Привет! Меня зовут Илья, и у меня есть небольшая коллекция сотовых телефонов из 90-х (да, согласен, лучше бы пил). Среди них есть модель Qualcomm QCP-820, выпущенная в 1997 году. Интересно, что в России владельцам этого телефона теоретически могли предъявить претензии за нарушение закона: пользоваться им дома было можно, а вот передвигаться по городу — уже нарушение распоряжения Госкомсвязи.

90-е — время, когда сочетались несочетаемые вещи. Обычно связь бывает либо фиксированной (всё, что на проводах), либо мобильной. Но в России появился третий вариант: на исходе прошлого столетия у нас существовала «стационарная сотовая связь», к которой относили стандарт CDMA (англ. Code Division Multiple Access — множественный доступ с кодовым разделением). Именно его поддерживал телефон Qualcomm QCP-820 (бонусом шла поддержка AMPS).

Балканизация сотовой связи

В 80-е годы, на первом этапе развития сотовой связи, каждая страна стремилась изобрести свой собственный «велосипед». Телефоны работали в разных стандартах, на разных частотах, и все они были несовместимы. С появлением второго поколения сотовой связи — уже цифровой — ситуация начала меняться, но не сразу. Глобализация технологии произошла скорее в начале XXI века, когда всех победил европейский GSM.

Россия начала развивать мобильную индустрию с опозданием от остальной Европы на 10 лет. В первые годы рынок стандартов связи у нас представлял собой лоскутное одеяло из разных технологий. В этом отношении Россия была больше похожа на США, чем на Европу. Наиболее распространёнными были аналоговые стандарты первого поколения — NMT или AMPS, работавшие в диапазонах 450 МГц и 800 МГц. В Петербурге на NMT работала «Дельта Телеком», а в AMPS — «Санкт-Петербург Телеком» (бренд Fora). В Москве были свои операторы — МСС и «Билайн». Более продвинутые пользователи могли подключиться к европейскому цифровому GSM. В Петербурге такую возможность давал «Северо-Западный GSM», а в Москве — МТС. В каждом регионе имелись свои компании, предлагавшие услуги в этих несовместимых стандартах.

Но был ещё один цифровой стандарт — CDMA. По многим параметрам он превосходил конкурентов, и на начальном этапе чиновники возлагали на эту технологию большие надежды, а через пару лет стремились её задушить.

Конкуренция между Европой и США

Технологию CDMA изначально использовали военные. В США в 50-х годах её применяли в системе связи ARC-50, которая использовалась для обмена речевыми сообщениями между военным самолётом и наземными службами, а также для определения расстояния до самолёта. Подобные системы получили распространение в военных спутниковых системах связи. В СССР аналогичные технологии использовались при создании спутниковых систем.

Некоторые находят истоки технологии в патенте Хеди Ламарр, известной голливудской актрисы и изобретательницы. Это отдельная потрясающая история, о которой на Хабре уже писали. Статья о Ламарр

В 1980-е годы компания Qualcomm адаптировала CDMA для коммерческого рынка: сначала разработала систему отслеживания грузовых автомобилей, а затем предложила использовать её для сотовых сетей.

В то время инженеры решали задачу, как в ограниченный частотный ресурс вместить как можно больше пользователей. Сначала придумали делить частоты с помощью сот. Тогда можно было переиспользовать один радиоканал, если клиента обслуживали разные вышки. В Европе решили, что эфир можно поделить на короткие временные отрезки: каждому пользователю дать миллисекунду для разговора и чередовать их. Так никто не заметит прерываний, а канала хватит на большее количество клиентов. Этот подход назывался TDMA (Time Division Multiple Access) и он применялся в GSM.

Qualcomm же предложила пускать все голосовые сигналы на одной частоте, но делить их с помощью кодирования. То есть каналы передачи имеют общую полосу частот, но разные кодирующие последовательности.

