Почему это иногда работает, и где этим стоит пользоваться.
Если быть честным, то для меня самого этот случай был хорошей открывалкой для наивных глаз.
После этого случая мой взгляд на систему мотивации сотрудников изменился и кардинально, и вот почему – он идет в глубокое противоречие с тем, что и про что довелось читать в разного рода мотивационных или управленческих книгах, слушать на семинарах по управлению персоналом и проектами. Тезисы про "мы команда", "назначение", "внутреннюю мотивацию" - это все хорошо, но… это не все, иногда совсем не все.
Тут, на Habr, в том числе, пролетало не мало статей, где был отсыл к пирамиде потребностей Маслоу – да, увы, она тоже работает. Говорить о внутренней мотивации можно только тогда, когда базовые потребности закрыты… но иногда и она не работает, т.е. мотивация не всегда работает, даже при удовлетворенных базовых потребностях. Нужно что-то большее и правильно поставленные цели - может быть двигателем в развитии…
Но… помните, количество метрик, которыми вы собираетесь управлять компанией, должно быть разумно…
Но давайте прыгнем немного в очень даже реальную историю
Когда-то, ужа давно, когда и я был молодым, и трава была зеленее, довелось работать в консалтинге (я в общем-то и сейчас в нем, но в другом и в другом амплуа).
Тогда это был жесткий технический консалтинг, иногда работа в центрах обработки данных, иногда в бункерах под землей, иногда в жутких серверных комнатах. Было это на закате волны дот-комов. Наша команда занималась внедрением достаточно специфического решения, которое хорошо продавалось, но требовало очень глубоких знаний продукта. Это было сложное решение и людей, знающих его особенности было мало. Работать приходилось подолгу и не всегда в простых условиях. Тогда удаленка была еще редкостью. Тем, кто помоложе, везет – можно много чего сделать не вставая с дивана. Тогда это было невозможно, или почти невозможно. Для того решения, прежде чем начать использовать удаленку нужно было систем поднять и подключить куда нужно.
Команда у нас была не очень большая, у каждого была некая специализация и свой набор клиентов. Т.к. нас было мало, а клиентов много – мы летали по всему миру в прямом смысле этого слова. Это были времена расцвета консалтинга, где за экспертизу платили хорошо (есть места где и сейчас платят, но это другая история). Платили очень неплохо, но бОльшая часть дохода сидела в бонусу. И бонус был той главной морковкой, за которой мы неслись сломя голову. Бонус был с прогрессивной шкалой, в реальности начинался хороший кик тогда, когда норма по выработке была сделала. Выработка исчислялась деньгами, которые за тебя заплатил клиент. Все в общем-то просто: это классическая модель разделения прибыли. При достижении целей, которые покрывают все базовые расходы, связанные с консультантом, дальше каждый принесенный лишний Евро, Доллар или любая другая валюта – это чистая прибыль компании, которой компания делилась с консультантами. Но было ограничение – выше какой-то величины (которую достигали единицы) бонус замирал на некой отметке отсечки. Вот туда все и стремились.
Достичь эту границу удавалось единицам, они в основном жиле в режиме кругосветки, когда в выходные спали в самолете перелетая с континента на континент. И так получалось, точнее приходилось жить, когда кто-то из глобальных клиентов переходи в продуктив во всем мире.
Мы были молодыми и нам всем было все нипочём.
Бонус и оплаты клиентов особенно хорошо оплачивали переработку. Тогда клиенты не жалели денег за хороший результат, и в компании не было ни профсоюза, ни манагеров, которым очень хотелось побольше отжать себе, тут лучше написать "урвать".
Даже работая в Европе у нас как таковой, не было ограничений на количество рабочих дней, часов, и не взятые отпуска не сгорали, а накапливались, и отработанные выходные оплачивались сполна. Глядя назад, можно сказать, что это было реально дико.
Тогда у нас в команде было человек 20, и почти все не брали отпусков, работали в выходные, вечерами, ночами, и вообще работали - потому что за это платили. Работа днем у клиента в офисе, и еще часа четыре из номера отеля на другого клиента – это было реальностью. Кто-то может сказать, что работа была на износ – возможно, но выгоревших, или кого-то с burnout не было. Были те, кому это было не нужно… но таких в нашем отделе были реально единицы.
