
Для Кейт Д’хотман, режиссёра из Кейптауна, общение с кинозрителями — естественное дело.
Гораздо сложнее ей даётся общение с другими людьми.
«Я никогда не понимала, как люди расшифровывают социальные сигналы», — говорит 40-летняя режиссёр фильмов ужасов.
У Д»Отман аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), из‑за чего ей сложно общаться с другими людьми.
Однако с 2022 года Д»Отман регулярно пользуется ChatGPT, популярным чат‑ботом на базе искусственного интеллекта от OpenAI, и полагается на него в преодолении коммуникативных барьеров на работе и в личной жизни.
«Я знаю, что это машина, — говорит она. — Но, честно говоря, иногда это самый чуткий голос в моей жизни».
Нейродивергентные люди, в том числе с аутизмом, СДВГ, дислексией и другими расстройствами, могут воспринимать мир иначе, чем нейротипичные люди.
Разговор с коллегой или даже переписка с другом могут привести к неверной интерпретации сигналов, неправильному восприятию тона и непреднамеренным последствиям.
Чат‑боты на базе искусственного интеллекта стали неожиданным союзником, помогая людям ориентироваться в социальных взаимодействиях с помощью подсказок в режиме реального времени. Хотя эта новая технология не лишена рисков — в частности, некоторые опасаются чрезмерной зависимости от неё, — многие пользователи с нейроотличиями теперь видят в ней спасательный круг.
Для Д»хотман ChatGPT выступает в роли редактора, переводчика и доверенного лица.
По её словам, до внедрения этой технологии ей было сложно общаться с нейротипичными людьми.
Она вспоминает, как однажды по просьбе начальника отправила ему маркированный список способов улучшить работу компании. Но то, что она считала прямым ответом, было воспринято как слишком прямолинейное и даже грубое.
Теперь она регулярно обращается к ChatGPT, прося чат‑бота проанализировать тон и контекст её разговоров.
Иногда она просит его взять на себя роль психолога или психотерапевта и помочь разобраться в таких деликатных ситуациях, как недопонимание с лучшей подругой. Однажды она загрузила переписку за несколько месяцев и попросила чат‑бота помочь ей увидеть то, что она могла упустить.
По словам Д»хотман, в отличие от людей, чат‑бот настроен позитивно и не осуждает.
Это чувство может быть знакомо другим нейродивергентным людям.
Сара Риквуд, старший менеджер проекта в сфере обучения продажам из Кента, Англия, страдает СДВГ и аутизмом.
Риквуд говорит, что у нее есть идеи, которые ускользают от нее, и она часто теряет людей в разговорах. «Я не отдаю себе отчета», — говорит она, отмечая, что ChatGPT «позволил мне гораздо больше работать со своим мозгом». С его помощью она может более четко составлять электронные письма и бизнес‑кейсы.
Использование инструментов на базе искусственного интеллекта стремительно растёт. Январское исследование, проведённое Google и социологической компанией Ipsos, показало, что использование ИИ во всём мире выросло на 48%, а интерес к практическим преимуществам этой технологии теперь превышает опасения по поводу её потенциально негативного влияния.
В феврале компания OpenAI сообщила Reuters, что число её активных пользователей в неделю превысило 400 миллионов, из которых по меньшей мере 2 миллиона являются платными бизнес‑пользователями.
Но для нейроотличных пользователей это не просто удобные инструменты.
Некоторые чат‑боты на базе искусственного интеллекта теперь создаются с учётом потребностей нейроотличного сообщества.
Майкл Дэниел, инженер и предприниматель из Ньюкасла, Австралия, рассказал агентству Reuters, что только после того, как его дочери поставили диагноз «аутизм» — и ему самому поставили такой же диагноз, — он понял, насколько сильно он скрывал свои нейроотличные черты.
Его желание более чётко общаться со своей нейротипичной женой и близкими вдохновило его на создание Neurotranslator — персонального помощника на базе искусственного интеллекта, который, по его словам, помогает ему полностью понимать и обрабатывать информацию, а также избегать недопонимания.
«Вау… какая необычная рубашка», — вспоминает он, как однажды сказал своей жене о её наряде, не осознавая, как может быть воспринято его замечание. Она попросила его проанализировать это замечание с помощью NeuroTranslator, и это помогло ему понять, что без положительного утверждения замечания о внешности человека могут быть восприняты как критика.
«Эмоциональный багаж, который [обычно] возникает в таких ситуациях, просто исчезает за считанные минуты», — говорит он о приложении.
По словам Дэниела, с момента запуска в сентябре NeuroTranslator привлек более 200 платных подписчиков. Более ранняя веб‑версия приложения под названием Autistic Translator насчитывала 500 платных подписчиков в месяц.
Несмотря на то, что эта технология произвела революцию, некоторые предостерегают от чрезмерной зависимости от неё. Возможность получать результаты по запросу может быть «очень заманчивой», говорит Ларисса Судзуки, учёный‑компьютерщик из Лондона и приглашённый исследователь НАСА, которая сама является нейроотличной.
Чрезмерная зависимость может быть вредной, если она мешает людям с нейроотличиями функционировать без неё или если сама технология становится ненадёжной — как это уже происходит со многими результатами поиска в ИИ, согласно недавнему исследованию Columbia Journalism Review.
«Если ИИ начнёт всё портить и выдавать неверные результаты, — говорит Судзуки, — люди могут разочароваться в технологиях и в самих себе».
