Прошло почти три года с тех пор, как США стали инициатором бума в области искусственного интеллекта, и большая часть мира до сих пор пытается догнать их. Однако только одна страна, Китай, приближается к тому, чтобы составить конкуренцию США в разработке ИИ.
Китайские компании, такие как DeepSeek, Alibaba Group Holding Ltd и Moonshot, создали ИИ-модели, которые почти сравнялись по возможностям с ведущими системами американских компаний. Этому способствовало то, что китайское правительство сделало лидерство в ИИ национальным приоритетом. В ответ на это страна разрабатывает пакет щедрой государственной поддержки и создает сеть взаимосвязанных центров обработки данных по всей стране.
Восхождение Китая вызвало тревогу в Силиконовой долине и Вашингтоне. Чтобы сохранить лидерство, администрация Трампа в июле представила план действий в области ИИ, который призывает к сокращению бюрократических препонов для строительства новых ИИ-центров обработки данных и обеспечения их необходимыми ресурсами. «США сделают все возможное, чтобы возглавить мир в области искусственного интеллекта», — заявил президент Дональд Трамп в своем выступлении.
Исход этого противостояния может определить, какая страна станет настоящей технологической сверхдержавой 21 века.
Технология
США стали лидером в области искусственного интеллекта, совершив ключевые прорывы, которые определили текущую эпоху ИИ. Американские компании стали пионерами в разработке передовых вычислительных чипов и крупных языковых моделей, лежащих в основе современных генеративных чат-ботов. Компании, такие как OpenAI Inc. и Google, входящая в Alphabet Inc., также продемонстрировали ИИ-системы, которые имитируют человеческие процессы рассуждения и могут генерировать видео, изображения и аудио. Они также создали так называемых агентов, предназначенных для выполнения все более сложных задач от имени пользователей.
Китайские технологические компании быстро последовали их примеру, что показывает, как стремительно эти технологические достижения становятся массовыми. Столкнувшись с ограничениями в доступе к американским чипам, китайские компании разработали ИИ-модели, которые способны выполнять более сложные задачи с меньшими вычислительными мощностями. Что более важно, они приняли стандарты с открытым исходным кодом, что делает их ИИ-продукты доступными для всех желающих, в отличие от проприетарных систем, предпочтительных для ряда ведущих американских компаний. Китай заполоняет мировой рынок этими платформами, в то время как OpenAI, Anthropic и другие компании взимают сотни долларов в месяц за доступ к своим закрытым моделям высокого уровня, стремясь покрыть огромные затраты на разработку ИИ.

Наступление Китая в сфере открытого исходного кода отражает стратегический выбор пожертвовать краткосрочными прибылями ради обеспечения глобального принятия китайского ИИ. В 2020 году в 14-м пятилетнем плане развития Китая была подчеркнута поддержка технологий с открытым исходным кодом. Хотя Пекин не издавал прямых указаний о необходимости следовать этому пути, такая стратегия возникла как результат сложного взаимодействия рыночных стимулов и государственных приоритетов. Менеджеры китайских ИИ-стартапов заявляют, что открытый исходный код — это самый быстрый путь для выхода на новые рынки и конкуренции с американскими моделями.
В своем плане действий Белый дом поощряет развитие открытых моделей, указывая на их потенциал стать глобальными стандартами в бизнесе и академических исследованиях. По этой причине, говорится в плане, они имеют также геостратегическую ценность. После того как компания DeepSeek потрясла мировой рынок выпуском своей модели R1 в январе, утверждая, что ее создание обошлось значительно дешевле, чем ведущие американские платформы, руководство OpenAI заявило, что компании нужно пересмотреть свою стратегию открытого исходного кода. В августе OpenAI выпустила пару открытых и свободно доступных ИИ-моделей.

Государство
В обеих странах искусственный интеллект — это не просто экономический и политический приоритет, но и важнейший элемент национальной обороны, который служит для расширения мягкой силы на международной арене.
«Мы хотим, чтобы мир строился на американской технологической платформе, а не на китайской или какой-то другой», — сказал вице-президент США Джейди Вэнс на мероприятии по ИИ в Вашингтоне в конце июля.
