Инженерам и механикам авиакомпаний нередко приходится работать в крайне сложных условиях. Это жара или холод, непростые поломки двигателей или иных компонентов самолета. Но то, что совершили инженеры швейцарской авиакомпании SWISS, можно назвать трудовым подвигом. Им удалось поменять один из самых больших и тяжелых в мире авиационных двигателей в экстремальных условиях арктического региона Канады.

Что вообще произошло
Рейс SWISS LX40 штатно вылетел из Цюриха, Швейцария, 1 февраля 2017 года в 16:20 по центральноевропейскому времени. Ничего необычного — пассажирский авиарейс продолжительностью около 11 часов. Маршрут пролегал над Атлантикой, затем — южной частью Гренландии и территорией Канады, после чего самолет должен был достичь конечной цели — Лос-Анджелеса, США.
Все рутинно — этот 9 650-километровый перелет входит в маршрутную сеть авиакомпании SWISS с 2016 года. Пассажиров перевозил надежный Boeing 777-300ER с двигателями GE90-115B. Каждый из движков весит около 8,3 т. В 2017 году они считались крупнейшими в мире реактивными двигателями для пассажирских самолетов. Разработала их компания General Electric специально для Boeing 777-300ER. Говорю об этом, чтобы ниже было понятно, с чем имели дело инженеры.

Полет обычно проходит без происшествий, но в этот раз все сложилось иначе. Спустя пять часов после взлета, когда самолет уже находился над океаном, капитан Роберто Баттальони отдыхал в служебной каюте. Его покой потревожил бортпроводник — он попросил срочно пройти в кабину.
Причина — отключился левый двигатель самолета. Почему? Система самоконтроля обнаружила потенциальную неисправность. Современные авиадвигатели оснащены комплексными системами мониторинга. Они следят за параметрами работы, такими как температура, давление, вибрация и так далее. Если зафиксировано отклонение от нормы, которое может привести к аварии или повреждению двигателя, он автоматически отключается. Именно это произошло с самолетом рейса SWISS LX40.
В целом, ничего страшного, Boeing 777 может лететь и на одном двигателе. Но если откажет и второй, ситуация станет критической — здесь вероятна катастрофа. Планирует этот стальной гигант, мягко говоря, не очень хорошо. По международным правилам в случае отказа двигателя над водой самолет должен направляться к ближайшему аэропорту. Для рейса SWISS LX40 таким оказался аэродром Икалуит на острове Баффин в канадской провинции Нунавут.
Не лучшее место для посадки
Икалуит — столица г. Нунавут на острове Баффин, где проживает всего 7 000 человек. Хотя город расположен южнее Полярного круга, суровый климат здесь формируется под влиянием холодного Лабрадорского течения. Восемь месяцев в году среднемесячная температура остается ниже нуля.
В начале февраля температура в этом районе колеблется от -30 до -40 °C. При ветре скоростью 45 км/ч мороз на улице ощущается как -60 °C. Здесь не растут деревья. Среди покрытых кустарником предгорий выделяются лишь длинная взлетно-посадочная полоса длиной 2 620 метров и небольшой терминал с двумя гейтами. Не самое привлекательное место, вряд ли кто-то из пассажиров посетил бы его по доброй воле. Но пришлось.

Икалуит служит запасным аэродромом для трансатлантических рейсов. Терминал оснащен всем необходимым для посадки, кроме больших ангаров. Здесь и пришлось сесть самолету.
Капитан Баттальони извинился перед пассажирами и сообщил, что из-за технической проблемы им придется экстренно садиться. Пассажирка и репортер RP Online Юдит Конради вспоминала, что услышала объявление, будучи полусонной. Понятно, что слова капитана заставили ее быстро проснуться. Но ничего плохого не произошло — посадка прошла мягко.
На земле самолет не мог развернуться из-за отключенного двигателя, поэтому на стоянку его отбуксировали. Мэр Икалуита предложила пассажирам экскурсию по городу, но из-за сильных морозов, отсутствия свободных номеров в отелях и открытого перехода к терминалу SWISS решила оставить всех в салоне. Авиакомпания опасалась, что пассажиры просто замерзнут. В самолете людям пришлось ждать 14 часов, пока за ними не прилетел другой рейс, чтобы доставить их, наконец, в пункт прибытия. Так что для пассажиров все прошло относительно гладко, а вот с поврежденным лайнером все оказалось сложнее.
Меняем двигатель!
Данные с неисправного двигателя были отправлены в штаб GE. Выяснилось, что движок нельзя починить на месте, его придется заменить. Как оказалось, единственная «запаска» находится в Цюрихе. Напомню, что GE90 имеет длину 7,3 м и весит больше 8 тонн. Доставить такой груз к далекому острову мог только Ан-124 «Руслан» — гигантский военно-транспортный самолет, о котором вы, вероятно, слышали. Его грузоподъемность — около 120 тонн, так что он мог перевезти не один такой движок, а штук 14–15 за раз.
SWISS спешно организовала доставку двигателя и оборудования. Ан-124 прибыл в Икалуит через четыре дня после аварийной посадки. Но это даже не полдела, ведь требовалось заменить огромный и тяжелый модуль в условиях крайне неприятной для человека и оборудования погоды. Причем без большого и теплого ангара.

