Академические знания, статистические данные финансовых отчетов и история — вот, та праведная основа мироздания, на которой зиждется такой очевидный факт — User experience в нашей стране и СНГ — это Я!

Прометей

Только Я подарил русско-язычному читателю «полный», «правдивый, без умолчаний» перевод оригинальной статьи Абрахама Маслоу — «Иерархия потребностей» в цикле публикаций «Не-пирамида Маслоу», обозначив те пугающие истины, о которых не принято говорить публично. Но вместе с тем даря надежду на лучшее тем немногим, кто готов бороться до конца.

И не меньше Я уже сделал и для распространения «академической» трактовки и интерпретации термина и методологии «User Experience».

Значение личности

Значение личности в истории всегда — преувеличено. И данный случай — не исключение. Однако, личность — всего лишь следствие того, что происходит в социуме во временном срезе — некая функция, маркер, исполняющий обязанности трикстера или драйвера перемен. 

Мы живем в «темные века 2.0», в таком же культурном упадке и тотальной безграмотности как люди после античности и развала Римской Империи и до ренессанса: земля снова плоская, гелиоцентризм — ересь, а UX — это про удобство интерфейса.

На моем месте мог бы быть Вася Пупкин или сам Дон Норман. Но Норман не говорит по русски и выжигает, на пару с Нельсоном, своим праведным мечом NN/g все мракобесие у себя, там — на западе. 

А здесь, у себя на родине, среди березок и с конем в поле, в уютном ватничке за макбуком, посчастливилось возглавить крестовый «поход бедноты» именно мне, чему и рад.  

Темные века 2.0

Люди резко разучились читать и писать. 

Нет, у них конечно еще осталась способность «буквами» набирать текст и воспринимать его, но если он не больше поста в тг. Да и к тому же — это не чтиво, а набранная символами, упрощенная кем-то, трижды переваренная интерпретация. Это ровно то, что получилось с Не-пирамидой Маслоу.

Читать нужно не то, что Вася на заборе пишет, а оригинал. А для этого, во-первых нужно знать язык, во-вторых, очень хорошо владеть терминологией языка оригинала. Если через Гугль переводчик переводить тексты научно реферируемых работ, то, что по нейробиологии, что по UX — будет получаться мало-связный набор слов.

Писать нужно не из головы, а на основе прочитанного оригинала, для чего соответственно нужно уметь читать (см. выше). Плюс — писать нужно со ссылками на источники или их переводы, а для этого нужно уметь работать с ними: знать где искать и тратить время на поиск материала, его верификацию, расстановки ссылок в текстах и составления списка референсов. 

В нашей необъятной, нет ни научно верифицированных публикаций посвященных теме UX, ни кафедр в институтах, которые могли бы подобные труды писать, ни консалтинговых контор уровня NN/g. Поэтому, во всем материале посвященным теме, как для бизнеса, так и для университетов, вы не найдете ни одной ссылки на серьезную, научную или академическую работу (кроме моих публикаций).

подобные изображения встречающиеся в деловой и образовательной литературе — выдумка недоучек и ересь
подобные изображения встречающиеся в деловой и образовательной литературе — выдумка недоучек и ересь

Более того, вся академическая работа, сообществом псевдо-профессионалов и университетов отрицается или замалчивается, поскольку полностью противоречит тому, о чем они говорят.

Вздорный старик Норман и Стив Джобс

«Опыт» — это когда вы впервые узнаете о продукте, когда видите его в магазине, когда покупаете. Когда вы «Ох», — вздыхаете и не можете поместить эту большую коробку в машину.  И, наконец, вы привозите его домой, открываете коробку и думаете «Это выглядит страшно, не знаю, соберу ли я его». Все это — User Experience. Все, что касается взаимодействия с продуктом. И это может не касаться напрямую самого продукта. Напрмер, когды вы рассказываете кому-то о нем. Это то, что мы имели ввиду, когда разрабатывали термин UX и открыли департамент разработки пользовательского опыта в Apple. 

Сегодня этот термин понимают совсем не правильно. Люди говорят: «Я UX-дизайнер, я проектирую сайты и приложения». Они не понимают, что они делают. Они думают, что UX это про устройство, веб-сайт или приложение… 

Нет! UX — это все: как вы взаимодействуете с миром, как вы проживаете вашу жизнь, как взаимодействуете с сервисом, или, да, с приложением или компьютером. Но эта система включает в себя ВСЕ.

Какой-то старик, что-то там в 90ые сказал. Ну, термин придумал и шут-бы с ним, прогресс не стоит на месте. Дон вообще какую то ахинею несёт, мол « UX — это Все» и про коробки картонные рассказывает. — При чем тут коробки?, есть же Фигма и юзабилити тесты, вот это UX.

