Развитие цифровых технологий становится вызовом для многих промышленных предприятий. Для сохранения конкурентных качеств компании должны гибко реагировать на изменения, быстро адаптироваться к новым условиям и непрерывно повышать эффективность производства.

Достигнуть этих целей можно разными способами, один из них - цифровая трансформация производства, то есть внедрение искусственного интеллекта, аналитики больших данных и других инноваций, а также повышение цифровой грамотности, добавление новых и корректировка существующих бизнес-процессов для получения большей прибыли.
Мы расскажем, как опора на «цифру» повышает качество продукции, снижает затраты, приводит к росту прозрачности и управляемости бизнеса.

Что такое цифровая трансформация

Прежде всего следует определиться с тем, что такое цифровизация производства. Под ней мы будем понимать внедрение ИТ-технологий, которые с одной стороны, улучшают ключевые бизнес-показатели и повышают общую эффективность производства, а с другой - дают возможность выполнять рутинные задачи намного быстрее, чем обычно (в 10 и более раз). Как правило, речь идет о технологии искусственного интеллекта и о создании на ее базе систем оперативного управления производственным и технологическим процессом.
Например, благодаря аналитике можно обрабатывать огромные массивы информации и находить в них закономерности, которые человек видеть не способен. ИИ помогает принять оптимальные решения на основе анализа данных, что особенно важно в производственных процессах, где нужно постоянно сокращать затраты и находить новые способы повышения эффективности. “Интернет вещей" создает единую сеть устройств для сбора и обмена данными, позволяет собирать необходимую для принятия решения информацию в режиме реального времени.

Если резюмировать, то цифровая трансформация дает возможность заработать быстрее конкурентов и затрачивать при этом намного меньше времени и ресурсов. Если предприятие использует технологии - оно конкурентоспособно, если нет - велик шанс, что компания потеряет свои позиции на рынке и закроет производство, не выдержав конкуренции с более продвинутыми соперниками.

Как выглядит цифровая трансформация

Чтобы получить наилучший результат, цифровая трансформация должна быть комплексной. Клиентам мы предлагаем подход, в основе которого лежит стратегическое планирование и акцент на комплексную оптимизацию наиболее выгодогоенерирующих процессов компании или отдельных предприятий с целью максимизации чистой прибыли. В первую очередь мы проводим диагностику, разрабатываем концепцию и стратегию внедрения цифровых технологий с учетом специфики бизнеса, далее следует защита на управленческом уровне, утверждение стартового портфеля проектов с детальным расчетом экономического эффекта.

Важная часть трансформации - это организационная составляющая. Цифровизация не происходит одномоментно, она разделяется на этапы. Можно сказать, что каждая компания шаг за шагом проходит несколько уровней, начиная с предварительной работы и заканчивая полноценной интеграцией новых систем. Рассмотрим их подробнее:

  • Разработка стратегии цифровизации и ее защита перед руководством. Хорошая стратегия содержит анализ конкретных производственных процессов, которые нуждаются в улучшении. Там четко прописаны цели, этапы внедрения новых технологий, указаны сроки и ожидаемый бизнес-результат;

  • Создание проектного офиса. Это подразделение, которое будет внедрять цифровые технологии и отвечать за результат. Наличие отдельной структуры, сформированной под конкретный проект, поможет компании избежать ситуации, когда ответственность несут все и одновременно никто;

  • Обучение сотрудников тому, как правильно использовать в работе новые решения. На первое время будет полезно разработать инструкции и краткие памятки для работников, провести базовое обучение;

  • Оценка и тиражирование успешных решений, их распространение на другие процессы. Цифровизация одной сферы неизбежно влечет за собой перестроение и смежных областей.

Говоря кратко, в первую очередь на предприятии формируют проектный офис ИИ с четкой структурой и методологией, затем внедряется методика Fast Track (наиболее короткого пути для достижения целей трансформации) и формируются кросс-функциональные команды, которые объединяют специалистов бизнеса и ИТ.

Наша команда помогла реализовать программу, более чем 10 цифровых проектов для Аксуского завода ферросплавов, которые были направлены на повышение эффективности производства. Приведем некоторых из них:

Кейс №1. Минимизация облома и отжига электродов
Проблема: каждая вторая авария в плавильном цехе была связана с обломом или отжигом электрода - ключевого элемента в конструкции печи, который передает электричество в реакционную зону.
Что требовалось: сократить потери производительности печей из-за аварий на электродах.
Решение: создан цифровой советчик, который анализирует состояние электрода на разных этапах производства с помощью камер и специальных датчиков. Технология в автоматическом режиме распознает изображения с камер инфракрасного и видимого диапазона, анализирует входящие данные по электрическому режиму, положению и перепуску электродов, порядку формирования электродной массы.
Эффект: удалось сократить длительность работы печей на пониженной мощности, обеспечить снижение затрат на производство и увеличить чистую прибыль от дополнительно произведенной продукции на полтора миллиона долларов в год.

