать решить, начав себя - обзаведясь связями со смежными сообществами.
От себя скажу, что очень жду, когда какая-то крупная компания возьмет на себя труд организовать и поддержать сообщество лидеров ИТ-сообществ русскоязычного пространства, позволяя сообществам привозить к себе на мероприятия самых разных спикеров и делать по-настоящему масштабные проекты.
Рекомендации по поиску win-win компаний и независимых ИТ-сообществ
Надеюсь, что после прочтения статьи активистам ИТ-сообществ лучше стали понятны сложности представителей компаний, и наоборот, а если так - обратимся к рекомендациям по поиску win-win от экспертов.
Рекомендации по нахождению win-win взаимодействия представителей ИТ-сообществ и компаний:
1. Делить поляну: компании поддерживают общие проекты финансово, а сообщества - с точки зрения контента и аудитории. К примеру, в организации мероприятия DevRel-эксперт занимается занимается непосредственно организаторской работой, а представители ИТ-сообщества выступают как программный комитет и привлекают слушателей.
2. Представителям независимых сообществ следует приходить к компаниям с конкретикой и учитывать технологический стек компании. Представителям компаний следует явно и этично формулировать свои условия сотрудничества.
3. Находить возможности коллабораций независимых сообществ и внутренних сообществ компании. Конечно, иногда необходимы мероприятия и проекты сугубо внутри компании, но жизнь внутреннего сообщества здорово оживляет приглашение внешних экспертов. А независимые эксперты, получая положительный опыт взаимодействия с компанией без навязчивого хантинга становятся более лояльны к ней.
4. Создавать свободную, открытую, честную среду. Мы не хайрим - вы не хайрите. Мы не продаем - вы не продаёте.
5. Должно быть сотрудничество на равных правах, партнёрство - не “мы приходим к вам в гости как сообщество”, а “мы живем на соседних улицах и иногда делаем что-то общее”.
6. Многим людям интересно делать офлайн-мероприятия, просто они настолько погружены в свою жизнь, что им никто не помогает, что не знакомятся с другими. Нужно учиться находить друг друга - это касается и представителей компаний, и лидеров ИТ-сообществ.
7. Представителям компаний следует обратить внимание на разные регионы. Люди в регионах такие же классные, как в столичных городах, и при должной креативности можно здорово продвинуть свой бренд работодателя. Как вариант, нужно научиться собирать людей в онлайне.
8. Лидерам ИТ-сообществ рекомендуем запастись терпением. Когда вы приходите к компаниям первый раз - вас никто не знает, люди заняты, вам могут не ответить. Важно быть терпеливым и прийти второй, и даже третий раз - работая вдолгую, замечаешь, что приходить начинают уже к тебе. Нужны навыки переговоров - монотонно, терпеливо строить отношения и завоевывать доверие. И нужна эмпатия - человек может быть очень занят, и может пропустил он первое сообщение не со зла.
9. Если представители сообществ будут сидеть сложа руки и ждать что-то от компаний, сообщество закончится, не успев начаться. Будьте активными, ищите возможности - есть бесплатные площадки, есть соседние сообщества, можно сотрудничать с ними.
10. Компаниям стоит относиться к поддержке сообществ как к благотворительности или инвестиции. Рынок общий, происходит бесконечный круговорот кадров в природе.
11. Бонусный лайфхак от Маши Кругловой, которая проводила воркшоп по поиску win-win представителей сообществ и компаний: находите отдельно взятых лидеров ИТ-сообществ и вместе с ними генерите идеи нахождения взаимовыгоды.
Главный вывод - нужна эмпатия, чтобы учиться понимать другую сторону и находить общие точки интересов. Представитель компании - нанятый компанией специалист, он выполняет свою работу и следует корпоративным правилам. Представитель сообщества - волонтер, он много личного времени и ресурсов вкладывает в развитие сообщества. Только понимая боли и задачи другого, можно найти win-win. Нетворкинг и дружеские отношения помогают решить все проблемы.
Полезные материалы:
Забегайте по ссылкам, проверяйте, есть ли знакомые вам сообщества в списках и дополняйте список. А если у вас есть проверенные лайфхаки в поиске взаимодействия компаний и сообществ, пишите в комментарии.