Вот только Джобс и Кук коробки Нормана воспринимали всерьез. Начиная с новой линейки iBook и вплоть до iPhone со сцены рассказывают нам, что коробочки становятся меньше, что позволяет в большем количестве погрузить их в самолет и сделать логистику дешевле, как следствие, дешевле и экологичнее сам продукт.

Интересно, что в 1997 гогу, вернувшись в Эппл, Джобс расформировывает Apple Advanced Technology Group, лидером которой тогда был Дон Норман. Сама ATG функционировала почти с основания Apple (1986-97). 

По воспоминаниям Дона «Ни один продукт не получал зеленый свет без трех документов: пользовательский опыт, маркетинг и инженерное решение». Свою же команду Норман называл The User Experience Architect’s Office.

Наивно полагать, что человек разбазаривает весь бюджет компании NEXT на черные, идеально квадратные ящики, за 2 года сделал революцию в виде iBook G3 без уже имеющихся наработок, отлаженных процессов и современных методологий выстроенных с самой Эппл.

Основная концепция UX

Идея, как и противоречие в трактовках обывателей, заключается в том, что UX это не этап или сфера разработки продукта или интерфейса, а методология охватывающая управление продуктом на всем жизненном цикле через поведение, эмоции и восприятие конечного потребителя. Более подробно я расписал в публикации «UI / UX — когда миллионы людей ошибаются»

Расхожусь ли я с автором во мнениях? Только в мелочах: в значимости некоторого инструментария сегодня, например «дизайн системы». Но, опять же, в ее современной искаженной трактовке, где дизайн системой считается просто систематизированный дизайн материал или UIKit, а не проверенные и перепроверенные решения.

Мой вклад

Помимо преподавания, переводов и иного рода ликбезов, мой личный вклад в дисциплину UX стоит рассматривать как более жесткую трактовку целей и ценностей методологии. UX — это зло.

Ввиду того, что я не продаю «мега-дорого» свои консалтинговые услуги и не работаю в «корпорациях» я волен довольно искренне доносить все аспекты применения инструментария — опыт должен быть управляем любой ценой, чтобы в долгосрочной перспективе компания оставалась прибыльной. Если для этого нужно вызвать у вас толлерантность к дофамину, знать сколько вы зарабатываете или с кем, и когда спите — это пожалуйста, не возбраняется и даже наоборот, патентуется.

О чем вы можете почитать в публикация на тему Tinder и в опусе «Управляемый опыт»

Комментарии (14)


  1. uiuxaudit
    04.01.2025 06:01

    Так повелось, что маркировкой UX отмечают всё, что относится к UX (касается не только этой сферы). Если должность называется UX-дизайнер, это не значит, что он обязан рассматривать ВСЕ аспекты использования «коробки» (для этого есть команда). Иначе он не имеет права иметь префикс «UX»? От диза ждут, что он превратит наработки, исследования команды во что-то «юзабельное».

    И от мелких фирм растёт количество запросов типа «проверить на юзабилити». Да, эти отчёты нельзя назвать юзабилити анализом, т.к. они касаются только визуала сайтов («кнопочки подвинуть»). Но это часть общего UX бизнеса, хоть и очень маленькая. Или если не провели интервью, не выходили «в поля», не рыли метрики, не делали а/б, то у этого нет права содержать в названии UX?

    В 99% случаев выпрыгивающий на каждой странице онлайн чат — это бесячая фича. Чтобы это понять, не надо проводить опросы и вот это всё, это просто здравый смысл.

    Первые экраны приложений банков и маркетплейсов забиты всякой фигнёй, которая лично мне не нужна, но они настойчиво мне это подсовывают, хотя лучше меня знают, чем я интересуюсь. А уж у них-то буквально сотни людей имеют отношение к UX. 

    Мне кажется, эти два примера ярко иллюстрируют полярность подходов к UX. Без здравого смысла и без «комплексного подхода» весь UX ограничится только «двиганием кнопочек» (что иногда не лишено смысла).

    UX можно загнать в рамки академических наук, максимально абстрактно (непонятно) сформулировать «опыт пользователей» (тоже абстрактное понятие), а потом интерпретировать это под ситуации (даже противоположные).

    Но находится «Джобс», который делает вау-продукт ни на что не похожий, и пользователи вырабатывают новый опыт.


    Несмотря на отсутствие «академий», мы умудряемся выпускать очень крутые продукты, многие из которых по юзабилити значительно превосходят аналоги со всеми их «академиями».

