Если следовать традиции, этот материал должен был бы называться “Тренды во внутрикорпоративных коммуникациях”. Однако сегодня наша индустрия больше не может себе позволить столь узкой специализации – задачи, поставленные рынком, выходят за пределы одной функции и могут рассматриваться только в комплексе. Поэтому и тренды у нас получились общие с брендом работодателя, корпоративной культурой и даже немного с PR. И это, пожалуй, само по себе главный тренд. Перечислим остальные?
Бережные коммуникации
Красивый ребенок интегрированных коммуникаций и социальной ответственности. Явно воспитывающийся няней-человекоцентричностью.
В тренде коммуникационная политика, направленная на создание доверительных, гармоничных и долгосрочных коммуникаций – как с внешними, так и внутренними аудиториями. Здесь и выбор тем, посвященных личности и благополучию, и отказ от высказываний, способных кого-то глубоко оскорбить, и высокий уровень ответственности за свой информационный след.
На самом деле, этот тренд - серьезный показатель взросления общества. Главное, не перегибать палку и оставаться верными здравому смыслу.
Пример кейса в тренде: СБЕР — Марафон заботы «Как поддержать себя и других»

Работа, как продукт
Рынок кандидата поставил нас на конкурентное поле, где царствует продуктовый подход. Схема проста: продуктом считаем все, требующее продвижения - вакансию, функцию, компанию-работодателя, профессию. И применяем соответствующие – по большей части маркетинговые – инструменты.
Наблюдаем, как на глазах растут бюджеты на привлечение, HR обрастает компетенциями в рекламе и маркетинге, а давние сторонники такого подхода стряхивают пыль с проектов по EVP и тихонько посмеиваются.
Пример кейса в тренде: Иркутская нефтяная компания — «Вахта — новая удалёнка»
Люди-бренды
Удивительно, но факт: на молодое поколение не производят впечатление звучные бренды. Они хотят работать в компаниях, подходящих им по вайбу – и намного более придирчивы к команде, чем к строчке в рейтинге FORBES. Прибавьте к этому существующий в медиапространстве культ личностей и получите тренд “Люди-бренды”: поведение лидеров в публичном поле (как внешнем, так и внутреннем) оказывает огромное влияние на восприятие бренда работодателя.
Так что делаем из своих топов инфлюенсеров, и да помогут нам в этом алгоритмы умной ленты.
Work&life blend
Нет, это не опечатка! Концепция Work&life balance не всегда отвечает реалиям нашей жизни (смахнули скупую коммуникаторскую слезу), так что появилась новая ее модификация. Суть тренда в миксе личного и рабочего: дел, отдыха, ценностей.
Тренд реализуется широко: одни запускают в офисах салоны красоты и собственные клиники, другие создают пространства для общения с семьей на территории предприятий, а третьи активно поддерживают сообщества по интересам.
Тренд приятный. Главное, как всегда, не заиграться в родителей для своих сотрудников и не проломить границы личного пространства свой заботой. Но мы справимся.
Пример кейса в тренде: Спортмастер — «Цифровой спортивный фестиваль SM Fest»
Комплексный подход к благополучию
Ушло то время, когда корпоративный wellbeing строился по принципу 90% спорта и 10 чего-нибудь еще. Все больше компаний решаются на сбалансированные программы, которые включают в себя льготы и бенефиты, социальное благополучие, финансовую грамотность и ментальное здоровье.
Поскольку идеальный стандарт программ благополучия пока нигде не прибит гвоздями, каждая компания может собрать этот пазл самостоятельно – с учетом стратегических задач бизнеса и кадровой политики.
Пример кейса в тренде: Северсталь, программа #ДляСвоих
Ориентир на семью
С прошлого года этот тренд только продолжает нарастать. Человекоцентричная модель подразумевает, что сотрудник воспринимается как полноценная личность, а не как голая функция – вместе с остальными своими ролями. Очевидно, что именно семейные роли занимают приоритетные позиции в ценностях любого человека и требуют наибольшего внимания.
