Когда-то я работала в найме, и сейчас вспоминаю конфликт оттуда. Моя задача — разобраться в конфликтах, приобрести насмотренность на решения, тогда дальше будет проще. Читайте, если тоже хотите в таком разобраться.

Хочу рассказать историю конфликта с новым руководителем и разобрать, почему некоторые конфликты нельзя решить в конечной точке — только предупредить заранее.

Ситуация

Меняется руководитель. Новый руководитель не доверяет мне как подчиненному. В какой-то момент он объявляет, что будет искать коуча. Через две недели находит его (по рекомендации друзей) и приходит с хотелками: мне нужно ежедневно перекладывать цифры из нашей системы аналитики в эксельку. Понимаю, что задача бесполезная — вся информация уже есть в системе, просто в другом виде.

Руководитель не доверяет и изматывает тупыми задачами. Помогите
Руководитель не доверяет и изматывает тупыми задачами. Помогите

Почему конфликт нельзя решить в конечной точке

Когда коуч уже нанят, пути назад нет. И вот почему:

1. Руководитель уже «в ловушке»:

  • Заплатил деньги за программу коучинга

  • Получил рекомендации от друзей

  • Психологически вложился в это решение

2. Коуч не заинтересован в изменениях:

  • Хочет демонстрировать свою власть

  • Не хочет разбираться в новых системах аналитики

  • Имеет стандартные шаблоны работы со всеми клиентами

3. Я как подчиненный оказываюсь в самой слабой позиции:

  • Мои аргументы воспринимаются как сопротивление

  • Метрики из нашей системы под сомнением

  • Любые предложения альтернатив выглядят как отказ сотрудничать

А что на самом деле происходит?

Главная проблема не в отчетности, а в базовом недоверии. Руководитель:

  • Не доверяет мне

  • Не доверяет метрикам

  • Считает, что «где‑то в других местах лучше»

  • Ищет внешнего эксперта, который придет и всё исправит (хочет ответственность за решения перевесить заодно)

К тому же у руководителя "летят" другие отделы, там постоянно меняются сотрудники. Это усиливает его тревогу и желание усилить контроль.

Когда можно было бы предотвратить эту ситуацию?

Вернемся на два шага назад — к моменту, когда руководитель только объявил о поиске коуча. Кажется, тут ещё можно повлиять на ситуацию. Решение ещё не принято, деньги не заплачены, и есть пространство для маневра.

Что делать?

Сначала я хотела противостоять идее коуча через демонстрацию метрик и результатов. Это бы не сработало — руководитель бы решил, что я прикрываюсь цифрами, а где-то за горами есть результат лучше-больше, просто я в эту сторону не хочу идти. Я бы боролась не с той проблемой.

Как будто нужно не сопротивляться коучу, а возглавить это дело. Вот как бы это выглядело:

1. Признать право на недоверие

"Возможно есть метрики лучше, которые я не вижу. Давайте исследуем этот вопрос вместе.”

2. Открыть карты

«У вас есть гипотезы? А вот мои...»

  • Показать текущие метрики

  • Обсудить направления развития

  • Объяснить специфику нишевого продукта

3. Предложить структурированный подход к выбору консультанта

  • Составить список потенциальных экспертов из индустрии

  • Собрать информацию об их опыте с похожими продуктами

  • Узнать стоимость консультаций

  • Изучить их профессиональные регалии

Почему этот вариант норм?

1. Снимаю сопротивление

Я встану на одну сторону с руководителем. Не он против меня, а мы против плохих метрик.

2. Даю информацию

Руководитель получает структурированную информацию для принятия решения, а не готовое решение, которое нужно или принять, или отвергнуть

3. Предлагаю помощь

Вместо «давайте без коуча» предлагаем «давайте найдем действительно компетентного консультанта, который разбирается в нашей специфике».

Что в итоге?

В моём случае я этого не сделала и ушла из компании. Но анализируя ситуацию сейчас, я вижу, что можно было построить конструктивный диалог именно через признание права на недоверие и помощь в выборе действительно компетентного консультанта. Таким образом, я бы не получила доверие сразу, но консультант был бы на стороне адекватности, а значит и на моей стороне. А еще, если бы я участвовала в коммуникации с консультантом, он бы не пытался продавить авторитетом ненужные действия. Я бы в его глазах была более значима.