Но, как говорят, глаза боятся, а руки делают. Команда из 17 инженеров начала работу. Представители SWISS подготовили самолет и системы для замены двигателя, а саму эту операцию выполняли уже специалисты GE. Обе группы сотрудничали с инженерами местной авиакомпании (First Air), оператором наземных служб и Королевской канадской конной полицией (RCMP), которая предоставила им свой надувной тент.

Благодаря ему температуру внутри удавалось поддерживать на уровне около +10 °C. А на открытом воздухе дела обстояли гораздо хуже, ведь на морозе при -40 °C нельзя даже прикоснуться к металлу голыми руками. Команде ремонтников нужно было не просто прикасаться, а выполнить ряд сложнейших технических операций. Замена двигателя включает 12 этапов — от отключения всех систем до установки нового движка и его проверки.

После снятия с пилона двигатель GE90 быстро перенесли в надувной ангар канадской конной полиции. Там команда GE разобрала его и смонтировала необходимые компоненты на новом модуле.

Некоторые работы, такие как обслуживание вспомогательной силовой установки (APU), системы кондиционирования воздуха и связанных с ними водяных баков, приходилось выполнять на улице. Операцию неоднократно останавливали из-за сильного ветра. Несмотря на все сложности, инженеры завершили работу всего за пять дней. Самолет успешно прошел испытания и уже 9 февраля вылетел в Цюрих. Инцидент обошелся авиакомпании приблизительно в 1 млн долларов США.
По словам инженеров, которые работали с самолетом, это была одна из самых экстремальных операций по замене двигателя в их практике. Тем не менее некоторые из них решили снова посетить Икалуит — правда, летом, а не зимой.
Комментарии (91)
sshmakov
12.01.2025 08:47Ан-124 «Руслан» — гигантский военно-транспортный самолет, о котором вы, вероятно, слышали. Его грузоподъемность — около 120 тонн, так что он мог перевезти не один такой движок, а штук 14–15 за раз.
При условии, что каждый движок будет не более 2 метров в длину.
После снятия с пилона двигатель GE90 быстро перенесли в надувной ангар канадской конной полиции.
А на фото надувной тент находится под крылом, то есть, видимо, снимали старый движок и ставили на новый под тентом, а не на открытом воздухе. А на другом фото оба движка стоят в стационарном ангаре.
Kurochkin
12.01.2025 08:47Анекдот про 3 черепа Александра Македонского (в других версиях - В.И.Ленина) знаете?
Komrus
12.01.2025 08:47Это который:
"В мире известно более 10 черепов Александра Македонского, но только три из них признаются специалистами как подлинные" ? :)))NekrosofKac
12.01.2025 08:47Только это не анекдот, да и не про македонского, а про кого-то из святых.Видимо верующие переделали. Шутку-то рассказать хочется, но и на святых хулу возводить грех.
zatim
12.01.2025 08:47Я как то в минус 40 снимал и ставил ГБЦ на своих "Жигулях" в неотапливаемом гараже. Да, не сильно прикольно.
GDragon
12.01.2025 08:47А тут ставили под тентом с каким-никаким отоплением и без ветра.
не курорт, но и не "-40" как байтит нас заголовок.SSanich
12.01.2025 08:47У нас сейчас на улице не холодно, примерно -12, а я работаю за компом без перчаток и куртки) В джинсах и футболке
Flyingfolds
12.01.2025 08:47Давали ли вы коррекцию на момент затяжки болтов гбц? Как никак паспортное значение для +20 дано
zatim
12.01.2025 08:47Нет, конечно же) мне тогда было чуть больше 20, а пятерка - первая машина. Я там еще до кучи цепь со сдвигом одел и клапана слегка стуканул. Вся притирка и компрессия пошла прахом) Так что, момент затяжки - еще не самое страшное было. Но все равно, проездил на ней еще сколько то, пока не сдал по утилизации.
Flyingfolds
12.01.2025 08:47А вы мотор кривым стартёром после сборки проворачивали? Если что неправильно собрано, то просто не прокрутится
romxxxx
12.01.2025 08:47Доставить такой груз к далекому острову мог только Ан-124 «Руслан»
Доставить мог много кто. 8 тонн не бохвесть какой груз. У С130 грузоподъемность 18 тонн, и это самый массовый транспортный самолет в мире.
Как оказалось, единственная «запаска» находится в Цюрихе.
Единственная запаска у SWISS
Seawind
12.01.2025 08:478 тонн сам двигатель, плюс транспортная рама то все 12 тонн могут получится. C-130 пришлось бы делать дозаправку если лететь из Швейцарии. Без дозаправки он может и прилетит, с "сухим" баком, то назад уже не улетит. И боюсь, в том городке в сумме топлива меньше, чем баки у С-130. И лететь ему существенно дольше.