Откровенничать с чат‑ботом с искусственным интеллектом рискованно, соглашается Джанлука Мауро, консультант по искусственному интеллекту и соавтор книги «От нуля до искусственного интеллекта». «Цель таких моделей искусственного интеллекта, как ChatGPT, — удовлетворить пользователя», — говорит он, поднимая вопрос о готовности таких моделей давать критические советы.
В отличие от психотерапевтов, эти инструменты не связаны этическими кодексами или профессиональными рекомендациями. Мауро добавляет, что если искусственный интеллект может вызывать привыкание, то необходимо ввести регулирование.
Недавнее исследование, проведённое Университетом Карнеги — Меллона и компанией Microsoft,которая является ключевым инвестором OpenAI, показало, что чрезмерная зависимость от инструментов генеративного ИИ в долгосрочной перспективе может подорвать навыки критического мышления пользователей и сделать их неспособными обходиться без этих инструментов.
«Хотя ИИ может повысить эффективность, — пишут исследователи, — он также может снизить вовлечённость в процесс, особенно при выполнении рутинных задач или задач с низкими ставками, когда пользователи просто полагаются на ИИ».
Хотя доктор Мелани Кацман, клинический психолог и эксперт в области человеческого поведения, признаёт пользу ИИ для людей с нейроотличиями, она видит и недостатки, например то, что ИИ даёт пациентам повод не взаимодействовать с другими людьми.
Психотерапевт будет подталкивать своего пациента к тому, чтобы тот пробовал что‑то новое, выходящее за пределы его зоны комфорта. «Я думаю, что вашему ИИ‑компаньону сложнее вас подталкивать», — говорит она.
Но для пользователей, которые привыкли полагаться на эту технологию, подобные опасения не имеют смысла.
«Многие из нас в итоге просто отстраняются от общества», — предупреждает Д»хотман, которая говорит, что в течение года после того, как ей поставили диагноз «аутизм», она почти не выходила из дома, чувствуя себя подавленной. Она боится, что если перестанет пользоваться ChatGPT, то вернётся к тому травмирующему периоду изоляции.
«Мне, как человеку, который всю жизнь боролся с инвалидностью, это необходимо», — говорит она.
Комментарии (6)
Goron_Dekar
29.07.2025 09:42"нейроотличные люди" это как отрицательный рост или хлопок, только с другой стороны баррикад.
Новояз вызывает какую-то оторопь. Эти люди отличаются? Да. Страдают? Тоже да! Значит, они больны. Это заболевание, а не "нейроотличие".
Заболева́ние — это нарушения нормальной жизнедеятельности, возникающие в ответ на действие патогенных факторов, нарушения работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.
nikolz Автор
29.07.2025 09:42Синдром Аспергера — одно из общих нарушений развития психики, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Он отличается от аутизма прежде всего отсутствием общей задержки или отставания в речи и когнитивном (умственном) развитии, т. е. страдает главным образом социальная коммуникабельность.
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается и методики адаптации продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Некоторые особенности людей с синдромом Аспергера:
Сложности в общении. Трудно инициировать диалог и поддерживать беседу, тяжело или невозможно соблюдать зрительный контакт и стандартный этикет.
Низкий уровень эмпатии. Сложно распознавать чужие эмоции и, в частности, воспринимать сарказм.
Высокий уровень сенсорности. Чуткость к запахам, вкусам и тактильным ощущениям вплоть до невозможности терпеть некоторые ароматы.
Фиксации. Люди с синдромом Аспергера могут быть удивительно внимательны (и требовательны) к мелочам вроде бирок на одежде или пуговиц.
Сдержанная мимика или полное её отсутствие.
Проблемы с координацией движений. Люди с синдромом Аспергера могут врезаться в дверные косяки, запинаться, задевать что-то локтями или не замечать препятствий на пути.
К сильным чертам людей с синдромом Аспергера относят:
одарённость в определённой области;
детализированный анализ;
независимость от мнения окружающих;
логику мышления;
энциклопедические знания в интересующей области;
высокий уровень интеллекта;
красноречие;
честность.
antaki93
29.07.2025 09:42Мне кажется, прямо сообщать о своих мыслях — более нормально, чем всюду предполагать наличие негативного подтекста. Это же повышенная тревожность, невроз.
Кто первый халат надел, тот и нейротипичный.
CitizenOfDreams
29.07.2025 09:42Кто первый халат надел, тот и нейротипичный.
Именно. Если присмотреться внимательнее, то среди людей, считающихся "нормальными", найдутся те же симптомы, которые приписывают "больным".
"Тяжело соблюдать стандартный этикет", "низкий уровень эмпатии", "сложно воспринимать сарказм", "ограниченный репертуар интересов и занятий" - да это же просто описание обычного рядового гражданина, который харкает себе под ноги, на дороге подрезает других водителей, за мнимое оскорбление бьет в морду, а по выходным бухает. Причем это не маргиналы какие-нибудь, а люди, считающиеся полноценными членами общества, с семьей, детьми, работой или даже бизнесом.
a1111exe
29.07.2025 09:42Но то, что она считала прямым ответом, было воспринято как слишком прямолинейное и даже грубое.
Хмм... Как-то высокое начальство спросило вечером перед выходными, можно ли срочно прямо этим вечером доделать и выкатить один непростой проект в продакшен. Недолго думая отписался: "да, если мы не беспокоимся о качестве". И не ожидал ответа "не надо грубить, а то я так тоже могу".
Надо уже, наконец, сходить к врачу и потребовать справку.
CitizenOfDreams
Ну так пусть начальник сам запустит ChatGPT и преобразует этот прямой ответ во что-нибудь не оскорбляющее его нежные чувства.