Инженерам и механикам авиакомпаний нередко приходится работать в крайне сложных условиях. Это жара или холод, непростые поломки двигателей или иных компонентов самолета. Но то, что совершили инженеры швейцарской авиакомпании SWISS, можно назвать трудовым подвигом. Им удалось поменять один из самых больших и тяжелых в мире авиационных двигателей в экстремальных условиях арктического региона Канады.

Что вообще произошло 

Рейс SWISS LX40 штатно вылетел из Цюриха, Швейцария, 1 февраля 2017 года в 16:20 по центральноевропейскому времени. Ничего необычного — пассажирский авиарейс продолжительностью около 11 часов. Маршрут пролегал над Атлантикой, затем — южной частью Гренландии и территорией Канады, после чего самолет должен был достичь конечной цели — Лос-Анджелеса, США. 

Все рутинно — этот 9 650-километровый перелет входит в маршрутную сеть авиакомпании SWISS с 2016 года. Пассажиров перевозил надежный Boeing 777-300ER с двигателями GE90-115B. Каждый из движков весит около 8,3 т. В 2017 году они считались крупнейшими в мире реактивными двигателями для пассажирских самолетов. Разработала их компания General Electric специально для Boeing 777-300ER. Говорю об этом, чтобы ниже было понятно, с чем имели дело инженеры. 

Реактивный двигатель GE90-115B без защиты, источник
Реактивный двигатель GE90-115B без защиты, источник

Полет обычно проходит без происшествий, но в этот раз все сложилось иначе. Спустя пять часов после взлета, когда самолет уже находился над океаном, капитан Роберто Баттальони отдыхал в служебной каюте. Его покой потревожил бортпроводник — он попросил срочно пройти в кабину. 

Причина — отключился левый двигатель самолета. Почему? Система самоконтроля обнаружила потенциальную неисправность. Современные авиадвигатели оснащены комплексными системами мониторинга. Они следят за параметрами работы, такими как температура, давление, вибрация и так далее. Если зафиксировано отклонение от нормы, которое может привести к аварии или повреждению двигателя, он автоматически отключается. Именно это произошло с самолетом рейса SWISS LX40.

В целом, ничего страшного, Boeing 777 может лететь и на одном двигателе. Но если откажет и второй, ситуация станет критической — здесь вероятна катастрофа. Планирует этот стальной гигант, мягко говоря, не очень хорошо. По международным правилам в случае отказа двигателя над водой самолет должен направляться к ближайшему аэропорту. Для рейса SWISS LX40 таким оказался аэродром Икалуит на острове Баффин в канадской провинции Нунавут.

Не лучшее место для посадки

Икалуит — столица г. Нунавут на острове Баффин, где проживает всего 7 000 человек. Хотя город расположен южнее Полярного круга, суровый климат здесь формируется под влиянием холодного Лабрадорского течения. Восемь месяцев в году среднемесячная температура остается ниже нуля. 

В начале февраля температура в этом районе колеблется от -30 до -40 °C. При ветре скоростью 45 км/ч мороз на улице ощущается как -60 °C. Здесь не растут деревья. Среди покрытых кустарником предгорий выделяются лишь длинная взлетно-посадочная полоса длиной 2 620 метров и небольшой терминал с двумя воротами. Не самое привлекательное место, вряд ли кто-то из пассажиров посетил бы его по доброй воле. Но пришлось

Аэропорт и сам остров выглядят не очень уютно, правда? Источник
Аэропорт и сам остров выглядят не очень уютно, правда? Источник

Икалуит служит запасным аэродромом для трансатлантических рейсов. Терминал оснащен всем необходимым для посадки, кроме больших ангаров. Здесь и пришлось сесть самолету. 

Капитан Баттальони извинился перед пассажирами и сообщил, что из-за технической проблемы им придется экстренно садиться. Пассажирка и репортер RP Online Юдит Конради вспоминала, что услышала объявление, будучи полусонной. Понятно, что слова капитана заставили ее быстро проснуться. Но ничего плохого не произошло — посадка прошла мягко.

