hyper
- это низкоуровневая HTTP-библиотека на Rust. Обычно она служит строительным блоком для более высокоуровневых библиотек, таких как axum
, tonic
, reqwest
и других. Но иногда знание hyper
могут требовать в вакансиях.
hyper
предоставляет api как для клиента, так и для сервера, но в этой статье мы сосредоточимся исключительно на серверной части.
Первый "Hello, World!"
Создаём новый проект:
cargo new hyper-server
Добавим зависимости в Cargo.toml
:
[dependencies]
hyper = { version = "1.6.0", features = ["server", "http1"] }
hyper-util = { version = "0.1", features = ["full"] }
http-body-util = "0.1.3"
tokio = { version = "1.44.2", features = ["rt-multi-thread", "macros"] }
Что делает каждая библиотека:
hyper
- основная HTTP-библиотека, включаем фичи поддержки HTTP/1.1-сервераhyper-util
- предоставляет утилиты и адаптеры поверхhyper
, упрощающие его использованиеhttp-body-util
- вспомогательная библиотека для работы с HTTP-bodytokio
- асинхронный рантайм. С версии 1.0hyper
был отвязан от рантаймаtokio
, поэтому при желании можно использовать альтернативный рантайм
Необходимые импорты:
use hyper::{
Request, Response,
body::{Bytes, Incoming},
server::conn::http1,
service::service_fn,
};
use hyper_util::{Full, rt::TokioIo};
use std::{convert::Infallible, net::SocketAddr};
use tokio::net::TcpListener;
Пояснения:
Request
- представляет HTTP-запросResponse
- представляет HTTP-ответBytes
- тип для эффективного представления неизменяемых бинарных данныхIncoming
- асинхронный поток байтов, представляющий тело HTTP-запроса, поступающее от клиентаhttp1
- модуль для работы с HTTP/1.1-соединениямиservice_fn
- функция адаптер, позволяющая создатьService
из обычной асинхронной функцииFull
- вспомогательная обёртка для заранее известного содержимогоBody
TokioIo
- адаптер, который оборачиваетtokio::net::TcpStream
в тип, совместимый сhyper
Infallible
- тип ошибки, которая никогда не происходитSocketAddr
- структура, представляющая IP-адрес и портTcpListener
- асинхронный TCP-сервер
Обработчик запроса:
async fn hello(_: Request<Incoming>) -> Result<Response<Full<Bytes>>, Infallible> {
Ok(Response::new(Full::new(Bytes::from("Hello, World!"))))
}
С первого взгляда обработчик может показаться достаточно громоздким:
_: Request<Incoming>
- входящий HTTP-запрос от клиента. Используем нижнее подчёркивание, чтобы явно показать, что игнорируем содержимое запроса, так как ответ всегда один и тот же-
Result<Response<Full<Bytes>>, Infallible>
- тип возвращаемого значения обработчика:Response<Full<Bytes>>
- HTTP-ответ с телом, представленным блоком байтInfallible
- обозначает, что наш обработчик не может вернуть ошибку
Response::new(Full::new(Bytes::from("Hello, World!")))
- оборачивает строку в байты и преобразует их в тело ответа
Запуск сервера:
#[tokio::main]
async fn main() -> Result<(), Box<dyn std::error::Error + Send + Sync>> {
// IP-адрес и порт, на которых будет работать сервер
let addr = SocketAddr::from(([0, 0, 0, 0], 3000));
// Создаём асинхронный TCP-сервер
let listener = TcpListener::bind(addr).await?;
// Бесконечный цикл: принимаем входящие соединения
loop {
// Ждём новое соединение от клиента
let (stream, _) = listener.accept().await?;
// Адаптер, который оборачивает `TcpStream` и делает его совместимым с hyper
let io = TokioIo::new(stream);
// Для каждого соединения создаётся отдельная асинхронная задача
tokio::task::spawn(async move {
// HTTP/1.1 сервер, привязанный к нашему обработчику `hello`
if let Err(err) = http1::Builder::new()
.serve_connection(io, service_fn(hello))
.await
{
// обрабатываем возможные ошибки
eprintln!("Error serving connection: {:?}", err);
}
});
}
}
Запускаем сервер:
cargo run
Проверяем работу сервера:
curl http://127.0.0.1:3000
В данном примере используется модуль http1
. Если ван нужен http2
, то вы можете посмотреть его реализацию в официальном примере.
