Привет, Хабр! Совсем недавно я опубликовал статью «Мой опыт с AR-очками Xreal Air: ожидания и реальность». Ну а теперь расскажу о попытках наладить работу с 3D-очками Quest 3. Я не раз и не два встречал комментарии владельцев, которые назвали этот девайс универсальным решением для игр, работы и погружения в виртуальную реальность. Встречал мнение, что это устройство может заменить не только игровой шлем, но и монитор для работы в виртуальном офисе.

Как и рассказывал в предыдущей статье, я давно искал способ разнообразить удаленную работу и сделать её более мобильной, особенно в поездках. В этой статье поведаю о попытках использования очков для работы с текстом и кодом. Ну и, конечно, для развлечений. Прошу под кат.

Что это за очки: описание и технические характеристики


Это автономные очки виртуальной реальности (VR), выпущенные в 2023 году. Они позиционируются как универсальный гаджет для игр, работы, фитнеса и просмотра контента. В отличие от XREAL Air, которые больше ориентированы на дополненную реальность (AR), Quest 3 предлагает полное погружение в VR, но также поддерживает смешанную реальность (MR) благодаря цветным камерам для пасsthrough-режима. Устройство весит около 515 граммов, что заметно тяжелее лёгких AR-очков, но всё ещё комфортно для длительного использования.

Внешне Quest 3 выглядит современно: белый пластиковый корпус, регулируемые ремешки и фронтальная панель с тремя камерами для отслеживания движений и окружения. Можно использовать очки без контроллеров, только с отслеживанием рук, что удобно для простых задач, хотя для работы с кодом или текстом я всё же предпочёл контроллеры.

Технические характеристики
  • Дисплей: два LCD-дисплея (по одному на глаз) с разрешением 2064x2208 на глаз, общее разрешение около 4K.
  • Поле зрения (FOV): около 110 градусов по горизонтали и 96 градусов по вертикали.
  • Частота обновления: до 120 Гц (регулируемая: 72, 80, 90, 120 Гц).
  • Процессор: Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2, 8 ГБ оперативной памяти.
  • Аудио: встроенные стереодинамики с пространственным звуком, поддержка шумоподавления.
  • Датчики: 6DoF (6 степеней свободы), акселерометр, гироскоп, камеры для отслеживания движений и пасsthrough.
  • Подключение: Wi-Fi 6E, Bluetooth 5.2, USB-C для зарядки и подключения к ПК (режим Link).
  • Совместимость: автономная работа (без ПК), подключение к ПК (Windows/Mac) через Oculus Link, поддержка Android/iOS для настройки через приложение.
  • Хранилище: 128 ГБ или 512 ГБ. Я купил второй вариант.
  • Вес: 515 г.
  • Батарея: около 2–2,5 часов автономной работы, зарядка через USB-C.

Quest 3 работает автономно благодаря встроенному “железу”, но для расширенных возможностей (например, игр с графикой уровня ПК или работы с виртуальными экранами) его нужно подключить его к компьютеру через кабель Oculus Link или беспроводно через Air Link. Я тестировал очки с Windows-ноутбуком.



Как я пытался поработать с очками и что из этого получилось


Сразу после покупки я настроил Quest 3 и начал тестировать их для работы: кодинг, работа с текстами, просмотр документации в браузере и немного развлечений (игры, видео). Мои ожидания были высокими: я представлял, как сижу где-то на кемпинге с виртуальным офисом из нескольких экранов, пишу код или статьи, не привязываясь к физическому монитору. Реальность оказалась смесью ожиданий и реальности, особенно для задач, связанных с текстом и кодом.

Поле зрения и качество изображения. Поле зрения в 110 градусов значительно шире, чем у XREAL Air, и создает ощущение настоящего погружения. В приложении для очков я настроил виртуальный офис с тремя экранами: один для кода, второй для Notion, третий для браузера. Экран кажется огромным, и возможность «развесить» окна в пространстве впечатляет. Однако разрешение 2064x2208 на глаз, хотя и выше, чем у Quest 2, не обеспечивает идеальной чёткости текста. Мелкие шрифты в коде или документах выглядят слегка размытыми, что напрягает глаза при длительной работе. Я пробовал увеличивать шрифты, но тогда теряется преимущество большого экрана, так как контента помещается меньше. Но все равно текст в Quest 3 читается хуже, чем на обычном мониторе, особенно для мелких шрифтов в редакторах кода.


