Почему талантливые сотрудники, которые приходили к вам с горящими глазами, спустя год уходят в никуда? И что вы, как руководитель, можете сделать, чтобы уберечь своего подчинённого от выгорания?

Меня зовут Алина Савульчик — я HR BP с пятилетним опытом работы в IT. За это время я провела сотни Exit-интервью и удерживающих встреч. Работала с сотрудниками, которые выгорали, и выгорала сама. В 2025 году эта тема всё ещё актуальна: сотрудники продолжают «сгорать» на работе, а руководители не знают, как им помочь. В этой статье я расскажу о стадиях выгорания и методах, которые может использовать руководитель, чтобы спасти своего подчинённого. Кстати, если в рассказе об одной из стадий вы узнаете себя — в конце статьи вас будет ждать сюрприз :)
Итак, представим, что у нас есть сотрудник, которого зовут Никита (имена вымышлены, совпадения случайны) …
Стадия 1. Излучающий свет
Никита молод, горяч, светел. Он верит в свои силы и чувствует, что знает всё. Он готов работать сутками (мем про уток), его мотивация делать себя лучше — зашкаливает. Он только начинает свой путь в большой компании, и он уверен, что у него всё получится!
В реальности оказывается, что писать код — это ещё не всё. Нужно каждый день присутствовать на каких-то созвонах и рассказывать, что ты делал. Твои решения могут назвать плохими, и ты должен постоянно объяснять, почему сделал именно так. «Ну ничего», — думает Никита — «сейчас я подучусь, и всё станет лучше».
Совет для руководителя: каждый тимлид хочет видеть у себя в команде сотрудников с «горящими» глазами. Но важно понимать, что иногда глаза горят, потому что сотрудник ещё не представляет, с чем ему придётся столкнуться. Поэтому на первых этапах важно поддержать новичка: сказать, что чего-то не знать или не уметь — это нормально. Что ревью кода — это возможность для роста и развития, а не повод его «поругать». Что встречи с командой действительно имеют смысл и помогают всем быть в едином контексте.
Чек-лист для руководителя:
Вы проводите регулярные 1-to-1 с новым сотрудником? Даёте ли вы позитивную обратную связь или говорите только про зоны развития?
Знает ли сотрудник, что от него требуется для успешного прохождения испытательного срока?
Есть ли у сотрудника наставник, которому он может задать любой, даже самый глупый вопрос?
Стадия 2. Яркое свечение
Никита наконец понял, как вести себя в этой среде! Когда коллеги ревьюят код — не нужно принимать это на свой счёт. Спорить не имеет смысла, важно научиться правильно аргументировать свои решения. Утренние созвоны не так уж плохи, на них можно обсудить какие-то вопросы и узнать мнение со стороны. Никита понял, как он ошибался, — на самом деле он не знает ничего, и ему многому предстоит научиться.
Он видит результат своих стараний — бессонные ночи не прошли даром! И никакой усталости нет, продолжаем двигаться на энтузиазме!

Совет для руководителя: когда сотрудник в первые месяцы выглядит суперзамотивированным — это круто. Он старается, хочет задержаться на этом месте. Но важно отследить момент, когда его старания переходят в маниакальную фазу. Когда он начинает уходить из офиса позже всех, работать ночами или на выходных. Конечно, такая работа может быть обусловлена горящим проектом, но если так происходит постоянно — это не норма. Объясните сотруднику, что важно правильно расставлять приоритеты. Что все задачи не могут быть горящими, и какие-то из них точно подождут. Не поощряйте переработки, которые инициируются сотрудником без весомой на то причины.
Вы спросите: «А что делать, если сотруднику очень интересно разобраться с задачей, он кайфует и поэтому задерживается на работе?». У меня был один знакомый технический директор, который дал крутой совет на этот счёт. Он сказал, что за время отдыха сотрудник должен стать «голодным до работы». Чтобы утром он пришёл ещё более заряженным, вдохновлённым и справился с задачей уже с новыми силами.
Чек-лист для руководителя:
Ваши 1-to-1 чаще превращаются в обсуждение текучки или вы регулярно даёте сотруднику корректирующую/поддерживающую обратную связь?
Уверены ли вы в том, что сотрудник воспринимает критику конструктивно, а не болезненно?
Вы регулярно напоминаете сотруднику о важности отдыха?
