Я написала и запустила продукт — тренажёр грамматики английского языка. Зачем я это сделала, если уже есть куча приложений, в т. ч. бесплатный в данный момент duolingo?

Если кратко — то я его сделала потому, что лично мне его не хватало! Несколько лет искала простое приложение-тренажёр, с которым можно будет отрабатывать грамматические паттерны языка, где не будет никаких лишних действий и кликов, зато будут изолированные упражнения со множеством повторов и доведение до автоматизма.

Большинство приложений — всё для всех. И грамматика, и лексика, и произношение, и аудирование, всё это помноженное на 20 языков. У меня же сегментация чёткая:

  • Только английский

  • Только грамматика

  • Уровень от Elementary до Intermediate (не нулевой, но и не высокий)

  • Для тех, у кого есть цель в изучении языка, кому нужен результат, а не процесс и геймификация

Последний пункт, по сути, является главным. Из-за такой сегментации я вообще не считаю, что конкурирую с duolingo.

За моим приложением стоит некоторая теория и методология, о которой я и хочу рассказать в данной статье, поговорить про принципы эффективного обучения. И думаю, что это будет интересно всем, кто изучает любой иностранный язык.

Принципы изучения языка

Язык — это навык, а не набор знаний. И принципы его изучения должны быть такие же, как и в тренировке любого другого навыка. Навык должен работать на автомате, а не через осознание, точнее, только так он и может работать. Это хорошо видно на примере слепой печати. Если начать задумываться о том, каким пальцем какую кнопку нажимать, вспоминать раскладку клавиатуры, то навык куда-то исчезает и печатать становится сложно.

Знания добываются и укрепляются через напряжение мозга. Навык (автоматизм) — через расслабление. И это не противоречит тому, что поначалу напрячься придётся. Однако конечная цель в том, чтобы расслабиться, и оно делалось само.

Обычно английский язык учат теми же самыми методами, по тем же принципам, как и другие предметы, например, математику. Но это разные вещи в корне, за знания отвечает «система 2», за навык — «система 1», и подход должен быть разный, чуть ли не противоположный.

Рассмотрим 7 принципов постановки навыка.

1. Изолированные упражнения

Если мы собираемся освоить сложносоставной навык, который состоит из нескольких других мини-навыков, то нужно тренировать их изолированно друг от друга, чтобы вся сложность не перемножалась друг на друга. Если вы учитесь играть на гитаре, то нужно отдельно учить бой, отдельно — аккорды. Не вместе. Сначала одно, потом другое. Пытаясь получить два навыка одновременно, вы не научитесь ни тому ни другому, либо это займёт намного больше времени.

В тренажёрах слепой печати, кстати, так и было. Надо было нажимать 2 буквы (А и О) на скорость до посинения. Помните? Поэтому те, кто хотели научиться слепой печати — те научились. С английским после 10 лет школы почему-то (понятно почему) не срослось у большинства.

Английский — это сложный навык, и тренировать нужно все его части отдельно: лексика, грамматика, аудирование, произношение. После того как эти навыки отработаны отдельно и доведены до автоматизма, то можно идти в «реальную жизнь». Где к этому всему ещё добавится то, что нужно успеть понять мысль, среагировать, подумать, что ответить и выразить это.

2. Множество повторений

Что нужно сделать, чтобы научиться играть на гитаре? Нужно отрабатывать каждый микронавык много-много-много раз, изолированно, со множеством повторений. Много раз сыграть один и тот же бой. Много раз поставить один и тот же аккорд. Не так, что сначала один аккорд, потом второй, потом третий. А 100 раз один, потом 100 раз другой и так далее. После этого можно начать аккорды перебирать. А не с ходу пытаться играть песни и ещё и одновременно петь.

В мозге должны образоваться нейронные дорожки. Они протаптываются, когда много раз идёшь по одним и тем же тропам. С первого прохода нейронная связь не построится. Нужно делать много, скучно, одно и то же. И потом ещё возвращаться и повторять, чтобы эти дорожки не заросли.

Повторения нужно делать до тех пор, пока мозг полностью не отключится от однотипных понятных действий. Должно стать просто и скучно. А не так, что мы одновременно учим все времена, артикли, предлоги, ещё и лексику, и пытаемся услышать, что сказал собеседник и придумать ответ. А ведь именно так происходит на уроках английского и учебниках, каждое следующее упражнение ничуть не проще предыдущего, нет ни изолированности, ни повторений, автоматизмом не пахнет.

