Или почему я считаю, что про фасилитацию нужно знать всем.
Курс по фасилитации я прошла еще в далеком 2020 году благодаря тому, что мой менеджер убедила меня в том, что это точно пригодится. Валя, если ты это читаешь, спасибо тебе!
Фасилитация — это процесс, в ходе которого нейтральный или не найтральный фасилитатор помогает группе работать эффективно, обсуждать идеи и принимать решения. Фасилитатор не участвует в обсуждениях и не высказывает своего мнения, но управляет процессом общения. Он помогает участникам сосредоточиться на цели встречи, направляет обсуждения, обеспечивает, чтобы каждый мог высказаться и предотвращает отклонение от темы. Роль фасилитатора — создать конструктивную атмосферу и помочь группе прийти к общему результату, будь то решение проблемы или принятие важного решения. В нашем неидеальном мире фасилитатор может участвовать во встречах, но это, конечно, не всегда просто. Я предлагаю взять полезные практики и сразу же начать использовать их в работе.
Фасилитация значительно упростила мою работу сначала как QA, затем как QA Lead и Engineering Manager. Давайте сразу перейдем от теории к практике, где я использую фасилитацию.
1. Любая рабочая встреча
Чтобы встреча была продуктивной, а не просто потраченным временем, к ней нужно подготовиться заранее — это одно из основных правил фасилитации. Вот как я это делаю:
-
До встречи:
Формулирую цели встречи и ожидаемый результат. Я и все участники должны понимать, зачем мы собрались и с каким результатом хотим выйти.
Подготавливаю аргументацию, фактуру, вопросы, графики и все, что поможет быстро дать контекст и удержать внимание участников.
-
В описании встречи указываю:
Цель встречи
Все необходимые материалы и информацию
Ожидаемый результат
Это важно, чтобы участники могли подготовиться. Я напоминаю на встрече, что вся информация уже в приглашении.
-
На встрече:
В самом начале повторяю цель встречи, даю краткий контекст и четко обозначаю результат, к которому стремимся.
Во время обсуждения напоминаю об итогах, если разговор отклоняется.
В конце повторяю, к чему пришли, и проверяю, достигли ли цели встречи.
После встречи отправляю фоллоу-ап.
Честно! Встречи проходят гораздо эффективнее, если следовать этим правилам.
2. Дейли
Сначала нужно определить, зачем нужна эта встреча. Неожиданно, правда? Разные команды преследуют разные цели. Для кого-то дейли — это просто сбор апдейтов для менеджеров, а для других команд — это возможность для всей команды понимать, чем занимаются коллеги, подхватывать проблемы и решать их быстрее.
Важно: определите, зачем дейли существуют в вашей команде.
Дейли, как и другие встречи, имеют свой формат и цель. Соблюдайте его и выносите отдельные вопросы, которые мешают вам достичь цели встречи.
Также следите за временем. Ценность времени — одна из основ фасилитации. Если вы не можете следить за временем, назначьте "смотрителя за временем", который поможет не выйти за рамки.
И не забывайте держать обещания. Если на дейли пообещали обсудить что-то в отдельном треде — сделайте это. Несоблюдение договоренностей может повлиять на проактивность и доверие в команде.
3. Груминги
Одна из важнейших задач фасилитатора — проведение мозговых штурмов. Груминг — это один из видов мозгоштурма.
-
Перед грумингом:
Определите цель встречи. Разные команды могут преследовать разные цели, например, оценка задачи, выработка более дешевого решения или выделение MVP.
Проговорите цель с командой.
-
В ходе груминга:
Слушайте участников, поддерживайте проактивность, мотивируйте их высказывать идеи и мнение. Это важно для эффективной работы команды.
В конце встречи, как и на любой другой, сверяйтесь с целями: достигли ли мы того, чего хотели?
На самом деле это всего лишь малая часть того, как можно применять фасилитацию. Важно помнить главное: цени свое время и время своих коллег. Время — самый ценный ресурс, который у нас есть. ?
Xokare
@moderator
Дубль https://habr.com/ru/articles/883742/