Качество passthrough-режима. Этот режим, позволяющий видеть реальный мир через камеры, оказался полезным для работы в смешанной реальности, например, чтобы видеть клавиатуру или просто ориентироваться в пространстве. Но качество камер разочаровало: изображение несколько мыльное, с низкой контрастностью, особенно при слабом освещении. Прочитать текст на экране смартфона или ноутбука через passthrough почти невозможно без приближения вплотную. Я посмотрел разные источники, и там пользователи жалуются, что камеры не справляются с пересветом или мерцанием от искусственного света, что делает passthrough cкорее вспомогательным, чем полноценным инструментом для работы.

Эргономика и усталость. Несмотря на вес в 515 граммов, Quest 3 сидит комфортно благодаря мягким ремешкам и сбалансированному дизайну. Но это первые несколько десятков минут. Но через 1,5–2 часа я чувствовал давление на лоб и лёгкую усталость глаз, особенно при работе с текстом. На 4PDA и Reddit пользователи советуют докупить элитный ремешок с батареей, чтобы распределить вес и продлить автономность, я попробую в ближайшем обозримом будущем. Регулируемая маска помогает подогнать очки под форму лица, но давление на лоб всё равно ощущается через полчаса-час. Для сравнения, XREAL Air легче, но их узкое поле зрения утомляло быстрее.

Программное обеспечение. Родное ПО позволяет создавать виртуальные рабочие столы с несколькими экранами, что идеально для многозадачности. Я настроил три экрана, но иногда замечал подтормаживания. Управление через отслеживание рук футуристично, но неточно: курсор часто «прыгает», что раздражает при выделении текста или кликах по мелким элементам. Так что лучше обычная мышка.

Сторонние приложения, такие как Immersed, добавляют гибкости, но требуют стабильного Wi-Fi и мощного ПК. А еще у меня при тестовом подключении Immersed вырубился один из мониторов и я с трудом нашел способ вернуть его обратно.

Автономность и мобильность. Батарея на 2–2,5 часа — слабое место Quest 3. Для работы с кодом или текстами в автономном режиме заряд тает быстро, особенно при использовании Wi-Fi для Air Link. В поездках это неудобно: пришлось носить повербанк или работать недалеко от розетки. Air Link работает хорошо, но требует стабильный Wi-Fi, что не всегда доступно в кафе или коворкингах.

Производительность для многозадачности. Благодаря процессору Snapdragon XR2 Gen 2 и 8 ГБ оперативной памяти Quest 3 справляется с несколькими приложениями. Я запускал VS Code, браузер и Notion через Immersed, и всё работало плавно, пока не начинал переключаться между окнами слишком быстро. Однако пользователи на Reddit отмечают, что при длительной работе с несколькими виртуальными экранами производительность может проседать, особенно если используются ресурсоёмкие приложения. Для меня это не было критичным, но я ожидал большей стабильности от устройства за такую цену.

Совместимость. Quest 3 более универсален, чем XREAL Air, благодаря автономной работе и огромному количеству приложений. Подключение к ПК через Oculus Link или Air Link позволяет использовать VR-игры из SteamVR или работать с десктопными приложениями. Однако для комфортной работы с текстом и кодом нужен мощный ПК, а на слабых устройствах картинка может быть сжатой или с задержками. Мой MacBook Air справлялся, но на Windows-ноутбуке с не самой мощной видеокартой я замечал лаги при использовании Air Link.


Что в итоге?


Quest 3 — мощный VR/MR-гаджет, но для работы с кодингом или текстами он тоже не идеален. Основные проблемы (тут кратко резюмирую уже сказанное выше):
  • Четкость текста: мелкие шрифты размыты, что утомляет глаза при длительном кодинге или чтении документации.
  • Качество passthrough: камеры не подходят для чтения текста на физических устройствах, что ограничивает смешанную реальность для работы.
  • Автономность: батарея на 2–2,5 часа не позволяет работать долго без подзарядки.
  • Эргономика: давление на лоб и усталость глаз через 1,5–2 часа делают длительную работу некомфортной.