    А серьёзные конторы есть и у нас, которые занимаются только UX, исследуют, учат и популяризируют.

    Проблема UX не в недостатке «академических» знаний, а в бизнесе, который так и норовит получить максимальную прибыль здесь и сейчас, а потом «хоть трава не расти».


    1. 4RRu
      04.01.2025 06:01

      А самая большая шутка в том, что эти бесящие формы обратной связи и окна работают (на бизнес по прямому назначению), что становится очевидно, если провести любое А|Б тестирование. Потому что "бесячее" не равно "неэффективное". Полагаю именно это откровение позволяет сейчас монополистам типа Яндекса делать вообще жуткие вещи типа полноэкранный баннеров без кнопки закрытия.

      Я этим всем тоже недоволен,если что, но не знаю, что с этим делать. Вероятна это та здравая мысль в конце, что в "академической" трактовке UX - зло


      1. AndrewYaremko Автор
        04.01.2025 06:01

        Баннеры — это UI
        и вообще все что связазно с интерфейсом - его видом и взаимодействием —это вопросы дисциплины UI
        UX — это про весь опыт, а не только опыт взаимодействия с интерфейсам.


    1. AndrewYaremko Автор
      04.01.2025 06:01

      д


    1. AndrewYaremko Автор
      04.01.2025 06:01

      Хороший пример работы с UX — это по истории геолокаций и времени прогнозировать/вычислять когда юзер едит к половому партнеру и налету увеличивать стоимость поездки.


      Хороший пример UX — это используя алгоритмы ELO подбирать пользователю в командный бой игроков так, чтобы ему было максимально сложно играть, если он давно ничего не покупал, а если покупал, то подбирать соперников полегче.


      Хороший пример UX — это алгоритм подбора сопутствующих продуктов не на категории а на бигдате поведения других покупателей показывающих больше импульсивных онлайн покупок.

      UX — как LEAN/AGILE — это подход который должен быть распространен во всей компании экспертиза которого должна распростаняться и на бренд стратега и на продакт оунера и на маркетолога. Всем этим ребятам нужен префикс UX. Более того если вы почитаете литературу то их и найдете.

      Вот серьезная и академическая работа по теме. а у нас люди играются в интерфейсы в UI , а не UX — все кроме Яндекса и Т-банка с натягом.

      Проблема эффективных менеджеров которые не хотят в долгую — есть и это основная проблема бизнеса в РФ в целом. Но проблема UX — в том, что даже серьезные компании (все кроме Яндекс) вообще не понимают что такое UX и поэтому используют пагубную конструкцию UX/UI дизайнера


      1. exTvr
        04.01.2025 06:01

        когда юзер едит к

        -Мы уже едим.

        -Что вы едите?

        -К тебе едим.

        -К себе ешьте.


        1. AndrewYaremko Автор
          04.01.2025 06:01

          Полагаю, патенты в области манипулирования опытомивам не сильно интересны


  1. 4RRu
    04.01.2025 06:01

    Все ок, но откуда такое бешенное количество снобизма? Как верно заметил комментатор выше, часть "всего общего UX" это тоже UX


    1. AndrewYaremko Автор
      04.01.2025 06:01

      А работать негде и не с кем. Крайне печальнач ситуация — владеешь передовыми методологиями, а применять негде. Приходятся чуть ли ни с каждым встречным начинать с азов — мол ux это не интерыейсы а смотри что... и т.д. Отмюда и снобизм. Очень зочется по другому, затем и заримаюсь тут публикациями. Как видете с переменным успехом. Тяжело снимпть зашоренность.


      1. Einherjar
        04.01.2025 06:01

        Если вы трезвы, то попробуйте сами читать что пишете перед отправкой комментариев, количество ошибок больше чем слов. Если не трезвы (что я так понимаю куда более вероятно), то разумнее комментировать после выхода из этого состояния.


        1. AndrewYaremko Автор
          04.01.2025 06:01

          Кэш автокоррекции приложения клавиатуры занимал 1,5 гига. Я его снес и пока живу без него. Отсюда столько промахов и опечаток. Это интересный для меня опыт и пока включать автокоррекцию не планирую.


      1. ivanopulos
        04.01.2025 06:01

        Наливать вам точно больше не надо.


  1. Kyrlik
    04.01.2025 06:01

    Какая то путаница с терминами, все то что вы описываете ранее было описанием термина GUI. Это, видимо, теперь устаревший термин?


    1. AndrewYaremko Автор
      04.01.2025 06:01

      GUI — это абревиатура от графический пользовательский интерфейс. Пользовательский опыт не ограничивается интерфейсом и более, вообще не про интерфейс, а про опыт.