В конце осени в Москве состоялось ключевое событие сферы внутрикорпоративных коммуникаций — конференция InterComm 2024.

Конференция InterComm 2024
Конференция InterComm 2024

Ведущие специалисты внутрикома, HR и PR, а также собственники бизнеса собрались вместе, чтобы обсудить тренды развития корпоративных коммуникаций, представить новые проекты, обменяться опытом и рассказать о достижениях своих команд. 

Спойлер! Главный тренд в условиях кадрового дефицита — это внимание к человеку, конкретному сотруднику. Та самая человекоцентричность, о которой говорят везде. И неважно, работаете вы в ИТ, банке или продуктовом магазине. Кажется, что российский бизнес в 2024 году наконец-то научился слышать своих сотрудников.  

Ключевой темой мероприятия стала трансформация внутрикорпоративных коммуникаций в связи с новыми вызовами. Кадровый дефицит и нахождение баланса во взаимодействии разных поколений, массовое внедрение новых диджитал-технологий, удержание специалистов и конкуренция за сотрудника требуют ускоренной перестройки подходов во внутрикоме. Рассказываю, как мы провели InterComm 2024 и что можно почерпнуть для себя, если вы интересуетесь темой внутрикорпоративной культуры. 

И снова спойлер! Ниже будут конкретные кейсы из серии «Бери и повторяй»!

О чём мероприятие

Традиционная пленарная сессия была посвящена кадровому дефициту — хедлайнеру экономических болей российского бизнеса в 2024 году Но тут важно понимать, что внутрикорпоративные коммуникации включают в себя две основные функции: формирование привлекательного бренда работодателя и выстраивание классной корпоративной культуры. Поэтому фокус конференции был ориентирован скорее на «удержать», чем на «найти». 

На «панельках» обсуждали уже детали: например, как выстроить привлекательную корпоративную культуру в госсекторе, чтобы госкомпании могли эффективно конкурировать за кадры с бизнесом, и т. д. 

Внутрикомы любят TED-выступления, в этом году на InterComm их было как никогда много.

Конференция проходила сразу на нескольких площадках «Цифрового делового пространства». Главный зал был отведён под дискуссионные панели, а во втором зале прошёл трек «Практика» (пространство для практической демонстрации кейсов и проектов). На конкретных примерах можно было увидеть, как работают коммуникационные каналы и инструменты внутрикома, узнать про первый онлайн-курс от Центра компетенций InterComm, а также познакомиться с нестандартными подходами к стандартным вакансиям и поговорить о плюсах и минусах удалёнки.

Также в этот день можно было стать участником мастер-классов и дискуссий, всего за полчаса получить импульс к дальнейшему развитию и немного повернуть картину мира в собственном представлении.  

В зоне «Библиотека» были представлены новейшие отраслевые издания и прошла автограф-сессия основателя проекта «Культура Счастья» Андрея Вебера.

Общие вводные от организаторов

«Индустрия внутрикорпоративных коммуникаций выросла, окрепла, раскинула свои владения далеко за пределами внутреннего контура компаний. То, что ещё вчера казалось мечтой и ноу-хау, сегодня активно внедряется в повседневную жизнь корпораций».

Лариса Рудакова

Президент коммуникационной группы «МедиаЛайн», лидер проекта InterComm

В корпоративных коммуникациях активно используются все доступные инструменты, при этом цифровизация во внутрикоме набирает обороты.

«Растёт точность работы с целевой аудиторией, умение говорить на одном языке и с разными поколениями, и с разными корпкультурами, и с профессиональными стратами».

Константин Юшин

Вице-президент и креативный директор коммуникационной группы «МедиаЛайн»

Нейросети, чат-боты и всё ещё газеты

Возможности диджитал-коммуникаций становятся всё более востребованными во всех отраслях экономики. При этом использование и развитие чат-ботов, каналов в мессенджерах и интернет-сайтов в крупных корпорациях всё ещё идут параллельно с традиционными печатными средствами коммуникационного общения.