Если вы рассчитываете заменить монитор для программирования или редактирования текстов, Quest 3, скорее всего, не подойдет. Тем не менее, для других сценариев Quest 3 проявляет себя блестяще:

Игры в VR. Quest 3 — лидер в VR-играх. Такие тайтлы, как *Beat Saber*, *Half-Life: Alyx* или *Asgard’s Wrath 2*, обеспечивают невероятное погружение благодаря широкому FOV и точному трекингу. Владельцы очков хвалят плавность в играх даже на высоких настройках.

Просмотр видео и фильмов. Виртуальный кинотеатр с Netflix или YouTube на огромном экране — это фантастика. Качество изображения для видео отличное, а батарея позволяет смотреть фильмы без подключения к ПК.


Фитнес и MR-приложения. Quest 3 поддерживает фитнес-приложения (например, Supernatural) и простые MR-сценарии, такие как виртуальные доски или 3D-моделирование. Пользователи на Onliner отмечают, что MR-режим хорош для творческих задач, но не для текста. Если честно, я установил бесплатный настольный теннис и с удовольствием разминаюсь. А вот MR не пробовал, лишь почитал комментарии очевидцев.

Короче, Quest 3, — в первую очередь, устройство для игр и просмотра контента. Если вы ищете VR-очки для погружения в виртуальные миры или развлечений в дороге, это отличный выбор за свою цену. Но для кодинга или работы с текстами я бы посоветовал дождаться более оптимизированных решений или вернуться к привычному монитору. В итоге я использую Quest 3 для игр и фильмов, а для работы беру все тот же ноутбук. Видимо, не судьба организовать виртуальный офис в ближайшем обозримом будущем. А как у вас с этим обстоят дела?

Комментарии (30)


  1. gsaw
    01.06.2025 09:13

    Да, слабость в разрешении, большом весе и слабом passthrough. Сейчас вот стали появляться на горизонте компактные девайсы, с 4k на глаз. Может станет лучше.

    Что вот еще не очень, это отсутствие поддержки VR в IDE. Сейчас это просто эмуляция мониторов в VR пространстве. А можно было к примеру как минимум, дать возможность развешивать отдельные окна приложений в пространстве.

    Тогда можно было бы разобрать IDE на окошки и развешать их как тебе хочется в пространстве, а не втискивать в прямоугольник виртуального дисплея.

    Да добавить возможность управления ими через отслеживание глаз. Посмотрел на окошко, оно автоматом приблизилось, появились бы дополнительные контролы для управления содержимым. Была бы магия.


    1. CBET_TbMbI
      01.06.2025 09:13

      Да добавить возможность управления ими через отслеживание глаз. Посмотрел на окошко, оно автоматом приблизилось, появились бы дополнительные контролы для управления содержимым. Была бы магия.

      Что-то мне это не кажется хорошей идеей. Мало ли куда я беглый взгляд кинул. Это не причина прыгать окошкам.

      Уж лучше какой-нибудь управление жестами внедрить.


    1. NinjaNickName
      01.06.2025 09:13

      Согласен с вами, очень жду девайсов способных выдавать качественную картинку, полагаю сейчас это ключевая проблема, мешающая организовать полноценное виртуальное пространство для работы. Думаю когда появятся такие устройства, то для VR\AR пространств появятся и соответствующее ПО (ну и\или адаптируют то, что есть).


    1. vikarti
      01.06.2025 09:13

      Что вот еще не очень, это отсутствие поддержки VR в IDE. Сейчас это просто эмуляция мониторов в VR пространстве. А можно было к примеру как минимум, дать возможность развешивать отдельные окна приложений в пространстве.

      Для SteamVR есть несколько интересных приблуд которые позволяют транслировать не экран целиком а разные окна (как я понимаю изначально сделано для сценария - сидишь ты за пультом и отстреливаешь таргонов (ну или прыгаешь от хедкрабов), а слева от головы (Или на руке(реально привязка к контроллеру) висит окошко Discord'а. Windows MR такое в теории тоже умел.

      Из недостатков - жрутся ресурсы, пользоваться мышью становится интересно (а замена управление мышью на жесты или laser pointer в условиях когда приложения все же рассчитано на мышь нормальную - работает еще хуже чем управление такими приложениями через тач)

      Apple с их шлемом над этой темой поработала насколько помню.


