«Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе…». А что именно такого случилось в сентябре, расскажу я — Андрей Аврамчук из МТС Диджитал.
Мы живем в мире новостей, но иногда интереснее попробовать понять, что находится за ними. Для этого я разбил новости на несколько групп. Под катом узнаете, что там с освоением космоса частными компаниями, как ИИ распознает пение китов и насколько быстро (нет) Linux работает на базе процессора Intel 4004, выпущенного в 1971 году. Поехали!
Человечество продолжает осваивать космос
Первый в мире выход частного астронавта в космос
Мы уже освещали это событие, и его значимость для развития космонавтики огромна. 12 сентября 2024 года обычный человек, а не профессиональный астронавт, вышел в космос в рамках миссии Polaris Dawn. Был установлен и еще один рекорд — достижение высоты орбиты в 1 400 км. Так далеко (ну или высоко) никто не поднимался с 1966 года. Предыдущий рекорд апогея орбиты, 1 373 км, поставил пилотируемый корабль «Джемини-11».
Ключевое значение миссии Polaris Dawn не в рекордах. А в том, что это выход в космос в первом в истории внекорабельном скафандре. Он создан частной компанией для обычных людей. NASA с жесткими стандартами агентства никогда бы не одобрило такой скафандр. Теперь дело за другими миссиями — хотелось бы надеяться, не только на орбиту Земли, но и на Луну и Марс. А может быть и дальше.
Вывод нескольких десятков спутников на орбиту Земли компанией Sitronics Space
Это, если так можно выразиться, новость из будущего. Sitronics Space планирует вывести спутники на орбиту до конца 2024 года. Об этом заявил генеральный директор компании Павел Черенков. Сейчас в космосе находится меньше 30 спутников АИС, к концу года их количество достигнет 62.
«Несколько десятков спутников у нас сейчас законтрактовано на пуски до конца года. И прежде всего это спутники АИС для наблюдения за морскими судами и спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)», — сказал Черенков.
Спутники приносят немалую пользу экономике
В США рассчитали экономический эффект от использования снимков Landsat. Как оказалось, прямой эффект очень велик — 25 млрд $ (около 2,5 трлн рублей по курсу 100 рублей за доллар). Экономия от использования спутниковых снимков — 674 млн долларов США, включая 400 млн $ страховых премий для американских фермеров. Косвенный эффект составил 800 млн $, включая 583 млн $ благодаря научным публикациям, 278 млн $ — польза от открытия месторождений полезных ископаемых, еще 41 миллион — патенты.
В РФ тоже провели расчеты, экспресс-оценка экономического эффекта от внедрения результатов космической деятельности у конечных потребителей сервисов ДЗЗ и связи в рамках проекта СФЕРА в 2026 показала следующее. Прямой эффект — 15 трлн рублей. Главные бенефициары — сельское хозяйство, транспорт и строительство. Прогноз выручки от создания спутниковых группировок — 120 млрд рублей в год.
Искусственный интеллект все больше помогает людям
ИИ помогает киноделам получать недорогой контент
Видимо, в ближайшем будущем киноотрасль будет все активнее использовать ИИ. Сейчас студия Lionsgate (именно она стоит за «Голодными играми» и «Джоном Уиком») заключила контракт с компанией Runaway. Суть договора — в разработке ИИ-модели для кино- и телепроизводства. Насколько известно, это первое такое партнерство, и оно может стать стартом для активного сотрудничества между киностудиями и крупнейшими ИИ-разработчиками.
По мнению представителей Lionsgate, студия «сэкономит миллионы и миллионы долларов» благодаря разработкам партнера. При этом люди не будут терять работу: компания сосредоточится на оптимизации процессов и снижении затрат в текущих проектах. Вице-председатель Lionsgate Майкл Бернс считает, что новые инструменты позволят студии эффективно создавать контент с меньшими затратами.
Спутниковая система с функциями ИИ поможет определять пожары на ранних стадиях
Из-за изменения климата и глобального потепления лесные пожары учащаются. Существующие методы наблюдения, например спутниковые снимки низкого разрешения, не позволяют быстро обнаруживать начало возгорания, а это затрудняет оперативное реагирование. Чтобы решить проблему, Google Research совместно с экспертами пожарной безопасности разработали спутниковую систему FireSat. Она может отслеживать пожары размером всего 5 × 5 метров, что значительно ускорит процесс обнаружения и позволит предотвращать разрушительные последствия. Google выделил 13 млн $.
