Фото: Pedro França
▍ Краткая история инструмента
Скрипка является одним из наиболее известных струнных смычковых инструментов в мире. Её происхождение связано с развитием многих инструментов, предшественников скрипки, которые существовали в Европе с древних времён. К числу таких инструментов относятся виела, используемая в Средние века, и ребек, пришедший в Европу из арабского мира. Эти инструменты имели различные конструкции и количество струн, обычно от трёх до пяти.
Фото: Zarateman. Виела в спальне кафедрального собора Памплоны
Фото: Gerard Alís Raurich. Ребеки разной конструкции
Современная скрипка была разработана в Северной Италии в XVI веке. Первые скрипки, имеющие четыре струны и близкие по форме к современным, были созданы в мастерских таких известных лютье, как Андреа Амати из города Кремона. Именно Амати приписывают стандартизацию формы и размеров скрипки, что положило начало её широкому распространению. Его работа продолжалась последующими поколениями мастеров, включая Антонио Страдивари и семейство Гварнери, которые достигли вершин в качестве и количестве созданных инструментов.
Ключевые даты в истории скрипки:
- 1520-е годы: Появление первых упоминаний о скрипке в литературных источниках и изображениях.
- 1550-е годы: Создание Андреа Амати первых стандартных моделей скрипки с четырьмя струнами.
- XVII век: Совершенствование конструкции скрипки мастерами Николо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери.
- Начало XVIII века: Скрипка приобретает значительную популярность в Европе, становясь центральным инструментом в оркестрах и камерной музыке.
- XIX век: Развитие виртуозной техники исполнения на скрипке благодаря усилиям музыкантов-композиторов, таких как Никколо Паганини.
- XX век: Скрипка становится неотъемлемой частью различных музыкальных жанров, включая классическую, народную и даже популярную музыку.
Географическое распространение скрипки началось с Европы и со временем охватило весь мир. В период колонизации и культурного обмена инструмент был введён в музыкальные традиции Азии, Африки и Америки.
Скрипка традиционно имеет четыре струны, настроенные по квинтам: соль, ре, ля, ми. В истории были попытки изменить количество струн, добавляя пятую или шестую струну для расширения диапазона, но четырёхструнная модель остаётся стандартом.
Квинта — термин, означающий интервал между высотами звука, при котором их соотношение становится 3:2. В музыкальной теории квинта считается одним из самых устойчивых и естественных интервалов, близких к природным акустическим явлениям.
Фото: Shawn Miller/Library of Congress. Современная реплика скрипки Страдивари проходит рентгенофлуоресцентную спектроскопию в отделе исследований и тестирования сохранности для изучения эффектов использования
Скрипка прошла длительный путь развития от своих предшественников до современного состояния.
▍ Устройство и материалы
Скрипка представляет собой сложный инструмент, состоящий из множества деталей, каждая из которых изготовлена из определённых материалов для достижения оптимального звука и долговечности.
Дека верхняя и нижняя. Верхняя дека скрипки, также известная как верхняя крышка, обычно изготавливается из ели. Эта лёгкая и упругая древесина ценится за свои акустические свойства. Верхнюю деку вырезают из заготовки без использования гнутья. Часто для верхней деки используют заготовку, склеенную вдоль центральной линии из двух половин.
Скрипка Франческа, Антонио Страдивари
Нижняя дека и обечайки (гнутые боковые стенки корпуса) обычно делают из клёна. Клён обладает необходимой твёрдостью и плотностью, что способствует лучшей жёсткости и устойчивости конструкции. Особенно ценится клён, имеющий волнообразную деформацию волокон, из-за чего детали, изготовленные из него, имеют тигровый, переливающийся рисунок.
По периметру обеих дек с наружной стороны на расстоянии примерно 4 мм от края находится так называемый «ус». Это инкрустированная полоска древесины, склеенная из трёх слоёв шпона. Предназначается для упрочнения края деки и как декор.
Пружина. Внутри корпуса, под верхней декой, располагается пружина — изящная деталь с истончающимися концами. Она изготовлена из ели и служит ребром жёсткости верхней деки, а также влияет на качество низких частот звука.
Душка. Это деревянная палочка внутри скрипки, расположенная между верхней и нижней декой под правой ножкой подставки. Она поддерживает конструкцию корпуса и влияет на передачу вибрации к обеим декам. Душка устанавливается под правую ножку подставки, но не совсем точно, а смещённой на пару сантиметров к нижнему краю. Регулируя положение душки, можно изменять степень самых высоких частот в звуке инструмента. Примечательно, что душка удерживается внутри корпуса механически и требует тщательной подгонки торцов ко внутренним поверхностям обеих дек.
Уголки, обечайки, блоки, контробечайки. Уголки и блоки скрипки изготавливают из клёна. Они обеспечивают прочность в местах соединения дек и обечаек. Контробечайки, расположенные на внутренней стороне обечаек, обычно делаются из мягкой древесины, такой как липа или ива, и служат для усиления и стабилизации корпуса.
Гриф и накладка. Гриф скрипки вырезается из цельного куска клёна. На конце грифа располагается декоративный завиток и колковая коробка. Некоторые скрипки имеют гриф, у которого вместо завитков вырезаны антропоморфные или животные фигуры.
Фото: Auckland War Memorial Museum. Завиток и колковая коробка скрипки, сделанной лютье Arnold Dolmetsch
Накладка на грифе, по которой бегают пальцы исполнителя, традиционно изготавливается из чёрного дерева (эбена). Чёрное дерево обладает высокой твёрдостью и гладкостью, что обеспечивает комфорт и долговечность при игре. Накладка прикрепляется к грифу при помощи животных клеев.