Ан-124 туда мог доставить двигатель чисто "по-пути" из Европы в Америку, запаса по дальности хватает даже сгонять обратно в Швейцарию "гайку забыли" без дозаправки.darthmaul
12.01.2025 08:47Так он же и жрёт намного больше (ибо возит с собой тонны топлива), как это может быть выгодно? А на счёт топлива в городке - если есть ВПП то найдётся и топливо. Полный бак С130 - это всего лишь одна автоцистерна с керосином.
Seawind
12.01.2025 08:47Беглый поиск по инету: $720/тонна авиационного топлива (jet fuel). Затраты на топливо: $100k за быстро Ан-124 и $30k экономно но дольше на C-130... при общем бюджете "Инцидент обошелся авиакомпании приблизительно в 1 млн долларов США.". Понятно, что ценник перевозки состоял не из стоимости топлива, а из стоимости услуг перевозчиков но думаю они более-менее сопоставимы с общей стоимостью топлива.
Еще один ньюанс, есть ли у "Геркулеса" возможность выгрузить из себя груз в 8-12 тонн и поставить его на поверхность? Ан-124 в этом плане более автономен, так как имеет встроенный кран грузоподъемностью до 30т.
Кстати, есть даже видео посадки Ан-124 в том аэропорту.
https://www.youtube.com/watch?v=nd0IRprnobsx67
12.01.2025 08:47>Беглый поиск
Поспешишь - людей насмешишь.
Этот двигатель диаметром более 3 метра. С учетом транспортировки он тупо не поместится в с-130. Тут либо внешняя подвеска либо сверхгигантский карго как у могучих АНов либо как у Белуги
Seawind
12.01.2025 08:47Дальше по топику я про это и писал, что габариты не позволят засунуть его в предложенный С-130.
darthmaul
12.01.2025 08:47А, тогда логично. Проще переплатить за самолёт побольше чем таскать краны и тд. Простой лайнера тоже не бесплатный
p07a1330
12.01.2025 08:47В любом случае "не только Ан-124"
Полагаю, Ан-225 в теории задачу тоже полностью решает, с еще бОльшим оверкиллом
Seawind
12.01.2025 08:47Ан-225 имел расписанный план полетов на месяцы вперед, боюсь вклинить в график доставку "на завтра" было бы весьма затруднительно.
Я уже не говорю про то, что в тот же С-130 двигатель банально не влазит если чуть поискать его размер: 3.7м ширина, 3.9м высота плюс он на транспортной раме которая тоже добавляет высоты. С-130 высота груза 2.74м максимум. Этот двигатель (даже без транспортной рамы) и в Ил-76 не влазит. Третий самолет куда он влазит это Lockheed C-5 Galaxy, но боюсь привлекать военных к международной перевозке груза обойдется намного дороже. Очень дороже.ssj100
12.01.2025 08:47А Белуха A300 или тогда уже был XL на основе A330?
Seawind
12.01.2025 08:47А выгрузить как? С Белуг вообще выгружают поверх кабины относительно легкие но объемные грузы. Тут уже матрешка выйдет, привези двигатель, привези кран который выгрузит другой кран который сможет вытащить двигатель из тушки Белуги.
F1eex
12.01.2025 08:47Забавно, что мы тут перебираем варианты доставки GE90, и тут же их отметаем. В C17 тоже немного, но не влазит. Наверное, можно целую статью написать на эту тему) Вот еще один неподходящий вариант:
Кстати, для самого себя 747й и 707й движки таскали 5м на крыле.
konst90
12.01.2025 08:47То, что на фото, больше на летающую лабораторию похоже
ssj100
12.01.2025 08:47а вот так перевозит себе движки
правда не знаю GE90 поместился бы?
мы тут перебираем варианты доставки GE90, и тут же их отметаем.
так выбираем реальные кейсы
F1eex
12.01.2025 08:47правда не знаю GE90 поместился бы?
Ну помещается же на лаборатории. Только вот можно ли именно так перевозить с неработающим движком. И на чем потом от туда его снимать было бы?
а вот так перевозит себе движки
747 вообще как будто все может. Столько применений ему было
ssj100
12.01.2025 08:47Ну помещается же на лаборатории.
На лаборатории он за место штатного, а тут "пассажир" чуть ниже расположен и вы видите что на лаборатории он почти касается земли так что возможно дополнительные сложности при посадки и требования к ВВП.
перевозить с неработающим движком
так при выключенном движке самолеты летают, потом перезапускают, не думаю что есть проблемы для двигателя. (Если здесь есть двигалисты дайте мне по рукам )
nerudo
Икалут (YFB) имеет полосу 2623 м, в то время как для 777-300ER заявлена полоса то ли 3200м то ли 3050м. Он вообще имел право там садиться? Ну крому случая когда либо туда либо в море.
PeterZha
Эти цифры для взлета с максимальной загрузкой, для посадки с MLW 213 тонн располагаемая дистанция 1615 метров.