Игровая индустрия любит, когда про нее говорят через ключевые имена. Так, например, Сигеру Миямото неразрывно связан с Марио и приключениями Линка, имя Кена Левина в обсуждении не обходится без упоминания Bioshock, а разговор о Resident Evil нельзя вести без хотя бы вскользь уточнения, что за нее ответствен Синдзи Миками и частично Хидеки Камия.
С общепризнанным гением также — когда говорят «Кодзима», вряд ли вспоминают Аями Кодзиму, художницу из компании Konami, которая подарила узнаваемый стиль современной Castlevania, обычно вспоминается Metal Gear Solid и лично Хидэо Кодзима, его сотворивший.
Однако вот какое дело — Кодзима делал далеко не только MGS и Death Stranding, но я более чем уверен, большая часть тех, кто называет его гением, ни разу не слышала о других играх мэтра. В этой статье мы данный пробел постараемся исправить.
❯ Snatcher (1988)

Начнем с чего-то более-менее известного. Snatcher (1988) – это культовая приключенческая игра в киберпанковском стиле. Хидео Кодзима писал для неё сценарий и занимался геймдизайном. Сюжет Snatcher напоминает научно-фантастический детектив: главный герой расследует таинственные убийства, совершённые роботами «снаутчерами» (сначерами) в футуристическом городе.
Игра отличалась кинематографичной подачей и вдохновлялась такими фильмами, как Blade Runner и Akira.

Несмотря на слабые продажи при выходе, Snatcher со временем обрела культовый статус и считается одной из лучших приключенческих и киберпанковых игр всех времён. Её стоит попробовать любителям глубокого сюжета и атмосферных детективов, даже спустя десятилетия после релиза.
❯ Policenauts (1994)

Policenauts (1994) – научно-фантастический квест с элементами интерактивного кино. Кодзима здесь выступил режиссёром и сценаристом. Сюжет рассказывает о бывшем астронавте-полицейском, который возвращается на космическую станцию, чтобы расследовать загадочное убийство (и вдруг оказывается втянутым в опасную криминальную историю). Игра сделана в стиле визуальной новеллы: много диалогов, анимационных роликов и озвучки (несмотря на то, что официальной английской версии не было, фанаты потом перевели игру).
Особенность Policenauts – она буквально задумывалась как «кино на компьютере»: Кодзима старался добиться уровня качества анимации и постановки, похожего на полнометражные фильмы. Критики хвалили Policenauts за сюжет, проработанную анимацию и хорошую озвучку. Эта игра может заинтересовать тех, кто любит сюжетные приключения и интерактивный фильм – это пример того, как Кодзима соединял квесты и киноэлементы.
❯ Zone of the Enders (2001)

«Zone of the Enders» (2001) — это научно-фантастический боевик, в котором гигантские роботы (Orbital Frames) сражаются в космосе.
Эта игра была создана по задумке Хидэо Кодзимы, который также выступил продюсером первой части.
Игрок управляет мощным боевым роботом и участвует в динамичных трёхмерных сражениях в открытом космическом пространстве.
Особенность «Zone of the Enders» заключается в сочетании элементов шутера и слэшера: игрок может быстро перемещаться по орбите, выполнять зрелищные атаки и сражаться с масштабными боссами.

Графика и дизайн роботов, созданные художником Ёдзи Синкавой (большой друг Кодзимы и человек, что работал над арт-дизайном в MGS), придают игре уникальный футуристик-милитари стиль.
«Zone of the Enders» может заинтересовать любителей меха-экшенов и космических сражений. Это один из первых проектов команды Хидэо Кодзимы, в котором особое внимание уделяется 3D-графике и зрелищности.
❯ Boktai: The Sun Is in Your Hand (2003)

Boktai: The Sun Is in Your Hand (2003) – необычная приключенческая RPG для портативной приставки Game Boy Advance. Кодзима здесь выступил продюсером и геймдизайнером. Игрок управляет охотником на вампиров Джанго, вооружённым особым пистолетом («Gun Del Sol»), который стреляет солнечными лучами. Главная фишка игры – встроенный в картридж датчик света: чтобы заряжать оружие, игроку нужно буквально выйти на улицу и поймать настоящий солнечный свет.
Чем больше солнца светит на датчик, тем сильнее становятся выстрелы. Такая механика сделала Boktai уникальной: игра буквально требует от пользователя взаимодействия с реальным миром.
Она может понравиться тем, кто ищет нестандартные идеи: сочетание «солнечного датчика» и геймплея даёт совершенно необычный опыт и подчёркивает режиссёрский подход Кодзимы.
❯ Castlevania: Lords of Shadow (2010)

Castlevania: Lords of Shadow (2010) – экшен-приключение, ставшее перезапуском классической серии Castlevania. Хидео Кодзима выступил здесь одним из продюсеров. Хоть Кодзима напрямую не «вписывался» в геймдизайн, но проект контролировался его студией.
Lords of Shadow отличается масштабным сюжетом в сеттинге средневековой Европы: здесь есть эпические битвы с вампирами и монстрами, качественная графика и довольно эпичные бои, явно вдохновленные серией God of War.

Игра сочетает в себе экшен и RPG-элементы (сюда добавлена система прокачки и множество боссов) и отходит от привычного 2D-стиля прошлых частей Castlevania. Для широкой аудитории интересно, что знакомая серия получила совершенно новую интерпретацию под руководством разработчиков MercurySteam (известны за хоррор-шутер Clive Barker's Jericho и современные части серии Metroid) при поддержке Кодзимы. Lords of Shadow понравится тем, кто любит готический экшен с мощным сюжетом и атмосферой.
Рука Гения видна в каждом проекте.
Это лишь пять примеров игр, в которых Хидео Кодзима принимал участие помимо своих самых известных проектов. В этих играх проявляются разные грани его таланта – от фантастических квестов и меха-экшена до новаторских портативных RPG. Любителям приключений и сюжетных игр стоит обратить внимание на эти проекты: они дают представление о том, как Кодзима работает в разных жанрах и почему его идеи ценят даже за пределами серии Metal Gear Solid.
Надеюсь, хоть что-то из представленного вызвало у читателей возглас «Да ладно, он ее делал?» или побудило ознакомиться с одной из игр. А может быть, есть среди вас люди культуры, которые подробно объяснят, в какую именно версию Snatcher играть каноничнее всего? Пишите в комментариях!
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.
? Читайте также:
Комментарии (2)
shiru8bit
06.07.2025 16:20Я не называю Кодзиму гением. Играл в 8-битный MG до того, как он стал Solid, проходил Snatcher, Policenauts (любимая игра, и к слову, где там проработанная анимация?), Castlevania LoS. А в MGS и прочие Death Stranding играть желания не возникало, хотя MGS застал на выходе.
chukotsky
Забыли написать про Tokimeki Memorial Drama Series.