Фото: Luis Alvaz
Колки и верхний порожек. Колки, используемые для настройки инструмента, обычно делают из плотных пород древесины, таких как чёрное дерево, самшит. Верхний порожек, расположенный между грифом и головкой скрипки, изготавливается из чёрного дерева или другого твёрдого материала и служит для правильного позиционирования струн.
Струны. Струны скрипки играют ключевую роль в формировании звука. Первоначально они изготавливались из животных материалов, например, специально выделанных кишок. Современные струны чаще всего состоят из синтетического сердечника, обмотанного металлической канителью, из алюминия, серебра или стали. Это обеспечивает стабильность настройки, долговечность и разнообразие тембровых возможностей.
Каждый материал в конструкции скрипки выбран не случайно: сочетание различных пород древесины и других материалов позволяет достичь баланса между прочностью, весом и акустическими характеристиками. Тщательный подбор материалов и мастерство изготовителя являются залогом высокого качества инструмента и его уникального звучания.
Подставка. Плоская деталь с замысловатым контуром, на которой лежат струны, изготавливается из клёна. Она правильно позиционирует струны и передаёт вибрации от них к верхней деке. Прижимается к верхней деке и удерживается только натяжением струн.
Подставка функционирует как механический трансформатор, конвертируя колебания струн в поперечную силу, которую через опоры (ножки) передаёт корпусу.
Видео: ViolinB0W. Видно, как струна срывается с покрытого канифолью волоса смычка при его поперечном движении
Подгрифник, петля, машинки. Подгрифник, к которому крепятся струны ниже подставки, часто изготавливается из чёрного дерева или композитных материалов. Петля, соединяющая подгрифник с пуговицей на нижней части корпуса, может быть изготовлена из нейлона или металлического тросика.
Фото: pjt56
Машинки — механизмы для тонкой настройки струн обычно металлические и устанавливаются на подгрифник. Некоторые музыканты устанавливают машинки на все струны, некоторые предпочитают на первые две или одну для снижения веса инструмента.
Нижний порожек и пуговица. Пуговица, расположенная в нижнем блоке скрипки, служит точкой крепления петли подгрифника и обычно сделана из чёрного дерева или другого плотного материала.
Нижний порожек служит опорой для места перегиба петли, чтобы перенести механическую силу на нижний блок. Без него материал верхней деки промялся. Натяжение струн у современной скрипки около 25 кгс.
▍ Покрытия и клеи
Вопрос о влиянии материала покрытия на тембр скрипки вызывает много споров. Одни мастера считают, что лак существенно влияет на звук, изменяя вибрационные свойства древесины. Другие полагают, что основное влияние оказывают конструкция и качество древесины, а лак играет лишь защитную роль. Исследования продолжаются, единого мнения не существует.
Покрытие скрипки включает грунт и лак, которые защищают древесину и влияют на внешний вид инструмента. Грунт наносится первым слоем для подготовки поверхности к лакированию. Состав грунта мастера оберегают как большой секрет.
В качестве лака используются различные материалы: шеллак, масляные и янтарные лаки. Шеллак — это натуральная смола, выделяемая насекомыми, придающая прозрачность и блеск. Масляные лаки содержат смеси смол и масел, обеспечивая глубокий цвет и прочность покрытия. Янтарный лак изготавливается на основе янтарной смолы и ценится за свои эстетические свойства.
В создании музыкальных инструментов из дерева традиционно используется животный клей на основе коллагена. Этот клей обеспечивает прочное и обратимое соединение деталей, что важно для настройки и ремонта инструмента. Синтетические клеи не применяются, так как они могут негативно влиять на акустические свойства скрипки и на возможность разъединения частей.
▍ Смычок
Устройство для возбуждения колебаний струн. Состоит из деревянной трости и приспособлений для удержания и натяжения плоского пучка волос из конского хвоста. Смычок при всей кажущейся простоте сам достоин отдельного разговора, так как прошёл разные этапы эволюции и содержит много деталей, требующих тщательной подгонки и качественной обработки.
▍ Резонансы
Процесс звукоизвлечения у смычковых инструментов может быть осуществлён разными способами. Непосредственно щипком пальцев (как на акустической гитаре), ударом волоса смычка или даже самим смычком. Но мы рассмотрим способ, при котором струна активируется поперечным движением пучка волос.
Как уже говорилось выше, подставка выполняет роль механического трансформатора и полосового фильтра, имеющего собственную резонансную частоту. Преобразует поперечные колебания струны в колебания направленные перпендикулярно поверхности дек. Через левую (басовую) ногу подставка передаёт колебания на левую половину деки, усиленную пружиной. Пружина при изготовлении подгоняется мастером под частоту собственных упругих колебаний деки. Многие современные лютье для этого используют средства объективного контроля — спектроанализаторы в мобильном телефоне.
Правая ножка подставки передаёт высокочастотную часть спектра колебаний верхней деке и через душку и нижней деке.
При колебаниях корпуса происходит целый комплекс сложных механических упругих взаимодействий, от которого зависит голос каждого конкретного инструмента. Если говорить в общих чертах, к самым важным слагаемым скрипичного звука относятся дыхательная мода колебаний — это собственная частота резонанса всего внутреннего объёма воздуха скрипки, который входит и выходит через пару резонаторных отверстий, называемых «эфами». Она обозначается А0.
Вторая резонансная частота (А1) зависит от соотношения объёмов верхней и нижней половин корпуса деки, соединённых талией.
