
Прощай, сингапурский клон, дерзнувший на Фигму!
Когда в мире дизайна появился Motiff, его сразу окрестили: «ещё один клон Figma». Только на этот раз — не из Китая (там давно пробует силы Pixso), и не из Европы (Penpot из Испании и Lunacy от украинской Icons8 тоже не дремлют), а из Сингапура. Да ещё и с инвестициями из Поднебесной, аккуратно завернутыми в шёлковый бантик «международного стартапа». Но, в отличие от своих собратьев по цеху, Motiff взял не тупым копипастом, а умной дерзостью — и претензией на технологическое превосходство.

Его интерфейс был до боли знаком. Те же панели, слои, свойства — будто открыл старого доброго друга после долгой разлуки. Никаких сюрпризов, никаких «а где тут компоненты?» — всё на своих местах. Когда-то так же Figma имитировала интерфейс Sketch. Именно в этом и заключалась первая хитрость Motiff: он не ломал привычное, а мягко его продолжал, внося свои аккуратные, почти ювелирные поправки. Восточная сдержанность и техническая чистота — без дизайнерских фокусов, но с инженерным вниманием к деталям. И всё бы выглядело просто, почти скромно — если бы не скрытая под капотом мощь. Потому что за внешней простотой интерфейса скрывалась вполне серьёзная начинка — новый движок Motiff AI 2.0, выпущенный летом 2025 года как главный технологический козырь и ключевая особенность редактора.
И вот тут Figma изрядно напряглась...
Motiff AI 2.0 — как Figma, только с мозгами
В то время как дизайнеры по всему миру всё ещё вручную протаскивали кнопки по фреймам, Motiff предложил вариант: напиши в отдельной вкладке на любом языке «сделай мне экран логина в стиле брутализм» — и получи две версии рабочего макета за считанные секунды. Сразу прямо в редакторе. Без сторонних плагинов, без танцев с бубном, безо всякой боли. Встроенный ИИ мог:
нагенерить экраны под задачу,
сделать вариации уже нарисованных решений,
подправить текст, перевести, переписать,
скомпоновать стили и компоненты автоматически,
и даже — внимание! — собрать целую дизайн-систему на основе пары экранов.
Это уже был не клон, а новая эволюционная ветка. Причём Motiff не забывал и про большие команды — с их разработкой, версионированием, переменными, хенд-оффами и прочим великолепием. Всё было — и просто, и знакомо, и невероятно быстро. А ещё — дешевле, чем в Figma. Цена подписки была почти символической, а разработчикам редактор отдавал все спеки в Dev Mode всего за какие-то за $1.
Как в своё время Figma резко превзошла Sketch, так и Motiff ворвался стремительно: на его борту было почти всё тоже самое, разве что кроме плагинов и коммьюнити (но это — дело наживное, всё быстро появилось бы). И Motiff летала по сравнению со становящейся неповоротливой Figma. При этом импорт фигмовских файлов был безупречен: даже очень тяжёлые дизайн-системы импортировались целиком и без косяков. Ну не чудо ли?
Короче: всё выглядело так, будто у Figma появился реальный сильный и дерзкий конкурент. Пусть и молодой, пусть и с экзотическим акцентом.
Но не тут-то было. Figma несколько раз подаёт в суд. И Motiff… сдаётся.
В июне 2025-го в американский суд прилетает иск: Figma обвиняет Motiff в том, что те не просто вдохновились, а прямо-таки скопировали код. Мол, скачали подписку, вскрыли, разобрали и собрали своё. Юридическая риторика — как всегда суха и аккуратна: «использование защищённого кода», «нарушение пользовательского соглашения», «ущерб бизнесу».
Но за всем этим просматривался куда более банальный мотив (ирония судьбы по отношению к Motiff): конкуренция. Figma выходит на биржу с достойной капитализацией. Акции идут вверх. Дилан Филд, генеральный директор и вечный улыбака, потирает руки: вот оно, IPO. И тут же — бац! — под нож пускается потенциальный клон с сильным ИИ и симпатией дизайнерского сообщества. Двух зайцев за один июль...
Motiff попытался договориться. Суд в итоге отложил дело — стороны «пришли к мировому соглашению». Подробности, как водится, не разглашаются. Но результат понятен: Motiff капитулирует.
22 августа 2025 года они официально закрывают редактор. Сервера ещё год будут доступны — чисто на экспорт. А дальше — только плагин в Figma.
Казус Motiff: почему это вообще важно
Потому что это был редкий случай дерзкой альтернативы. Не просто «сделаем свой Notion», а инструмент с претензией на будущее. Пока другие «фигмы-лайт» бредут шагами тяжёлыми, Motiff почти взлетел — быстро, красиво, внятно. С хорошим маркетингом, с ИИ, с пониманием боли дизайнеров. Меньше чем за год он стал главной угрозой монополии Филда.
Но у рынка свои правила. Стоит тебе вынырнуть слишком стремительно — и вместо признания ты получаешь повестку. Не важно, насколько ты хорош, насколько умны твои решения и насколько вдохновлены твои пользователи. Если ты пересёк невидимую черту — готовься: тебя встретят не аплодисментами, а адвокатами.
В результате мы теряем не просто ещё один удобный редактор. Мы теряем веру в то, что у интерфейсного дизайна вообще может быть другой путь — более лёгкий, разумный, человечный. Где не нужно десять плагинов на один экран. Где Figma — не догма, не монополия, не единственно возможный сценарий.
Что теперь?
Motiff будет всё-таки жить. В виде плагина. Внутри той самой Figma. Ирония? Да. Символизм? Более чем.
ИИ-фичи, интерфейс, подход — всё, что делало Motiff удобным, станет частью экосистемы конкурента. Победа? Только для Figma.
А нам остаётся лишь грустно кивнуть — и снова открыть Figma, где теперь, возможно, поселится плагинчик с надписью Motiff AI. А, быть может, какая-то мощная компания (те же Figma, или Adobe, или Canva, да или какой-нибудь внезапный Corel) прикупит сингапурский стартап, и все наработки этих смельчаков станут нативной частью другого редактора.
Теперь внимание всего рынка смещается в сторону Pixso — китайского аналога, который готовится к международному запуску версии 2.0 уже в августе. Только вот в отличие от Motiff, за Pixso стоят намного более серьёзные покровители (Haier и WeChat, например). И если Figma рискнёт бодаться с этим противником, это уже будет совсем другая история.
Motiff был не идеален. Но он был настоящим. И, чёрт возьми, он был дерзким. Спасибо за попытку.
На моём канале осталось несколько постов с исследованием этой удивительной сингапурской жемчужины.
Жаль, что всё закончилось именно так.
Комментарии (2)
Paulster
04.08.2025 08:11Читать нужно под саундтрек бригады. «Дерзкие ребята» оказались банальными ворами, которые прикрутили свистелки к продукту который разрабатывали годами в фигме.
impwx
Пафосометр на этой строчке зашкалил