FireSat — уникальная спутниковая система, которая предоставит высококачественные изображения с обновлением каждые 20 минут. Специальные инфракрасные сенсоры позволят фиксировать возгорания на ранних этапах. Искусственный интеллект станет анализировать данные с учетом окружающей инфраструктуры и погодных условий. Первый спутник планируется запустить в 2025 году, а вся сеть будет развернута в ближайшие несколько лет.
Китодетектор на нейронных сетях
Google Research представил новую ИИ-модель для распознавания вокализаций китов, которая может идентифицировать восемь видов по издаваемым ими звукам. Эта технология позволяет отслеживать популяции китов и их миграции с использованием акустических данных, собранных в океане. Проект расширяет возможности мониторинга морских животных и способствует защите морских экосистем. Модель доступна для скачивания и анализа через Kaggle, что открывает новые возможности для исследований в области биоакустики и охраны окружающей среды.
ИИ обучили распознавать свист и песни китов. Модель теперь узнает даже «биотванг» (biotwang) — уникальный тип звука, издаваемый полосатиками Брайда. Он отличается от обычных китовых песен своим низким, вибрирующим и резким характером. Напоминает комбинацию свиста и механического шума.
Датасет Open Buildings помогает мониторить и планировать плотность застройки
Google Research запустил новый проект под названием Open Buildings 2.5D, направленный на отслеживание изменений зданий в странах Глобального Юга. Датасет охватывает здания в Африке и Азии, предоставляя точную информацию о размере, форме и высоте строений. Это поможет городским планировщикам, исследователям и гуманитарным организациям лучше понимать урбанистические изменения и принимать более обоснованные решения.
Проект предоставляет важные данные для улучшения инфраструктуры, планирования экстренной помощи в случае необходимости и адаптации к изменению климата в развивающихся странах.
Геймдев активно отстаивает право быть самим собой
Провал долгостроя Concord
Concord — амбициозный онлайн-шутер от первого лица, разработка которого заняла у Sony восемь лет и стоила 200 млн долларов. Игра предлагала командные бои с использованием персонажей с уникальными способностями, но всего через две недели после запуска серверы были остановлены. Причинами провала стали устаревшая графика, высокая стоимость для пользователя ($40), отсутствие бесплатной демоверсии и недостаточная рекламная поддержка.
Помимо этого, технические проблемы и избыток конкурентов на рынке шутеров не позволили Concord привлечь внимание игроков.
Saber Interactive получила «значительные инвестиции» после успеха W40K
Aleph Capital Partners и Crestview Partners объявили о крупных вложениях в Saber Interactive, одного из ведущих независимых разработчиков видеоигр. Средства направлены на поддержание долгосрочного роста компании и расширение ее присутствия на мировом рынке. Saber Interactive известна такими популярными играми, как World War Z и SnowRunner, и планирует использовать новое финансирование для создания еще более инновационных и успешных проектов.
Ожидается, что стратегическое сотрудничество позволит Saber Interactive укрепить свои позиции в индустрии видеоигр и ускорить разработку новых игр, обеспечивая дальнейший рост компании.
Unity отменила комиссию за количество установок игры
Компания Unity отменила скандальное решение о введении комиссии за количество установленных игр после массовой критики со стороны разработчиков и игровой индустрии. Первоначальная модель предусматривала сбор с партнеров за каждую установку их игр, что вызвало возмущение партнеров компании.
«За последние 20 лет мы сотрудничали с превосходными дизайнерами и разработчиками, художниками и инженерами, издателями и платформами, чтобы вместе построить мир, в котором каждый может создавать игры для всех. Мы называем такой подход “демократизацией разработки игр”, и это остается нашей главной задачей и сегодня. Однако мы не можем решить ее, конфликтуя с клиентами. Это должно быть партнерство, основанное на доверии», — заявил Мэтт Бромберг, глава Unity.
Введение комиссии Runtime нанесло серьезный удар по репутации компании, которая стремится восстановить доверие разработчиков после громкого скандала.
Мотивация Just for lulz все еще в тренде
Любитель Minecraft потратил несколько лет, чтобы добраться в «Далекие земли»
Игрок под ником celestialgaze достиг «Далеких земель» в Minecraft, потратив на это почти семь лет. Удачная попытка заняла 3,5 года и 941 час игрового времени. «Далекие земли» находятся на расстоянии более 12 миллионов метров от центра карты, где игра начинает ломаться: текстуры и физика мира работают с ошибками.