Кейс №2. Управление логистикой
Проблема: из-за неоптимальной логистики мостовых кранов ежегодные потери мощности трех печей цеха в денежном выражении составили несколько миллионов долларов.
Что требовалось: создать комплексное решение, которое бы помогло оптимизировать логистику крановых операций сразу в двух зонах: литейном пролете и на складе готовой продукции.
Решение: в литейном пролете были внедрены программы, которые прогнозировали время выпуска каждой печи, оценивали наличие технической тары и готовность разливочной машины. На основе этой информации цифровой советчик приоритезировал крановые операции и передавал данные бригадирам и операторам кранов. На складе готовой продукции была внедрена цифровая карта, которая показывала, где находится свободная техническая тара для нужд основного производства. Данные подгружались в систему и использовались операторами, чтобы оптимизировать маршрут движения и работ.
Эффект: программа оптимизации логистики в общей сложности включала 10 проектов, направленных на снижение потерь производства. Ожидаемую выгоду от них предприятие оценивает в два миллиона долларов.

Кейс №3. Автоматическая дробилка склада готовой продукции
Проблема: для отгрузки потребителям высокоуглеродистый феррохром (это ключевой компонент для производства нержавеющей стали) дробится и сортируется по классам крупности: 50-150 мм, 10-50 мм и 0-12 мм. Процесс дробления управляется вручную, результат оценивается субъективно, что приводит к большим потерям продукции - до нескольких миллионов долларов в год.
Что требовалось: перейти к полностью автоматическому управлению параметрами дробления.
Решение: для контроля входной и выходной фракции установлена система компьютерного зрения, которая управляла параметрами дробления, опираясь на полученные с камер данные.
Эффект: удалось сократить процент образования мелочи при дроблении (на 2,5%), в финансовом плане экономия составила порядка 1 миллиона долларов ежегодно.

Кейс №4. Цифровой советчик плавильной печи
Проблема: неправильное взвешивание шихты, несоответствие фракционного состава шихты требованиям инструкций, смешение шихтовых материалов, изменение химического состава руды, влажности и зольности кокса приводило к расстройству технологического хода печи.
Что требовалось: сократить суммарные годовые потери мощности из-за технологических расстройств, которые составляли порядка миллиона долларов.
Решение: внедрен цифровой советчик, который в режиме реального времени получает данные из автоматизированных систем управления, анализирует электрические параметры печи, расположение электродов, ступеней напряжения, химический анализ шлака и другие параметры. Программа делит процесс плавки на стадии, прогнозирует развитие технологического расстройства и выдает рекомендацию, как его устранить.
Эффект: за год удалось предотвратить порчу 1,5 тыс. тонн хрома и таким образом сэкономить миллионов долларов чистой прибыли.

Типовые проблемы на пути к трансформации

Цифровая трансформация не обходится без сложностей. Согласно исследованию Capgemini и Everest Research Group, свыше 70% предприятий терпят неудачу в попытках внедрить цифровые технологии [источник]. Разберем несколько типичных проблем:

  • Конфликт интересов между топ-менеджментом и руководителями среднего звена
    Первые нацелены на повышение прозрачности, однако на уровне руководителей подразделений нередко возникает желание сохранить «черные ящики» и замолчать проблемы, поскольку для них выгодно избегать внешнего контроля и обеспечивать себе гибкость в принятии решений.

  • Сопротивление изменениям
    Любое нововведение сталкивается с противодействием. Это правило особенно касается цифровой трансформации, которая требует отказа от привычных методов работы и даже определенной ломки в сознании людей.

  • Отсутствие стратегии
    Нередко топ-менеджмент считает, что внедрение любых современных технологий автоматически улучшит результаты компании. На практике это не так, перед цифровой трансформацией необходимо проанализировать все текущие бизнес-процессы и понять, как технологии могут их улучшить.

  • Внедрение без обучения
    Недостаточно выбрать и внедрить определенное программное обеспечение, перед этим необходимо обучить сотрудников, создать для них инструкции, к которым они могли бы обращаться в случае проблем. Так работники будут чувствовать себя уверенней и станут относиться к технологиям как к помощникам, а не конкурентам.

