
BIM (информационное моделирование зданий) — подход, который позволяет создавать цифровые копии объектов ещё до того, как они будут построены. Применяется при строительстве дорог, мостов, гражданских и промышленных объектов. С прошлого года использование BIM-технологий стало обязательным для застройщиков, занимающихся капитальным строительством. А с января 2025 года на эти технологии должны перейти и при возведении малоэтажных домов. В этой статье мы расскажем о некоторых масштабных проектах, реализованных в нашей стране с использованием технологии BIM.
Кратко о том, что такое BIM
BIM (Building Information Modeling) — это не просто трёхмерная визуализация, а многоуровневая система, которая объединяет геометрию, данные о материалах, инженерных системах, сроках и бюджете. Модель функционирует как живой организм: изменение одного параметра автоматически корректирует связанные элементы. Например, если архитектор увеличивает толщину стены, система пересчитывает нагрузку на фундамент, обновляет смету и график работ.
Основные компоненты BIM-модели:
трёхмерная геометрия — точная виртуальная копия объекта;
материалы и конструкции — данные о типах бетона, стали, утеплителя, параметрах фундамента, стен, перекрытий;
инженерные системы — схемы вентиляции, отопления, водоснабжения, электросетей;
временные параметры (4D) — график строительства с привязкой к этапам;
финансовые расчеты (5D) — автоматизированная смета, учитывающая изменения в проекте;
эксплуатационные данные (6D) — информация для управления объектом после сдачи.
Пока ещё не все российские застройщики активно используют эти технологии, однако уже есть примеры успешно реализованных проектов, в которых BIM применялся на всех стадиях: от разработки проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. Рассмотрим некоторые из них.
Крымский мост
Местоположение: Соединяет Таманский полуостров (Краснодарский край) и Керчь (Крым).
Длина: 19 км.
Маршрут: Таманский берег — дамба — остров Тузла — Керченский пролив — Крым.
Мост через Керченский пролив — самый длинный в России. Он состоит из четырёхполосной автомобильной дороги и двух линий железнодорожного пути, которые расположены параллельно друг другу.
Для судов, проходящих по проливу, сделан специальный арочный пролет под мостом высотой 35 метров и шириной 227 метров.
Строительство моста было сложной задачей из-за геологических, сейсмических и метеорологических особенностей Керченского пролива. Глубина погружения свай достигала 94 метров. Это связано с толстым слоем илистых отложений, сквозь которые нужно было пройти и закрепиться в плотном, надёжном грунте. Для усиления сейсмостойкости сваи устанавливали не только вертикально, но и под углом. Всего было смонтировано 288 опор, на которые ушло более 100 тысяч тонн металлоконструкций.
Под пролётами автодорожной части установлены шок-трансмиттеры (устройства, которые защищают конструкцию от колебаний, вызванных землетрясением). Мост может выдержать сейсмическую активность до 9 баллов.
В строительстве участвовало более 10 тысяч человек (в пиковые периоды — более 15 тысяч) и около 220 предприятий.
Крымский мост, построенный за рекордные 3,5 года, выдерживает нагрузку до 13 тыс. тонн.


БЦ Лахта-центр
Местоположение: Санкт-Петербург, Приморский район.
Высота: 462 м (87 этажей).
Лахта-центр — это самое высокое здание в России и Европе. Силуэт башни символизирует пламя. В плане она выглядит как пятиконечная звезда, лучи которой расходятся от центра и образуют спиралевидную форму. На каждом этаже пять крыльев башни поворачиваются на 0,82 градуса вокруг своей оси. Получается общий поворот на 90 градусов по всей высоте здания.
Для оформления фасада башни использовали холодногнутое стекло. Благодаря этому удалось создать гладкую спиралевидную поверхность, которая отражает небо и облака. Она состоит из 16 505 панелей (изогнутых параллелограммов) создающих эффект мерцания. Площадь каждой из них около 11 м², а вес — почти 740 килограммов.
В 2015 году был установлен мировой рекорд по скорости заливки фундамента. За 49 часов залили 19 624 кубических метра бетона. Этот результат зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. Фундамент опирается на 264 буронабивные сваи диаметром два метра и глубиной бурения 72 и 82 метра.
Лахта-центр получил международный экологический сертификат LEED Platinum. Сертификация достигнута с помощью рекуперации тепла, солнечных батарей и системы сбора дождевой воды.
Уникальные объекты внутри:
Планетарий с проекцией разрешением 8К на 100 мест.
Смотровая площадка на высоте 360 м на 83-86 этажах.
Многофункциональный зал с подъёмным полом Spiralift.
Научно-образовательный центр площадью 7000 м².
Амфитеатр на 2000 мест.
Проект, в котором нет одинаковых этажей, считается одним из самых сложных и уникальных среди всех небоскребов мира. Решить сложные задачи проектирования удалось с помощью современных BIM-технологий и параметрического проектирования.