Все понимали, что работаем в модели "profit sharing" - всем было хорошо.
Клиенты были довольны (команда была высококлассная), работодатель был доволен, так как наш отдел перевыполнял все планы, и мы были довольны, потому что оплата была честной.
Один коллега жил месяцами в самолете и отеле... потом, через несколько лет такой работы купил большой дом (без кредита), правда он был одинок (и по убеждению). Помню, он мне показывал свой подвал после ремонта – там стояли несколько стоек серверов, которыми он уже тогда начал зарабатывать на хостинге, а теплом от этих серверов банально отапливал свой дом.
НО...
В один прекрасный день, появился один "умный" манагер, который решил, что зачем делиться прибылью. Это же глупо, мол, нужно изменить систему компенсации сотрудников. И по его предложению они (начальство компании) решили поменять всю компенсационную систему. Мысль была тривиальна: что если просто ограничить количество дней, не платить за выходные и вообще за переработку, просто взять и урезать бонусы, то все будут продолжать работать и... он будет просто получать хороший бонус и прибыль компании взлетит в космос.
И они так и сделали.
Они спали и видели мега прибыли, и это их в какой-то степени ослепило. Было сделано много красивых презентаций, мотивационных материалов и… но в их ходе мысли был один маленький изъян. Они думали, что ничего не изменится.
Ввели они эти изменения где-то поздней осенью.
Как думаете, что случилось?...
Правильно, все поменялось очень быстро и кардинально.
После того, как все в команде посчитали, где их бонус, и что с ним произойдет, они…
В общем, вся команда перестала работать сверхурочные, в выходные никто из дома не выходил, летать стали только в рабочее время (клиент за это платил меньше или вообще не платил), переработка упала или исчезла вовсе. И каждый достигнув установленный лимит по выработке, когда бонус перестает расти (это было где-то в ноябре)... в общем, вся команда перестала ездить к клиентам вообще.
Помню, я тогда получил задание от шефа - хороший человек, я с ним до сих пор поддерживаю теплые отношения. Правильнее сказать что он меня по человечески очень попросил.
Он меня попросил помочь с одним важным проектом, для которого нужно было провести выходные, ночь между выходными, и наблюдать за миграцией систем. Моя роль была простой – смотреть за соблюдением регламента, и в случае какого-либо нарушения протоколов и выхода из графика поднимать на ноги службу поддержки, и вверх по иерархии вплоть до совета директоров. У того клиента было непрерывное производство, и у нас было что-то около 3х часов на переключение системы. Выход за трехчасовые рамки включал счетчик реальных потерь под десяток миллионов Евро в час.
Перед поездкой к клиенту "на выходные" мне нужно было заехать в офис и забрать кое чего. Захожу, а в офисе не протолкнутся. Там все, кого я не видел уже полгода, а то и год. В офисе были вообще все. Подхожу к одному коллеге, моему другу, и спрашиваю (имя изменено): "Пит, что ты тут делаешь, у тебя же два клиента?" Пит мне спокойно отвечает: "я первому сказал, что срочная работа у второго, а второму сказал – что у первого. Сейчас еще кофе выпью и домой пойду. Я свой план на этот год выполнил."
Зачем работать, если оплата за выработку встала? Бонус перестал расти (а он тогда был бОльшей частью дохода), компенсации за дополнительные усилия ноль...
Все то, что было приоритетом номер два (семья, спорт, личная жизнь, тут список можно продолжать), вдруг приобрело совсем другую степень важности.
Доходность компании (по этому направлению) в следующем году, конечно же рухнула, как и мораль, и уровень самоотдачи... многие, кто хотел работать и зарабатывать ушли туда, где продолжали платить, многие за пределами компании... остались только те, кто и раньше не перерабатывал... вдруг атмосфера резко изменилась, и все расслабились и превратились в пушистых и вальяжных котиков.
Думаете того умного манагера убрали? Нет, его повысили... потому что он сделал "значительное" изменение структуры: из команд амбициозных талантов (с которым в том числе было не просто) все перешло в категорию середняков и ниже, кому и платить можно меньше, и управлять кем проще.
К чему эта история из жизни? Так, чтобы понимать, что и как движит этим миром.