Президент Китая Си Цзиньпин заявил, что ИИ не должен быть игрой богатых стран, намекая на прибыльно ориентированный подход США к искусственному интеллекту. 26 июля премьер Китая Ли Цянь объявил о создании международного органа, который будет следить за тем, чтобы ИИ не стал привилегией лишь нескольких стран. Он сделал это заявление на Всемирной конференции по искусственному интеллекту в Шанхае, где ИИ был представлен как общественное благо, а несколько сессий были посвящены установлению глобальных стандартов и принципов управления этой отраслью.
Пекин двигается с головокружительной скоростью, вводя уроки ИИ в начальных школах, создавая венчурный фонд для инвестиций в технологии и позволяя государственным компаниям внедрять ИИ-сервисы для различных функций, включая наблюдение за общественными пространствами и цифровые финансы. Централизованная политическая система Китая требует от разработчиков ИИ приоритетного внимания к общественной стабильности и цензуре определенных результатов. Например, DeepSeek ограничивает ответы на вопросы по темам, которые в Китае считаются чувствительными, таким как подавление про-демократических протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году и движение за независимость Тайваня, который Китай считает утерянной территорией.
В то же время США также стремятся пересмотреть определенные аспекты свободы слова в ИИ-системах. В июле Трамп подписал исполнительный указ, в котором компании с государственными контрактами — фактически все крупные ИТ-компании — обязаны продемонстрировать, что они не манипулируют ответами в пользу идеологических догм, таких как DEI (разнообразие, равенство и инклюзивность), среди прочих положений. Пока неясно, как разработчики будут доказывать, что их системы свободны от терминов и точек зрения, которые Трамп считает неприемлемыми.
Дебаты о интеллектуальной собственности, алгоритмической предвзятости и рисках безопасности, связанных с ИИ, разворачиваются в американских судах, офисах и публичных форумах. Принцип добросовестного использования, закрепленный в законодательстве США, позволяет в определенных случаях использовать книги, новости, тексты песен и другие материалы, защищенные авторским правом, без оплаты их создателям. Однако применим ли этот принцип к разработке ИИ, остается юридической серой зоной. Ведущие разработчики, такие как OpenAI и Anthropic, вовлечены в растущий список судебных исков по авторским правам от медиа-компаний, авторов и художников, чьи материалы они используют для обучения ИИ-моделей.
Законодательная база Китая в области ИИ и авторских прав также меняется. Были судебные разбирательства по поводу использования контента, собранного с потоковых сервисов, платформ для обмена онлайн-видео и других источников. Однако было мало обязательных решений, наказавших китайское сообщество ИИ за нарушение авторских прав. Судебные органы страны постановили, что использование защищенного авторским правом материала для обучения ИИ-моделей является временным воспроизведением, которое не нарушает законы Китая, если этот материал не используется в своей оригинальной форме.

Некоторые ведущие американские разработчики, включая OpenAI, призвали администрацию Трампа освободить их от государственных законов, которые делают доступ к защищенным авторским правом произведениям более рискованным. «Если разработчики Китая имеют неограниченный доступ к данным, а американские компании остаются без доступа по принципу добросовестного использования», — заявили в OpenAI, — «то гонка за ИИ фактически завершена».
Штаты США внедрили разрозненные регулирования в области ИИ, стремясь сделать эту технологию более безопасной — но, как утверждают технологические руководители, это может замедлить ее развитие. План действий Трампа в области ИИ сопровождается угрозой приостановить определенные средства для тех штатов, которые вводят обременительные правила для новой технологии.
Деньги
DeepSeek показала, как можно развивать ИИ более эффективно с точки зрения затрат. Однако создание и поддержка ИИ-сервисов все еще обходятся очень дорого.
В США стартапы в сфере ИИ привлекли более 100 млрд $ в первом полугодии 2025 года, по данным PitchBook. А вот четыре гиганта — Google, Microsoft и Amazon — собираются потратить больше 344 млрд $ в 2025 году, и большая часть этих средств уйдет на строительство дата-центров, которые необходимы для работы ИИ-моделей.

