Привет! На связи Елена Платковская. В SM Lab я занимаюсь внедрением и оптимизацией ИТ-процессов. Строю, ломаю, чиню процессы и процедуры, по которым работает большое количество команд. Например, вместе с коллегами мы придумываем как адаптировать сложную методологию SAFe к нашим реалиям. По ней команды приоритизируются, планируют скоуп работ и в целом работают, чтобы вовремя приносить ценность бизнесу.

Я уже рассказывала о том, как  с помощью комьюнити Level up Club мы в отделе выравниваемся по базовому уровню матрицы компетенций. Одна из первых тем, которую разобрали на такой встрече, касалась обратной связи: как ее предоставлять коллегам и как воспринимать, а еще что с ней делать после получения. Спойлер: иногда ничего.

Расскажу о том, как прошла эта встреча.

С чем столкнулись

Практически каждый день мы сталкиваемся с фидбэками, осознаем мы это или нет – предоставляем сами либо получаем. Например, делаем ревью процедур, просим других посмотреть документы и отчеты, которые сами составили, общаемся по поводу того, как мы выполнили задачи. В общем, хотим мы того или нет, а они с нами повсюду. Даже лайк сообщению – это тоже отзыв.

Вам знакома ситуация, при которой вы просите оценить документ и коллега начинает сразу перечислять минусы: поправь второй абзац, убери подзаголовки во втором, добавь пример в третий, совершенно забывая отметить плюсы? Вы и сами и понимаете, что документ не идеальный (иначе не просили бы поревьювить), но после такого отзыва совсем нет воодушевления.

Работа проджект менеджером приучила к тому, что от моих слов зависело воодушевится сотрудник на дальнейшую работу или опустит рукава, вдохновится или демотивируется.

Для того чтобы выровняться с коллегами в понимании эффективной обратной связи, я подготовила встречу и рассказала о 2-х самых простых способах. А для практической части взяла реальные примеры из нашей ежедневной коммуникации.

Основное об обратной связи

Обратная связь (фидбэк) – способ коммуникации, при которой люди делятся точкой зрения с определенной целью. Конструктивная оценка, т. е. должно быть понятно что делать с полученной информацией дальше. Оценивать не человека, а его работу или поведение!

Основные цели фидбэка:

  • улучшить рабочие процессы;

  • исправить ошибки;

  • поддержать и замотивировать.

Кому можно предоставить:

  • руководителю;

  • подчиненному;

  • коллеге – мы рассмотрели на уровне своей команды.

Виды обратной связи в зависимости от целей:

  1. Поддерживающая – подтвердить, что коллега  двигается в правильном направлении.

  2. Развивающая – для профессионального роста.

  3. Корректирующая – для исправлений.

Фреймворк «Бутерброд»

Метод «Бутерброд» упрощает процесс высказывания замечаний. Его главная цель: способствовать положительным изменениям. Отзыв состоит из трех блоков: «Похвалить» – «Указать на то, что можно улучшить» – «Похвалить».

Поскольку встречи Level up Club имеют явным образом выраженную практическую направленность, сначала мы с коллегами выполнили практическое задание 1. Перешли на доску Miro с заранее подготовленными фразами, рандомно взятыми из чатов наших переписок, и рассортировали их на конструктивные и неконструктивные. Исходя из информации выше, договорились, что следующие фразы НЕ будем считать конструктивными:

  • "Это непонятный график";

  • «Нужно разобраться»;

  • "Ты молодец";

  • "Ты молодец, но делаешь ошибки" – вот с этим не определились. С одной стороны, реплика относится персонально к человеку,  а не к работе, а значит не обратная связь. С другой, позитивное всегда приятно услышать в свой адрес. А вы как считаете: можно отнести к конструктивной такую обратную связь или нет?

Далее выполнили практическое задание 2.

Вновь перешли на доску и написали свои варианты -  как бы мы в чате прокомментировали этот график. Получилось интересно:

  • Что за график? Что нужно посмотреть?

  • Подскажи, пожалуйста, а о чем этот график?

  • Добавь, пожалуйста, легенду. Классно, что нет сотых))

  • Петя, спасибо за проделанную работу. Добавь, пожалуйста оглавление, подпиши, добавь (перечислить). В остальном, мне нравится то, как ты постарался. Продолжаем в том же духе :)

Мы оставили написанное как есть и ознакомились с теорией метода «Бутерброд».

Важно:

  • хвалить, указывая конкретику;

  • соразмерность - отсутствие перекосов в сторону критики;

  • применимо в устных и письменных сообщениях;

  • третий блок работает только при наличии первого.

Далее вернулись к практике. Используя то, что только что узнали, мы подредактировали обратную связь, которую давали в задании 2.

Получилось интересно, с очевидными изменениями. Вот часть из них:

ДО

ПОСЛЕ

Что за график? Что нужно посмотреть?Подскажи, пожалуйста, а о чем этот график?

Петя, спасибо за график. Подскажи, пожалуйста, а о чем он? Не хватает пояснительных данных. В целом график интересный)

Добавь, пожалуйста, легенду. Классно, что нет сотых))

Петя, график выглядит отлично, но не хватает смыслового блока (легенда, название), когда добавишь, то будет просто конфетка

Петя, спасибо за проделанную работу. Добавь, пожалуйста оглавление, подпиши, добавь (перечислить). В остальном, мне нравится то, как ты постарался. Продолжаем в том же духе :)

Оставляем так же:

Петя, спасибо за проделанную работу. Добавь, пожалуйста оглавление, подпиши, добавь (перечислить). В остальном, мне нравится то, как ты постарался. Продолжаем в том же духе :)

Фреймворк BOFF

Следующий способ отлично подходит для того, чтобы выразить недовольство.

Это задание мы выполнили устно. Напишите в комментариях, а как бы вы прокоммуницировали с Катей?

Как принимать обратную связь

И напоследок мы разобрали несколько моментов, связанных с получением обратной связи в свой адрес.

Важное:

  1. Сложнее, чем предоставлять, но этому тоже можно учиться.

  2. Помнить, что критика направлена не на нас персонально, а на конкретную часть работы.

  3. Фильтровать что важно, что второстепенно – приоритизировать в зависимости от срочности задачи. Если есть возможность выждать паузу, то лучше ею воспользоваться для осмысления или исследования.

  4. Фидбэки без ценности – бывают, поэтому поступающую информацию нужно анализировать. Об этом можно подробнее прочитать в книге «Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь» Дугласа Стоуна и Шейлы Хин.

  5. Задавать встречные = уточняющие вопросы про итоговый результат. Например, на реплику «Поправь здесь» нужно запросить уточнение – как именно поправить, что убрать, куда конкретно переставить.

Подведем итоги

  1. Качественная, конструктивная обратная связь развивает профессиональные навыки команды, помогает расти.

  2. Правильно предоставлять фидбэк – это скилл, который нужно развивать.

  3. Оба метода, Бутерброд и BOFF, хороши, при этом подходят для разных ситуаций.

  4. Полученный фидбэк подлежит анализу.

Давайте практиковаться вместе!

Комментарии (0)