Меня зовут Виктория Агейкова, и я занимаюсь аналитикой 7 лет. Работала в найме и на фрилансе, в маркетинге и в продукте, преподавала в Международной школе профессий. В первые годы работы я сама совершала ошибки, а теперь встречаю те же проблемы у младших коллег, даже у аналитиков с опытом. 

Дело в том, что в университетах и на курсах аналитики обычно учат хард-скиллам: как группировать и анализировать данные, как строить отчёты и делать из них выводы. Но никто не учит вести переговоры с заказчиком, грамотно оценивать риски и учитывать другие детали, которые напрямую влияют на репутацию аналитика.

Эти навыки приходят с опытом. Но гораздо проще стартовать в профессии, изучив чужие ошибки, чем набивать шишки самостоятельно. 

В этой статье я разбираю 4 реальных задачи, с которыми сталкивалась в работе. Здесь не будет очевидных советов в духе «делайте хорошо, а плохо не делайте», только реальные решения, которые удобно использовать в работе. 

Итак, начнём.

Делать задачу, не разобравшись, выгодна ли она компании 

Задача: собрать дашборд, чтобы выводить все данные на один экран

Компания хранит данные по аналитике в разных источниках: отчёты по сайту в одной системе, по рассылкам — в другой, по маркетплейсам — в третьей. Руководитель поручил объединить эти данные в одном дашборде, чтобы менеджерам было проще работать. 

Как не надо делать: браться за задачу, не оценив выгоду для компании. 

Данные в разных инструментах

Создание дашборда 

менеджер тратит 2 часа в неделю 

менеджер тратит 1 час в неделю

аналитик тратит 40 часов на разработку дашборда

аналитик тратит 1,5 часа в месяц на поддержание отчёта 

Дашборд мог бы окупиться на очень долгом промежутке времени, но, как правило, он становится неактуальным уже через год. Меняются инструменты, специалисты, структура продаж — и нужен новый инструмент, более подходящий под текущие реалии. 

Как надо сделать: посчитать затраты и принести заказчику расчёт, почему дашборд не выгоден для компании. Да, аналитик не выполнит поставленную перед ним задачу. Зато придумает, как компании не потратить деньги зря и направит свой ресурс в более полезную задачу. А значит, проявит себя как более профессиональный специалист. 

Выполнить задачу строго по ТЗ, не осмыслив её критически

Задача: Продуктовая команда онлайн-магазина хочет проверить, поможет ли новая фича поднять конверсию на сайте. 

В прежней версии сайта товарные карточки располагались списком друг за другом, на экране пользователь видел всего 5 товаров. В новой версии карточки стали отображаться матрицей: на экране умещалось уже 15 товаров. 

Команда хотела запустить новую версию сайта только на часть пользователей и провести a/b-тестирование, чтобы сравнить, увеличится ли конверсия. Ключевой метрикой выбрали «конверсию в заказ» по всему сайту. Это было ошибкой. 

Как не надо делать: выполнять задачу строго по ТЗ, рискуя получить неверные данные. Разберём несколько примеров. 

Ложный вывод

А как на самом деле

Цена ошибки

Конверсия не меняется, значит, фича ни на что не влияет – не внедряем 

Люди чаще добавляют товар в корзину, но на сайте неудобная форма оформления заказа с десятком полей для заполнения. Пользователи ленятся их заполнять и уходят с сайта

Магазин теряет выгоду, лишая себя фичи, которая помогла бы увеличить продажи

Конверсия падает, значит, фича вредит – не внедряем

Люди чаще добавляют товары в корзину, сайт перегружен и зависает, люди не дожидаются, когда загрузится корзина и уходят с сайта

Конверсия растёт, значит, фича полезная – запускаем на всём сайте

Конверсия в заказ растёт из-за внедрения нового флоу покупки. При этом непонятно, как в действительности повлияла новая товарная сетка 

Магазин впустую тратит время работы нескольких команд: дизайнеров, разработчиков, тестировщиков, аналитиков. Они внедряют фичу, которая не влияет на продажи

Как надо сделать: критически оценить данные задачи и выбранные метрики. 

Правильный выбор метрики — ответственность аналитика. Поэтому первым делом он должен понять, на какой этап воронки влияет тестируемая фича. В нашем случае расположение товарной сетки напрямую связана с тем, как быстро человек найдёт нужный товар и положит в корзину. То есть нужная нам метрика — «конверсия в добавление в корзину». 

«Конверсия в заказ» может быть второстепенной метрикой, которая поможет обнаружить проблемы на сайте. 

Сразу отправить клиенту полученные данные

Задача: Компания хочет получить финмодель, чтобы оценить доходность и маржинальность нового продукта. Аналитику предстоит изучить большое количество данных из разных источников, обработать, исключить ошибки, разработать на их основе финмодель. 

