Привет, Хабр! Замена звукоснимателей нередко помогает улучшить звучание дешёвой электрогитары, если у неё всё в порядке с играбельностью, строем и стабильностью. Однако гитарные датчики сто́ят денег.
Также можно перемотать катушки, но это означает тысячи витков тончайшего провода — большая работа, которую очень трудно осуществить без специальных приспособлений.
Однако во многих случаях достаточно простой замены магнитов. Также не помешают небольшие усовершенствования темброблока, для которых потребуются отдельные выводы от обмоток. Хамбакеры, которыми укомплектован дешёвый инструмент, скорее всего, лишены этих выводов, но их нетрудно допаять самим.
В предыдущей статье мы рассмотрели и послушали электрогитару Harley-Benton CST-24HB Charcoal Flame с поистине волшебным звучанием.
Во всяком случае, мне показалось, что это — лучшее, на что способны хамбакеры. Конечно, они не заменяют P-90, но последние относятся к отдельному классу гитарных звукоснимателей со своими конструктивными особенностями.
Производители электрогитары Harley-Benton CST-24HB комплектуют её экранированными хамбакерами Roswell HAF.
▍ Что такое P.A.F.?
Звукосниматели HAF и LAF (первая буква означает, соответственно, высокую — «high» или низкую — «low» амплитуду выходного сигнала) от фирмы Roswell получили своё кодовое название в честь культовых винтажных хамбакеров, которые Gibson устанавливал на электрогитары Les Paul, начиная с 1956 года.
На нижней части станины этих инновационных по тем временам датчиков имелась наклейка с надписью «Patent applied for», поэтому они получили прозвище «P.A.F.»
Что интересно, патентная заявка на несколько различных типов хамбакеров, в том числе широкополосный, была заполнена 22 июня 1955 года, но патент, получивший номер US2896491A, был выдан только спустя 4 года, 28 июля 1959.
За эти годы компания Gibson, где работал изобретатель хамбакеров Сет Лавер, успела использовать в звукоснимателях P.A.F. магниты из сплавов ЮНДК — Alnico 2, 3 и 5. «Золотым стандартом» стал Alnico 5.
Вследствие ручной намотки катушек, омическое сопротивление датчика варьировалось в пределах от 7.5 до 9.5 килоом. Главный резонансный пик находился в районе 7.7 килогерц.
Это сделало хамбакеры P.A.F. прекрасно звучащими в широком диапазоне коэффициентов усиления электрогитарного тракта: и на чистом звуке, и с лёгким блюзовым кранчем, и в случае сильно перегруженного, насыщенного и скомпрессированного звучания, идеального для соло.
Эволюция электрогитар и элементов усилительных трактов шла таким образом, что усилители и педали эффектов разрабатывались под популярные звукосниматели. И наоборот, датчики рассчитывались так, чтобы хорошо звучать в распространённые гитарные усилители.
Параметры магнитного поля звукоснимателя влияют на его передаточную характеристику при преобразовании механических колебаний ферромагнитной струны в электрический сигнал. Поэтому замена магнитов в датчиках может кардинально изменить звучание электрогитары.
В 1978 году американская компания DiMarzio начала выпуск хамбакеров под маркой «PAF», звучание которых было максимально приближено к аутентичным звукоснимателям Gibson Les Paul. Как легко догадаться, руководству Gibson это не понравилось, и оно инициировало судебный процесс.
Победа в последнем, однако, досталась DiMarzio, так как срок действия патента Сета Лавера истёк ещё 13 марта 1973 года, и аббревиатура PAF не копировала маркировку Gibson, а всего лишь вызывала ассоциации с ней. Так что сегодня все кому не лень, изготавливают звукосниматели, повторяющие тот или иной набор характеристик P.A.F.
▍ Приступаем к работе
Итак, мне захотелось превратить грубоватое звучание самых дешёвых китайских звукоснимателей на приобретённой в магазине ОЗОН за 6760 рублей новой электрогитаре в нечто более подходящее для блюза, блюз-рока и прочих подобных несверхтяжёлых стилей.
В процессе эксплуатации инструмента выяснилось, что он нуждается ещё в парочке доработок. Во-первых, из выходного разъёма выпадал джек.
Как видим, торец внешней крепёжной гайки находится выше торца трубки гнезда, а должно быть наоборот.
Нужно просто отвернуть два шурупа крепления фигурной пластины, навинтить внутреннюю контргайку дальше по резьбе и затянуть внешнюю гайку. После осуществления этой нехитрой операции джек стал держаться в гнезде просто прекрасно.
