Сегодня рекламную кампанию можно запустить в один клик: нейросеть проанализирует текст сайта, автоматически создаст креативы и начнёт показывать объявления пользователям в рекламной сети.
При этом Яндекс отлично знает поведенческие интересы пользователей, и нейросеть должна показывать рекламу только тем, кому услуга по настоящему интересна.
В этой статье я, Григорий Мельников — создатель сервиса защиты от ботов KillBot, расскажу, как собрать ботов сайта в сегмент, сформировать на его основе похожую аудиторию и исключить из показов в Яндекс.Директе.
В конце — бонус: как заставить бота кликать по скрытым ссылкам.
Но что происходит, если начинают кликать боты?
Нейросеть может ошибочно принять таких "кликунов" за качественную аудиторию. Она начнёт искать похожих на них — в результате боты не только сжирают рекламный бюджет, но и становятся учебными образцами для самой нейросети.
Мотивированные клики — из-за них стратегия не обучится
Речь не только о ботах, но и переходах от реальных пользователей, которые получают вознаграждение за клик или заявку. Если такие пользователи совершают конверсии, нейросеть также будет учиться на них.
О том, как бороться с мотивированными кликами можно прочитать в моей другой статье на хабре: https://habr.com/ru/articles/844246/
У Яндекса уже есть готовый инструмент который может исключить ботов из показа рекламы
Это Яндекс Аудитории: с их помощью можно создать сегмент ботов, найти похожих и задать корректировку ставок –100%, чтобы полностью исключить показы рекламы этой аудитории.
Какие готовые аудитории для минусации Яндекс может нам предоставлять?
Да, может, но не делает((
Чтобы повысить качество рекламных кампаний, нужно исключать "мусорные" аудитории из показов рекламы, это например:
Новые устройства, которые только появились в интернете (все куки — новые);
Молодые устройства: устройства, которые "живут" в сети менее 7 дней;
Без оплат: устройства, с которых не зафиксировано ни одной оплаты;
Пользователи, которые не используют сервисы Яндекса;
Пользователи без регистрации в Яндексе;
и другие схожие группы.
Как именно может работать антифрод Яндекса и почему минусация именно этих аудиторий будет работать - это моя другая статья на Хабре: https://habr.com/ru/articles/869184/
Почему исключение таких аудиторий повышает качество?
Срок жизни бота — около 7 дней. После этого антифрод Яндекса перестаёт учитывать его клики: первый клик такого бота имеет наибольший вес, а пятый уже может быть отфильтрован.
Поведенческий профиль типичного бота можно описать так: новое устройство, без регистрации в Яндексе с которого никогда не совершалась оплата в интернете.
Подробнее о том, как работают боты и откуда они берутся — в моей другой статье на Хабре:
? https://habr.com/ru/articles/813545/
Яндекс Аудитории уже умеют собирать ботов в аудиторию
Яндекс Аудитории классно находят похожих пользователей. Поэтому, если мы создадим сегмент из ботов нашего сайта, то похожая аудитория, собранная на основе этого сегмента, также будет содержать ботов того же типа.
Ниже — пример скрина с фильтрацией ботов в Яндекс.Директе:

На скриншоте 3684772485 - это ботовский слепок - очень часто встречается в рекламных кампаниях. При подключении к директу минусации этих визитов и похожих на них - рекламные клики с данным слепком уходят - это говорит о том, что Яндекс Аудитории работают очень хорошо!
Визиты выше, что мы отфильтровали выглядят так (нулевые визиты):

Нулевые визиты могут генерировать:
Вирусы с заражённых телефонов. Особенность вируса - это отсутствие активности. Вот есть статья на хабре на эту тему: https://habr.com/ru/news/812677/
Настоящие Android-эмуляторы. (например VPS с BlueStacks. BlueStacks предоставляет функцию Script, с помощью которой можно автоматизировать любые действия внутри эмулятора)
Клики ботов без активности на странице (чтобы не палится).
Как самостоятельно создать аудиторию ботов для минусации?
Без сторонних инструментов собрать ботов в аудиторию сложно, так как:
Яндекс не предоставляет готовые аудитории для минусации.
в Метрике нет функциональности для разметки визитов на ботов и людей. Мы видим визит — но не знаем, как Яндекс его классифицировал.
Если ограничиться метрикой, то можно пробовать минусовать следующие аудитории (и похожих):
Визиты из Директа с длительностью 0 секунд;
Визиты из Директа без решения капчи;
Визиты из Директа, только роботы по метрике.
❗ Важно: в такие выборки могут попасть и реальные пользователи, что создаст шум при создании похожей аудитории.
Бот палится, когда кликает по скрытой ссылке
Год назад я публиковал кейс на Хабре, где подробно описал, как боты из рекламы переходят по скрытым ссылкам. Но чтобы повторить кейс нужно было заморачиваться - создавать черный сайт с черными ссылками. Я существенно упростил этот кейс и теперь каждый на своем сайте может на 100% ловить ботов.
Как поймать рекламных ботов на кликах по скрытым ссылкам?
Об этом последний посте в моём Telegram-канале:
? https://t.me/KillBotRus — переходите, чтобы и у вас был однозначный аргумент что по рекламе кликнул бот.
Комментарии (7)
r00taccess
15.07.2025 14:17Неважно, кто кликает — важно, чтобы ты за это платил. Всё остальное — "нарушение пользовательского соглашения".
maximtkachev
15.07.2025 14:17Неужели кто-то в здравом уме кликает по баннерам (тем более по яндексовским)?
CitizenOfDreams
15.07.2025 14:17Неужели кто-то в здравом уме кликает по баннерам
А вы сами попробуйте попасть пальцем в крестик "закрыть" размером 5x5 пикселов.
grigoriy-melnikov Автор
15.07.2025 14:17У меня друг как-то экспериментировали с размещением крестика закрытия и количеством оформленных подписок. Так вот — когда они перенесли крестик в левый верхний угол и сделали его почти прозрачным, число подписок выросло. То есть некоторым пользователям проще оплатить, чем пытаться решить головоломку.
Schakal
Написал бы кто-нибудь статью, как автоматично скликивать эту хрень в обход всех вышеперечисленных ухищрений. Глядишь, собрали бы тут негласную (или гласную) инициативную группу по деланию интернета хоть чуточку чище.
grigoriy-melnikov Автор
Такие штуки уже были — например, блокировщик рекламы AdNauseam. Он автоматически "кликал" по рекламе в фоне, чтобы запутать рекламные алгоритмы. Как результат его выпилили из официального Google Chrome. Так что мечта о "чистом интернете" — жива, но находится за пределами зоны допуска интернет гигантов.