Эхо сервер
Новые импорты:
use hyper::{
body::{Body, Frame},
Method, StatusCode
}
use http_body_util::{Empty, combinators::BoxBody, BodyExt};
Пояснения:
Body
- трейт, описывающийHTTP
телоFrame
- единица данных в теле HTTP-сообщения. Используется для представления либо части тела (Bytes
), либо сигнала конца потокаMethod
- перечисление всех возможных HTTP-методов (GET
,POST
,PUT
,DELETE
и т.д.)StatusCode
- перечисление стандартных HTTP-статусов (200 OK
,404 Not Found
,500 Internal Server Error
и т.д.)Empty
- вспомогательная обёртка для пустого содержимогоBody
BoxBody
- обобщённый тип тела ответа. Позволяет вернуть из функции разные типыBody
BodyExt
- набор удобных методов для работы с телом запроса
Вспомогательные функции для создания полных и пустых тел запросов:
/// Создаёт пустое тело ответа
fn empty() -> BoxBody<Bytes, hyper::Error> {
Empty::<Bytes>::new()
.map_err(|never| match never {})
.boxed()
}
/// Оборачивает переданный chunk (например, `&str` или `Vec<u8>`) в тело ответа
fn full<T: Into<Bytes>>(chunk: T) -> BoxBody<Bytes, hyper::Error> {
Full::new(chunk.into())
.map_err(|never| match never {})
.boxed()
}
Обработчики:
/// Возвращает клиенту тело запроса без изменений.
fn echo(req: Request<Incoming>) -> Result<Response<BoxBody<Bytes, hyper::Error>>, hyper::Error> {
Ok(Response::new(req.into_body().boxed()))
}
/// Обработчик HTTP-запроса, который возвращает тело запроса,
/// преобразованное в верхний ASCII-регистр
async fn echo_uppercase(req: Request<Incoming>) -> Result<Response<BoxBody<Bytes, hyper::Error>>, hyper::Error> {
// Преобразуем поток тела запроса по частям
let frame_stream = req.into_body().map_frame(|frame| {
let frame = if let Ok(data) = frame.into_data() {
// Преобразуем каждый байт в верхний ASCII-регистр
data.iter()
.map(|byte| byte.to_ascii_uppercase())
.collect::<Bytes>()
} else {
Bytes::new()
};
Frame::data(frame)
});
Ok(Response::new(frame_stream.boxed()))
}
/// Обработчик HTTP-запроса, который возвращает тело запроса в перевёрнутом виде
async fn echo_reversed(req: Request<Incoming>) -> Result<Response<BoxBody<Bytes, hyper::Error>>, hyper::Error> {
// Защита от слишком больших тел
let upper = req.body().size_hint().upper().unwrap_or(u64::MAX);
// Если размер тела запроса превышает 64 КБ, возвращает ошибку `413 Payload Too Large`
if upper > 1024 * 64 {
let response = Response::builder()
.status(StatusCode::PAYLOAD_TOO_LARGE)
.body(full("Body too big"))
.unwrap();
return Ok(response);
}
// Читаем всё тело целиком
let whole_body = req.collect().await?.to_bytes();
// Разворачиваем байты в обратном порядке
let reversed_body = whole_body.iter()
.rev()
.cloned()
.collect::<Vec<u8>>();
Ok(Response::new(full(reversed_body)))
}
/// Возвращает ответ `404 Not Found` с пустым телом
async fn not_found() -> Result<Response<BoxBody<Bytes, hyper::Error>>, hyper::Error> {
let response = Response::builder()
.status(StatusCode::NOT_FOUND)
.body(empty())
.unwrap();
Ok(response)
}
Как говорилось в начале статьи, hyper
- это достаточно низкоуровневая библиотека, и в отличие от axum
или actix-web
, не предоставляет встроенную маршрутизацию. Поэтому её нужно реализовать вручную:
async fn router(
req: Request<Incoming>,
) -> Result<Response<BoxBody<Bytes, hyper::Error>>, hyper::Error> {
// Сопоставляем HTTP-метод и путь
match (req.method(), req.uri().path()) {
(&Method::POST, "/echo") => echo(req),
(&Method::POST, "/echo/uppercase") => echo_uppercase(req).await,
(&Method::POST, "/echo/reversed") => echo_reversed(req).await,
_ => not_found().await,
}
}
В функции main
обновляем service_fn
:
.serve_connection(io, service_fn(router))
Запускаем сервер и проверяем его работу:
curl -X POST http://127.0.0.1:3000/echo -d "hello world"
curl -X POST http://127.0.0.1:3000/echo/uppercase -d "hello world"
curl -X POST http://127.0.0.1:3000/echo/reversed -d "hello world"
Middleware
Добавим к текущему эхо серверу middleware, который будет логировать метод и путь каждого HTTP-запроса
Новая зависимость в Cargo.toml
:
[dependencies]
tower = "0.5.2" # предоставляет абстракции для middleware
Новые импорты:
use hyper::service::Service;
use tower::ServiceBuilder;
Service
- используется для подключения пользовательской логики к сетевому соединению (например,service_fn(router)
создаёт имплементацию этого трейта)ServiceBuilder
- позволяет подключить middleware к сервису
Пишем простой middleware для логирования запросов:
/// Простая обёртка, логирующая HTTP-запросы
#[derive(Debug, Clone)]
pub struct Logger<S> {
/// Сервис, к которому делегируется обработка запроса
inner: S,
}
impl<S> Logger<S> {
/// Создание нового логера, оборачивающего другой сервис
pub fn new(inner: S) -> Self {
Logger { inner }
}
}
type Req = Request<Incoming>;
/// Реализация трейта `Service` для `Logger`,
/// позволяющая использовать его как middleware
impl<S> Service<Req> for Logger<S>
where
S: Service<Req>, // Внутренний сервис должен реализовывать трейт `Service`
{
// Тип ответа будет таким же, как у внутреннего сервиса
type Response = S::Response;
// Тип ошибки - тоже такой же
type Error = S::Error;
// Тип возвращаемого future (обработчика запроса)
type Future = S::Future;
/// Метод, вызываемый при каждом запросе
fn call(&self, req: Req) -> Self::Future {
// Логируем метод и путь запроса
println!("processing request: {} {}", req.method(), req.uri().path());
// Передаём запрос дальше во внутренний сервис
self.inner.call(req)
}
}
Обновляем обработчик в функции main
:
tokio::task::spawn(async move {
// Оборачиваем обработчик маршрутов в Service
let svc = service_fn(router);
// Добавляем наш middleware к обработчику
let svc = ServiceBuilder::new().layer_fn(Logger::new).service(svc);
// Ожидаем завершение соединения (или ошибку)
if let Err(err) = http1::Builder::new().serve_connection(io, svc).await {
eprintln!("server error: {}", err);
}
});
Теперь, при каждом запросе, будут выводиться записи вида:
processing request: POST /echo/reversed
processing request: POST /echo
Для упрощения примера, запросы логируются с помощью println!
. Если вам нужен полноценный логер, то ознакомьтесь с крейтом tracing
Gracefully Shutdown
Graceful shutdown - процесс, при котором сервер:
перестаёт принимать новые подключения
позволяет завершить текущие соединения
корректно освобождает ресурсы (файлы, БД, сокеты и т.п.)
