Сетевой нейтралитет — это не только технический или академический концепт, а часть сложной правовой и политической истории, где ключевую роль играют законы, интерпретации Federal Communications Commission (FCC, Федеральная Комиссия по связи) и решения судов. За красивыми фразами об «открытом интернете» стоит длительная борьба за формулировки и полномочия, и чтобы понимать суть споров, важно видеть контекст — историю законодательства и юридических классификаций.

Меня зовут Ольга Макарова, я директор департамента коммерческого управления ресурсами технического блока МТС. Вы читаете второй материал из цикла «Сетевой нейтралитет: не совсем то, что так называют». Я расскажу, как академическое понятие превратилось в юридическую категорию, к каким важным определениям и тезисам пришло американское законодательство.

Происхождение термина «сетевой нейтралитет»

Впервые это определение было предложено профессором Колумбийского университета Тимом Ву, автором книги «Главный рубильник» (The Master Switch). По мнению Ву, сетевой нейтралитет — это обеспечение всеми провайдерами услуг широкополосного доступа в интернет и магистральными (backbonе) операторами требуемой скорости и качества доступа абонентов и пользователей к любому ресурсу или сервису в интернете, независимо от типа и объемов трафика.

Ву считал, что поставщики услуг могут стать «привратниками» свободного и открытого интернета для своих абонентов и пользователей, предлагая им разные скорость и качество доступа к разным сервисам. Термин «привратник» получил широкое распространение как в текстах судебных решений, так и в документах Федеральной Комиссии по связи США.

Ву предлагал рассматривать такие действия как нарушение сетевой нейтральности, ограничивающие дальнейшее развитие интернета с его ключевыми ценностями: глобальностью, открытостью, доступностью, функциональной совместимостью.

Тогда «сетевой нейтралитет» в большей степени был академическим термином. Усилиями СМИ он стал широко использоваться при обсуждении взаимодействия участников и бизнес-моделей интернет-рынка. Затем его начали применять американские судьи при рассмотрении обращений и формировании решений, связанных с правилами, которые то устанавливались, то отменялись FCC.

Закон прежде всего…

В 1934 году появился первый закон в области связи в США — Закон о коммуникациях 1934 года (The Communications Act, 1934). В соответствии с его положениями как раз была создана FCC, которая должна была централизованно осуществлять надзор и нормативное регулирование сферы связи, в том числе порядка оказания услуг, присвоения частот, тарифных ставок на телекоммуникационные услуги и пр.

Комиссия могла мониторить действия законодательства о связи в США, интерпретировать его положения и устанавливать соответствующие нормативные рамки порядка функционирования рынка коммуникаций. Массовое распространение компьютеров привело к появлению сетей с новыми технологическими параметрами. Такой тип коммуникации в законодательстве США был определен как Information Utility. Для оценки сложности регулирования новых технологий FCC инициировала исследовательскую программу Computer Inquiry. В рамках ее программы было проведено три исследования:

  • I Computer Inquiry в 1966 году;

  • II Computer Inquiry в 1980 году;

  • III Computer Inquiry в 1985 году.

Результаты второго и третьего исследования легли в основу изменений и дополнений к Закону о коммуникациях 1934 года, которые получили название Закона о телекоммуникациях 1996 года (Telecommunication Act, 1996).

На тот момент интернет был развит слабо, но новый закон установил, что интернет и иные интерактивные компьютерные услуги развиваются на благо всех американцев при минимальном государственном регулировании.

Эволюция нормативно-правовой базы регулирования телекоммуникаций в США

Результаты исследования Computer Inquiry лишили администрации штатов прав на регулирование коммуникационных услуг из-за недостатка их компетенций. Эти требования были оспорены рядом штатов в судебном порядке. Решение Апелляционного суда 9-го Округа штата Калифорния подтвердило право штатов определять нормативные и прецедентные регуляторные параметры в сфере телекоммуникаций. За Комиссией же сохранялась роль федерального органа с правом интерпретировать законодательство и осуществлять нормативное регулирование.

Закон о коммуникациях 1934 года был разработан для регулирования естественной монополии AT&T, а Закон о телекоммуникациях 1996 года — для вывода отрасли из этой монополии в конкурентное будущее. Таким образом, несмотря на то, что цели принятия каждого закона были диаметрально противоположными, Закон 1996 не отменял, а только дополнял действие Закона 1934 года.

Поправки в интересах органов национальной безопасности, правоохранительных органов и разведывательных служб были внесены после принятия Закона о содействии правоохранительным органам в области коммуникаций (CALEA, The Communications Assistance for Law Enforcement Act, 1994) и Закона об объединении и укреплении Америки путем предоставления соответствующих инструментов, необходимых для пресечения терроризма (The USA Partriot Act, 2001), принятого после терактов 11 сентября 2001 года.

Кроме Закона о коммуникациях 1934 года с поправками от 1996 года, существует Кодекс Соединенных Штатов Америки (United States Code,US Code). Это сводная кодификация федеральных законов США. Издается управлением по законодательству Палаты Представителей конгресса США. Он содержит 54 раздела (Title), и номер 47 как раз посвящен телекоммуникациям. Для исследования вопросов сетевого нейтралитета нам понадобится углубиться в упомянутые документы.

