Всем привет! Меня зовут Юлия, и уже 6 лет я занимаюсь тестированием. За свою карьеру я успела принять участие в разных проектах компаний от стартапов до гигантов индустрии, тестировала бэк, фронт, мобилки, веб и даже устройства интернета вещей, успела дорасти до тимлида и начать осваивать автоматизацию.
В этой статье я поделюсь своим опытом QA-инженера и расскажу о самых распространенных ошибках, которые могут убить ИТ-продукт на корню. Я собрала примеры из реальной жизни, чтобы показать, как даже самые мелкие недочеты могут обернуться огромными проблемами.

Все хотят успешный ИТ-продукт. Но создание успешного ИТ-продукта – это настоящее искусство, требующее от команды не только технических навыков и софт скилов, но и глубокого понимания потребностей пользователей. Правда убить продукт намного легче, чем сделать качественный. Далее расскажу, какие методы убийства я встречала чаще всего. В конце составила чек-лист, как спасти ИТ-продукту жизнь…
Итак
Методы, которые могут погубить продукт
Начну с моего любимого – отсутствие тестирования.
У каждого из вас наверняка найдется по парочке примеров, когда проверить бы стоило, но увы, не стали. Я начну с истории на реальных событиях. В одном банке жил-был проект для сотрудников. Суть простая – сотрудник авторизуется, попадает на лендинг с выгодными предложениями и акциями для клиентов и в течение дня предлагает оформить эту выгоду всем, кто попадется под руку.
Естественно, на это завязано куча метрик и рекламных компаний, и, естественно, уже прорисованы и выведены на большие мониторы красивые графики. Но в один из понедельников почему-то графики не показали никакого прогресса, а почта саппорта была переполнена письмами от сотрудников…
Почему? А потому что вечером в пятницу, часам к 11, один бэкенд разработчик, назовем его Михаил, решил, что нет смысла писать тестерам и терять время. Он сделал MR и трое других разработчиков на удивление быстро дали апрув. Закрыв глаза на то, что релизить в пятницу вечером – плохая примета, Михаил ушел заниматься своими делами, а в понедельник обнаружил что его изменения повлияли на политику антифрода и 90% сотрудников было заблокировано. Система не была готова к такому повороту событий, и следующие три дня QA, менеджеры и саппорт разблокировали каждого в ручную. Было потрачено три дня на то, чтобы разобрать последствия, и еще почти две недели, чтобы окончательно исправить эту проблему.
А можно было просто дождаться понедельника и повесить задачу на QA, верно?)
P.S.: тогда мы с юмором отнеслись к случившемуся, потом всей командой скинулись и сделали нашему разработчику кастомную футболку с тематическим принтом, он с гордостью ее носил))
Следующий метод заруинить проект, не менее веселый – это…
Чрезмерная или недостаточная документация. Слишком много документации в ИТ-проекте может вызвать проблемы. Команда тратит время на написание и обновление документов вместо того, чтобы работать над самим проектом. Это путает, так как сложно найти нужную информацию, особенно если пространство организовано неправильно. Из-за этого команда может медленнее реагировать на изменения и допускать больше ошибок. Но это не значит, что нужно вообще отказаться от документации и поручить все ценные знания самому старому сотруднику.
Можно сколько угодно ругать такое проявление бюрократии, но и игнорировать ее плюсы огромная ошибка. Почти такая же фатальная, как релизиться в пятницу вечером.
Давайте приведу пример:
Компания запустила продукт, и он довольно успешно работал на территории России. Команда этого продукта была крепкой и слаженной, но ее жизненный цикл постепенно пришел к завершающей стадии (про эти стадии можно почитать для начала тут). В команде сменился каждый, и самым последним ушел проджект менеджер – главный источник информации. Но продукт продолжал работать на той же скорости что и раньше, пока все хорошо.
Руководство посмотрело на это и решило, что пора выходить на новый уровень, –покорять СНГ. В команду пришли новые люди. План простой: переиспользовать все наработки и запустить сразу две страны. Но оказалось что никто из прошлой команды не оставил после себя никаких документов, инструкций или полезных артефактов. Все обсуждалось в чатах, где и потерялось. В итоге план “туда-сюда миллионер” не удался, а переиспользовать удалось только идею, но не сами наработки.