Важной частью АЧХ скрипки являются и собственные колебания корпуса. Например, самая низкочастотная часть спектра усиливается колебаниями всей скрипки, которая деформируется, изгибаясь в двух узловых точках (B-1). Трёх узловых точках (В0) средняя часть спектра. Самые высокие части спектрального диапазона скрипки подчёркивают многочисленные моды колебаний дек как упругих пластин. Не хотелось бы вываливать на неподготовленного читателя всю неисчерпаемую матчасть колебательных процессов. Мне кажется, что намного полезнее будет взять и увидеть компьютерные анимации, сделанные специалистами. Я настоятельно рекомендую вам это сделать по ссылке.
▍ Аксессуары
Фото: Pjt56. Видна пуговица и петля подгрифника
Подбородник — это аксессуар, прикрепляемый к нижней части корпуса скрипки рядом с обечайками. Он служит для удобства исполнителя, позволяя комфортно удерживать инструмент между подбородком и плечом. Подбородник изготавливается из различных материалов: дерева (обычно клён или чёрное дерево), пластика или композитных материалов. Его форма и размер могут варьироваться в зависимости от предпочтений музыканта, не оказывая существенного влияния на акустические свойства скрипки.
Мостик — это плечевой упор, прикрепляемый к корпусу скрипки под подбородником. Он облегчает удержание инструмента на плече, повышая комфорт исполнителя.
Сурдина — надевается на подставку. И служит она для изменения тембра. Во время занятий для снижения громкости используют «глушилки». (Спасибо r0x за исправление).
▍ 3D-модель
Для иллюстраций использовал 3D-модель, созданную в программе blender. Образцом послужила форма Антонио Страдивари с некоторыми современными изменениями. Модель содержит недочёты, которые исправлю.
▍ Список литературы для дополнительного изучения
- Музыкальная акустика. Алдошина И., Приттс Р. Учебник для вузов.
- Акустика. Учебник для вузов. Ш. Я. Вахитов, Ю. А. Ковалгин, А. А. Фадеев, Ю. П. Щевьев.
- Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов. Горлов, А.М.; Леонов, А.Н.
P.S. Если тема окажется интересной аудитории, то расскажу и о технологии производства скрипок. Там много всего занятного :)
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (70)
iShrimp
17.11.2024 14:04Скрипка сложна, но интересна тем, что позволяет извлекать непрерывный диапазон частот (так же как безладовая гитара, тромбон, цуг-флейта, детский слайд-свисток и др.)
Благодаря этому, музыканты, испольняющие сольно или в скрипичных ансамблях, не привязаны к равномерной 12-тоновой или любой другой темперации, а могут играть ближе к натуральному строю, что придаёт музыке определённую чистоту.
Натуральная большая терция (5/4) составляет около 386 центов, а малая терция (6/5) - около 316 центов, но опытный музыкант может выдерживать этот интервал интуитивно, помня, что хроматический полутон (25/24 ≈ 71 цент) должен быть чуть меньше диатонического (16/15 ≈ 112 центов). Либо, наоборот, может играть ближе к пифагорейскому строю, увеличивая большую терцию и "обостряя" звучание. Также скрипка, будучи безладовым инструментом, позволяет исполнять такие интервалы, которые не под силу фортепиано, например, блюзовые (7/6 ≈ 267 центов), нейтральные (11/10 ≈ 165 центов), а также мелизмы, вибрато и множество других приёмов.
Но в реальности идеально точной гармонии добиться невозможно, и одна из причин в том, что строй открытых струн (соль-ре-ля-ми) представляет собой цепочку из 3 квинт (3/2), и при точной их настройке между 1-й и 4-й струнами образовался бы пифагорейский интервал 27/8, представляющий собой октаву + фальшивую сексту 27/16, которая на комму больше чистой 5/3. Поэтому реальный строй является в той или иной степени среднетоновым (от словосочетания "средний тон" - среднее между 10/9 и 9/8), и квинта в нём укорочена на долю коммы.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Я сейчас изучаю эту тему, интервалов, гармонии, ритма. Если честно, голова пока что взрывается и тяжко идёт, потому что нулевой бэкграунд музыкальный. Но интересно. Даже купил клавиатуру Casio, и с чудом скрестил её с линуксом.
iShrimp
17.11.2024 14:04Я больше фанат нетемперированной музыки. Но оригинальный Haken Continuum стоит недешево, так что, наверное, придётся придумать что-то своё.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Я так понимаю, что можно софтварно имитировать железки в т.ч. синтезаторы и управлять ими посредством MIDI.
dekorum
17.11.2024 14:04Если вопрос настроить уйти от равномерной темперации, то даже древние Ямахи с ХG MIDI такое могут
https://jp.yamaha.com/files/download/other_assets/4/317594/PSR530E.PDF
■ Scale Tuning Scale tuning allows each individual note of the octave to be tuned over range from –64 to +63 cents in 1-cent increments (1 cent = 1/100th of a semitone). This makes it possible to produce subtle tuning variations, or tune the instrument to totally different scales (e.g. classic orДля софтовых синтезаторов рекомендуют Scala https://www.reddit.com/r/musictheory/comments/mk5bod/avoiding_equal_temperament_on_softwaresynths/
---------
Haken Continuum имхо не про темперацию, а возможность движениями пальцев тонко подстраивать высоту нот (здравствуй, скрипка, и прочие безладовые).