▍ Блокируем машинку
Дешёвое тремоло на шести шурупах — это по определению скорее источник проблем, чем дополнительная исполнительская возможность. К тому же, настраивать электрогитару с машинкой, даже хорошей, труднее и дольше, чем в случае фиксированного бриджа.
Дело в том, что сила натяжения каждой отдельной струны растягивает пружины тремоло и, соответственно, ослабляет пять остальных струн.
Ещё добавлю, что древесина деки имеет очень низкую плотность. Огромные годичные кольца и страна происхождения инструмента позволяют сделать вывод, что это «Адамово дерево» павловния, а не абачи — древесина с таким же удельным весом, которую китайцам пришлось бы везти из Африки.
Есть опасение, что пользование рычагом тремоло на деке из такого рыхлого материала способно расшатать шурупы. В общем, единственно верным решением лично на мой взгляд является блокировка машинки.
Для этого требуется ослабить струны, открутить крышку пружинного механизма и максимально затянуть два шурупа, регулирующие его натяжение.
После этого необходимо полностью ввернуть шесть шурупов на лицевой стороне машинки до упора, но не переусердствовать с этим: станина кобылки должна лечь на деку, а не подниматься над ней.
Далее можно натягивать струны и наслаждаться тем, как легко они теперь настраиваются и как хорошо держат строй.
▍ Загадочная субстанция
После снятия звукоснимателей в освободившихся от них полостях деки обнаружилось странное белое вещество, напоминающее засохшую зубную пасту.
Это и есть полировальная паста, аналогичная зубной. В той и другой мелкодисперсный порошок мела выполняет функцию мягкого абразива.
Время — деньги. Чтобы обеспечить экстремально низкую цену, работникам китайской фабрики приходится делать всё очень быстро. Убирать излишки полировальной пасты оказалось некогда.
На мой скромный взгляд, грех обижаться, получив такой перспективный инструмент за такие копейки. Все необходимые доработки можно выполнить самостоятельно, что мы и продолжаем.
▍ Переделка хамбакеров
Перед заменой магнитов следует определить их полярность, что можно осуществить при помощи компаса или простого приборчика на двух цифровых датчиках Холла.
Основания хамбакеров электрогитары Tinar GT500 выполнены из алюминиевого сплава. Дёшево и сердито.
Отрезаем штатный экранированный кабель, оставив небольшой кусочек, избавляем его от внешнего слоя изоляции и разделяем жилы экрана на два пучка, один из которых идёт на «холодный» вывод «нижней» катушки, а другой соединён со станиной.
Отворачиваем четыре шурупчика, крепящие каркасы катушек к основанию.
Теперь можно легко извлечь штатный керамический магнит и установить вместо него новый магнит из сплава Алнико 5. Заземляющий провод припаян к медной заклёпке, установленной в отверстие алюминиевого основания.
Новый магнит чуть тоньше старого. Чтобы обеспечить адекватный прижим магнита к станине хамбакера, можно использовать какую-нибудь упругую прокладку.
Например, в моих запасах нашлись кусочки самоклеящегося войлока, предназначенного для мебельных ножек. Я обычно клею такой материал на дно деревянных корпусов и шкатулок, чтобы не скользили и не царапали поверхности столов и полок.
Одножильный экранированный кабель я заменяю на двухжильный, чтобы иметь отвод от провода, соединяющего две катушки хамбакера. Такого рода отвод принято применять для так называемой «отсечки» — закорачивания «нижней» катушки, превращающего хамбакер в подобие сингла.
Так сделано, например, в «народном лесполе» Harley-Benton SC-450Plus VB Vintage Series. Но мне хочется осуществить нечто чуть более сложное, зато гораздо более интересное.
▍ Модификация темброблока
500-килоомный переменный резистор с функцией «тяни-толкай» имеет две контактных группы на переключение.
При подъёме ручки регулятора тембра «нижние» катушки обоих хамбакеров шунтируются плёночными конденсаторами на 3.3 нанофарада. Для каждой из катушек требуется отдельный конденсатор и отдельная контактная группа.
Применительно к керамическим хамбакерам я называю такую модификацию темброблока «противомутной». У меня она применяется в самодельной котогитаре и кастомизированном вишнёвом даблкате.
Эффект от такого рода частичной отсечки нижней катушки хамбакера с магнитом Алнико 5 не настолько разителен, как в случае с керамическими звукоснимателями. Однако он добавляет в звучание приятные нюансы, обогащая палитру тембров электрогитары.