3. Быстрая и точная обратная связь

Чтобы навык закреплялся, нужна быстрая обратная связь. Сделали ошибку — система об этом сообщила, вы исправили, снова повторили. Если нет обратной связи, то можно долго делать неправильно и не знать об этом. А потом потребуется ещё больше усилий, чтобы удалить плохие нейронные дорожки и научиться заново.

Положительное подкрепление не менее важно. Если вы делаете всё правильно, но не знаете об этом, сомневаетесь, то мозг напряжён. Это не то, что нам нужно.

4. Что тренируем — то и натренируем

Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Чтобы научиться играть на гитаре, нужно играть на гитаре. Чтобы научиться водить, нужно водить. Если вы тренируете чтение, то вы будете читать. Если тренируете восприятие на слух, то будете хорошо воспринимать на слух. Но говорить не научитесь, потому что не говорили.

Тот, кто занимается упражнениями из серии «собери из готовых слов предложение», тот научится подставлять слова в предложения. Или выбирать их четырёх слов правильный перевод. Осталось понять, зачем это надо, ведь в реальной жизни такие задачи не встречаются.

А знаете, почему существуют такие упражнения? Нет, не для того чтобы вы выучили английский, а чтобы вы могли пользоваться приложением одной рукой, было удобно, вы возвращались и не отменяли подписку.

5. Постепенное увеличение сложности

Надо двигаться от простого к сложному, сложные аккорды создаются из простых. Сложный бой является вариацией простого. Сложное будет наслаиваться, опираться на базу, которая уже выстроена и работает на автоматизме.

Со сложного нельзя начинать. Это стресс, и он отобьёт всё желание. Да и неэффективно это. Бесполезные страдания, за которые не будет никакой награды. Поэтому не нужно погружаться в языковую среду или ходить в разговорные клубы, когда время для этого ещё не пришло.

Может показаться, что здесь есть противоречие с прошлым пунктом, но его нет. Если наша цель — говорить на английском, то это не значит, что нужно сразу идти говорить. Надо сначала подготовиться, выстроить базу: иметь словарный запас, знать грамматику, уметь слышать, не бояться говорить. Без базы разговорный клуб будет стрессом, и результата не принесёт, либо мало.

Нужно обязательно пойти в разговорный клуб! Но потом.

6. Начинаем с важного

Начинать вообще любое дело нужно с самого важного. С того, что принесёт наибольший результат на единицу затраченного времени.

В случае изучения языков — это самые часто использующиеся слова, выражения, самые популярные времена. Развивать мини-навыки в стиле колеса баланса (разностороннего одновременного развития), не забывая опираться на ваши личные цели. Для одного в силу его жизненных задач будет более актуален навык чтения, для другого — письма, для третьего — восприятия на слух.

Изучение базовой грамматики вам хватит в 80% жизненных ситуаций. Можно выразить почти любую мысль, используя 5 времён, для этого не нужно знать 12. Хорошая новость заключается в том, что важное обычно коррелирует с самым простым. Present Simple — самое простое время, и оно же самое часто встречающееся. Базовую грамматику нужно довести до автоматизма, и только после этого переходить к чему-то сложному.

7. Не создаём конфликт

Мозг запоминает всё, что попадает в его поле зрения, даже если информация подана с негативным окрасом. Нейронная связь либо есть, либо её нет. Сила связи между нейронами может быть слабой или сильной, но «отрицательной» не бывает. То есть мозг не запоминает что-то как «неправильное», он просто запоминает факт: это и это слово идут вместе, вот в таком виде.

Поэтому, когда вам где-то встречается ошибочное написание слова или предложения в контексте «запомните, так нельзя», — ваш мозг всё равно запоминает это написание. Если раньше вы про возможность ошибочного варианта даже не задумывались, то теперь будете дольше вспоминать о том, как правильно. Это происходит, когда вы делаете упражнения на исправление ошибки. Они создают конфликт в памяти, а это замедляет реакцию и снижает автоматизм. Такими упражнениями, например, грешит популярный учебник по грамматике Murphy.

Мой продукт

Принципы, перечисленные выше, легли в основу моего тренажёра. Перед тем как его создать, я проанализировала рынок и установила себе все топовые приложения. Почти все они сделаны в разной степени не по канонам постановки навыков, и в них встречаются упражнения из серии "найди ошибку". Для грамматики я хороших приложений вообще не нашла, есть для слов (Lingvist), для произношения (Elsa), есть приложения по изучению английского через видео, музыку и книги.