На земле самолет не мог развернуться из-за отключенного двигателя, поэтому на стоянку его отбуксировали. Мэр Икалуита предложила пассажирам экскурсию по городу, но из-за сильных морозов, отсутствия свободных номеров в отелях и открытого перехода к терминалу SWISS решила оставить всех в салоне. Авиакомпания опасалась, что пассажиры просто замерзнут. В самолете людям пришлось ждать 14 часов, пока за ними не прилетел другой рейс, чтобы доставить их, наконец, в пункт прибытия. Так что для пассажиров все прошло относительно гладко, а вот с поврежденным лайнером все оказалось сложнее. 

Меняем двигатель!

Данные с неисправного двигателя были отправлены в штаб GE. Выяснилось, что движок нельзя починить на месте, его придется заменить. Как оказалось, единственная «запаска» находится в Цюрихе. Напомню, что GE90 имеет длину 3,7 м и весит больше 8 тонн. Доставить такой груз к далекому острову мог только Ан-124 «Руслан» — гигантский военно-транспортный самолет, о котором вы, вероятно, слышали. Его грузоподъемность — около 120 тонн, так что он мог перевезти не один такой движок, а штук 14–15 за раз. 

SWISS спешно организовала доставку двигателя и оборудования. Ан-124 прибыл в Икалуит через четыре дня после аварийной посадки. Но это даже не полдела, ведь требовалось заменить огромный и тяжелый модуль в условиях крайне неприятной для человека и оборудования погоды. Причем без большого и теплого ангара. 

Ура, привезли новый двигатель! Источник
Ура, привезли новый двигатель! Источник

Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают. Команда из 17 инженеров начала работу. Представители SWISS подготовили самолет и системы для замены двигателя, а саму эту операцию выполняли уже специалисты GE. Обе группы сотрудничали с инженерами местной авиакомпании (First Air), оператором наземных служб и Королевской канадской конной полицией (RCMP), которая предоставила им свой надувной тент. 

Новый и старый двигатели самолета, источник
Новый и старый двигатели самолета, источник

Благодаря ему температуру внутри удавалось поддерживать на уровне около +10 °C. А на открытом воздухе дела обстояли гораздо хуже, ведь на морозе при -40 °C нельзя даже прикоснуться к металлу голыми руками. Команде ремонтников нужно было не просто прикасаться, а выполнить ряд сложнейших технических операций. Замена двигателя включает 12 этапов — от отключения всех систем до установки нового движка и его проверки.

Надувной тент для проведения замены двигателей, источник
Надувной тент для проведения замены двигателей, источник

После снятия с пилона двигатель GE90 быстро перенесли в надувной ангар канадской конной полиции. Там команда GE разобрала его и смонтировала необходимые компоненты на новом модуле.

Работа кипит (источник)
Работа кипит (источник)

Некоторые работы, такие как обслуживание вспомогательной силовой установки (APU), системы кондиционирования воздуха и связанных с ними водяных баков, приходилось выполнять на улице. Операцию неоднократно останавливали из-за сильного ветра. Несмотря на все сложности, инженеры завершили работу всего за пять дней. Самолет успешно прошел испытания и уже 9 февраля вылетел в Цюрих. Инцидент обошелся авиакомпании приблизительно в 1 млн долларов США. 

По словам инженеров, которые работали с самолетом, это была одна из самых экстремальных операций по замене двигателя в их практике. Тем не менее некоторые из них решили снова посетить Икалуит — правда, летом, а не зимой.

Комментарии (2)


  1. nerudo
    12.01.2025 08:47

    Икалут (YFB) имеет полосу 2623 м, в то время как для 777-300ER заявлена полоса то ли 3200м то ли 3050м. Он вообще имел право там садиться? Ну крому случая когда либо туда либо в море.


  1. sshmakov
    12.01.2025 08:47

    Ан-124 «Руслан» — гигантский военно-транспортный самолет, о котором вы, вероятно, слышали. Его грузоподъемность — около 120 тонн, так что он мог перевезти не один такой движок, а штук 14–15 за раз. 

    При условии, что каждый движок будет не более 2 метров в длину.

    После снятия с пилона двигатель GE90 быстро перенесли в надувной ангар канадской конной полиции.

    А на фото надувной тент находится под крылом, то есть, видимо, снимали старый движок и ставили на новый под тентом, а не на открытом воздухе. А на другом фото оба движка стоят в стационарном ангаре.