Юридические определения и классификации субъектов и услуг в телекоммуникационной сфере США

Телекоммуникация

Это передача пользователем информации между указанными пунктами без изменения формы или содержания отправляемой и получаемой информации.

Телекоммуникационная услуга

Это предложение телекоммуникаций физическим и юридическим лицам или таким категориям пользователей, которые обеспечивают доступ к телекоммуникациям, независимо от того, чьи ресурсы они используют.

Информационная услуга

Предоставление возможности генерировать, приобретать, хранить, преобразовывать, обрабатывать, извлекать, использовать или предоставлять информацию посредством телекоммуникаций. Она включает электронную публикацию и не может быть использована для управления, контроля или эксплуатации телекоммуникационной системы или управления телекоммуникационной услугой.

Оператор телекоммуникаций

Законодательство США признает таковым любого поставщика телекоммуникационных услуг, за исключением агрегаторов. В соответствии с законодательством он должен рассматриваться как общественный перевозчик (common carrier). Под это определение в США попадают компании грузопассажирских перевозок, пароходство, железные дороги, владельцы или операторы сетей связи общего пользования.

Оператор телекоммуникаций должен рассматриваться как оператор сети связи общего пользования только в части оказания им телекоммуникационных услуг.

Разграничение между операторами коммерческих и частных услуг мобильной связи

Оно описывается в разделе 332 Title 47 US Code.

Лицо, занимающееся предоставлением коммерческой мобильной услуги, должно рассматриваться как оператор сети связи общего пользования, за исключением положений подраздела II настоящей главы, которые Комиссия может определить посредством постановления как неприменимые к этой услуге или лицу.

Положения раздела II определяют, что лицо, занимающееся предоставлением частной мобильной услуги, не должно рассматриваться как оператор сети связи общего пользования.

Таким образом, услуги подвижной радиотелефонной связи в США делятся на два класса:

  • Коммерческие мобильные услуги, включающие передачу голоса. Они регулируются так же, как и телекоммуникационные услуги.

  • Частные мобильные услуги, в которые входит передача данных. Они не регулируются по аналогии с информационными услугами. 

Важные следствия разделения телекоммуникационных и информационных услуг

Главное отличие этих двух видов услуг заключается в том, что при телекоммуникационной услуге передача информации между точками, указанными пользователем, ее обработка, хранение, извлечение и предоставление не осуществляются. Этот тезис будет использоваться в качестве аргумента в споре о классификации провайдеров широкополосного доступа в интернет.

Другой важный тезис: информационная услуга не может быть использована для управления, контроля или эксплуатации телекоммуникационной системы или управления телекоммуникационной услугой.

В соответствии с законодательством о связи в США оператор телекоммуникаций обязан: взаимодействовать напрямую или через третьи лица с объектами и оборудованием других операторов, обеспечивать возможность предоставления своих услуг людям с особыми потребностями и содействовать недискриминационному доступу пользователей и поставщиков коммуникационных продуктов и услуг к сетям связи общего пользования.

Содействие недискриминационному доступу подразумевает:

  • скоординированное с операторами связи и другими поставщиками телекоммуникационных услуг планирование и проектирование сетей связи общего пользования; 

  • организацию взаимодействия сетей связи общего пользования от разных операторов для предоставления телекоммуникационных услуг; 

  • обеспечение возможности пользователям и поставщикам информации беспрепятственно и прозрачно передавать и получать данные между сетями связи и через них.

Роль FCC

Полномочия FCC по установлению правил недискриминационного доступа и контролю за их соблюдением распространяются только на операторов телекоммуникаций (операторов связи в терминах российского законодательства). А на провайдеров информационных услуг, на операторов услуг частной мобильной связи они не действуют.

В отношении операторов телекоммуникаций FCC уполномочена:

  • устанавливать процедуры надзора Комиссии за координацией сетевого планирования телекоммуникационными операторами для обеспечения эффективного взаимодействия сетей связи общего пользования;

  • поощрять развертывание на разумной и своевременной основе передовых телекоммуникационных возможностей для всех американцев (включая начальные и средние школы) путем регулирования цен;

  • стимулировать конкуренцию на местном рынке телекоммуникаций;

  • использовать иные методы регулирования, которые устраняют барьеры для инвестиций в инфраструктуру.

А что дальше?

В следующих материалах цикла я покажу, какую юридическую изворотливость проявляла FCC начиная с 2010 года. В это время в ответ на рост напряженности в отношениях между участниками интернет-рынка Комиссия несколько раз безуспешно пыталась ввести Правила открытого интернета, которые СМИ окрестили Правилами сетевого нейтралитета. 

Также я расскажу, какие доказательства своих полномочий на введение таких правил FCC искала в недрах раздела 706 Закона о телекоммуникациях 1996 года и сколько раз суд не принимал эти доказательства из-за их неполноты. 

Полный список всех материалов (обновляется по мере их выхода):

Комментарии (0)