Но сложилось так не потому, что они глупые, а я умная. Надо понимать, что серьёзные большие приложения создаются для зарабатывания денег на широкой аудитории. И зачастую их KPI несколько противоречат цели аудитории (если эта цель есть). Так же как в приложениях для знакомства цель не в том, чтобы вы нашли свою "любовь" и ушли, а чтобы вы годами продолжали свайпать. Продукт проектируется именно для этого. И справедливости ради,пользователям нужно то же самое, удовольствие от свайпания. Поэтому рынок подстраивается под спрос.

Я же выбрала для себя другой сегмент пользователей, который заведомо меньше. Сегмент тех, кто выбирает не удовольствие от процесса и вечную подписку, а результат. Моя философия такая: я про честность, про эффективность, про уважение к пользователю и его интересам. Моё приложение изначально построено так, что оно ограничено, конечно. Есть определённое количество тем (сейчас их около 200), каждую из которых вы отрабатываете и проходите тренажёр до конца. Это не то, где нужно сидеть годами. Я даже пока не сделала ежемесячных списаний, только разовая оплата на месяц или год. Годовую подписку и вовсе не собираюсь делать регулярной, потому что, очевидно, за год можно всё пройти, и вторая оплата человеку будет не нужна, как в случае если он уже прошёл, так и в случае если забил.

Patternly — это тренажёр для развития навыка грамматики, для тех, кто уже знает базовые слова, но не может говорить свободно. Он помогает довести грамматику до автоматизма через изолированные упражнения, повторения и быструю обратную связь — в отличие от учебников, школ и приложений, которые учат язык как знание, а не как навык.

Если вам близка моя философия и мой подход, у вас уровень A1-B1 и есть цель довести грамматику до автоматизма, то welcome to patternly.ru

Комментарии (17)


  1. LeshaRB
    06.08.2025 20:07

    А есть демо без регистрации?
    Поставил думал потыкать, так сразу регистрироваться надо


    1. annkpx Автор
      06.08.2025 20:07

      Демо пока не сделала, осложняется тем что там есть голосовой ввод => транскрибация, его можно заабьюзить.

      Есть скриншоты https://patternly.ru/blog/filosofiya-i-metodologiya-patternly/#что-предлагает-patternly и здесь https://patternly.ru/course/ содержимое тренажёра, все темы с примерами


  1. kompilainenn2
    06.08.2025 20:07

    Tldr. Ай вант ту мильон долларс


    1. Grey83
      06.08.2025 20:07

      уточните пожалуйста доллары какой именно страны имеются в виду
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Доллар


      1. Newbilius
        06.08.2025 20:07

        Учитывая культурный контекст - очевидно, что доллары США ;)


        1. Grey83
          06.08.2025 20:07

          да фиг знает что за контекст там
          Тут и по статье не понятно какой именно английский имеется в виду: их же больше одного (как минимум британский и североамериканский).


      1. kompilainenn2
        06.08.2025 20:07

        Это фраза из ролика про Бабушку провинциального актера из Камеди, там контекст про Голливуд, соответсвенно - доллары США


        1. Grey83
          06.08.2025 20:07

          ну так не все камеди смотрят (я уже порядка 10 лет, наверное, не смотрю, да и раньше далеко не всё смотрел)


  1. Emelian
    06.08.2025 20:07

    Я написала и запустила продукт — тренажёр грамматики английского языка.

    В принципе, очень круто! Но, к сожалению, лично мне не подойдет, поскольку я не люблю учиться в онлайне, только в оффлайне.

    Несколько лет искала простое приложение-тренажёр, с которым можно будет отрабатывать грамматические паттерны языка, где не будет никаких лишних действий и кликов, зато будут изолированные упражнения со множеством повторов и доведение до автоматизма.

    Ну, а чем не устраивает обычные учебники грамматики? Особенно, если брать продвинутые курсы, со всеми нюансами и подробностями. Там есть всё, что вы перечислили и даже больше. Другое дело, что штудировать подобные самоучители скучновато, нужна особая мотивация.

    Если не нравится бумажный вариант, то есть масса обучающих материалов в электронном виде или в формате видео. Я давно предлагаю, что пора уже вместо «Самоучитель + Аудио» переходить к формату «Самоучитель + Видео». А если еще изучать иностранный язык на иностранном языке, так вообще прикольно будет. Для примера, я сделал первый подобный урок, только для французского языка:

    001-ФранцузскийАлфавит.mp4 : https://disk.yandex.com/i/G4pJZ__AKhtHsw ,
    001-ФранцузскийАлфавит.pdf : https://disk.yandex.com/i/DwEX79lOXZlJyw .