Суть тренда – в уважении работодателя к семьям сотрудников и готовность впускать их в контур компании. Здесь и клубы жен, и семейные ивенты, и журналы/мультфильмы/игры для детей сотрудников, и благодарности родителям за труд их взрослых детей – в общем, далеко не только династии заводчан, хотя их мы тоже любим и рекомендуем собирать.
Пример кейса в тренде: Ростелеком — Комплексная программа «Семья на связи»
Женская повестка
Тренд является одним из множества ответов на кадровый голод. Проекты встречаются разные: от программ женского лидерства до модернизации производства с целью расширения списка “женских” специальностей. Важно, что сейчас это не столько социальный, сколько бизнес-тренд: компании заинтересованы в закрытии вакансий квалифицированными кадрами, а не просто в цифре для ESG-отчета.
Пример кейса в тренде: СИБУР — Коммуникационная кампания «Женщины СИБУРа»
Неожиданные аудитории
И снова “привет!” от кадрового голода. Подростки, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями – эти аудитории не столь неожиданны, как, например, бывшие заключенные. А ведь и такие кейсы уже имеются на рынке! Тренд простой: в поисках сотрудников будут использоваться все возможности. Даже те, которые раньше казались научной фантастикой.
Пример кейса в тренде: Озон без осуждений

Деформализация коммуникаций
Научпоп от “четких пацанчиков” про атомную станцию, абьюзеры в глубоко государственном банке и другие чудеса происходят в нашей сфере. Инфостиль сменяется чуть ли не сленгом, истории – мемами, а фильмы – шортс-сериалами. Кто-то еще пытается сопротивляться, но умные люди знают: говорить со своей аудиторией нужно на ее языке. Даже если лично вы считаете, что это кринжатина какая-то.
Пример кейса в тренде: ПАО Промсвязьбанк (ПСБ) — Телеграм-канал «ПРОразвитие»
Культура активаций
Помните, как было модно делать недельные адвент-календари под Новый 2021 Год? С тех пор активации перестали быть точечными явлениями и на полных правах прописались в инструментарии внутрикома. Что приятно, задачи от “повеселить сотрудников” перешли к “трансляции ценностей”, “формированию целевого поведения” и “промо продуктов на внутреннего покупателя”. Активации стали умными, бизнесовыми и пролонгированными во времени - от месяца до полного года.
Пример кейса в тренде: Ozon — «Ozon25? Да лааааадно»
Культура постоянных изменений
Мы живем в эпоху релизов. Например, банковские приложения обновляются в среднем два раза в сутки – поэтому пользователи привыкли, что продукт постоянно меняется и совершенствуется. Конечно, во внутрикоме такая частотность избыточна, однако сценарий “согласовал - выпустил - забыл” нам тоже больше не светит. Будь то корпоративный портал или просто рубрикатор – мы постоянно анализируем эффективность его составляющих, тестируем гипотезы и вносим коррективы.
Пример кейса в тренде: Корпоративный портал IBS Life
Цифровизация и высокая технологичность
Специальное место отвела этому тренду, потому что он довольно очевиден. Да, искусственный интеллект меняет структуру работы над материалами. Нет, он меняет не всё: специально подготовили второй материал по этой же теме от ИИ, чтобы вы могли сравнить статьи от эксперта и от бездушной машины. Да, мы должны учиться им пользоваться. Нет, не только ИИ: еще нужно следить за развитием чат-ботов, метавселенных и блокчейна.
В любом случае, высокая технологичность сферы коммуникаций – уверенный и стабильный тренд, который никуда не уйдет в ближайшие годы. Так что отказываемся от позиции “я гуманитарий, у меня лапки”, и смело идем осваивать новые навыки.
В целом, последней фразой можно подытожить всю статью: актуальные тренды проверяют нас на прочность, на гибкость и особенно – на обучаемость. Так что забираем их себе не только в лексикон, но и в план личного развития на год. Надеюсь, он у вас есть!
Пример кейсов в тренде: МегаФон — «Трансформация коммуникаций через нейросеть» и Корпоративный портал IBS Life