Клавиатура DIY такая есть, просто и дёшево: https://www.instructables.com/Arduino-Continuous-MIDI-Controller-KeyBoard/---------
А уж самое крышесносящее звучание, вне темпераций и 12-интервального деления октавы - это всякие Microtonal, например "Aphoristic Madrigal" 31-tone Microtonal, live performance: 4 voices & Organ https://www.youtube.com/watch?v=Lq9-6NnXPVg
Refridgerator
17.11.2024 14:04В нетемперированной музыке ещё поле непаханное в плане теории. В первую очередь это на вокале слышно, особенно а капелла. В равомерный строй не попадают, но а) звучит-то красиво, б) повторить не получается, потому что логика выбора точных частот непонятна и в) сам вокалист тоже ничего объяснить не может, потому что поёт чувствами, а не математикой.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04поёт чувствами, а не математикой
Математикой, ею, родимой. Просто интуитивно. Это как преобразование Фурье на нашем dsp в голове, когда слышим сложнейший аккорд и можем его по нотам расписать.
r0x
17.11.2024 14:04Скрипку настраивают по чистым квинтам. Никто из скрипачей с кем мне доводилось играть не занимался такой темперацией при настройке. Скрипачи знают это особенность, и строят интервалы в зависимости от тональности и/или инструмента с которым играют в ансамбле.
DaneSoul
17.11.2024 14:04позволяет извлекать непрерывный диапазон частот (так же как безладовая гитара
Прошу прощение за ламерский вопрос.
А наличие ладов не позволяет играть не по ним, а произвольно между?
Разве это не просто своего рода подсказка для рук?lightman
17.11.2024 14:04Лады относительно высокие, если вы зажмёте струну между ладами - она либо эффективно прижмётся к нижнему от пальца ладу и будет звучать как будто вы играете его, либо будет при вибрации биться о него, вызывая неприятный дребезг.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Я обнаружил еще один интересный эффект от кривых ладов — мёртвые ноты. Струна и не дребезжит но в то же время теряет энергию, отдавая её ладу о который неслышимо касается.
Killan50
17.11.2024 14:04Лад это и есть "порожек" к которому прижимается струна.
Более сильное продавливание её внутрь вызовет только завышение звука т.к струна вытягивается больше необходимого, в простонародий называется "пережатая нота".
Подсказками же служат точки на грифе, они расположены одинаково на всех гитарах и помогают визуально различать лады.Refridgerator
17.11.2024 14:04Не на всех одинаково. На моей гитаре советского производства точка стояла на 10-м, а не 9-м ладу. А на 3-м ладу её не было.
mirwide
17.11.2024 14:04В современной популярной музыке скрипка незаслуженно позабыта. На мой вкус самый красивый по звучанию инструмент,
Refridgerator
17.11.2024 14:04Ничего она не забыта. Только недавно слушал в ресторане (а точнее ради неё туда и пришёл) живое исполнение живой скрипачки именно популярной музыки. В диско-музыке скрипичные семплы тоже не раз встречал. По популярности скрипка уступает разве что гитаре с клавишами.
Kenya-West
17.11.2024 14:04Она не забыта. Слушаю эпическую музыку, в которой в 3/4 композиций обязательно участвует скрипка. Всегда была.
Federico Mecozzi - Kinetic
Да даже в ультрапопсовом "Jim Yosef - Animal" есть скрипка:
Jim Yosef - Animal
А уж как она играет в Brothers in Arms от Junkie XL, это просто умопомрачительно (с 02:00):
Junkie XL - Brothers in Arms
И это я ещё не привёл примеров скрипки с вокалом, где звук смычкового инструмента плавно перетекает в вокал и наоборот, это один из самых волшебных для меня эффектов.
Я совершенно не ценитель, слушаю музыку в своё удовольствие, и без звуков скрипки его себе не представляю...
Hoksmur
17.11.2024 14:04Поищите Lindsey Stirling и Taylor Davis. Не прям свежее, но и далеко не средневековье.
mirwide
17.11.2024 14:04Lindsey слышал и слушал конечно же, она мега популярна была в какой-то момент. Это скорее исключение. Если взять рандомную попсовую, рок группу, там скорее всего скрипки не будет, если и будет то задвинута что никто не услышит.
r0x
17.11.2024 14:04Сурдина — устройство для приглушения звука скрипки. Она надевается на верхнюю часть мостика и уменьшает амплитуду колебаний
Сурдину надевают на подставку. И служит она, в первую очередь, для изменения тембра. Во время занятий для снижения громкости используют "глушилки".
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Хм, а что за "глушилки"? И чем они от сурдин отличаются? В оркестре сурдину надевают не только для изменения тембра (становится зажатее и немнрго гнусавее), он не меняется так, чтобы было не узнать инструмент. При занятиях исползуют ту же сурдину. Если нужно ещё тише, скрипку можно обмотать платком или шарфиком.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Интересная подробность, а какая цель чтобы не узнавали скрипку?
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Тембр с сурдинкой не меняется настолько, чтобы можно было бы не узнать инструмент. Я бываю косноязычен.
r0x
17.11.2024 14:04Отличаются тем, что эффективно глушат инструмент. Делают из стали или резины. Принцип действия такой же как и обычной сурдины.
Сурдину используют не только оркестранты, но и солисты (например, реприза в Легенде Венявского)
Повторюсь, обычная сурдина предназначена в основном для изменения тембра. Например, вся 5 часть Идилии Яначнека исполняется с сурдиной, но динамика там от ppp до f
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Давайте упростим. Яначека я играл,я даже не вспомню что, на конкурс Концертино Прага. Венявского тоже играл, в детстве. Я чуть знаю репертуар. Покажите, пожалуйста, пример "глушилки" и её качественное отличие от сурдины. Вариант из стали... Покажите скрипача, который будет сурдинку из стали себе на подставку ставить добровольно.
r0x
17.11.2024 14:04Покажите скрипача, который будет сурдинку из стали себе на подставку ставить добровольно.