Не всегда, точнее часто, сотрудники не говорят, что ими движет на самом деле. Вы можете проводить исследования, опросы, и многие из соображений этичности скажут, что, например, "великие цели и духовные идеи двигают прогресс", а на самом деле – это удовлетворение определенных потребностей и даже амбиций.
Хотя, может быть и другое. Другой пример, тоже собственный опыт: команда из только вчера студентов, отличная компания, отличная атмосфера... команда поднимает огромный проект в рекордные сроки, которых я никогда ни до, ни после больше не видел. Оплата была относительно низкой, но… проект давал всей команде знания, с которыми они позже смогли выйти на рынок реально элитных больших проектов с совершенно другим уровнем доходом (скачек на порядки) – но члены команды прекрасно понимали зачем все это. Была четкая цель, которая стоила нескольких лет усилий, и тогда все эти усилия были конвертированы в огромный интеллектуальны, а позже и материальный капитал. Все знали зачем все это, все понимали во что вкладываются, и атмосфера была лучше, чем в каком-либо стартапе.
Позже, я заметил еще один феномен – мастерство достижения поставленных целей, или я это называю мастерством оптимизации KPIs.
Как оказалось, постановка целей сильно влияет на поведение человека. Вышеописанный пример был началом этой интересной темы, которая потом позволила использовать накопленные навыки использовать в управлении преобразованиями.
Помните, правильно поставленные цели, KPI, могут горы свернуть, а могут и команду уничтожить и дело загубить.
Повторюсь " … количество метрик, которыми вы собираетесь управлять компанией, должно быть разумно… " И это важно.
Буквально недавно, довелось поучаствовать в проекте, нужно было быстро организовать международную команду на важно дело. Мы углубились в систему управление одного клиента. Они, клиент, мучились с тем, что не могли наладить управление… у них было порядка 50-ти ключевых параметров, которыми они пытались активно управлять и людьми и процессам… и все сыпалось.
Причина была простой – при наличии чрезмерного количества KPIs сотрудники занимались активной оптимизации индивидуальных параметров, и так ловко, что все выполняли поставленные цели, а компания – нет.
После урезания списка параметров управления до 14 позволило поставить ситуацию под контроль. Оптимизация индивидуальных целей закончилась, потому что все стало напрямую увязано с целями компании.
Тут остановлюсь, хотя и выглядит как вдруг отрубил…
Надеюсь, вы получили удовольствие от прочтения.
Если да (или может нет) – пишите комментарии, буду рад ответить на вопросы.
Или если появилась какая тема, которую вам кажется интересной – пишите.
Еще раз. Мой профиль: управление большими и сложными проектами на международном уровне, часто, точнее большинство проектов имеют охват по всему миру в буквальном смысле этого слова. Опыта много (30+ лет, из них 25+ международных), чего рассказать – тоже.
Комментарии (8)
Alagar81
28.05.2025 17:40Я хоть и не в айти (энергетика), но полностью согласен. Приходится наблюдать похожую деградацию своего предприятия на котором проработал более 15 лет, особенно последние годы. Многие уходят, масса не закрытых вакансий, отмена бонусов, не повышение зп, переработки (за тех кто ушёл или сократили), руководство - временщики которых поставили на 1-2 года а то и того меньше.
VashKO
28.05.2025 17:40В середине 90-х работал эникейщиком в одной торговой фирме. Шеф ввел железное правило - если ты организовал продажу - получаешь 4% от стоимости. Ну я и отличился. Организовал Продажу с большой буквы. Примерно в полугодовом объеме - за один раз.
Когда дело дошло до бонусов шеф в кабинете, пряча глаза в пол, промямлил "ну мы же с замом тоже участвовали". И заплатил 1,5% - еще и типа "налоги вычел".
Ну что - справедливости искать не у кого. Сотрудники меня стали поздравлять. А я честно озвучил - сколько мне заплатили.
Ледяного душа им хватило минимум на год (я вскоре ушел на втрое бОльшую зарплату - еще и главбуха за собой сманил). А продажи рухнули практически немедленно - не стало дураков рвать попу.
apcs660
После того как компания заматерела и стабилизировалась, она заполняется карьеристами, энтузиасты выдавливаются - закон сохранения энергии - либо подковерная возня, либо творчество. Революция поедает своих детей...
