
Сегодня невозможно представить интернет без поисковиков. Нужна информация? Указываем необходимое ключевое слово или слова в Яндексе (Google) — получаем ответ.
Но в начале 90-х система только развивалась. И об основных поисковых машинах, их создателях и конкуренции между ними — поговорим далее.
Первый поисковик — Archie
Официально первым поисковиком называют программу Archie, созданную студентами Монреальского университета Макгилла Аланом Эмтейджем, Питером Дойчем и Биллом Хилланом. Проект, чье название происходит от слова «архив», но без буквы «v», был достаточно простым: он банально скачивал списки файлов с FTP-серверов, выстраивая базу данных, на основе которой как раз и производился поиск. Индексировать содержимое файлов Archie не могла. Программа, кстати, при наличии таких проблем была коммерческой и даже поддерживалась до 1996 года.
Archie спровоцировал создание целой плеяды схожих по алгоритму поисковиков. В 1991 году создаются Veronica и Jughead. Дело в том, что студент Миннесотского университета Марк Маккэхилл придумал и реализовал новый сетевой протокол Gopher, работающий в формате «иерархического текстового меню». Поисковик Veronica, основываясь на этом проекте, искал заголовки в списке по ключевым словам, а Jughead занимался анализом информации по серверу.
1993 год: W3catalog, Wandex, Aliweb
В 1993 году создается сразу несколько крупных поисковых систем:
Во-первых, представлен метапоисковик W3catalog (как указывают программисты, он был в формате сценариев на Perl);
Во-вторых, презентуется Wandex (эта программа могла индексировать заголовки сайтов, аннотации страниц, а потом предъявлять результаты поиска по запросу). Ранжирования и анализа полученных сведений поисковик не делал;
В-третьих, создается Aliweb. Главная особенность проекта: для индексации сайта — разработчики должны были добавить страницы своего портала внутрь поисковика.
1994 год: Excite, WebCrawler и Yahoo
Excite был создан студентами Стэнфордского университета. На первых порах программа занималась статистическим анализом слов в тексте, тем самым упрощая максимально поиск в сети. Потом — проект расширился, став экосистемой (в нее входил поисковик, почта, мессенджер, а также информационные ресурсы).
WebCrawler (название происходит от слова «crawler» — то есть ползающее, гусеница, обходчик) — первая в истории полнотекстовая поисковая система. Студент Вашингтонского университета Брайан Пинкертон запрограммировал ее так, чтобы поиск шел по всей веб-странице. Проект был крайне успешным. Уже 14 ноября 1994 года поисковик обработал свой миллионный запрос (который звучал примерно так: «Разработка и исследование ядерного оружия»). В декабре — у поисковика появились спонсоры, а через год — и реклама.
Yahoo был создан аспирантами Стэнфордского университета Дэвидом Фило и Джерри Янгом. Причем в первоначальном формате — целью проекта, который назывался «Путеводитель Джерри по Всемирной паутине», была каталогизация других сайтов. Расширение списка включенных ссылок (как, впрочем, и аудитории) — дало возможность разработчикам быстро переименовать проект в более запоминающийся и краткий — Yahoo! (некоторые переводят это слово так — «Yet Another Hierarchical Officious Oracle», то есть «Еще один дружеский путеводитель»).
Постепенно стартап, привлекая инвесторов, стал выходить за пределы привычного: из каталога он трансформировался в информационный сайт. Однако проиграл гонку преследования с Google. В 2000-х проблемы Yahoo!, ставшего полноценным поисковиком, увеличились (на финансирование повлиял и крах доткомов, и непросчитанный запуск многочисленных проектов, которые не стали экономически успешными).
Дальше — больше: Altavista, Апорт, Rambler, Yandex и Google
Altavista была представлена всем в 1995 году. Считалась одной из самых совершенных, так как функционировала на сервере DEC Alpha, принимая запросы на «естественном языке».
В 1996 году в Рунете стартовал первый в России поисковик — Апорт. Сначала он работал только на сайте russia.agama.com, но с конца 1997 года — проект расширился на всю зону .ru. Как и зарубежные программы, успешность задумки провоцировала создание дополнительных ответвлений: на пике популярности пользователи могли читать на сайте новости, узнавать прогноз погоды и ближайшие телепередачи, смотреть курсы валют.
В том же 1996 году запускается еще один интересный проект — Rambler. Поисковик к моменту своего появления обладал внушительной базой оцениваемых документов (около 100 тысяч).
В 1997 году российские программисты Аркадий Волож и Илья Сегалович представили свой поисковик — Yandex. Темп набирали постепенно, но успех был оглушительным: система (после модернизаций) могла искать лучше Rambler по ссылкам, создатели предусмотрели оценку взвешенного индекса цитирования, а также произвели грамотную монетизацию в начале 2000-х.
В 1998 году появился Google. Его основное конкурентное преимущество на тот период времени – возможность ранжировать сайты, базируясь на идее оценки ссылок.