Раз продают, значит кто то покупает :) На хороший инструмент я такое побоялся бы ставить. На китайский ширпотреб почему бы и нет, если нужно только посмотреть текст.
Покажите, пожалуйста, пример "глушилки" и её качественное отличие от сурдины
https://www.laubach-shop.de/русский/струнные-аксессуары/глушилки/
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Ля. Это просто сурдина плюс дешёвый копирайтер. Заглушить бы его сурдиной... для трубы.
r0x
17.11.2024 14:04Вы пробовали в действии эти девайсы (сурдины-глушилки), что бы утверждать что это "просто сурдина"? Если нет, то это беспредметный разговор.
Если серьезно, в занятиях лучше избегать сурдин, сурдин-глушилок, шарфов, и прочего, т. к. занятие на скрипке это прежде всего работа над звуком. Соседи потерпят, если заниматься в разрешенное время :)
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Да, чуть-чуть пробовал сурдинки, самую малость. )))) Я профессиональный скрипач. Ох, опять простыню писать...
Вот прямо сейчас я, волею судеб, оказался в Германии и мне нужно готовиться к выступлению. На страшной китайской скрипке, так как мой немец 1880 года остался дома и я не могу его вывезти. Какая ирония, однако. И занимаюсь я с сурдинкой (резиновая, большая, с одной из фоток с того сайта, что вы ссылку дали, за 2.68 евро (она же на алишечке доллар стоит) и с шарфом, обмотанным вокруг скрипофона. И, хоть соседи у меня бусечки и лапочки, я точно уверен, что, если я буду заниматься без этих приблуд, то их любовь к моей музыке приобретёт нежелательные для меня формы. В Минске было бы легче, но не сильно.
Дальше.
Звукоизвлечение ставится условно до консы, в консу поступаешь уже готовым исполнителем, там уже тонкости, шлифовка и, конечно, общение и практика. Сурдинка не мешает исполнителю контролировать звук. Вот если учишься (а не тренируешься), тогда да, сурдинка крайне нежелательна. Ну, вообще лучше без неё, но иногда выбора нет.
Я разыгрываюсь скольжениями терциями и октавами 15 минут (это звучит как сирена), потом на 5м каприсе Паганини для беглости ещё столько же. Я слабо представляю себе людей, которые это выдержат за стенкой, если играть полным звуком.Но да, сурдин лучше избегать, бесит (правда потом полным звуком какой кайф, всё же)))
r0x
17.11.2024 14:04Опустим слово "глушилка", которое я изначально взял в кавычки. Вы признаете наличие на рынке сурдин предназначенных специально для занятий, которые максимально возможно глушат инструмент? Вы же с таким гребешком за 2.68 не пойдете на сцену?
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Не пойду. 1) Моветон - резина (но это ещё и скорость надеть-снять и сила трения огого) 2) когда в партитуре есть указание надеть сурдину, обычно на это мало времени (может быть, это только мой опыт, но вообще партитур с применением сурдин на скрипку соло или на струнных в оркестре немного, мягко говоря). Сурдина на трубу, к примеру, значительно более частое явление.
Кстати, пластиковые сурдинки, висящие на струнах за подставкой, вполне распростанённое явление. Я предпочту деревянную (на сцене!)
r0x
17.11.2024 14:04может быть, это только мой опыт, но вообще партитур с применением сурдин на скрипку соло или на струнных в оркестре немного, мягко говоря
C 19 века в камерной музыке достаточно часто используют. Я как раз использую пластиковую, которая висит за подставкой.
Если в репертуаре нет сурдин, лучше на струны ничего лишнего не надевать.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Вы признаете наличие на рынке сурдин предназначенных специально для занятий, которые максимально возможно глушат инструмент?
Хм, знаете, а можно попробовать. В принципе, масса сурдинки не прямо пропорционально влияет на децибелы, но просто стало интересно. Найду, закажу, отпишусь. (Ясное дело, сталь в резине или пластике, иначе смвсла нет).
GospodinKolhoznik
17.11.2024 14:04Пружинам уделено мало внимания. А ведь пружины вместе с декой это главные элементы иснтрумента - то, что формирует звук и делает его красивым (или не красивым).
К тому же пружины, как и дека, требуют тщательной настройки, которая для деки достигается путем неравномерного шлифования деки, чтобы разные её части имели разную толщину, а пружины подтачиваются стамеской, меняя их длину, толщину и высоту. Насколько я слышал на качественных мастеровых скрипках мастер сначала примерно настраивает деку и пружины, потом собирает скрипку, склеивает её, даёт высохнуть. А потом играет, слушает как инструмент звучит в собранном виде, понимает как надо доподстроить, и расклеивает скрипку, чтобы разобрать её. И повторяет эту итерацию по нескольку раз, пока не добьется удачного звука. Очень трудоёмкая и кропотливая работа.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Я видел чуть иной способ настройки по фигурам Хладни.
https://www.youtube.com/watch?v=kwFAZpj7hA8GospodinKolhoznik
17.11.2024 14:04Да, но так можно настроить только примерно, т.к. настраивается только дека с пружинами, без учёта влияния всего остального корпуса. А когда инструмент будет собран, его частотные характеристики поменяются.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04100% поменяются, потому что деки склеиваются в прочную, жёсткую коробку.. Я точно не уверен, но вроде бы мастера нашли закономерность насколько уходит частота при склейке и делают упреждение.
meer
17.11.2024 14:04Кстати, это самое эбеновое дерево, из которого изготовлена накладка - один из немногих видов древесины, которая с легкостью тонет в воде.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Как оказалось, их существует разное количество сортов (возможно, что видов) различающихся по плотности. Но при этом они могут выглядеть черными как уголь. Вероятно, что эбен подделывают и прокрашивают другие виды древесины.