В десятилетие, предшествующее буму ИИ, венчурный капитал, поддерживаемый китайским правительством, вложил примерно 912 млрд $ в сектора, которые считаются критически важными для развития страны, при этом почти четверть этой суммы пошла на 1,4 миллиона компаний, связанных с ИИ. В этом году ожидается, что капиталовложения Китая в ИИ достигнут 98 млрд $, что на 48% больше, чем в 2024 году, согласно отчету Bank of America. Большую часть из этой суммы — 56 млрд $ — обеспечит правительство, а еще 24 млрд $ — крупные технологические компании, включая Alibaba и Tencent Holdings Ltd. Новый Фонд инвестиций в индустрию ИИ направит 8,2 млрд $ в проекты на ранних стадиях. Провинциальные правительства ведут гонку за привлечение ИИ-стартапов, предлагая субсидии, гранты и жилье, чтобы заманить предпринимателей и экспертов в области ИИ.
Кадры
На протяжении десятилетий США доминировали в области ИИ, привлекая исследователей, программистов и ученых со всего мира. Важнейшая работа Google 2017 года Attention Is All You Need, которая стала основой для современных генеративных ИИ-продуктов, была написана восемью авторами, шестеро из которых родились за пределами США. Двое других — иммигранты.
Это не исключение. В США 60% ведущих компаний в области ИИ имеют хотя бы одного иммигранта среди своих основателей, а 70% студентов, обучающихся по направлениям, связанным с ИИ, — международные студенты. Однако эта талантливая воронка может быть нарушена из-за ужесточения визовой политики, политических изменений и нестабильного федерального финансирования исследований.
Китай, который долгое время страдал от утечки мозгов, теперь активно работает над исправлением ситуации. Запущенная в 2008 году программа Тысяча талантов в последние годы была переименована в новые инициативы, такие как программа Цимин. Она вернула более 7000 ученых и предпринимателей, многих из которых обучали за рубежом, обратно в китайские лаборатории и университеты.
Пока некоторые американские компании предлагают топовым исследователям ИИ зарплаты более 100 млрд $, Китай делает акцент не только на деньгах, но и на патриотизме.
Инфраструктура
Китай создал мощную экосистему ИИ, основанную на огромных, курируемых государством пулах данных, собранных из различных источников, включая социальные сети, видеонаблюдение и финансовые транзакции. Также страна активно развивает обширную сеть дата-центров, все больше работающих на возобновляемых источниках энергии.
Закрытый и цензурируемый интернет Китая представляет собой потенциальный недостаток, поскольку наборы данных, используемые для обучения китайских ИИ-моделей, скорее всего, будут неполными или предвзятыми, что может привести к неточным результатам. Это может стать дополнительным стимулом для того, чтобы сделать упор на модели с открытым исходным кодом: их легче адаптировать пользователям по всему миру для дополнения и улучшения их наборов данных, что делает модели более точными для выполнения специфических задач.
Более серьезной проблемой для Китая является отсутствие передовых чипов для ИИ. Экспортные ограничения, инициированные США, ограничили доступ Китая к топовым процессорным блокам для ИИ от Nvidia, расположенной в Санта-Кларе, Калифорния, что побудило Пекин усилить внутреннее производство. Чипы от китайских гигантов, таких как Huawei Technologies и Semiconductor Manufacturing International Corp., не так эффективны, как Nvidia Hopper и Blackwell в обучении более сложных моделей, но они хороши для множества случаев и все чаще используются для работы ИИ-систем и приложений. Huawei также ограничена в объемах производства по сравнению с Nvidia, но компания быстро наращивает масштабы.

Возможно, для китайских разработчиков есть другие обходные пути. Официальные лица США расследуют, использовала ли компания DeepSeek схемы для обхода экспортных ограничений, приобретая запрещенные чипы Nvidia через третьи лица в Сингапуре.
В США ведущие технологические компании инвестируют в все более крупные дата-центры, наполненные тысячами чипов Nvidia для обучения и эксплуатации более сложных ИИ-моделей. В первые дни после возвращения в Белый дом Трамп поддержал совместное предприятие OpenAI, Oracle Corp. и японской компании SoftBank Group Corp., которое намерено инвестировать до 500 млрд $ в физическую инфраструктуру для поддержки ИИ. План действий в области ИИ также предусматривает ускорение получения разрешений для дата-центров и использование новых источников энергии для их питания.