ВТБ Арена
Местоположение: Москва, Петровский парк.
Площадь: 210 тыс. м².
Комплекс возведён на месте легендарного стадиона «Динамо» и является частью проекта «ВТБ Арена парк».
В состав входят:
Ледовая арена с трибунами на 12 273 места.
Футбольный стадион им. Льва Яшина, вмещающий до 25 716 болельщиков на матчах и до 33 тыс. зрителей на концертах.
Уникальная ледовая площадка с тремя конфигурациями: европейской (60×30 м), финской (60×28 м) и канадской (60×26 м).
Под трибунами скрыты торговый центр «Арена Плаза» и подземный паркинг на 719 автомобилей.
Проект реализован компанией «АРМО-Групп», удостоенной премии PROESTATE AWARD за инновационный подход к интеграции спорта, коммерции и урбанистики.


Дворец художественной гимнастики Ирины Винер
Местоположение: Москва.
Площадь комплекса: 25 700 м².
Эта спортивная площадка — одна из лучших в мире по технологическим и организационным возможностям. Индивидуальный проект Дворца гимнастики разработан с применением BIM-технологий.
Архитектурные решения:
Кровля, имитирующая пластику гимнастической ленты, создана из гнутых алюминиевых панелей (15 200 м²).
Фасад с панорамным остеклением высотой 26 м, дополненный 202 светильниками и 85 светодиодными лентами для динамичной подсветки.
Интерьеры вестибюлей украшены мозаикой в «русском стиле» с акцентами на цветочные мотивы.
Умная платформа Building Management System (BMS) управляет климатом, освещением и безопасностью, позволяя настраивать сценарии под разные мероприятия — от тренировок до международных соревнований.


Большая кольцевая линия (БКЛ) Московского метро
Протяженность: 70 км.
Количество станций: 31.
Глубина: до 40 м.
БКЛ — самая протяжённая линия метро в Москве и одна из самых длинных в мире. Она полностью находится под землей и соединяет все радиальные ветки. Это 28 новых и 3 реконструированных платформы. С них можно сделать пересадку на 20 станций других веток столичного метро, 8 пересадок на Московские центральные диаметры, 3 на Московское центральное кольцо.
Линию построили за 10 лет. На каждой станции работы велись в среднем 2-3 года. В строительстве участвовало 11,5 тысяч человек в день.
Все станции БКЛ имеют индивидуальный дизайн. В оформлении использовали материалы, которые ранее не применялись в архитектуре метро: пластичный стеклофибробетон и кварцевый агломерат — искусственный материал, который по многим параметрам превосходит природные мрамор и гранит.
Также на некоторых станциях есть элементы монументального искусства:
скульптуры — на «ЦСКА»;
панно — на «Электрозаводской»;
барельефы — на «Давыдково»;
мозаика — на станции «Нагатинский Затон».
BIM использовали для проектирования сложных подземных сооружений, минимизации рисков, связанных с прокладкой тоннелей под существующими зданиями и коммуникациями, а также для координации работы различных проектных групп, отвечающих за архитектуру, конструкции и инженерные системы.


Промышленные проекты, где успешно применили BIM-технологии
Уралэлектромедь
Крупнейший российский производитель меди, драгоценных металлов (золота, серебра), медного купороса и стальных конструкций, начавший масштабную программу цифровой трансформации в 2019 году.
Первым проектом с использованием новых BIM-технологий стала реконструкция цеха подготовки сырья. Сначала цех отсканировали трёхмерным сканером, создав облако точек. Затем это облако совместили с существующей трёхмерной моделью цеха, созданной по старым чертежам. Сравнение показало расхождения между реальными размерами цеха и данными чертежей, особенно в расстоянии между балками. Это позволило избежать ошибок при монтаже новых сэндвич-панелей.
При проектировании новых инженерных сетей (вентиляции, отопления, водоснабжения) BIM-модель помогла обнаружить пересечения трубопроводов и других коммуникаций, что позволило избежать переделок.
В BIM-модель добавили информацию об оборудовании и инженерных системах, чтобы механики цеха быстрее находили нужные данные для ремонта и обслуживания.

Коченевский нефтеперерабатывающий завод
В 2016 году на нефтеперерабатывающей станции в поселке Коченево (Новосибирская область) началась масштабная реконструкция. Станция занимала 6 гектаров, но её оборудование уже не справлялось с нагрузкой.
BIM-технологии использовали для:
демонтажа старых конструкций;
проектирования новых элементов;
размещения оборудования;
создания цифровой модели всего комплекса с информацией о каждом элементе.
Для этого старые двумерные чертежи из AutoCAD перевели в трёхмерные модели в Autodesk Revit. BIM-модель сразу выявила пересечения трубопроводов с колоннами и балками. Эти коллизии исправили до начала стройки.
Вместо ручных замеров тысяч труб использовали трёхмерный сканер. Данные обработали в Autodesk ReCap и перенесли в Revit, создав точную виртуальную копию станции.
BIM помог устранить конфликты в коммуникациях и ускорить монтаж. Модель была разделена на части (оборудование, конструкции, системы), что упростило поиск ошибок и координацию работ.

Заключение
BIM в России перестал быть экспериментом, и превращается в рабочий инструмент для прорывных решений. Его применение не только сокращает риски и сроки строительства, но и задаёт новые стандарты для отрасли.