Это место так далеко от центральной части мира, что в алгоритме игры появляется много багов и проблем даже при попытке выполнить простое действие с окружением. Например, что-то взять или куда-то пройти.
Linux запустили на процессоре Intel 4004, выпущенном 50 лет назад
Программист Дмитрий Гринберг успешно запустил операционную систему Debian Linux на процессоре Intel 4004, выпущенном в 1971 году. Из-за крайне ограниченных возможностей Intel 4004 первоначальный запуск ОС занял почти 9 дней. Собственно, ну а что вы хотели — чипу полвека.
После оптимизации ядра Linux до 2,5 Мб время сократилось до 4,76 дня, но это все равно крайне медленно. Эксперимент демонстрирует, насколько технологии шагнули вперед за 20 лет после выхода Intel 4004.
Doom запустили на объемном воксельном дисплее
Инженер по графике в компании Weta Workshop Джеймс Браун (James Brown) создал устройство, которое напоминает хрустальный шар. Оно вращается и в ходе работы показывает 3D-изображение. Энтузиаст смог запустить Doom и даже немного поиграть.
Сам дисплей не трехмерный. «Это как голографический вентилятор, но вместо того чтобы вращать 1D-полоску для создания 2D-изображения, он вращает 2D-панель для производства 3D-картинки», — объяснил автор проекта.
На сегодня все, но если вам есть что добавить, пишите в комментариях, дополняйте подборку. Встретимся в октябре!
Комментарии (9)
Taritsyn
30.09.2024 15:34+1Геймдев активно отстаивает право быть самим собой
Также на прошлой неделе в издании «Нью-Йорк таймс» вышло интервью с Сигэру Миямото, в котором он подтвердил, что компания Nintendo не планирует использовать генеративный ИИ при разработке игр.
Mimizavr Автор
30.09.2024 15:34+1С Нинтендо очень странная штука: мне кажется, скорее маркетинг. Технологии пока еще сырые, но потихоньку добираются до прода. Тем более на практике это не "нарисовать игру по промпту", а скорее куча небольших утилит, с которыми быстрее, проще и удобнее. Ну и все-таки большие компании плюс-минус идут одними путями, просто кто-то не ломится вперед паровоза.
Taritsyn
30.09.2024 15:34+1Одной из причин, по которым Nintendo не планирует использовать генеративный ИИ, являются проблемы с соблюдением прав на интеллектуальную собственность.
MasterMentor
30.09.2024 15:34+1Андрей из МТС, обратная связь в формате ИМХО.
У Вас есть оригинальные статьи, но вот такого "борща" не надо.
Новость "Unity отменила комиссию за количество установок игры" никак не вяжется с "Doom запустили на объемном воксельном дисплее". Тут либо одно (что просто уныло), либо - второе (что гораздо интересней).
А вот это к чему? "Спутники приносят немалую пользу экономике". Смысла ведь нуль! Информационный мусор, который забивает пространство и портит статью.
Что до заголовков с фразами "Искусственный интеллект" и "нейронных сетей", так они настолько плотно торчат из ушей, утюгов и кофеварок, что стали уже стоп-словами, коими всего лишь 7 и 5 лет назад были "блокчейн" и "криптовалюта". Может это и влияет на некие "метрики" и трафик, по которым МТС оценивает Ваш труд, но это (ИМХО) обесценивает Вас как автора. Создается впечатление, что это ещё одна рекламная однодневка, желающая "срубить профит" на хайпе.
Разбейте "новости" на два отдельных сообщения: одно для аудитории, падкой до "ИИ" (который все проблемы решит, все работы сделает, и всех при этом обогатит) - которое всего лишь через пару лет уйдёт в мусорницу, другое для аудитории, подписанной на Игры и игровые консоли и Ненормальное программирование - которое будут читать постоянно. Вместе их "скрестить" не получится: или или. Цените время других людей, если хотите чтобы Вас читали долго.PS Чуть не заблокировал Вас, читая этот "борщ", но отменил решение, посмотрев другие Ваши статьи.
Mimizavr Автор
30.09.2024 15:34Спасибо на добром слове))) Вообще в основе этого формата вполне себе рабочий инструмент: это работа с разными технологическими сигналами, которые я разбиваю на группы. Когда становится очевиден стык разных групп могут проявляться интересные тренды и идеи.
shevchenko6436
Нам нужны подкасты с такими новостями!
Mimizavr Автор
Спойлер: "Все будет!"