Идеальный вариант для меня: когда бизнес-аналитик исследует фичу и фиксирует требования в единой спеке, по которой ориентируются все члены команды: и дизайнеры, и разработчики, и qa. Конечно, такое есть не везде, но в идеале важен баланс между чрезмерной и недостаточной документацией, и именно эта роль, на мой взгляд, создает этот баланс… .
Неправильный выбор технологий. Устаревшие технологии плохо: тяжело поддерживать продукт, возможности ограничены. Взяли абсолютно новый, но малоизвестный фрейм – плохо: у него нет достаточной документации и сообщества. В результате возникают сложности с поиском решений для возникающих проблем. Приведу самый простой пример – корпоративный мессенджер. Есть много аналогов, которые решают одну и ту же проблему. Сперва нужно понять, нужны ли нам видеовстречи, возможность создавать каналы, ставить реакции на сообщения, видеть когда пользователь онлайн и прочее. И уже потом, исходя из наших требований, выбирать технологию.
Подход к выбору должен быть прагматичным, ориентированным на конкретные цели и потребности. Не поддавайтесь ни модным тенденциям, ни ностальгии по прошлому.
Например, Telegram — не лучшее решение для внутренней корпоративной коммуникации.
Существуют как очевидные проблемы:
отсутствие SSO (логина через корпоративную учетку)
слабые возможности по обеспечению безопасности
невозможность централизованного поиска сотрудников по имени
Так и более тонкие, которые становятся заметны только с опытом:
отсутствие поддержки внутренних ролей и тегов (команд, гильдий, лидов)
невозможность задать единые стандарты наименования и организации чатов
отсутствие глубоких интеграций с другими корпоративными сервисами
слабая система прав доступа на создание и управление контентом
неудобная работа с оргструктурой
отсутствие из коробки набора полезных ботов и автоматизаций
Но, думаю, главный недостаток — невозможность эффективно доносить важную информацию до всей компании. В Telegram невозможно выстроить каналы массовой коммуникации так, чтобы они были одновременно централизованными, структурированными и не утопали в шуме. Универсальный чат на 100+ человек быстро становится бесполезным: уведомления сразу же отключают из-за флуда и хаоса. Результат — бесконечное размножение мелких групп, где каждый раз собирается новый состав и информация теряется. Какой выход? Только искать альтернативы привычному.
Банальная мысль, но ключевым является достижение оптимального сочетания между актуальностью и практичностью.
Игнорирование обратной связи.
Без диалога с клиентами растет риск потерять связь с их реальными потребностями. Представление вашей команды может сильно расходиться с тем, что ценят пользователи. Чем это грозит? Очень просто: трата ресурсов на ненужные функции, отрицание, гнев, торг, депрессия и, наконец, открытый документ со статистикой клиентских обращений, но может быть уже поздно.
Важно понимать, что с ростом популярности продукта вычленить полезную обратную связь станет гораздо тяжелее, если неправильно к ней относиться. Уже не получится дать простую коммуникацию с вопросом “Все ли вам нравится?” и вариантами ответов "Да" и "Нет". Аудитория шире, а значит качество аудитории ниже. Чтобы достучаться до всех сегментов, придется использовать более хитрые метрики, расширять штат техничекой поддержки, более тонко размечать данные по тематикам обращений и проблемам, возможно, прибегать к разметке с помощью искусственного интеллекта. На первых порах это дороже и сложнее.
Например: большой проект, B2B или даже B2G, большие объемы, масса настроек сервиса в личном кабинете клиента. Сделано недостаточно интуитивно. Все, что клиент не понял, кажется ему багом, он идет и говорит вам об этом. А вы объясняете: это не баг, а фича! Объясняете снова и снова, но продукт от этого удобнее не становится. А теперь представьте, потенциальный клиент пообщался с действующим, узнал что фичи не делают по запросу и не стал подключаться, а после и действующий ушел к конкурентам, которые учли его потребности.
Так что не игнорируйте своих неравнодушных пользователей! Иначе продукт быстро станет не востребован. Как итог: работа в стол, открытое резюме на hh.
Человеческий фактор
Люди вечно норовят упросить, сделать иначе, обойти правила и процессы, подмять их под себя. Но в этом есть и плюсы: например развиваются когнитивные способности, человек растет как личность и как профессионал, и это неминуемо развивает и проект, в котором он участвует.