sfi0zy
17.11.2024 14:04Регулируя положение душки, можно изменять степень самых высоких частот в звуке инструмента
Это вообще интересная конструкция в плане практической настройки, когда мы не измеряем что-то идеально-теоретическое в вакууме, а добиваемся нужного художественного результата. Там есть три "крутилки". Можно двигать саму подставку ближе или дальше от грифа. Это похоже на ручку активного эквалайзера у гитары. Можно сместить баланс в сторону более высоких или низких частот. Если новая скрипка ездит бритвой по ушам - можно ее сделать более мрачной, басовитой. Если двигать душку вдоль струн, увеличивая расстояние до ножки подставки, то будет меняться набор обертонов. Там есть положение почти под ножкой, где по всей видимости колебания хорошо накладываются друг на друга и звук максимально чистый, прямолинейный, а есть положения дальше, где звук становится хриплым, разнообразным, почти виолончельным. Тут можно на вкус исполнителя очень сильно поменять характер звучания инструмента в целом. А если душку двигать поперек, то это будет менять баланс между струнами, как инструмент будет реагировать на разные струны. Многие люди занимаются такой историей, что, двигая душку в этом направлении, добиваются максимального отклика нижней струны, а потом экспериментируют с верхней струной из других, более ярких, комплектов, чтобы компенсировать полученную нехватку с этой стороны за счет самой струны.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Скажите, а инструмент сильно меняет тембр с колебаниями влажности?
sfi0zy
17.11.2024 14:04Влажность сильно влияет но то, как звук распространяется в помещении, как мы воспринимаем конечный результат. Летом, когда дожди идут, и влажность взлетает до небес, все инструменты у меня (скрипка и гитары) звучат странно. Если играть "в стену", то вроде все как обычно, но если добавить перед собой помещение, то кажется, что кто-то на эквалайзере накрутил все, что есть, от балды. И от звукооператоров я не раз слышал, что они на открытых площадках крутят эквалайзер в зависимости от погоды. Я думаю, что это изменение в пространстве гораздо важнее изменений в самих инструментах. Хотя, наверное, можно измерить все точно, и в инструментах тоже что-то будет меняться.
Что еще интересно - это температура струн и канифоли. Она сильно влияет и на способность инструмента строить, и на то, как он в целом реагирует на звукоизвлечение. Во время игры там все заметно греется и первые несколько минут строй обычно просто плавает во все стороны, а сам инструмент не может раскачаться.
r0x
17.11.2024 14:04Что еще интересно - это температура струн и канифоли. Она сильно влияет и на способность инструмента строить, и на то, как он в целом реагирует на звукоизвлечение. Во время игры там все заметно греется и первые несколько минут строй обычно просто плавает во все стороны, а сам инструмент не может раскачаться.
На способность строить влияет температура самого инструмента. Поэтому в мороз надо приходить на занятие заранее, что б инструмент успел отогрелся :)
sfi0zy
17.11.2024 14:04Отогреться с мороза, понятное дело, надо. Самому себе согреться тоже не помешает :) Но я этот эффект замечал неоднократно в одном помещении, когда инструмент не подвергается ничему, просто берется в руки время от времени. Взял в руки - струны не стоят относительно друг друга, поиграл пару минут - все встало на свои места, потом оставил его, взял в руки опять - он опять не строит. Поиграл пару минут - строит. Ну и канифоль все же со временем растапливается и становится более липкой, это уже влияет на то, как инструмент на смычок реагирует.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Мне кажется, что при колебаниях влажности в первую очередь меняется жёсткость древесины, нежели акустические свойства воздуха. Ведь дерево по сути своей твёрдая и гигроскопичная губка.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Спасибо за такие подробности, это ценные данные из непосредственного опыта музыкантов.
r0x
17.11.2024 14:04Заметного влияния влажности на тембр не замечаю. А резкие изменения влажности могут повредить инструмент.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Влажность очень сильно влияет на натяжение смычка. На тембр инструмента, если не держать его в повышенной влажности месяцами и годами не влияет. Вот на распостанение звука, как тут уже заметили, влияет, это верно.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Простите, поправлю. Подставку действительно можно двигать вперёд-назад в пределах +.5 -.5мм, но это на не старой скрипке, на старой такой фокус не пройдёт, там лапки подставки себе углубление уже продавили. На тембр влияет примерно никак. Вот двигать душку вперёд-назад как раз кардинально меняет тембр и это долгий и трудоёмкий, требующий квалификации процесс. Поперёк душка не двигается никогда (там торцы подпилены под своды верхней и нижней деки, она либо упадёт, либо будет зверское напряжение на деки, причём точечное). Душка стоит примерно 1 см назад от правой лапки подставки и вот тут её можно двигать на -1 + 2.5-3мм. P.S. Душку действительно можно размещать не строго назад от лапки подставки, но это нужно делать новую душку, которою, впоследствии, можно двигать только вперёд-назад.
Приду домой, замечания (поправки) к статье напишу. Их много ;)
sfi0zy
17.11.2024 14:04Я когда сам вливался в эту тему, заметил такую вещь, что сколько мастеров - столько и мнений. И если некоторые вещи легко объяснимы простой логикой (вроде продавленной деки и необходимости адаптироваться к этому), и там все сходятся в одном, то вот с числами целый зоопарк из школ, канонов и мифов. Ну и "только мастер знает, как правильно". Кто-то говорит, что можно двигать подставку на .5мм, а кто-то спокойно двигает ее туда-сюда на 2-3мм на новых инструментах, кто-то говорит, что душка должна быть на 1см позади подставки, кто-то ставит в 5мм, а кто-то начинает с 2.5мм, и.т.д. Про форму и толщину подставки лучше даже не начинать. И самое интересное, что у всех все работает в конечном счете. Это как с постановкой рук на разных инструментах. Люди сотни лет расходятся во мнениях, что есть "правильно", но при этом у всех все работает.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04сколько мастеров - столько и мнений
Не совсем так, есть много вещей, которые стандарт.