Если вам тоже интересна тема конфликтов, подписывайтесь на мой тг-канал: @insightconf. Буду рада вашим историям и кейсам для разбора! Это уже второй разобранный конфликт в коллекции.

Комментарии (19)


  1. WHYTI_25
    23.01.2025 10:33

    Думаю, на моменте того, что изначально взаимодействие построено как "Руководитель -- подчиненный", уже становится странно. Старая и рабская система корпоративного взаимодействия, где уже на моменте обозначений наделяется огромная власть)

    "Ты мой ПОДЧИНЕННЫЙ, значит ПОДЧИНЯЙСЯ моим приказам, и слова не хочу слышать против"

    Поэтому и не люблю особо найм, тк оч часто такое можно встретить, но не везде!)

    Спасибо за полезную статью!


    1. JaneGame
      23.01.2025 10:33

      Ну формально это действительно так, т.к. именно руководитель отвечает за конечное качество продукта/услуги. Другое дело, что грамотный руководитель должен не только командовать, но и постараться хоть немного доверять экспертизе своих сотрудников или, если доверия нет, то постараться разобраться в вопросе.

      Хороший пример - мой текущий руководитель - когда встретились он ничего не понимал в тестировании и первое время от него часто слышались фразы "я же не знаю что вы там проверяете". Со временем дала основы (тест-дизайном не мучила, но общие принципы объяснить удалось), объяснила про сайклы и тест-планы, показала что где смотреть и стало сразу проще и мне (не приходилось постоянно доказывать, что нормально мы тестируем), и ему (всегда мог сам посмотреть и позадавать вопросы).


  1. xSVPx
    23.01.2025 10:33

    Отсутствие доверия - пожалуй единственный 100% флаг, что с людьми дела иметь нельзя никакого. Т.е. тут только либо вы уходите, либо тот к кому доверия нету. (или у кого нету одновременно доверия и способности объективно оценивать ситуацию).

    Эскалировать надо было уровнем выше...

    Наивная идея э, что вам могли бы позволить выбор коуча выглядит не слишком.... хорошей.

    ЗЫ. Если данные уже где-то были, можно было автоматически генерируемый отчёт создать при желании...


  1. profotocor
    23.01.2025 10:33

    Внутренний аутсорс. Нанят новый руководитель направления (бывший сотрудник нового Генерального), особенностей внутреннего аутсорса не знает, но объявил что "Знает как надо!". Результат как-надо:

    • На первом этапе "сухие цифры" в Эксель таблице в качестве отчета по направлению еженедельно! Действия подчиненных: "подчистили" отчеты, стали вместо работы следить за цифрами. Общая результативность бизнес процесса снизилась! По цифрам: ОК

    • На втором этапе - "Вы где-то меня на... (держите за дурака)! Поэтому выливать отчетность из бизнес систем!" Действия подчиненных: "Ещё яростнее стали следить за цифрами!" Результативность съехала ещё больше! По цифрам: всё ещё ОК

    • На третьем этапе (раз всё ещё "ОК") - "Люди должны быть универсальными, внедряем новую систему регистрации заявок. Действия подчиненных: гомерический хохот! По цифрам ...

      ...Продолжение следует...


  1. Ivnika
    23.01.2025 10:33

    ИМХО правильно сделали что ушли. И второе ИМХО - почти наверняка не получилось бы договориться.


  1. acyp
    23.01.2025 10:33

    1. Где гарантия, что Вам дали что-либо выбирать? Консультанта, способ взаимодействия... не важно.

    2. Где гарантия, что Вы - на стороне адекватности? Я, например, постоянно сомневаюсь в своей адекватности и провожу внутренние проверки. Но при этом понимаю, что мог и пропустить...

    3. Я за войну! Есть данные в системе - нехай оттуда вынимает сам при наличии прав (на чтение!). В конце-концов есть такие понятия как образовательный и профессиональный ценз. Не прошел - вали со сцены. Чему меня может научить человек ни дня не проработавший в системе, в которой я работаю ежедневно?


  1. PjaniyAdmin
    23.01.2025 10:33

    Так и не понял чем заниматся спикер и почему ему должны доверять.