Карьеристы заполняют компанию и убивают идеи (это риск), по сути это временщики.
Основатели компании к этому моменту уходят на отдых (играть на дуде), для облегчения своей жизни нанимают штат
жополизовменеджеров. И если теряют контроль, то начинается стагнация.Затем долгий продолжительный этап стагнации, провал (продукт устарел или тд) и вдруг выясняется что дела плохи но наемные менеджеры уже как правило компанию покинули. У меня был такой опыт когда после эпичного провала владелец бегал и выяснял что вообще делается, какой продукт и тд.
Убить можно и мелкий бизнес, и крупный - Боинг, Ниссан, тот же IBM...
В крупном бизнесе что хорошо - зарплата редко ограничивающий фактор, часто "дают один топор на троих, как в армии", а бывает что сидит человек 30-40, получают зарплату но не работают потому что доступа к системе не получили (из Индии) и проект вытягивает несколько человек на месте.
Androgenom Автор
да, соглашусь с одним важным тезисом: у любой компании есть несколько ключевых фаз развития.
Я бы их охарактеризовал как (моя личная классификация, никакой претензии на академичность):
идея -> стартап -> формирование четкой структуры и выход на нормальные управленческие рельсы (но у руля основатель и хозяин) -> переход в наемное управления ...
дальше уже все сложнее.
Компания может развиваться какое-то время, но... рано или поздно идет по пути стагнации.
и причина стагнации простая - конфликт интересов.
Пока у руля стоит основатель / хозяин - интересы компании и управленца совпадают (рост компании == рост благосостояния основателя / хозяина)
Переход в наемное управление - появление конфликта, потому что интерес управленца - увеличение собственного дохода и удержание позиции.
Но тут есть много нюансов: ситуация "необходимо удержать позицию" сильно понижает готовность к рискам и резким движениям... что и является (одно из) ключевой проблемой.
и... да, когда во владение входят внешние финансовый институты, то нередко дальнейшее развитие становится не главным. Приоритет ставится на выкачивание денег (возврат "инвестиций", хотя по факту это уже не инвестиции) через дивиденды и другие механизмы вывода денег из предприятия. Это часто влияет на затраты (дикая экономия, иногда за гранью разумного), отсутствие или значительное сокращение инвестиций и много чего еще.
Да, тема интересная
apcs660
Основы теории управления - обратные положительные и отрицательные связи, меритократия и поменьше непотизма.
Любой собачник знает - наказание и поощрение должны применяться незамедлительно! Хорошо отработали, подняли проект, деньги но нет бонуса - значит в компании что то протухло, пора подумать о смене.
По управлению - подзабытая экзотическая тема сейчас - опционы, доля в бизнесе и тд для повышения лояльности.
На фоне диковатых правил увольнения at will, в тот же день, у американцев - вполне нормально архитектору, ведущему проект, уйти посередине, между подписанием дизайна и внедрением. Приходилось затыкать такие дыры, сначало это удивляло, сейчас уже нет.
Скоро культура упадет еще ниже, уже народ как инфоцыгане бегает между наймами - раз в два года новая работа.
braydyn54
В какой бы момент времени ты не пришел работать в компанию, при уходе все будет еще хуже.
Все время происходит завинчивание гаек и внедрение организационных идей, которые очень редко откатываются и нарастают как снежный ком. Со своей прошлой работы я увольнялся в таком состоянии, что я бы даже под пытками не смог вспомнить всех регламентов и приказов по своей работе.
apcs660
Как говорил Кастанеда, все дороги ведут в никуда.
Если тебе нравится идти по твоей дороге - это твоя дорога. Если нет - сойди с нее и ищи свою дорогу, даже если прошёл далеко, это правильно.
Мне нравилось работать в стартапах, хотя платили меньше, отношения человечнее. Появились деньги - владельцы забронзовели, обросли секретарями, все формализовалось...
braydyn54
Так понятное дело, компания в самом начале пути. Это как новое государство, которое возникло на руинах гнившего и угнетавшего своими безумными законами чудовища. Время возможностей и свободы, не смотря на нищету и прочие недостатки.