Это, наверное, был главный тезис всех спикеров, которые или выступали с презентацией своих проектов, или просто рассуждали о будущем корпоративных коммуникаций.  Интересно, что во многих компаниях до сих пор выпускают корпоративные глянцевые издания, где размещён QR-код для скачивания цифровой версии. Вот такая синергия классики и современности.

Наглядный пример адаптации диджитал-инструментов во внутрикоме (из выступлений).

Кейс «Прокачка» («Пятёрочка»)

X5 Group создала для обучения своих сотрудников чат-бот «Прокачка», с помощью которого любой сотрудник может прокачать знания и рабочие скиллы, получить баллы и поучаствовать в розыгрыше призов.

Обучение нового сотрудника на производстве — ещё одна важная тема внутрикома. Раньше в основном использовался печатный велкомбук, а сегодня новичков погружают в процесс с помощью диджитала. Причём обучение внутри одной корпорации может быть таргетировано на разные регионы.

Кейс «Анонимно.Сбер» («Сбер»)

Нужно отследить настроение сотрудников? Чат-бот «Анонимно.Сбер» поможет выпустить пар без какой-либо верификации. Сберовцы могут высказать своё мнение, пожаловаться или что-либо предложить. Сегодня у этого канала сумасшедший рейтинг, рассказывают представители компании.

Вывод. Один из основных трендов следующего года в отрасли внутрикома —  концентрация внимания к потребностям и интересам отдельно взятого человека, свобода выбора и открытого микрофона. Эти процессы обеспечиваются с помощью диджитал-инструментов.

«Несомненно, в цифровых коммуникациях есть огромная польза и ресурсы, но есть и этические моменты. Эйчары, конечно, счастливы, потому что с помощью новых технологий они могут отследить интересы человека, предугадать их скорое выгорание и начать их регулировать. Но такие инструменты становятся и поводом для «утекания» сотрудника».

Лариса Рудакова

Президент коммуникационной группы «МедиаЛайн», лидер проекта InterComm

«Пульс» коммуникаций

Как оценить эффективность коммуникаций и какой канал взаимодействия наиболее востребован аудиторией, рассказала Мария Огнева, директор проектов HR-платформы «Пульс», «Сбер».

Цифровые помощники могут влиять на восприятие информации, качество коммуникаций и общее настроение в коллективах. За последние четыре года количество цифровых платформ и приложений у сотрудников компаний увеличилось в два раза, что говорит об интересе и активном развитии этого вида взаимодействия с одной стороны и большой нагрузке на сотрудника — с другой. Важно оставлять одно окно для коммуникаций, чтобы не перегружать сотрудника обилием сервисов.

Канал коммуникации должен быть ясным, эмоциональным, убедительным, конкретным (как именно действовать), а также предполагать обратную связь.

Внутренние коммуникации сильно влияют на мироощущение сотрудников. Они помогают развивать корпоративную культуру, вдохновляют сотрудников на развитие, повышают доверие к решениям топ-команды.

Основная цель коммуникаций на платформе — это изменение поведения адресата. В «Пульсе» сконцентрирована вся информация о сотруднике и для сотрудника в едином окне, и это позволяет мониторить изменения количественных и качественных показателей, специальных метрик, показывающих эффективность наших коммуникаций.

«Пульс» — платформа полного цикла управления персоналом. Поиск и привлечение сотрудников. Обучение и карьерное развитие. Бенефициаром платформы является не профессиональный пользователь, а сам человек, и мы с гордостью говорим о том, что наша платформа смотрит в сторону человекоцентричности, как и весь «Сбер».

Мария Огнева

Директор проектов HR-платформы «Пульс» («Сбер»)

Теория поколений: между бумерами и зумерами

Какая конференция может обойтись сегодня без этой темы?

О теории поколений, ценностях, убеждениях и поведенческих особенностях, которые определяются социальной и исторической средой, рассказала Екатерина Тышковская, руководитель службы внутренних коммуникаций банка «ВТБ», автор книги «Мягкий менеджмент».