  1. JuryPol
    01.06.2025 09:13

    Я вообще не уверен в безвредности подобных устройств. Тем более их бюджетных вариантов. Мне рассказывали о том, как после пары часов в дешевеньком шлеме VR кого тошнило, кого в коридоре бросало от стены к стене. Про головокружение в течение нескольких минут я уж и не говорю. Нарушения в работе вестибулярки ощущал лично. Посидел в шлеме минут десять всего.

    Может это от возраста зависит, может индивидуальные особенности роль играют. Мышку подбираем, туннельный синдром нас заботит. А тут - практически связка мозг и нервная система


    1. Wijey
      01.06.2025 09:13

      Так это нормальная реакция вестибулярки, с тем же успехом можно говорить что плавать в море вредно, раз укачивает. Укачивает именно в играх с активным передвижением персонажа, причём если передвижение плавно-реалистичное, если включить перемещение телепортами - такого нет. При просмотре фильмов или работе с виртуальным монитором не укачает - не от чего. Ну и со временем организм привыкнет и к играм, как у тех же моряков к качке.


      1. JuryPol
        01.06.2025 09:13

        В этом аспекте да, я смотрел на примере какого-то шутера, там коридоры, бег, повороты... И когда снял девайс, у меня картинка перед глазами медленно ехала справа налево и почему-то казалось что сижу с наклоном градусов 30 от вертикали. И повело, когда вставал, хвататься за стол пришлось. Но через несколько минут вроде прошло. Хотя какие-то неприятные не то спазмы, не то боли слабые в глазных мышцах еще какое-то время были.

        Да, может быть это дело привычки, но что-то все равно осадок остался. Насчет кино - верю, что хорошо, но опять же - полтора-два часа. Возможно, что хрусталики искусственные свою лепту вносят. Не знаю, короче. Глаза, все же дело такое... Неправильно подобранная центровка очков тоже эффекты привносила, помнится...

        А народ, который тошнило, смотрели обучающий ролик кто мостового крана, кто прокатного стана.


        1. sourbarberry
          01.06.2025 09:13

          Так и есть. Тошнота возникает в играх, где персонаж самостоятельно перемещается в пространстве. Это требует привыкания, потом проблема сходит на нет.

          Если вы стоите на месте и просто крутитесь по сторонам, типа как в Beat Saber, то там проблемы с укачиванием нет.


        1. gsaw
          01.06.2025 09:13

          Я в fallout 4 vr много часов наиграл, со свободным перемещением. Меня не укачивало, но все равно некоторое время понадобилось на адаптацию. По началу мозг упорно хотел компенсировать положение при начале и конце перемещения. Тело непроизвольно наклонялось. Потом привык и не обращал уже внимание. По разному конечно у всех. Но я читал, что и те, кого укачивает через несколько часов тоже привыкают.


          1. marks
            01.06.2025 09:13

            я, кстати, хочу купить fallout 4 vr - как вам она? Стоит покупать или нет?


            1. gsaw
              01.06.2025 09:13

              Прикольно. Я и так, не в VR, наиграл много времени, и в VR, во втором Quest набродил порядком. Когда видишь все окружение "в живую" ощущения непередаваемые. Единственное, все неписи метр девяносто, смотрели на меня с высока, люди будущего. :)


        1. TheUnreal
          01.06.2025 09:13

          Во первых со временем привыкаешь и не замечаешь motion sickness вообще, за исключением пары тройки очень плохо сделанных игр. Во вторых есть куча ремней с аккумуляторами на доп 2-3 часа и даже со сменной батарей, то есть работу шлема можно до бесконечности поддерживать, хотя я бы не стал больше 4-5 часов сидеть, напрягает.


        1. yellow-elephant
          01.06.2025 09:13

          Привыкаешь полностью, никакого осадка. Сначала быстрое передвижение с прыжками и т.д. в шутерах перестает вызывать какой-либо дискомфорт. Потом вообще можешь в авиасимах всякие фигуры высшего пилотажа крутить и не испытывать ни малейшего дискомфорта.

          Для вестибулярки просто поначалу непривычный режим работы, мозг должен научиться правильно обрабатывать сенсорную информацию в таком режиме, а потом все ок становится. Правильно сказали, это как моряки к качке привыкают.