▍ Параметры звукоснимателей
Нековый хамбакер с маркировкой станины «N-10» оснащён кабелем в чёрной изоляции. Северный магнитный полюс направлен в сторону грифа. Омическое сопротивление 6.22 + 6.22 = 12.24 килоома.
На пластиковых каркасах бобин некового звукоснимателя имеется тиснение «50», а бриджевого — «52». Эти числа обозначают расстояние между первой и шестой струнами в миллиметрах.
Стоит отметить, что при всей дешевизне данного инструмента и явной спешке, с которой его собирали, прослеживается внимание к деталям и знание дела.
Для сравнения, комплект из двух китайских P-90 c маркировкой SLP-CR-BK 2C MU1622-3 дважды заказывался мной у одного и того же продавца.
Как и должно быть, в обоих случаях звукосниматели имели противоположную магнитную полярность, и межцентровое расстояние крайних магнитопроводов некового датчика составляло 50 миллиметров.
Первый раз бриджевый звукосниматель пришёл правильный, 52-миллиметровый. Этот набор был установлен на электрогитару из конструктора в стиле PRS.
При повторном заказе мне отправили комплект с «нековым» расстоянием между магнитоводами бриджевого датчика. Это, казалось бы, мелочь, но она указывает на невнимательность к деталям. Датчики из второй посылки стоя́т на кастомном синглкате «Обсидиан».
Бриджевый хамбакер электрогитары Tinar GT500 имеет маркировку станины «B-10.4» и одножильный экранированный кабель в оболочке красного цвета. Северный магнитный полюс направлен в сторону кобылки. Сопротивления обмоток составляют 6.46 + 6.31, итого 12.77 килоом.
Со штатными керамическими магнитами эти звукосниматели были очень «горячими», «выхлопными». То что надо для тех, кто любит потяжелее. Новые магниты Алнико-5 должны сделать эти датчики просто прекрасными для блюз-рока, инди и так далее. Подтвердится ли это на практике, мы скоро услышим.
▍ Переделываем сингл
Средний сингл направлен северным магнитным полюсом в сторону струн и имеет неожиданно низкое сопротивление катушки 3.88 кОм.
После переделки мне явно придётся максимально приблизить этот звукосниматель к струнам, соответственно, утопив хамбакеры в деку. Зато есть надежда на хорошее «стекло», даже с оттенком акустической гитары.
Ведь низкоомная обмотка должна иметь малую межвитковую ёмкость. То есть, резонансная частота будет высокой, а потери верхних частот в электрическом сигнале — минимальными.
После нагревания при помощи фена для термоусадки штатный керамический магнит отклеился без особого труда.
На фото видно, что пластиковый каркас устроен правильно: нижние витки обмоточного провода почти прилегали к цилиндрическим стальным магнитопроводам, которые я заменяю на отдельные алниковые магниты под каждую струну.
Любители «стреляющих» синглов стараются не использовать экранированные кабели, чтобы не привносить в цепь звукоснимателя лишнюю ёмкость.
Однако я отступлю от этой традиции, чтобы избавить себя от лишних трудозатрат по экранированию полостей под звукосниматели. Тем более, что один из проводов среднего сингла был повреждён, оказавшись зажатым между острым краем керамического магнита и древесиной деки.
▍ Что получилось в итоге
После осуществления вышеописанных нехитрых манипуляций модернизированную гитару можно настраивать, играть и слушать.
Видео на Rutube — Alnico 5
Видео на Youtube — Alnico 5
Лично на мой вкус получилось просто идеально. Крайние положения 5-позиционного переключателя звучат весьма выразительно. Вторая и четвёртая позиции более «воздушны», а третья переводит усилитель в неперегруженный режим. «Тяни-толкай» добавляет интересных и полезных нюансов.
По сравнению с тем, что было до переделки, вообще небо и земля.
Видео на Rutube — керамика
Видео на Youtube — керамика
Если на необитаемый остров можно взять с собой только одну электрогитару, то я выберу именно эту. Она легка, играбельна, универсальна, имеет 24 лада и прекрасный гриф.
Чтобы довести инструмент до такого состояния, потребовались зубочистки, суперклей, магниты, потенциометр «тяни-толкай», а также немного двухжильного экранированного кабеля, самоклеящейся медной фольги, литейного графита и акрилового лака на водной основе. В общем, ничего сверхъестественного и дорогостоящего.
Точные станки с ЧПУ позволили создать прекрасную заготовку, продуманный пенопластовый футляр довёз её в целости и сохранности, а несколько часов работы превратили дешёвый товар в хороший музыкальный инструмент. Это вдохновляет.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?