Весь путь развития человечества подвергнут цикличности: подъём — кризис — пробуждение. И для того, чтобы было легче выстраивать взаимоотношения в коллективе, необходимо знать некоторые особенности поколений.

Основные инсайты выступления:

  • в ближайшее время предполагается крен в сторону индивидуальных ценностей;

  • ключевые позиции активно занимают женщины;

  • чем больше стаж работы, тем меньше люди следуют правилам;

  • если у вас мультипоколенческая команда — Х (1965–1980) и Y (1981–1996), эти сотрудники доверяют авторитетному мнению, друзьям, уважают начальников и стараются досконально выполнять поручения;

  • для зумеров важны понятные правила, чёткие требования к развитию навыков и связанные с ними карьерные треки, они воспринимают начальника как коуча;

  • необходимо применять объединяющие ценности вне зависимости от возраста —  семья, работа, свободное время.

Школьники и комьюнити: привлечение и удержание

Как привлечь молодые кадры на промышленные предприятия? Сложный вопрос, который требует комплексного подхода. В компании «ФосАгро» решением стала профориентация со школьной скамьи.

Дмитрий Бородич, директор по персоналу и социальной политике «ФосАгро», отметил важность профориентационной работы. Он сообщил, что в компании с 2013 года реализуется образовательная модель «Школа — колледж / Университет — предприятие». С помощью программы работу нашли 3 тысячи студентов. «ФосАгро» также поддерживает шесть школ, в которых обучается свыше 6 тысяч детей. Часть из них, несомненно, будущие сотрудники.

Не только привлечь, но и удержать молодёжь!

Руководитель по развитию комьюнити «Альфа-Банка» София Кулик представила траекторию развития внутрикорпоративного комьюнити в банке с 2019 года по настоящее время:

  • в 2019 году развитие комьюнити по умолчанию;

  • в 2021–2022 годах приоритетом было сохранение контактов во время локдауна, специалисты работали больше на удержание сотрудников;

  • в 2023–2024 годах наступило время развития талантов, которые влияют на развитие бизнеса. Для специалиста внутрикома наступает время поиска нестандартных решений.

Комьюнити:

  • как дополнительная ценность для сотрудника;

  • встречает сотрудника на всех этапах EJM;

  • проявляет идентичность бренда.

InterComm 2024 оказался очень диджитальным: от открытия конференции, где были продемонстрированы цифровые аватары руководителей, выполненные с помощью ИИ, до презентации проектов.

Очевидно, что стремительная цифровизация меняет лицо внутренних коммуникаций, происходит формирование новой корпоративной среды с помощью различных диджитал-инструментов. Бизнес готов вкладывать во внутренние коммуникации, так как от того, насколько довольны его сотрудники (и члены их семей!) условиями труда, общей психологической обстановкой, карьерными перспективами, во многом зависит  устойчивость компании. Сейчас уже нельзя сказать: «Мы повысим тебе зарплату, а не нравится, так очередь за забором, посмотри». Поэтому спрос на специалистов на стыке HR, диджитала и внутрикома будет только расти в ближайшие годы. Это важный тренд и предмет для обсуждения на будущих конференциях InterComm. Новые вызовы в экономике требуют новых подходов.

«Мы гордимся тем, что нам удалось создать площадку, которая стала настоящим драйвером для развития индустрии. Из года в год мы видим, как сильно растёт уровень проектов, как сильно растёт уровень функций. И конечно, мы видим, как развиваются, как растут непосредственно люди, которые к нам приходят. Наверное, это самое главное — смотреть на них, любоваться их талантом и по мере сил поддерживать в их развитии. Ну а потом гордиться их результатами».

Анна Смирнова

Исполнительный директор конференции и премии InterComm

И напоследок вопрос к уважаемым читателям. При выборе места работы вы изучаете информацию о корпоративной культуре компании? Мотивация у нас тут круто работает?

Комментарии (0)