США ограничены устаревшими энергосетями. В 2024 году Китай добавил 429 гигаватт новой генерации — это значительно больше, чем в США. Некоторые лидеры отрасли, включая OpenAI, призвали США предпринять дополнительные шаги для увеличения объема доступной энергии для дата-центров ИИ, включая более решительные меры для увеличения ядерной мощности. «Сейчас просто недостаточно энергии», — сказал в 2024 году генеральный директор Amazon Энди Джасси.
Участники игры
OpenAI стала инициатором бума генеративного ИИ с запуском ChatGPT и остается самой известной лабораторией ИИ в США, если не в мире. Другими ведущими разработчиками ИИ в стране являются пионер ИИ Google, а также Anthropic и xAI — стартап Илона Маска.
Китайский рынок ИИ контролируется сочетанием крупных интернет-компаний — Baidu, Alibaba и владельца TikTok Bytedance Ltd. — а также восходящих звезд, таких как Zhipu и Moonshot. ИИ-системы Baidu Ernie и Alibaba Qwen сократили отставание от американских платформ в таких областях, как рассуждения и программирование. DeepSeek может решать сложные текстовые задачи, а Zhipu способна генерировать короткие видео, при этом результаты оказываются сопоставимыми с любым сервисом из США. Китайский стартап Manus привлек внимание мирового сообщества, запустив универсального ИИ-агента, который может создавать таблицы и проводить исследования для пользователей, подобно инструментам от OpenAI и других.
Технологические руководители США говорят, что китайские коллеги все еще пытаются догнать их, по крайней мере, на данный момент. На различных лидербордах, включая Chatbot Arena и Humanity’s Last Exam, модели американских компаний по-прежнему занимают верхние строчки. В частности, Humanity’s Last Exam был разработан исследователями безопасности ИИ и содержит тысячи вопросов, чтобы протестировать, как наиболее продвинутые ИИ-системы справляются с математикой, наукой и другими предметами. На середину 2025 года только три компании преодолели 20% точности на тесте: OpenAI, Google и xAI. DeepSeek набрал 14%, а версия Qwen — 11%.
«Очень трудно сказать, насколько далеко мы впереди», — сказал генеральный директор OpenAI Сэм Альтман на слушаниях в Вашингтоне в мае. «Но я бы сказал, что не на много».
Комментарии (4)
novoku
17.08.2025 15:13Понятно, что ведущие позиции в ИИ это своего рода задел на будущее и все ждут когда количество перейдет в качество, или возможно нейросеть нащупает, что то принципиально новое, чего пока не видно..
drWhy
17.08.2025 15:13"использование защищенного авторским правом материала для обучения ИИ-моделей является временным воспроизведением, которое не нарушает законы Китая, если этот материал не используется в своей оригинальной форме"
«Если разработчики Китая имеют неограниченный доступ к данным, а американские компании остаются без доступа по принципу добросовестного использования», — заявили в OpenAI, — «то гонка за ИИ фактически завершена».
Энди Вейр, "Проект Аве Мария".
Человейничество столкнулось с реальной угрозой. Подумало по-умному. И отправило своих лучших сынов. Придав им заметное ускорение и библиотеку знаний невзирая на копирастию впридачу.Заигрывания с авторским правом на знания - детская болезнь, перерастём. Ну или нет.
"Это не исключение. В США 60% ведущих компаний в области ИИ имеют хотя бы одного иммигранта среди своих основателей"
Как и в других областях. И не только основателей. Весьма разумный подход.
Но "уроки ИИ в начальных школах", пожалуй, тоже сильный ход.
PaulIsh
Из статьи можно сделать вывод, что страны готовы тратить без особых ограничений. Раз они в гонке, то хотят получить какой-то приз за первенство в чем-то, чего еще никто не достиг, но в чем каждый уверен. Возможно, они бегут за AGI? А поскольку вкладываются в стартапы, то ищут новые идеи и запас времени еще есть.