Стадия 3. Перепады напряжения
Никита начал чувствовать себя странно. В один день ему кажется, что он действительно крут, и что деньги ему платят не просто так. В другой день его буквально размазывает о стену реальности. Никита понимает, что ещё многого не знает, но он устал учиться. Устал постоянно чувствовать напряжение и доказывать себе, что он чего-то стоит. Сравнивая себя с более опытными коллегами, он чувствует себя ничтожеством.
Он всё чаще спрашивает себя: «Зачем мне это нужно? Мне правда нравится этим заниматься?»
Совет для руководителя: очень важно увидеть в вашем сотруднике такую перемену. Вы можете думать, что он хорошо влился, занимается рабочими задачами и поэтому не проявляет той инициативности и того энтузиазма, которые были в самом начале. Но на самом деле это может быть тревожным звоночком.
Чек-лист для руководителя:
Постарайтесь выступить в качестве коуча на регулярных 1-to-1. Пусть сотрудник признается (в первую очередь — себе), что он устал и поэтому стал выполнять меньший объем работы.
Подумайте, в чем кроется причина усталости. Задачи кажутся скучными и монотонными? Угнетают процессы? Есть сложности во взаимодействии с командой? Или дело в постоянных переработках?
После того, как причины определены, — с ними нужно работать. Решением может быть длительный отпуск, перевод в другую команду, изменение скоупа задач, временное снижение нагрузки. Если одно решение не помогло — попробуйте другое.
На регулярных 1-to-1 продолжайте отслеживать состояние сотрудника: уточняйте, как он себя чувствует, стало ли ему лучше после тех или иных изменений. Подумайте вместе о том, что в этой ситуации может помочь, а что — наоборот, может её усугубить.
Стадия 4. Тусклый свет
Никита больше не хочет брать на себя сложные задачи. Почему он должен это делать? Процессы раздражают, всё построено как-то криво. Лид вечно бесит: «Будь продуктивным! Будь проактивным!».
Никита больше НЕ ХОЧЕТ быть продуктивным и проактивным. Он задал себе высокую планку с самого начала, но сейчас — он устал. Он хочет просто делать свою работу, а не запускать какие-то крутые проекты. Ему не столь важно, какую оценку на ревью он получит, что о нём скажут коллеги. Он просто хочет, чтобы от него все отстали.
Совет для руководителя: если сотрудник дошёл до этой стадии, а вы хотите его сохранить — отправляйте его в отпуск. Поверьте, я видела много кейсов, когда сотрудники отказывались идти в отпуск, а потом благодарили меня, когда мне все-таки удавалось их уговорить. После отпуска — пересмотрите нагрузку. Освободите сотруднику время для проектов, которыми ему было бы интересно заниматься. И главное — не позволяйте ему перерабатывать!
Чек-лист для руководителя:
Проверьте, сколько дней отпуска накопилось у вашего сотрудника (с этим может помочь HR BP или отдел кадров).
В очередной раз напомните сотруднику о важности отдыха и всеми правдами-неправдами уговорите его сходить в отпуск (с этим HR BP тоже часто помогают).
После отпуска постарайтесь снизить нагрузку или сменить спектр задач. Если сотрудник сразу вернётся к тому, от чего вы пытаетесь его спасти — его запала хватит ненадолго.
На регулярных 1-to-1 делайте акцент на состоянии сотрудника. Как он чувствует себя в новых реалиях? Стало ли лучше? Если нет — то почему?
Постарайтесь узнать чуть больше о его жизни вне работы: может, у него есть какое-то хобби, которое помогает ему качественно отдыхать? Важно напоминать сотрудникам, что вне работы тоже есть жизнь :)
Стадия 5. Перегоревшая лампочка

Вставать каждый день на работу — страшная мука. Никите приходится собирать всю волю в кулак, чтобы снова открыть свой компьютер. Почему всё вокруг вызывает негатив? Зачем, вообще, работать на работе, которая не приносит удовольствия?
Никита осознаёт, что это — совсем не то, чего он хотел. Он думал, что будет работать на удаленке и кайфовать, а в итоге перманентно испытывает тревожность и вздрагивает от сообщений в корп. мессенджере. Каждый вечер он не может избавиться от мыслей, что мог сделать что-то лучше. Каждые выходные он находится на грани истерики, потому что не хочет больше идти на эту работу.
Никита решает всё поменять. Уходит из IT в реставрацию: когда-то в универе это было его хобби, друзья давно звали к ним в мастерскую. Да вот только времени не находилось.