    Как делали мы в конфликтной ситуации с начальтсвом (благо коллектив у на был дружный). Пошли по конкурентам и смежникам, принесли оферы с сильно большими предложениями по зп. И спросили начальников "как вы думаете мы чегото стоим?" Поскольку услышали ответ "мы столько не дадим, а ваше мнение мало кого волнует", дружно написали завления :)

    Не надо бодаться с руководством, их просто надо бить по возможности максимально больно - уводя с собой стоящих людей. Но это работает только если вы действительно не плохи как специалист.


  1. kivan_mih
    23.01.2025 10:33

    Очень много слов, но не совсем понятна суть конфликта. Вас попросили выгрузить данные в эксель, а вы отказались?..


    1. omgiafs
      23.01.2025 10:33

      Ловите технаря!


      1. kivan_mih
        23.01.2025 10:33

        На хабре сложно такого не поймать, хотя последнее время ловится и другое, конечно


  1. JungerGinger
    23.01.2025 10:33

    А зачем так переживать за чужой бизнес? Вы же не в доле. Ну наняли дурака, позволили ему так себя вести - ну пусть сами и работают. Овнеры, менеджмент и коуч. Так что всё вы правильно сделали, что ушли.


  1. izoiva
    23.01.2025 10:33

    Как только вижу в тексте тонну мусорных слов, типа "коуч", сразу всё понимаю.

    Ну а по делу, чай не крепостные


    1. Zalechi
      23.01.2025 10:33

      Даже не дочитывал. Какой нафиг тренер, какая нафиг эксель? Куда я попал, — короче… :;)


  1. Vasilij83
    23.01.2025 10:33

    Когда у меня были проблемы с руководством, я просто делал ровно то, что мне говорят, оставляя их ответственными за свои решения. Иногда это заканчивалось увольнением таких руководителей, а иногда начинали прислушиваться, появлялись нормальные рабочие отношения, доверие.


  1. 9241304
    23.01.2025 10:33

    Так и не понял, чем помочь дэвушке)


  1. melodictsk
    23.01.2025 10:33

    К этой ситуации есть такие пословицы: задним умом все сильны; После драки кулаками не машут и т. д. Такие советы не работают, потому что для этого надо обладать компетенциями выше и осознавать все эти действия, а когда так, то и недоверия не возникнет у руководства и как таковой проблемы. Скорее всего человек который сделает все то, что описано в статье уже сам начальник. Поэтому, если вляпался, то обратно вернуть доверие в разумные сроки не получится. Надо менять работу и учитывать допущеные ошибки в будущем.


  1. Silen07
    23.01.2025 10:33

    Не вижу никакой конфликтной ситуации. Пришел новый менеджер, захотел ввести изменения (с точки зрения работника такие изменения могут быть странными). В результате этих изменений появились новые обязанности на которые можно согласиться или не согласиться.

    Если вы знаете как сделать лучше, то почему вы не стали этим менеджером?


  1. aquitch
    23.01.2025 10:33

    Мне одному кажется, что все эти коучи весьма бесполезны? Сколько раз не сталкивался с подобными личностями, а всё одно - нарциссизм, жажда наживы, лицемерие. Может быть действительно толковый человек не пойдёт рассказывать другим как построить успешный бизнес, а просто построит его? Есть у кого опыт, когда коуч принёс реальную пользу?


  1. viktor-b
    23.01.2025 10:33

    Проблема касается низкой самооценки руководителя + низкого уровня компетентности. Данная комбинация становится постоянным генератором "причин". Увы такие деструктивные руководители (раньше их называли ликвидаторами) встречаются. Внешне они ловко создают вид "знающего" человека. Но увы одних знаний в руководстве недостаточно. Требуется достаточный объем, эмоционального и практического опыта. Тему могу развить, но не вижу уместности, для выкладки, темы.

    В целом, с такими руководителями работает хладнокровный аргументированный диалог (в то время, пока он будет вас провоцировать на конфликт), или поиск другого рабочего места (парадоск в том, что после ухода таких руководителей, начинают возвращать старых работников)

    Что касается помощи,

    Если есть цель остаться в данном коллективе (яб не оставался. И простят меня те кому это не по душе), нужно менять отношение к работе. Приготовьтесь к "дичи руководителя" и просто тупо выполняйте его поручения, можете попробовать запросить автоматизацию рутинных поручений, как то, выгрузка в эксель данных. (Меняйте или ситуацию или свое отношение)