Как правильно подойти к цифровой трансформации

  • Заручиться поддержкой со стороны руководства: топ-менеджмент должен понимать необходимость изменений и поддерживать команду даже в тех случаях, когда она допускает ошибки;

  • Создать кросс-функциональные команды, объединяющие специалистов ИТ и бизнеса: это поможет не скатиться в крайности, когда изменения будут касаться только одной области, но не затрагивать другую;

  • Постоянно обучать команду: сотрудники должны не просто работать с новыми инструментами, а развивать свои навыки в процессе самой трансформации;

  • Оценивать результаты: для эффективного внедрения технологий нужно регулярно отслеживать их влияние на бизнес и корректировать процесс при необходимости.

Выгоды и перспективы цифровой трансформации

Есть разные методы снижения затрат производства, но среди всех прочих цифровизация обладает рядом важных преимуществ. Современные технологии дают возможность:

  • Повысить операционную эффективность;

  • Наладить бизнес-процессы, определить зоны ответственности сотрудников;

  • Предоставить топ-менеджменту аналитику для принятия стратегических решений;

  • Развить узкоспециализированные компетенции персонала.

Расскажите, задумываетесь ли вы о трансформации своего бизнеса, чтобы улучшить его финансовые показатели? Есть ли у вас стратегия и четкий план того, как внедрять новые технологии для повышения эффективности производства продукции?

А если вы осознаете важность цифровой трансформации, но не уверены, как это сделать - пишите сюда. Мы постараемся вам помочь.

Комментарии (1)


  1. 0pauc0
    21.01.2025 21:30

    Вот вроде все по делу написано. Но не покидает ощущение слабых познаний автора в самих производственных процессах, их технологического планирования, планирования выпуска продукции, эффективности технологического оборудования и технологии в целом. Представляется, что вы в вашей команде больше на пиаре специализируетесь.

    Прямо с заголовка и начнем. Эффективность, она либо есть либо ее нет. Как говорил классик, рыба или свежая или нет, не может быть рыбы второй свежести. Также и понятие эффективность, ее нельзя увеличить или уменьшить, она просто есть или ее нет.

    Дальше, пример про размер частиц феррохрома. Ведь явно же после грохота (дробилки) стоят калибры, в которые падают зерна тех или иных размеров? Какая проблема взвешивать емкости под каждым калибром кондовыми весами и при превышении массы негодных размеров выдавать простой сигнал на увеличение/уменьшение расстояния между грохотами, чтобы привести размеры частиц к стандарту. Простой электромеханический автомат, изредка за ним надо присматривать и юстировать. Применяется наверно уже сто лет и прекрасно работает. Нет, надо придумать штуку, которая меряет частицы на лету (как меряет, с какой точностью, легко ли хакнуть датасет используемый при распознавании или что будет если лампа подсветки накроется - известно что - вся партия гранул может накрыться медным тазом). Северсталь, вернее ее собственники и менеджеры, делают все, чтобы убрать профессионалов с производства (с ними же трудно, их надо учить, платить зарплату), не меняют оборудование на современное и производительное, а пытаются такими вот командами ИТшников придумать какие-то эрзацы.

    Пример с внутрицеховой логистикой вообще смешной. В литейных и прокатных производствах транспортировка является частью технологического процесса, ее проектируют вместе с печью и прокатным станом как единое целое. Понятно, что со временем появилась новая номенклатура изделий, и вот, вместо того, чтобы пригласить остатки ВНИИМЕТМАШа и заново сделать проект цеха и оборудования вместе с транспортными потоками, менеджеры Северстали заказывают ребятам, ничего не понимающим в плавке и прокате металла, задачу упаковки рюкзака и расчета кратчайших путей.

    Это все называется попытками за копейки, которые платят таким ребятам, продлить сроки работы уже устаревшего оборудования (ведь на модернизацию денег нет, почти все на запад выведено на виллы и яхты), а то что без циклической модернизации через десяток лет такой цех совсем встанет, им на это плевать (досталось в перестройку за копейки), равно как и на работников, которые без работы останутся.

    И так по всей статье. Команда ребят конечно молодцы, они даже и не догадываются, что их втемную используют, более того, вдалбливают в головы, какие они крутые, и эта их гордость прямо по тексту статьи чувствуется, прямо так статья из газеты Правда.

    P.S. Если что, я вообще не был ни разу ни на одном предприятии Северстали и никакого отношения к ней не имею. Но тенденции и методы подобных собственников по использованию мощностей, которые они получили в перестройку, везде примерно одинаковы - выжать до максимума, потом продать и уехать в теплые края.