В рекламных буклетах суть стандарта объясняли с помощью сравнения с шумной комнатой. Вы находитесь в большом помещении, где много людей говорят друг с другом на разных языках. Ваше ухо улавливает только родной язык, а все остальные разговоры кажутся бессмысленным шумом и не мешают воспринимать информацию. Язык можно назвать кодом, используемым системой CDMA для организации конкретного соединения.

Qualcomm активно развивала и продвигала этот стандарт. У него было даже два поколения. Утверждённый в 1993 году назывался IS-95 (или CDMA One), а в начале XXI века запустили стандарт CDMA2000, который обеспечивал скорость передачи данных уже до 144 кбит/с.

В 90-е годы на универсальность претендовали стандарты CDMA и GSM, но европейцы разработали и построили инфраструктуру раньше и в итоге одержали верх на глобальном рынке. К тому же у Ericsson были свои наработки в этой технологии. Компания несколько лет судилась с Qualcomm из-за CDMA, но всё закончилось миром. В марте 1999 года обе компании достигли соглашения о взаимном лицензировании своих патентов. Это соглашение стало основой для дальнейшего развития 3G.

Судьба CDMA в России

В России технологию CDMA компания Qualcomm презентовала в 1993 году на выставке «Экспоком-93».

Семинар, устроенный Qualcomm для российских специалистов, вызвал большой интерес — его посетили руководители крупнейших предприятий бывшего Министерства промышленности средств связи, а министр связи Владимир Булгак подписал с фирмой Qualcomm соглашение о сотрудничестве.
Источник

Через два года Госкомсвязи РФ выпустил приказ, разрешивший использовать CDMA на частоте 800 МГц. Под это распоряжение стали создавать компании. Первой, кто смог построить сеть и запустить её в коммерческую эксплуатацию, была компания «Южноуральский сотовый телефон» (дочерняя компания «Связьинформ»). Стандарт заработал в сентябре 1997 года в Челябинске.

Затем стандарт начал распространяться по стране. В Москве в 1998 году заработал оператор «Сонет» (входил в холдинг «Система Телеком»). В Ленинградской области в этом формате работала «Петросвязь». В Петербурге в центральных районах оператор Fora построил пять базовых станций, но долго не мог получить соответствующие лицензии. Свой оператор был и в Ростове-на-Дону.

В 1998 году государственный холдинг «Связьинвест» и Qualcomm подписали меморандум о сотрудничестве. Они планировали построить региональные телефонные сети с использованием беспроводного доступа CDMA. Но, как писали в СМИ, после отставки Виктора Черномырдина над стандартом стали сгущаться тучи.

В июне 1998 года Коллегия Госкомсвязи РФ приняла постановление о «Возможности и условиях применения в России технологии CDMA». Согласно этому документу, стандарт следовало использовать только для беспроводного доступа к местным телефонным сетям. То есть такую связь относили к стационарной. Клиенту при покупке выдавали соответствующий документ. Телефон с поддержкой CDMA мог находиться только по определённому адресу.

Кому CDMA была не по душе

Новый игрок мешал другим участникам рынка. Первыми в России заработали сети аналоговой связи. На частоте 800 МГц уже работали в большинстве регионов операторы AMPS. Они были возмущены, что государство стало отказываться от заявленного в начале 90-х принципа — «один стандарт – один оператор», который определил ландшафт индустрии мобильной связи. «Ассоциация 800» выражала своё недовольство.

Недовольны были также NMT и GSM-операторы. Поскольку связь у нового игрока была дешевле и более защищённой, от него требовали повышения цен. Противостояние могло выливаться даже в судебные разбирательства. По крайней мере, одно такое курьёзное разбирательство нам известно.

Борьба с мобильностью пользователей

В Ростове-на-Дону «Ростовэлектросвязь» подала в суд на местного оператора CDMA. Поводом послужила реклама, где фигурировала девушка, звонящая по «аппарату исключительно для домашнего пользования» из автомобиля. Как так!? Журналисты попросили прокомментировать дело представителя «Сонета». Глава оператора Михаил Сусов ответил так: «Может, она живёт в машине — вот и стандарт фиксированный...». Чем дело закончилось, неизвестно.