Как не надо делать: как можно быстрее сделать все расчёты и отдать их клиенту, не проверив полученные данные. 

Что может пойти не так: 

Цена ошибки

Клиент изучает финмодель, сверяет со своими метриками и находит несостыковки. Выяснится, что не сходятся средний чек и выручка по годам. Аналитик проверяет свои расчёты и находит в них ошибку 

Увеличиваются сроки выполнения задачи

Затягивается запуск нового продукта

Портится репутация аналитика, растёт недоверие и недовольство клиента 

Как надо сделать: 

При работе с большим количеством данных ошибки встречаются часто. Скорее всего, перепроверять и находить нестыковки всё равно придётся. Поэтому лучше сделать это заранее, чтобы не тратить время клиента на знакомство с неверными расчётами. Такой подход показывает профессионализм аналитика.

Как не потратить тонну времени на проверку 

Чтобы не делать всю работу дважды, составьте чек-лист с нюансами, ограничениями и промежуточными расчётами. Заранее запросите у клиента значения нужных метрик и сравнивайте со своими значениями, чтобы обнаружить несовпадения на раннем этапе. 

Разберём на примере шаблона данных о продажах. Его структура универсальна: вы можете взять эту таблицу за основу, подставить свои метрики, методы и ограничения, выбрать собственный период и уровень детализации — и пользоваться. 

Какие метрики считаем за год в разрезе месяца: 

Метод расчёта

Ограничения

Чек-лист: сошлось/не сошлось 

кол-во заказов 

выручка 

средний чек

кол-во покупателей

кол-во уникальных товаров в чеке

кол-во товаров в чеке

прибыль

рентабельность

уник. кол-во order_id 

цена товара * кол-во товара 

сумма продаж/кол-во заказов

уник. кол-во customer_id

ср. кол-во уник. sku_id в одном чеке

ср.кол-во товаров (в шт.) в одном чеке

выручка - себестоимость продаж и товара

прибыль/выручка

Исключаем B2B-сегмент,

считаем только онлайн-покупки. Не учитываем подарочные товары с 0 стоимостью и пакеты

Оценить сроки выполнения задачи по минимуму и не заложить риски

Задача: разработать программу лояльности для розничного магазина. 

Как не надо делать: определить с клиентом задачи, заложить сроки на их выполнение и не оставить дополнительного времени на случай, есть что-то пойдёт не так. А что-нибудь обязательно пойдёт не так — в такой большой задаче это неизбежно. 

Что может пойти не так

Цена ошибки 

Общение с командой заказчика занимает больше времени, чем планировали. Клиент хочет провести дополнительный созвон, создать ещё один чат, подключить к работе несколько отделов. 

Данные разрозненные и хранятся в разных источниках, их долго и сложно связать между собой и обработать

Клиент добавляет новые запросы, просит посмотреть данные в разных разрезах  

Аналитик работает ночами, потому что не успевает выполнить работу 

Не успевает в срок и по условиям договора выплачивает штраф 

По опыту работы более чем на 20 крупных проектах я поняла, что на риски нужно закладывать около 30% времени. Если заложить меньше, рискуешь обмануть ожидания заказчика и испортить репутацию. 

Какие риски важно учесть:

Менеджмент 

Аналитическая работа 

Созвоны и переписки с клиентом

Презентация работы команде

Оформление документов

Обработка и проверка данных

Правки и доработки

Изменение требований

Мощность компьютера и производительность программ: скорость обработки данных

Надеюсь, эта статья позволит вам избежать ошибок в работе и поможет вырасти как специалисту. А если у вас есть дополнения к моим кейсам или свои способы избежать аналогичных ошибок, пишите в комментарии, буду рада обсудить.

Комментарии (3)


  1. miksoft
    17.07.2025 06:03

    Как надо сделать: посчитать затраты и принести заказчику расчёт, почему дашборд не выгоден для компании.

    В мало-мальски крупной компании это практически невозможно сделать, т.к. число участвующих лиц и длина тракта данных могут быть велики.
    Или, если таки сделать, такой расчет может выйдет дороже самого дашборда.

    Да и ценность часа менеджера и часа аналитика/разработчика могут быть сильно не равны. Не столько в деньгах, сколько в последствиях, например, для проекта, если он не будет выполнен в срок.


    1. Ageykova Автор
      17.07.2025 06:03

      Действительно очень сложно, особенно в крупных компаниях, точно оценить проект. Но чаще достаточно бывает верхнеуровнево оценить задачу, чтобы задуматься над её актуальностью. Бывали случаи, когда после оценки вместе с заказчиком принимали решение оставить как есть процесс, а иногда просто резали требования и делали что-то среднее - что упрощает им жизнь и не так трудозатратно


  1. Systems_Education
    17.07.2025 06:03

    Статья про аналитиков данных, не про БА и СА, расходимся