Совет для руководителя: если любишь — отпусти (если до этого были предприняты все меры для того, чтобы сотрудника удержать, и ничего из этого не помогло). Пусть сотрудник занимается тем, что будет приносить ему больше удовольствия. Нередко я видела кейсы, когда человек уходит не только из компании, а из профессии. Да и я сама так ушла из маркетинга в HR :)
Чек-лист для руководителя:
Подумайте, почему сотрудник всё-таки выгорел? Действительно ли вам известны все причины, которые привели к этому?
Как вы пытались его удержать? Можно ли было сделать что-то ещё для удержания?
Что вы можете сделать, чтобы уберечь от выгорания других членов команды?
Что делать, если вы узнали себя в одной из этих стадий?
Важный момент, о котором хочется сказать в конце, — вы должны быть примером для своих сотрудников. Если вы говорите о том, что переработки — это плохо, а сами задерживаетесь допоздна — ваши советы не будут восприниматься всерьёз. Если вы будете переживать за их эмоциональное состояние в то время, как сами держитесь на волоске от увольнения — ваша поддержка не сработает. Наденьте маску сначала на себя, потом на ребёнка сотрудника.
Советы, которые я опишу ниже, не претендуют на уникальность. Но это то, что помогло мне, моим сотрудникам и, я надеюсь, поможет вам.
-
Банальный совет — занимайтесь тем, что вам нравится и что у вас получается хорошо. Если должность тимлида — не для вас — откажитесь от неё и вернитесь к написанию кода. Если работа в большой команде высасывает из вас душу — рассмотрите вариант перехода в команду поменьше. Если вы устаёте от рутины и у вас есть идеи, как от неё избавиться — возьмите на себя реализацию такого проекта. Работа должна приносить удовольствие. Иначе зачем это всё?
Если вы пока не поняли, чем хотите заниматься — обратитесь к психологу, к ментору, к коучу — к кому угодно. Поиск себя — это путь, так найдите кого-то, кто поможет вам этот путь пройти.
-
Работа — это важно, но это ещё не всё. Если вы постоянно чувствуете усталость — составьте колесо жизненного баланса и посмотрите, какие сферы вашей жизни сейчас проседают. Подумайте, что вы можете сделать сегодня для того, чтобы исправить ситуацию. Выработайте план, ограничьте себя во времени, и вперёд — к цели!
Начать стоит с малого. Может быть, с того, чтобы перестать проверять рабочие мессенджеры и почту в нерабочее время. В обед выходить на прогулку и не брать с собой телефон. Научиться говорить «нет» и делегировать — и понять, что в этом нет ничего страшного.
-
Задумайтесь над тем, что даёт вам энергию, а что — отнимает? Отслеживайте своё состояние каждый день. Вы можете много работать, мало есть и плохо спать — будете чувствовать усталость. А можете также много работать, но при этом качественно питаться, высыпаться, пить витамины и заниматься спортом — будете чувствовать себя прекрасно.
Подумайте, какие задачи вызывают у вас вдохновение и желание стараться, а какие — угнетают. Поговорите об этом со своим руководителем. Возможно, задачи можно будет перераспределить так, чтобы все были довольны и замотивированы.
Отдыхать нужно до того, как вы дойдёте до 5 стадии. Ответьте себе: как часто и в каком формате вам нужно отдыхать, чтобы не терять своей эффективности? Может, нужно каждый вечер отключать все девайсы и садиться за прочтение настоящей бумажной книги? По выходным — выбираться на природу, в кино или в бассейн? Или нужно дважды в год ездить на море минимум на 10 дней?
И ещё один банальный совет — говорите о проблемах. Делитесь своим состоянием с руководителем, коллегами, друзьями. Это правда помогает их решить.
Работа — это всего лишь работа. Но как же здорово, когда она приносит удовольствие, правда?
Ещё больше о людях, управлении и нюансах работы в бигтехе я рассказываю в своём TG-канале. Буду рада вашей подписке!
Комментарии (5)
elpis_cablegateast
10.06.2025 10:11Работа — это всего лишь работа. Но как же здорово, когда она приносит удовольствие, правда?
говорит свещеник ставившим по утрам на алтарь свечи проституткам
ведь вместе мы делаем общее дело
Pkgc
10.06.2025 10:11Описание каких-то психологических (если не психиатрических) проблем вперемешку с мифическими сотрудниками, которых надо уговаривать идти в отпуск.
П.С. HR заново открыли "синдром неофита".
CitizenOfDreams
- Сто лет не виделись, как ты?
- Да вот, три дня уже ничего не ел...
- Это ты зря, надо себя заставлять.