          Единственное, что у разных людей время привыкания отличается.


    1. vav1st
      01.06.2025 09:13

      Мне рассказывали о том, как после пары часов в дешевеньком шлеме VR кого тошнило, кого в коридоре бросало от стены к стене. Про головокружение в течение нескольких минут я уж и не говорю.

      В основном это была проблема старых шлемов с низким разрешением и низкой частотой обновления экрана.
      Сейчас такая проблема может возникать,
      но к этому можно быстро привыкнуть.

      Обычно голова болит после 1 сессии,
      на следующий день уже ничего не почувствуешь.
      В самом худшем случае период адаптации может продлится от 1 недели до 1 месяца.
      Главное не мучать себя жесткими экспириенсами и адаптироваться постепенно.
      + главное не должна возникнуть жесткая ассоциацию "VR = укачивание"
      иначе есть риск что укачивать будет не из-за VR-эффектов,
      а просто из-за асоциации.


    1. LlmOxygen
      01.06.2025 09:13

      Вестибюлярка тренируется. Я тоже игры с перемещением внутри по желанию не сразу смог запустить. Сначала укачивало. Потом в другие игры поиграл, где либо тебя стабильно куда-то таскают, либо ты двигаешься приближенно к реальности (типа руками за воображаемые веревки держишься или вертикальные лестницы). И привык. Ещё из положения сидя с упором спины легче переносится такое.

      Глаза если устают - так яркость под себя настрой! Я в своем шлеме и час, и полтора могу провести. В одном арендном через полчаса уже песок в глаза поймал.


  1. DDroll
    01.06.2025 09:13

    Eleven Table Tennis (откуда скриншот) так-то ни разу не бесплатный) 30 уе, на секундочку. Другое дело, что честно купить игру через двойные санкции (запрет наших карту у них, запрет производителя квеста у нас) это квест не для слабых духом, в конце-концов опускаются руки и черная повязка на глаз. Тем более, глава запрещенной организации, похоже, пытается повторить путь успеха своей соцсети и не особенно борется с пиратством - главное, нагнать в систему критическую массу пользователей, а денежки потекут и так. Как альтернатива, если вы не приемлите пиратство - Steam VR, отлично работает на квесте без проводов (только нужен хороший роутер), бонусом будет отличная графика и топ игры. Минус - нужен комп + многие разработчики забросили свои ПК ВР игры в пользу квест-автономок - там совсем другие деньги зарабатываются.


  1. RulenBagdasis
    01.06.2025 09:13

    Программное обеспечение. Родное ПО позволяет создавать виртуальные рабочие столы с несколькими экранами, что идеально для многозадачности.

    Вы бы хоть написали, под какие ОС есть родное ПО...


  1. vav1st
    01.06.2025 09:13

    Reddit пользователи советуют докупить элитный ремешок с батареей, чтобы распределить вес и продлить автономность, я попробую в ближайшем обозримом будущем.

    И лицевую накладку со шлема сними.
    Если у тебя будет Halo-страп, без маски шлем будет висеть у тебя перед лицом не касаясь его. Так будет комфортнее.


  1. vav1st
    01.06.2025 09:13

    второй для Notion

    Вопрос не по теме.
    Почему не используешь Obsidian?


  1. vav1st
    01.06.2025 09:13

    Я пробовал использовать VR для работы.
    Мой сетап:

    стационарный ПК:
    AMD Ryzen 7 5700X
    RTX 3060Ti
    36Гб ОЗУ

    PCVR: Bigscreen Beyond v1
    (со страпом HTC DAS)
    тут возможны дополнительные доработки в будущем
    для большего комфорта

    софт:
    XSOverlay
    Оверлей позволяет выводить картинку с реальных мониторов в виртуальное пространство.
    Всегда с собой, работает запускается параллельно в любом приложении.

    Virtual Display Driver
    Позволяет создавать несколько дополнительных виртуальных мониторов помимо основного физического, разрешением вплоть до 8К.
    С ними возможно работать из VR через оверлей, как с полноценными мониторами.