Эта концепция Сергея Брина и Ларри Пейджа стала выигрышной: поиск в Google оказался эффективнее остальных проектов.
Почему одни поисковики — выживали, а другие — умирали?
Все просто.
Базовые технологические возможности. Люди пользуются тем, что удобнее, быстрее, качественнее и прагматичнее. Если поисковик предоставляет лучшие результаты, то к нему будут обращаться. То, что не удовлетворяет этим показателям (или то, что не может быстро модернизироваться под обновление) — умирает.
Как мы видим, создатели поисковиков чаще всего допускали одну ошибку: они начинали постепенное расширение и попытку охвата всего вокруг (то есть параллельно с поисковой машиной — запускалась электронная почта, система обмена мгновенными сообщениями, информационная служба и так далее). Все это требовалось поддерживать на должном уровне, привлекая дополнительное финансирование. Соответственно, внимание на инновации (и улучшение центрального сегмента, который приносил доход, — поисковика) — сокращалось. Конкуренты успевали сделать лучше, больше и качественнее. Пользователи тут же мигрировали к ним. Охват базисного (якорного) проекта снижался. Соответственно, сокращались и финансовые поступления. Возможностей тянуть все и сразу не было. Поэтому либо концепцию пересматривали (и сворачивали нерентабельное), либо продавали.
-
Выжившие поисковики предлагали всегда чуточку больше, чем иные конкуренты.
Кроме того, они не торопились завоевывать дополнительное пространство, расширяясь без меры: например, в том же Яндексе почта появилась только через 2,5 года после запуска основного сайта, у Google — для широкой публики через 9 лет (!).
Победившие в схватке поисковики всегда ориентировались на закрепление своей интеллектуальной собственности: будь то товарные знаки или патенты. Каждый свой инновационный шаг они фиксировали в соответствующих госорганах.
W3catalog |
Упоминается в 3 патентах |
— |
Wandex |
Упоминается в 13 патентах |
— (в системе WIPO указывается 5 товарных знаков, но все они зарегистрированы сравнительно недавно). |
Aliweb |
Упоминается в 14 патентах |
2 товарных знака (в том числе один — действующий сейчас) Вполне вероятно, что данные бренды не принадлежат создателю поисковика |
Excite |
Минимум 5 патентов |
Десятки товарных знаков |
WebCrawler |
Тысячи (от 39 тысяч до 100) |
Более 60 |
Yahoo |
Почти 40 тысяч (в качестве правообладателя указан Yahoo!) |
Более тысячи |
Altavista |
Упоминается в 7673 патентах |
Более 300 |
Апорт |
— |
1 товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте |
Rambler |
— |
69 товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте |
Yandex |
Компаниям принадлежит минимум 970 патентов |
Больше тысячи товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте |
Больше 100 тысяч результатов поисковой выдачи в БД Google Patents |
Более 2,5 тысяч товарных знаков |
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.
Комментарии (4)
ssj100
31.07.2025 12:30Возникновение обычной монополии.
Люди пользуются тем, что удобнее, быстрее, качественнее и прагматичнее.
не обязательно ... иначе бы все перешли с Facebook в VK, да это один из факторов может даже крупный но не прям координальный.
Больше настроения в обществе и сарафанное радио в особенности если есть слово "гуглить"
Победившие в схватке поисковики всегда ориентировались на закрепление своей интеллектуальной собственности:
Сомнительно - больше зависит у кого какие юристы.
Еще один пункт - карманный браузер с поиск по умолчанию... чем гугл отлично убивал этим вирусом конкурентов. Если в 2007 еще смотрелось +/- то после выхода Гугла Хрома Гугл было не остановить
nehrung
31.07.2025 12:30Люди пользуются тем, что удобнее, быстрее, качественнее и прагматичнее.
К сожалению, такая лобовая связь наблюдается не всегда. Вот пример, который я не устаю приводить. В "старом" Яндексе была опция "Искать в найденном", её можно было вызвать прямо с фасадной страницы, без всяких меню.
Прекрасная идея, позволяющая делать пошаговый итеративный поиск, постепенно уточняя запросы, и на последнем шаге получать идеально точный ответ, иногда прям единственный.
Но... её удалили. Не так давно я сделал запрос в техподдержку Яндекса, пытаясь узнать, почему удалили, и нельзя ли её возобновить. Оцените ответ-отписку - удалили потому, что она была не востребована, ею никто не пользовался. Типичное "мы лучше знаем, что вам надо".
ssj100
31.07.2025 12:30Типичное "мы лучше знаем, что вам надо".
А может и нет, а 0.1% фриков они просто опустили... сам ею не помню если пользовался пару раз.
Тут действительно обрубая вылизывания дизайн не обрубишь ли фичи которые тебя выделяют среди остальной массы
IgnatF
Рамблер в свое время работал лучше Яндекса. Но банально в него пришли не те люди. Да было развитие, но не в том направление.