с числами целый зоопарк из школ, канонов и мифов
Совсем не так. Есть стандарты размеров всего и они отличаются совсем немного, навскидку, максимум 5%.
Про форму и толщину подставки лучше даже не начинать.
Форма не меняется, толщина делается самостоятельно скрипачом, или, если не умеет, пусть платит ))) Самое сложное, лапки (ножки) подставки сделать. Попробуйте, вам не понравится.
Это как с постановкой рук на разных инструментах. Люди сотни лет расходятся во мнениях, что есть "правильно", но при этом у всех все работает.
Не, уже устаканилось всё, обсуждаются только мелочи и разница в физических параметрах исполнителей (о да, это проблема для педагогов с небольшим опытом).
sfi0zy
17.11.2024 14:04Самое сложное, лапки (ножки) подставки сделать. Попробуйте, вам не понравится.
Делал. Не один раз. Не знаю, что именно там может не понравиться. Работа с душкой хотя бы неудобная, там ее десять раз уронишь, пока поймешь, как двигать, чтобы не падала, но подгонка подставки - это довольно прямолинейная операция. Хотя и требует времени.
есть много вещей, которые стандарт... уже устаканилось всё...
Отчасти соглашусь, но не до конца. И в мире скрипок, и в мире гитар, есть распространенные идеи, но они не покрывают все многообразие возможностей. И инструменты по размерам и по настройке пляшут, и руки двигаются по-разному. Если мы выйдем из пузыря конкретных школ классической европейской музыки и посмотрим на что-то более народное в разных странах - там стандартизацией и не пахнет. Мне кажется в этом и есть одна из прелестей музыки - правил не существует. Разные авторитеты нам их упорно вдалбливают в головы, но они остаются там только до тех пор, пока мы верим, что они есть.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04мы выйдем из пузыря конкретных школ классической европейской музыки
Прошу прощения, давайте не будем. Всё же, это вот всё не просто так классикой называется и уже имеет фантастические количества разных тонкостей, а если уходить в не классические варианты, совсем можно обуждать всё до бесконечности.
лапки (ножки) подставки сделать. Попробуйте, вам не понравится.
Делал. Не один раз. Не знаю, что именно там может не понравиться.
Струны натягивать и спускать в каждой итерации :)
А душку я как-то ставил в диком лагере в Крыму при помощи двух ножей, иголки и нитки. За полчаса справился (очень много мотивации было, очень).
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Пишите, я с радостью исправлю и улучшу статью. Замечания говорят о глубоком понимании матчасти.
Survtur
17.11.2024 14:04Почему-то изготовление скрипок считается искусством? Неужели здесь нет технологии, чтобы делать скрипку из современных синтетических материалов с нужными свойствами, просчитать и автоматизировать изготовление деталей нужных размеров, отказаться уже от этих отвратительных и неудобных колков, подставку сделать не какой-то подвижной дощечкой, которую начинающие скрипачи часто ломают. А ещё животные клеи и лаки влияющие (или не влияющие, сами так и не решили же) на звук, попахивает маркетингом и аудиофилией с прогретыми проводами и оплёткой из 12 слоёв. Это у Страдивари было наитие и искусство, а сейчас есть технологии и инженерия.
А электронные скрипки почему не распространены, с нормальным гитарным звукоснимателем? Почему там какие-то пьезодатчики обычно?
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Отвечу насколько сам понимаю и удалось узнать у музыкантов.
1) Есть мастера, которые делают инструменты из формованного карбонового композита. И такие инструменты отличаются от деревянных нечувствительностью к перепадам влажности и стабильностью характеристик.
Так же и в деревянном скрипичном деле применяются современные технологии, например, станки с ЧПУ, современные станки, инструменты и современные клеи там, где уместно, там где не подразумевается расклейка для ремонта. Возможность расклейки это важное свойство, почти как возможность развинтить компьютер или разобрать автомобиль.
2) Используются звукосниматели встраиваемые в подставку или подкладываемые под неё. Но мне сказали музыканты, что такие звукосниматели сильно меняют звук и что лучше играть рядом с посредственным микрофоном, чем использовать хороший звукосниматель. (Как услышал, так и пересказываю).sfi0zy
17.11.2024 14:04такие звукосниматели сильно меняют звук и что лучше играть рядом с посредственным микрофоном, чем использовать хороший звукосниматель
Просто пьеза под подставкой снимает колебания только со струн, а не с корпуса. По крайней мере баланс сильно в эту сторону смещен. Снимая звук только пьезой мы почти теряем обертона и реверберацию, которую дает сам корпус. Звук становится очень плоским, его нужно дальше через какие-то эффекты прогонять. Для электронной музыки - самое то, но теряется смысл хорошего инструмента. Палка со струной будет звучать не намного хуже. Хотя надо сказать, что в последние годы появилась тема моделирующих эффектов, и они становятся лучше прямо на глазах. Акустическую гитару уже почти можно подделать. Возможно и скрипку со временем подделают.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Да, сейчас еще и специализированные нейронки используют для симуляции тембров. Они работают почти без задержки, точнее без заметной для человека задержки.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04О, а ещё любой пьезик (а они и на корпус есть) поймает все шумы, которые от смен смычка и скольжений левой руки. И да, звук мура выходит.