    Принципы изучения языка

    1. Изолированные упражнения

    2. Множество повторений

    3. Быстрая и точная обратная связь

    4. Что тренируем — то и натренируем

    5. Постепенное увеличение сложности

    6. Начинаем с важного

    7. Не создаём конфликт

    У меня тоже есть своя теория изучения иностранного языка. Если кратко:

    1. Эмуляция погружения в языковую среду.

    2. Основное значение имеют только данные и компьютерная программа для работы с ними, в интерактивном режиме, включая звук.

    3. Сами данные это множество фраз и предложений.

    4. Это множество делится на однородные порции данных.

    5. Сложность в порциях данных увеличивается постепенно.

    6. Грамматика должна проявляться в структуре предложений.

    Например, в одной порции вы можете делать акцент на местоимения и простые глаголы, в другой – на род, множественное число и части речи. В третьей – использовать грамматические времена. В четвертой – уделить внимание устойчивым словосочетаниям, продолжать можно бесконечно.

    Естественно, для имитации «погружения в языковую среду» подойдут почти любые данные. Только, рафинированные, высококачественные данные, обработанные профессиональными специалистами, могут существенно сократить время на освоение языка. Так что, я бы именно здесь посоветовал лингвистам и методистам проявить свои творческие способности.

    Таким образом – простая фраза на иностранном языке – основа для его изучения. Но, чтобы это было эффективно, каждая фраза должна быть озвучена и работать с ними желательно интерактивно, в соответствующей обучающей программе.

    Слова, отдельно, учить меньше смысла. Полезны только группы слов на определенные темы, скажем, числа, месяцы, дни недели, цвета, названия стран, профессии, национальности, продукты, животные, растения и так далее и тому подобное.

    Иначе говоря, здесь мы реализуем принцип обучения: «запоминание руками + интерактивный звук». Не зря, ведь в советских ВУЗах, заставляли «конспектировать классиков». Если напишите их слова, то, есть шанс, что-то и запомните. Например, фразы дедушки Ленина: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», которая будет актуальна во все времена или, в вольном перефразе: «Чтобы объединиться, нужно сначала разъединиться!», это просто вечная мудрость. На эту тему и пошутить можно, но не будем отклоняться в сторону.

    Далее, очень важен принцип: «чтение по слогам». Вспомните, как вы учились читать в детстве! Для его реализации можно применять IPA-транскрипцию и слогоделение, как синтаксическое (для слов), так и фонетическое (для транскрипции).

    Ну и, наконец, использовать метод БКП («буквальный контекстный перевод», см. пример в https://habr.com/ru/articles/669178/comments/#comment_24460452 ), который позволяет легко сопоставить слова в оригинальном тексте – их переводу. Тем самым, мы увеличиваем свой словарный запас попутно, в контексте.

    Много времени ушло на реализацию этой концепции, сначала, в виде создания соответствующей программы, а теперь, уходит в виде подготовки полных данных.

    Как показывает опыт, данных должно быть много, на тысячи и десятки тысяч фраз, двигаясь от простых к сложным. В день можно спокойно набирать, допустим, по сто фраз и повторять, громко, их озвучку. Одно это уже дает эффект, сужу по себе, хотя в моем возрасте язык редко, кто учит.

    Пример последней версии программы и данных к ней можно посмотреть в моей статье: «Роль данных при изучении иностранного языка», в https://habr.com/ru/articles/930868/ .

    По крайней мере, я уже начинаю различать больше слов и простых фраз в живой речи носителей, а моя задача – понимать их целиком и полностью…

    P.S. Насчёт «напряжения» и «расслабления», согласен с вами. Когда вы даже просто набираете фразы руками (со временем, это делается с удовольствием и легко), слушаете их озвучку и, хотя бы, иногда повторяете ее вслух, то, даже только это, даже без особого желания запомнить их, дает определенный эффект. Например, у меня есть вспомогательная (неопубликованная) программа «МедиаТекст», скриншот которой можно посмотреть в http://scholium.webservis.ru/Pics/MediaText.png , для подготовки данных к обучающей программе. Так вот, там я не ставлю целью ничего запомнить, только скопировать данные, но, тем не менее, какой-то процент их, всё равно, запоминается.

    Тоже касается обратной связи, контроль ввода данных присутствует, что позволяет, параллельно, учиться быстрой печати на разных языках.