    доп программа для начальной настройки
    Actual Multiple Monitors
    в стандартных настройках Windows перемещение 6 мониторов относительно друг-друга это полный кошмар,
    данная программа позволяет двигать мониторы относительно друг-друга с шагом в пиксель.
    делаем их расположение нужным для нас образом и сохраняем в след. программе.

    Multi Monitor Tool
    программа позволяет сохранять конфигурации мониторов
    я сохранил 2 конфигурации:
    -6 мониторов для VR-использования
    -3 монитора для desktop-использования

    дополнительные полезные программы:
    OVR Advanced Settings
    Программа позволяет настроить space-mover.
    Space-mover - это способ передвижения по виртуальном пространсту, путем хватания пространства.
    Чем то похоже на перемещение в невесомости без инерции.
    Увеличивает удобство использования виртуальных приложений.
    В случае виртуальных мониторов позволяет быстро выставить свое положение относительно экранов, без необходимости хватать сами экраны или двигаться самостоятельно.

    fpsVR
    Программа оверлей, позволяет в реальном времени отслеживать загруженность железа своего ПК.
    В случае возникновения технических проблем (дроп fps, статеры и пр.),
    позволяет быстро определить слабое место (бутылочное горлышко) своего ПК,
    и либо оптимизировать настройки виртуального мира (если это возможно)
    либо понять в какой месте ваш ПК не справляется и обновить железо.

    это я в VRChat работал
    это я в VRChat работал
    Bigscreen Beyond v1 с DAS
    Bigscreen Beyond v1 с DAS



    1. sssevasss
      01.06.2025 09:13

      Не проще было купить всего одну приложу immersed,чтоб не извращаться с 1000 программами и сделать всё в одной?


      1. Norobe
        01.06.2025 09:13

        Bigscreen на сегодня самый удобный шлем с большим разрешением чем quest 3, в котором можно провести хоть пол дня, он весит 130г. Но он проводной, для него не существует immersed. A вот от себя могу порекомендовать OVR Toolkit. Позвoляет разместить не только мониторы, но и отдельные окна.


  1. inkelyad
    01.06.2025 09:13

    А есть ли у описания/отзывы/попытки сделать виртуальное рабочее место(понятно, что на другом железе) в формате, когда

    1) очки/шлем реально прозрачные - на внешний мир смотришь не через камеры

    2) Основной монитор - нормальный.

    3) А вот все дополнительные, со всеми увеличенными шрифтами итд - в виртуальном пространстве развешаны.


    1. sourbarberry
      01.06.2025 09:13

      1) очки/шлем реально прозрачные - на внешний мир смотришь не через камеры

      К сожалению, таких очков в открытой продаже пока нет. Есть очки Xreal, например. Но там стекло не настолько прозрачное, чтобы через него было комфортно смотреть на монитор + переотражения из-за системы линз делают работу некомфортной.


  1. sssevasss
    01.06.2025 09:13

    "Попытка создать виртуальный офис с VR-очками Quest 3: ожидания и реальность"

    *С VR шлемом


  1. sergeygals
    01.06.2025 09:13

    The Thrill of the Fight - VR Boxing для разминки ещё очень хорошо :) есть в варианте steam vr а есть прям в шлем.

    В целом все мои попытки заюзать шлем для работы привели к тем же результатам. Он отличный способ размяться, но для работы никакой. Особенно напрягает что все эти виртуальные десктопы требуют логинов, имеют права на трансляцию и просмотр экрана и в целом не вызывают доверия.


  1. digrobot
    01.06.2025 09:13

    Качество изображения для видео отличное

    Ну это вы погорячились. Цветопередача у квеста ужасная, черного вообще нет, пикселы видно.
    А вообще, не думаю, что в обозримом будущем появятся приемлемые для работы очки или шлем, ибо это слишком неестественная нагрузка для глаз.


  1. TimReset
    01.06.2025 09:13

    Что эта, что предыдущая статья - ни о чём - вы берёте непреднамеренные для этого вещи и пытаетесь использовать их как замену мониторам. Неудивительно что не очень работает. Вот если бы вы взяли vr шлем от Apple - у него разрешение больше и камеры лучше. Не думали его протестировать?


    1. xxxgoes
      01.06.2025 09:13

      Он стоит примерно в пять раз дороже


      1. TimReset
        01.06.2025 09:13

        Это да, но и картинка лучше. А для теста можно в аренду взять.