engine9 Автор
17.11.2024 14:04Ах да, забыл сказать. В этой сфере очень переплетены и реально существующие акустические эффекты и "мифология" и дань традициям. Настолько, что иногда проще делать так как деды делали, не попирая святынь так сказать :)
dimaviolinist
17.11.2024 14:04"таких как Никколо Паганини"
И стоило бы упомянуть, что он не только родоночальник виртуозного направления в музыке (до сих пор), а ещё и романтического (да-да, вот прямо так, все обалдели, что можно голые эмоции в музыку напихать, это вам не строгий стиль) который у нас опять до сих пор. И, внезапно, родоночальник шоу-бизнеса в том виде, который мы сейчас наблюдаем. Со всеми штучками вроде рекламы, заказных статей, слухами, экстравагантностью и т.д. Цены на билеты видели на продавшего душу дьяволу скрипача? Отож.
Подробнее в прекрасной книге "Кто убил классическую музыку" Лебрехта Нормана (спойлер: не Паганини, Караян)"Скрипка приобретает значительную популярность в Европе, становясь центральным инструментом в оркестрах и камерной музыке."
Не "центральным", массовым. Около трети оркестра, что симфонического, что камерного это скрипки. Первые и вторые. Это если не считать "скрипачей с тёмным прошлым", альтистов ;)
"Часто для верхней деки используют заготовку, склеенную вдоль центральной линии из двух половин."
Для нижней, и на фото именно нижняя дека. Это просто описка, но всё же. Верхняя дека должна быть цельная и волокна вдоль.
"Регулируя положение душки, можно изменять степень самых высоких частот в звуке инструмента."
Изменять тембр инструмента. "Степень самых высоких частот", хм, странный термин.
"Некоторые музыканты устанавливают машинки на все струны, некоторые предпочитают на первые две или одну для снижения веса инструмента"
Не, вес инструмента тут не причём. Это привычка. Ну, и в СССР машинки были дефицитом. А мостики вообще вручную делали, так то.
"Нижний порожек служит опорой для места перегиба петли, чтобы перенести механическую силу на нижний блок."
Нет, просто на вырезе верхней деки сразу опирается на нижний клоц. Даже часто не клеится :)
"Вопрос о влиянии материала покрытия на тембр скрипки вызывает много споров. Одни мастера считают, что лак существенно влияет на звук, изменяя вибрационные свойства древесины. Другие полагают, что основное влияние оказывают конструкция и качество древесины, а лак играет лишь защитную роль. Исследования продолжаются, единого мнения не существует."
Вооот. "Лак существенно влияет на звук". Да, и очень в плохую сторону. Но, увы, играем мы человеческими руками со всеми из этих рук выделениями (плюс канифоль), поэтому лак играет НЕ лишь защитную роль. Но не обойтись. Но да, единого мнения не существует.
"Синтетические клеи не применяются, так как они могут негативно влиять на акустические свойства скрипки и на возможность разъединения частей."
Применяются. Водорастворимые. Никакого негативного влияния по сравнению с натуральным клеем нет.
"Смычок
Устройство для возбуждения."Да. Если им хорошо играть на скрипке, духовно богатые девы будут всегда рядышком:)
P.S. Никаких "глушилок" в природе не существует.
В список литературы можно добавить:
Дубинин Н.А. "Ремонт смычковых музыкальных инструментов"
"Кто убил классическую музыку" Лебрехта Нормана
и
худфильм "Одержимость". Хотя, как по мне, он слишком жизнерадостный.Тяжела и неказиста жизнь советского артиста (с))
r0x
17.11.2024 14:04Не, вес инструмента тут не причём. Это привычка. Ну, и в СССР машинки были дефицитом. А мостики вообще вручную делали, так то.
У Ицхака Перлмана тоже был дефицит без моста играет и одной машинкой? https://www.youtube.com/watch?v=cLgJQ8Zj3AA
Это не привычка, а осознанный выбор. Так сказать, холиварная тема которую лучше не развивать:)
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Ну ведь очевидно, что кроме Перельмана есть тонны знаменитейших скрипачей, которые играют с мостиком и полным набором машинок. Кстати, даже тут вы не угадали. У Перельмана это именно привычка))) Ок, осознанный выбор сохоанить все ощущения в руках, которым учился с детства.
r0x
17.11.2024 14:04О том и говорю, что кто то играет с мостами подбородниками и прочим, кто то их не использует. Кто то специально отказывается.
dimaviolinist
17.11.2024 14:04Кто то специально отказывается
Нет. Кто как учился. Переучиваться на игру без подбородника или/и без мостика, это прямо переучиваться. Хотя я тренировался без мостика на случай, если он упадёт. И, один раз на сцене пригодилось))) (Мостик слетает и ложится под деку, причём царапая её, проще скинуть на сцену и поднять в ближайшей длинной паузе).
r0x
17.11.2024 14:04Знаю лично людей, которые переучились играть без моста. Сам я на эту жертву не готов)
ThingCrimson
Спасибо за интересный иллюстрированый материал! Я хоть и по гитарам больше, но классическими струнными инструментами тоже интересуюсь; даже купил когда-то в порыве стяжательства ученический альт. Благодаря YT-каналу музыкального мастера Антона Хорина много уже представляю об устройстве, изготовлении и ремонте скрипок — но в компактном виде текст плюс иллюстрации однозначно в закладки!
engine9 Автор
Хорина уважаю, он много секретов рассказывает и еще и интересно это делает.