Думаю, это не новость, что работа над проектом — это ежедневное тушение пожаров, причем они появляются там, где не ждешь. Когда я работала в одном крупном бигтехе, к нам пришли ребята из соседнего проекта и вскользь упомянули, что переписали свои основные api, но нас это не коснется. Никто не придал этому значения, потому что уже намечался кодфриз и новогодние корпоративы. Почему-то я решила проверить, все ли хорошо с нашей интеграцией, и поняла что в своем фиксе ребята не учли особенности нашего продукта, и буквально через сутки все полетит: запросы будут уходить просто в пустоту, клиенты начнут массово атаковать своих менеджеров и поддержку, наши графики устремятся вниз, бизнес просядет. Сложно переоценить значимость этого недочета. Срочно была собрана опергруппа, которая несмотря на разницу часовых поясов и бэклог потратила ночь на починку интеграции.
Человеческий фактор влияет порой как в негативную сторону (помните Михаила, который наплевал на все суеверия в пятницу?), так и в позитивную (как, например, навязчивое желание перепроверить что-то лишний раз и спать спокойно)....
Сочетание эмоциональной зрелости, развитых социальных навыков и умения выстраивать эффективную командную работу стало залогом успеха в данной ситуации и сыграет не последнюю роль в будущем.
И последний пункт, но не по значимости, а тем более не по моей симпатии:
Фиксация на идеале. Да, Михаил из примера про тестирование, был не прав, что немного поторопился с релизом, но что если бы команда ушла в другую крайность? Тестировщики бы придирались к каждому пикселю, а команда разработчиков стремилась создать идеальное приложение, уделяя внимание каждой мелочи. В результате проект затянулся бы на годы, и в конечном итоге они так и не выпустили продукт, так как всегда находили что-то, что можно улучшить.
К счастью у меня нет такого примера из жизни, потому что реальность бизнеса не позволяет нам быть чрезмерными перфекционистами.
Вывод
Слово человеческое по дефолту означает не идеальное.
Так как любой ИТ-продукт делают люди, фокус стоит держать именно на них, ведь при грамотном подходе они могут сделать вас лучшим игроком на рынке, но верно и обратное утверждение.
Давайте еще раз вспомним, что поможет нам убить хороший продукт.
Не тестировать код
Тестирование — это для слабаков! Настоящие разработчики пишут код и надеются на лучшееПубликовать релизы в пятницу вечером
Никто не будет работать над исправлениями до понедельника, все хорошенько отдохнут! Суеверия для дураковЧрезмерная документация
Напишите столько документации, чтобы пользователи не поняли, зачем они пришли к вашему продукту, а тестировщики забыли что вообще нужно проверить
Пусть они потратят часы на чтение вместо проверки!Использовать устаревшие технологии
Зачем обновлять? Они работали когда-то, значит, будут работать и сейчасИгнорировать отзывы пользователей
Зачем слушать тех, кто использует продукт? Это ведь мы его сделали, значит знаем, что для них лучшеОбвинять друг друга при любых проблемах на проекте
Потому что гораздо важнее найти крайнего, а не решить проблему
Этот чек-лист был создан в шутливом ключе. На самом деле, успех вашего ИТ-продукта — это не просто игра в слова и цифры. Он зависит от внимательности к вашим пользователям и коллегам, от того, как вы слушаете их голоса и учитываете их потребности.
Предусмотреть все на свете невозможно. Именно для этого и существует тестирование — ваш компас в мире хаоса, а постоянное стремление к улучшению — это парус, который ведет вас к новым горизонтам. Верьте в свою команду, учитесь на ошибках и помните: каждый успешный продукт начинается с искреннего желания сделать жизнь пользователей лучше. Берегите свои идеи…!
P.S. Шутки шутками, но помните, вечер пятницы дан нам не для релизов!
Abel_Talaev
Обратная связь, моё любимое, когда обратную связь собирают с менеджеров, а не с клиентов, не хотят создавать каналы связи с клиентами(почтовый ящик хотя бы), понимаю проблема в В2С, но В2В клиентов меньше, продукт становится не конкурентным и основанным на пожеланиях пользователей, а чьём то субъективном мнении, по мне это самый крепкий и основной гвоздь в крышку гроба проекта.