«Сонет» тоже был вынужден оправдываться. 30 марта 1999 года оператор собрал в Москве пресс-конференцию, на которой гендиректор Михаил Сусов объяснял журналистам, что всему виной недисциплинированные клиенты. Всем пиарщикам на заметку. Якобы оператор всё делает по закону — предлагает исключительно сервис стационарного абонентского радиодоступа, но вот оборудование позволяет применять абонентские терминалы в мобильном режиме, и клиенты этим пользуются. Управы на них нет.

Технологические основы оборудования не позволяют «закрепить» абонента за определённой базовой станцией (БС), поэтому оператор никак не может «зафиксировать» своего клиента в какой-то определённой точке. Тем не менее, подчеркнул он, компания оказывает услуги с привязкой номера к конкретной географической точке и гарантирует качественную связь только в этой точке.
Источник

Михаил также отметил, что компания провела исследования и доказала, что никаких помех для других в диапазоне 800 МГц его клиенты не создают. «Билайн» может быть спокоен.

«Сонет» против Минсвязи

Отнести мобильный стандарт в категорию стационарной связи — это ещё полбеды. На следующий год Госкомсвязь отдельным приказом запретила ввоз телефонов CDMA в Россию. Формально телефон Qualcomm QCP-820 нельзя было ввозить в страну.

Кроме того, регулятор на частоте 800 МГц искусственно ограничил скорость передачи данных: выше 14,4 кбит/с было нельзя. Хотя операторы CDMA готовы были инвестировать в переход к стандарту CDMA2000, который обеспечивал более высокие скорости передачи данных. Даже судились по этому поводу.

Но чиновники решили, что на CDMA2000 пусть лучше переходят операторы устаревшего стандарта NMT на частоте 450 МГц. Так в 2002 году в Петербурге и Ленинградской области по этой технологии стала предоставлять связь «Дельта Телеком», которая сменила бренд на «Скай Линк». Этот путь, как показало время, оказался тупиковым.

Представители «Сонет» заверяли, что для CDMA лучше подходит 800 МГц, что их «оборудование отличается от подобных систем для диапазона 450 МГц (CDMA-450), по большому счёту только частотными фильтрами». При этом для диапазона 800 МГц на рынке присутствует несоизмеримо больший ассортимент трубок стандарта CDMA2000. Но решение было принято, и «Сонет» уже никто не слушал.

Операторы CDMA не смогли выбиться в лидеры. В целом в 1999 году на них приходилось чуть более 1% пользователей сотовых сетей в стране.

В начале XXI века чиновники решили передать частоту 800 МГц на нужды цифрового телевидения и заявили, что продлевать лицензии не будут. Кроме CDMA на этой частоте работали десятки региональных операторов AMPS. Последние пролоббировали, чтобы им взамен дали лицензии на GSM на частоте 1800 МГц. А вот CDMA не получили такого бонуса. Интерес инвесторов к этой технологии быстро угас.

«Сонет» перестал предоставлять услуги связи в 2005 году, а в 2008 — стал частью «Скай Линка». Самая первая CDMA-сеть в стране в Челябинске закрылась в 2011 году.

Телефон Qualcomm QCP-820 теперь может только пылиться на полке и напоминать о былой бурной истории мобильной связи. Другие истории про прошлой технологий связи можно посмотреть у меня в телеграм-канале

Комментарии (1)


  1. nixtonixto
    08.02.2025 14:57

    CDMA2000, который обеспечивал скорость передачи данных уже до 144 кбит/с

    Вообще-то 153 кб/с, а EV-DO в Беларуси давал до 2,5 Мб/с в ту эпоху, когда GSM-конкурент EDGE ограничивался на 384 кб/с. И кстати в Беларуси звонки в CDMA2000 внутри сети были бесплатны и входящие, и исходящие - в это время в России происходил переход к бесплатным входящим, что у нас вызывало усмешку. Поэтому CDMA2000 был популярен в офисах, но всё равно умер, уперевшись в невидимую стену из пары сотен тысяч абонентов...