Что нужно для реализации:
Сигнал завершения
Цикл, обрабатывающий входящие соединения
Наблюдатель, координирующий завершение соединений
Добавим в tokio
новую фичу для обработки сигналов:
[dependencies]
tokio = { version = "1.44.2", features = [..., "signal"] } # добавляем фичу для обработки сигналов
Обработка сигнала:
async fn shutdown_signal() {
// Ожидание сигнала CTRL+C
tokio::signal::ctrl_c()
.await
.expect("failed to install CTRL+C signal handler");
}
Обновляем функцию main
для отслеживания сигнала отключения и подключаем отслеживание сигнала завершения для соединений:
#[tokio::main]
async fn main() -> Result<(), Box<dyn std::error::Error + Send + Sync>> {
// IP-адрес и порт, где будет слушать сервер
let addr = SocketAddr::from(([0, 0, 0, 0], 3000));
// Создаём асинхронный TCP-сервер
let listener = TcpListener::bind(addr).await?;
// Создаём объект для управления "graceful shutdown" (мягкое завершение)
let graceful = hyper_util::server::graceful::GracefulShutdown::new();
// Подключаем сигнал завершения
// После его получения начнётся завершение работы сервера
let mut signal = std::pin::pin!(shutdown_signal());
// Запускаем цикл, чтобы постоянно принимать входящие соединения
loop {
tokio::select! {
// Обработка новых соединений
Ok((stream, _addr)) = listener.accept() => {
// Адаптер, который оборачивает `TcpStream` и делает его совместимым с hyper
let io = TokioIo::new(stream);
// Оборачиваем обработчик маршрутов в Service
let svc = service_fn(router);
// Добавляем наш middleware к обработчику
let svc = ServiceBuilder::new().layer_fn(Logger::new).service(svc);
// Создаём соединение HTTP/1.1
let conn = http1::Builder::new().serve_connection(io, svc);
// Подключаем отслеживание сигнала завершения для соединения
let fut = graceful.watch(conn);
// Для каждого соединения создаётся отдельная асинхронная задача
tokio::task::spawn(async move {
// Ожидаем завершение соединения (или ошибку)
if let Err(err) = fut.await {
eprintln!("server error: {}", err);
}
});
},
// Получен сигнал завершения
_ = &mut signal => {
// Закрываем listener, чтобы не принимать новые соединения
drop(listener);
eprintln!("graceful shutdown signal received");
// Прерываем основной цикл
break;
}
}
}
// После выхода из цикла — ждём завершения всех активных соединений
tokio::select! {
// Успешное завершение всех соединений
_ = graceful.shutdown() => {
eprintln!("all connections gracefully closed");
},
// Если соединения не закрылись за 10 секунд — принудительно завершаем
_ = tokio::time::sleep(std::time::Duration::from_secs(10)) => {
eprintln!("timed out wait for all connections to close");
}
}
Ok(())
}
Теперь, при сигнале отключения, будет выводиться:
graceful shutdown signal received
all connections gracefully closed
Собираем сервер в docker контейнер
Dockerfile
FROM rust:1.86-slim AS builder
RUN apt-get update && apt-get install musl-tools -y && rustup target add x86_64-unknown-linux-musl
WORKDIR /usr/src/app
COPY Cargo.toml Cargo.lock ./
COPY src src
RUN cargo build --target x86_64-unknown-linux-musl --release
FROM scratch
COPY --from=builder /usr/src/app/target/x86_64-unknown-linux-musl/release/hyper-server /usr/local/bin/hyper-server
EXPOSE 3000
CMD ["hyper-server"]
Сборка контейнера:
docker build -t hyper-server .
Запуск контейнера:
docker run --rm -p 3000:3000 hyper-server
Проверяем работу сервера:
curl -X POST http://127.0.0.1:3000/echo -d "hello world"
Заключение
Если вы хотите продолжить изучение hyper
, то ознакомитесь с официальной документацией и примерами.
Это моя первая статья на Хабре, если вы нашли какие-то ошибки или неточности, буду рад уточнениям в комментариях.
Kerman
Выбор цветовой схемы - дичь полная. Белый на жёлтом фоне не читается примерно никак. Для читаемости надо контрастность 4.5:1.